Это удивительное имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Неизменяемые существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 77 КБ |
Индивидуальная карта поурочного контроля | 32 КБ |
Домашнее задание для 1 группы | 26 КБ |
Презентация к уроку | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме “Неизменяемые существительные”
Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский
Цель урока:
1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя существительное”; повторение знаков препинания в простом предложении;
2) повторение теоретических понятий по теме « Имя существительное» и известных сведений по синтаксису и пунктуации;
3) воспитание интереса к урокам русского языка;
4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию изучения русского языка.
Задачи:
- вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока «неизменяемые существительные»,
- развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введении новых знаний;
- формировать творческие способности через разнообразные виды деятельности;
- воспитывать коммуникативные отношения: - ученик – учитель;
- ученик – ученик; работать в группах.
- научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации;
- углубить и закрепить знания учащихся за счет привлечения занимательного материала.
Оборудование к уроку: Презентация, мульмедийный диск «Весёлые уроки радионяни», индивидуальная карта поурочного контроля учащегося.
Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через групповую и индивидуальную формы работы, используя элементы технологии развивающего обучения.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: Урок – погружение в новую тему.
Основной метод: практико-ориентированный и проблемно-поисковый.
Х О Д У Р О К А
1. Орг. момент.
Учитель: - Много слов в русском языке. Многие ученые-языковеды говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. » Чтобы вы вспомнили, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку:
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).
Итак, мы отправляемся с вами «вперёд по морю знаний» в «Это удивительное имя существительное».
Кто-то из мудрых сказал: «Ум – это одежда, которая никогда не износится». Те, кто будет хорошо работать, показывать свои глубокие знания, мы будем отмечать жетонами, а кто больше всех наберёт жетонов, будет удостоен звания «Магистр Морфологических наук».
Чтобы справиться с любыми заданиями, мы начинаем с орфографической разминки.
2. Орфографическая разминка.
Самые опасные – безударные гласные, поэтому нашу орфографическую разминку мы начинаем с них.
Задание:
3-я группа – подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне.
2-я группа - подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне слова.
1-я группа – подчеркнуть слова с непроверяемой безударной гласной.
Обозначить орфограммы.
- Сп__ктакль, ст__дион, ф__стиваль, р__стительность, оч__рование, Р__стов, х__ккей, пл__вчиха, отр__сль, зап__х, к..ток, н__визна, ск__чок, насл__ждение.
- Морфемная разминка.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье.
Может каждый из людей
делать слово из частей.
Мы делать слова не будем, а только определим, каким способом они образованы. Задание:
3-я группа – подчеркнуть слова, образованные приставочным способом.
2-я группа - подчеркнуть слова, образованные суффиксальным способом.
1-я группа – подчеркнуть слова, образованные приставочно - суффиксальным способом. Обозначить морфемы.
Н__терпение, МГУ, п__дросток, юнкор, Пр__морье, н__забудка, шнуроч__к, мужич__к, вуз, груз__ик, ра__чёт, пр__дед, п__друга, н__вольник, сем__на, пр__воз, п__доконник, книг__люб.
- А теперь…
- Синтаксическая минутка.
У каждого слова своё место в предложении. Подчеркнуть, какую синтаксическую роль будут выполнять существительные.
1 группа Воробей весёлая шустрая птичка.
2. группа. В небе засветилась звезда.
3 группа. Река покрылась рябью.
Учитель: - А вот вам ещё предложение. « Я люблю носить одежду в клетку». Каким членом в нём будет « в клетку»?
Я люблю носить одежду в клетку. (Определением).
- Повторение и обобщение изученного.
- Что вы знаете о существительном, явлении языка удивительном?
1) Это самостоятельная часть речи
- Обозначает предмет
- Отвечает на вопросы кто? что? И на другие формы этих же вопросов (кем? чем? кому? чему? и др.)
