Конспект вводного урока в 6 классе «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vvodnogo_uroka_v_6_klasse_1.rar | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект вводного урока в 6 классе
«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Конспект урока разработала:
Степанова Элада Георгиевна, учитель МБОУ
«Болдыревская ООШ»
Родионово-Несветайский район
2016 г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.
Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.
Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Цели урока:
предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: традиционный
Ход урок
- Приветственное слово учителя
- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения учителем.
Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.
- Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
- Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
- Язык помогает нам общаться друг с другом!)
- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
- Мотивация учебной деятельности.
- Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
- А сколько языков в нашем регионе?
- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
- Сколько таких разновидностей они нам показали?
(Вариант: проецирование схемы на доску).
- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
(Диалекты)
-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности.
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
- Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
(Жаргоны)
- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.
(Литературный язык)
5. Работа с учебником.
Упражнение 2.
- Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?
- Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов (работа в группах).
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
- Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)
- Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
- Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)
- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
- Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)
- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста.
- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи. (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).
Функции языка и речи.
Язык | Речь |
|
|
- А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
- Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
- Подберите прилагательные к слову речь.
- (Образная, выразительная, правильная).
4.Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
V.Домашнее задание (дифференцированное).
1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
- «Как нужно общаться со своими ровесниками?»
- «Как нужно общаться со взрослыми?»
- «Как нужно общаться с родителями?»
- «Как нужно общаться с учителями?»
- «Как нужно общаться с близким другом?»
- «Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»
2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).
VI. Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.
Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.
Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Правописание не с разными частями речи (повторение)".
Презентация содержит теоретический материал для повторения и задания по темам, изученным в средней школе. Последние слайды презентации - задания ЕГЭ, соответствующие пункту 6.11. "Слитное и разде...
План – конспект вводного урока английского языка 2 классы
План – конспект урока английского языка 2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...
Конспект вводного урока по французскому языку в 5 классе: "Здравствуй, Франция! Французский алфавит!"
Автор:Фирсова Мария Сергеевна, учитель французского и английского языков,МОУ Кабановская СОШ.Предлагаю Вашему вниманию конспект вводного урока по французскому языку в 5 классе: "Здравствуй,Франци...
План-конспект вводного урока. 5 класс, Французский язык. Второй иностранный язык.
laquo;Bonjour, La France!», «Здравствуй, Франция!"...
Конспект вводного урока по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель: сформировать у обучающихся представления о родной литературе (русской) в контексте этнокультурного образования....
Урок русского языка в 7 классе на тему «Наречие как часть речи. Повторение» с применением информационных технологий.
Цель урока повторить морфологические признаки наречия, закрепить все виды орфограмм по теме «Наречие», подготовиться к контрольному тестированию. работать над развитием речи учащихся, разв...