Разработка урока по теме "Словообразование. Орфография" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок проводится с целью обобщеня и и расширения знаний по данной теме; совершенствования навыков морфемного и словообразовательного разбора; орфографических навыков в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 6 классе на тему: « Словообразование. Орфография»
(с использованием структур сингапурской методики)
Цели:
- обобщить и расширить знания по данной теме;
- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.
- воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
Оборудование: карточки, перфокарты, тесты, листы самооценки.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Ребята, я очень рада войти в ваш дружный класс, а знания сегодня вам награда, а также оценки в дневники и журнал.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его и произведите синтаксический разбор (человек, в, слова, разбираться, грамотный, должен, структуре)
(Грамотный человек должен разбираться в структуре слова
3. Сообщение темы.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Словообразование». Запишите число и тему урока.
Давайте попробуем определить цели нашего урока. (Учащиеся формулируют цели)
У каждого на парте лежит листок самооценки. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, будете выставлять оценки за каждый вид работы.
Микс - фриз – груп (объединяются в группы, количество зависит от ответа на вопрос Сколько девочек в подгруппе? (4))
4. Повторение теории.
Сингл раунд робин (однократный, учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз)
Учитель задает вопросы и дает время подумать. 4 ученика в команде по очереди отвечают по одному разу.
- Назовите значимые части слова.
- Какую роль они выполняют?
- Укажите известные вам способы образования слов.
5. Закрепление изученного.
Морфемный и словообразовательный разбор.
- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.
Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….
( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.
Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)
Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.
(Слова записаны на доске, один ученик работает у доски)
прибежать
подсвечник
нефтепровод
зайчик
(Самопроверка с доски)
Сложносокращённые слова.
- Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова? Отвечает стол №…, участник под № ….
- Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. (Устная работа)
Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС. Отвечает стол №…, участник под № ….
- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?
Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….
(Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).
-Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок. Отвечает стол №…, участник под № ….
(Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-)
- Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-?
Отвечает стол №…, участник под № ….
Физкультминута. Все поднимаются, задвигают стулья. Учитель помогает расслабиться
Учитель:
У каждого человека есть своя звезда, так давайте потянемся к своей звезде и приветственно помашем космосу! (Учитель благодарит учеников, ученики садятся на свои места)
Графический диктант
- С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»?
(Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР - ЗАР)
- Расскажите о правописании этих корней.
- Какие ещё корни с чередованием мы знаем?
Перед вами линокарта.
а | . | . | . | . | ||||||
о | . | . | . | . | . | . | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Я называю слова, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите точку в соответствующей строке.
- загорать
- касательная
- зорька
- выращенный
- пригорело
- прикосновение
- зарница
- сгорели
- загар
- росток
Самопроверка. Самооценка. У кого получилось две буквы М, тот сделал всё верно.
Тест.
- А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест. Самопроверка.
Выставление оценок за урок.
Обобщение.
- Что мы сегодня повторили на уроке? Над чем стоит ещё поработать?
- В чём возникают трудности?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Домашнее задание.
Стр.80 контр. задания и вопросы.
(учитель просит девочек создать внутренний круг, мальчиков – внешний круг)
Учитель: Дорогие ребята, я вас благодарю за интересную работу. Светит солнце. Порадуемся жизни, друг другу за окном, мирному небу и осеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!
Приложение1
Листок самооценки.
Фамилия, имя ________________
№ | Вид работы | Оценка |
1 | Синтаксический разбор предложения | |
2 | Теоретический уровень | |
3 | Морфемный и словообразовательный разбор | |
4 | Перфокарта. Приставки ПРЕ- и ПРИ- | |
5 | Графический диктант. Корни с чередованием | |
6 | Тест | |
Итоговая оценка |
Приложение1
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
- Словообразование как раздел науки о языке изучает…
а) звуки речи;
б) значимые части слова и способы образования слов;
в) словосочетания и предложения;
2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…
а) суффикс б) приставка в) корень
3. В каком случае пишется С на конце приставки.
а) ра…будить б) во…гордиться в) ра…писание
4. В каком слове пишется буква А?
а) прил…гательное б) сл…жение в) предпол…жение
5. В каком слове пропущена буква О?
а) выр…щенный б) зар…сли в) р…стение
6. В каком слове пропущена буква Ё?
а) ш…пот б) крыж…вник в) ш…рох
7. В каком слове пишется буква Ы?
а) ц…фра б) ц…ганский в) милиц…я
8. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний, предвечерний, разбежка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-10052-1510918260.jpg)
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69923.jpg)
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/10/picture-76889.jpg)
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-122669-1350484755.jpg)
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278054-1375618209.jpg)
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...