2) Морфологические признаки:
- собственные и нарицательные;
- одушевлённые – неодушевлённые;
Учитель: - Всё ли верно в схеме? (Снеговик – существительное одушевлённое.)
- Как определяется одушевлённость-неодушевлённость существительных? (По множественному числу: если совпадают формы именительного и винительного падежа – неодушевлённое, если родительного и винительного – одушевлённое).
- Изменяется ли существительное по родам? (Нет, относится к одному из родов: мужскому, женскому или среднему)
5. Физкультминутка.
Мы писали, мы читали, и, конечно же, устали.
Дружно все тихонько встали.
Но физкультминутка у нас тоже будет грамматическая. Внимательно слушайте меня, и если я говорю правильно, то вы киваете два раза головой и хлопаете в ладоши. Если я говорю неправильно, вы отрицательно киваете головой и машете руками в знак несогласия.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Задание: определить род выделенных существительных. Все ли слова написаны правильно?
Вы скажите: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
А есть такой обжора.
Так кто ж живёт в шкафу? (Время).
- В чём особенность самого этого слова? (Разносклоняемое).
6. Проверка домашнего задания.
- А вот что это значит нам расскажут учащиеся 3-й группы. Их домашнее задание было: сочинение-рассуждение «Почему разносклоняемые существительные так называются?» (Зачитывают сочинение-рассуждение)
- Вторая группа побывала у нас в творческой командировке. Цель: написать статью для журнала «Вокруг света», используя как можно больше разносклоняемых существительных. (Зачитывают свою статью).
Первая группа получила задание от детского журнала «Баламуты» написать небылицу, используя разносклоняемые существительные. Зачитывают свои небылицы.
6. Практическая работа.
Моя загадка о существительных,
Об их обычаях удивительных.
Пусть хоть кто-нибудь догадается,
Как большинство из них изменяются! (рассказывают, как изменяются существительные).
А сейчас практическое задание. Вы можете выбрать любой уровень сложности.
Задание 3 уровня сложности.
Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.
На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….
Задание 2 уровня сложности.
Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….
Задание 1 уровня сложности.
Обозначить те варианты ответа, где в окончании употреблена одна и та же буква. Вставить нужную букву. -е или -и в окончаниях существительных.
1)рисовать в альбом__, в тетрад__, в тетрадк__
2) стоять на опушк__, на дорог__, на площад__
3) ехать к дочер__, к мам__, к бабушк__
4) лежал на стол__, на полк__, на парт__
5) направляться к рек__, к избушк__, к площад__
6) край рощ__, дорог__, алле__
7) запах полын__, сирен__, зелен__.
7. Объяснение нового материала.
- Вы заметили, что я не сказала тему сегодняшнего урока? Вы должны будете сами определить ее и те задачи, которые будут перед нами стоять. А помогут наши хорошие знакомые из «Радионяни» с их весёлыми уроками. (Звучит 1 часть весёлого урока «Неизменяемые существительные» из «Радионяни».) Всё ли вас устраивает в этой песенке? Что вам показалось неправильным? Почему? Выдвигайте свои предположения, гипотезы. (Отвечают).
- Давайте проверим, верно ли вы рассуждали. (Звучит вторая часть весёлого урока, где озвучивается правило).
- Давайте подведём итог: какова же тема сегодняшнего урока? Какие задачи перед нами стоят? (Формировать умение употреблять неизменяемые существительные).
8. Орфографическая работа.
- Какая орфограмма во всех этих словах? (Непроверяемая гласная в корне слова).
- Запишите их в свой словарь.
9. Упражнение по культуре речи.
- Как вы думаете, какое из слов чаще всего неправильно употребляют в речи? (Пальто).
- Давайте потренируемся его правильно употреблять.
Задание: составить с паре с соседом диалог, употребив вместе со словом «пальто» глаголы «одеть» или «надеть».
10. Морфемный состав неизменяемых слов.
- Если эти слова не изменяются, что можно сказать об их морфемном составе? (Нет окончания, состоят только из основы).
11. Работа по фонетике и правильному произношению.
Обратите внимание на слова:
- Кашне´
- Шоссе´
- Шимпанзе´
- Кафе´
- Галифе´
- В чём их особенность с точки зрения фонетики? (Буква Е обозначает звук [э]. Запомните, как правильно произносятся эти слова.
- Составить и записать предложения, употребив неизменяемые существительные в косвенном падеже.
- Подведём итоги.
- - Как называются слова кенгуру, какао, шимпанзе, метро, шоссе, жалюзи, радио, киви, ситро и др? Почему? (Эти существительные не изменяются по падежам и родам и не меняют окончания, находясь в любой форме).
- Как вы думаете, почему не подчиняются законам русского языка? Каково их происхождение? (Заимствованные)
- К следующему уроку попробуйте узнать, из каких же языков они к нам пришли.
14. Домашнее задание
Всем: 1. Прочитать §97. Какие ещё существительные относятся к несклоняемым? Как определяется род несклоняемых существительных?
2. Дифференцированные задания:
- 3 группа: выписать из словаря как можно больше несклоняемых существительных, составить с ними словосочетания;
- 2 группа: сочинение - рассуждение «Чем меня удивило имя существительное»? Или сочинение – миниатюру «Похвальное слово существительному».
- 1 группа: Прочитать текст. Написать сочинение – рассуждение «Почему вышло недоразумение?»
Разговор с двумя малышами из детского сада
Только двое остались на площадке. Они были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие – пони, – удивляясь моей недогадливости, разъяснил младший.
А вы догадались, почему возникло недоразумение? Объясните, чем различаются словоформы кони и пони.
Напишите об этом сочинение - рассуждение.
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПОУРОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Фамилия, имя_________________________Группа №____
- Сп__ктакль, ст__дион, ф__стиваль, р__стительность, оч__рование, Р__стов, х__ккей, пл__вчиха, отр__сль, зап__х, к..ток, н__визна, ск__чок, насл__ждение.
- Н__терпение, МГУ, п__дросток, юнкор, Пр__морье, н__забудка, шнуроч__к, мужич__к, вуз, груз__ик, ра__чёт, пр__дед, п__друга, н__вольник, сем__на, пр__воз, п__доконник, книг__люб.
- 1 группа Воробей весёлая шустрая птичка.
2. группа. В небе засветилась звезда.
3 группа. Река покрылась рябью.
4. Склонение существительных.
Задание 3 уровня сложности.
Списать, вставить пропущенную орфограмму.
На лошад__, по алле__, около деревн__, к бабушк__, на обочин__, о мам__, о матер__, в музе__, на выставк__, в печк__, в печ__.
Задание 2 уровня сложности.
Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е.
Просить о помощ__, идти по дорог___, писать в тетрад__, оказаться на опушк__, идти к деревн_, петь от радост__, рисовать в альбом__.
Задание 3 уровня сложности.
Обвести те варианты ответа, где в окончании всех слов употреблена одна и та же буква. Рядом со строкой написать её: Е или И.
1)рисовать в альбом__, в тетрад__, в тетрадк__
2) стоять на опушк__, на дорог__, на площад__
3) ехать к дочер__, к мам__, к бабушк__
4) лежал на стол__, на полк__, на парт__
5) направляться к рек__, к избушк__, к площад__
6) край рощ__, дорог__, алле__
6) запах полын__, сирен__, зелен__.
- Составить и записать предложения, употребив неизменяемые существительные в косвенном падеже.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание. 1 группа
Разговор с двумя малышами из детского сада
Только двое остались на площадке. Они были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие – пони, – удивляясь моей недогадливости, разъяснил младший.
А вы догадались, почему возникло недоразумение? Объясните, чем различаются словоформы кони и пони.
Напишите об этом сочинение - рассуждение.
Домашнее задание. 1 группа
Разговор с двумя малышами из детского сада
Только двое остались на площадке. Они были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие – пони, – удивляясь моей недогадливости, разъяснил младший.
А вы догадались, почему возникло недоразумение? Объясните, чем различаются словоформы кони и пони.
Напишите об этом сочинение - рассуждение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая зарядка 3-я группа – подчеркнуть слова с про веряемой безударной гласной в корне. 2-я группа - подчеркнуть слова с чере дующейся гласной в корне слова. 1-я группа – подчеркнуть слова с не- проверяемой безударной гласной. Обозначить орфограммы .
Сп..ктакль, ст..дион, ф..стиваль, р..стительность, оч..рование, Р..стов, х..ккей, пл..вчиха, отр..сль, зап..х, к..ток, н..визна, ск..чок, насл..ждение.
Орфографическая зарядка 3-я группа – подчеркнуть слова с про веряемой безударной гласной в корне. 2-я группа - подчеркнуть слова с чере дующейся гласной в корне слова. 1-я группа – подчеркнуть слова с не- проверяемой безударной гласной. Обозначить орфограммы .
Морфемная разминка 3-я группа – подчеркнуть слова, обра- зованные приставочным способом. 2-я группа -подчеркнуть слова, обра- зованные суффиксальным способом. 1-я группа – подчеркнуть слова, обра- зованные приставочно - суффиксаль- ным способом. Обозначить морфемы.
Н..терпение, МГУ, п..дросток, юнкор, Пр..морье, н..забудка, шнуроч…к, мужич…к, пр..воз, груз…ик, ра..чёт, пр..дед, вуз, п..друга, н..вольник, сем..на, п..доконник, книг..люб.
Морфемная разминка 3-я группа – подчеркнуть слова, обра- зованные приставочным способом. 2-я группа -подчеркнуть слова, обра- зованные суффиксальным способом. 1-я группа – подчеркнуть слова, обра- зованные приставочно - суффиксаль- ным способом. Обозначить морфемы.
Имя существительное может выступать в роли любого члена предложения: Ворона - это птица. подлежащее и сказуемое На минуту выглянула луна. обстоятельство Река покрылась рябью. дополнение Мама купила платье в горошек. Определение Подчеркнуть, какую синтаксическую роль будут выполнять существительные.
Это самостоятельная часть речи Обозначает предмет Отвечает на вопросы кто? что? И на другие формы этих же вопросов (кем? чем? кому? чему? и др.) Имя существительное
Имя существительное собственное и нарицательное К нарицательным существительным относятся слова, которые называют типичные предметы и явления страна, река, человек, ученик и т.д. Собственные имена существительные являются индивидуальными названиями предметов (лиц) Они пишутся с прописной буквы Некоторые названия заключаются в кавычки Москва, Нижний Тагил, Иванов Петр, газета «Труд» и др.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные Кто? мальчик цапля Что? снеговик дерево памятник
Род женский мужской средний она моя он мой оно мое лягушка строитель письмо
Физкультминутка Слыхали эту новость? У нас в шкафу живёт Тот, кто любую овощь , Любой продукт сжуёт. Он яблок , помидору И всю картофель съест, Баранок без разбору Умнёт в один присест . Прожорлив, как собака, Тот, кто живёт в шкафу Пропали тюль и тапок , И туфель на меху. Он съел жилету кунью И дедовский папах , Персолем и шампунью Который весь пропах. Так кто ж ту путь проделал Из шкафа в антресоль? Мыш ненасытный, где он? Где он, огромный моль ?
Слыхали эту новость? У нас в шкафу живёт Тот, кто любой овощ, Любой продукт сжуёт. Он яблоко, помидор И весь картофель съест, Баранку без разбору Умнёт в один присест . Прожорлив, как собака, Тот, кто живёт в шкафу Пропали тюль и тапка, И туфля на меху. Он съел жилет куний И дедовскую папаху, Персолью и шампунем Который весь пропах. Так кто ж тот путь проделал Из шкафа на антресоль? Мышь ненасытная, где она? Где она, огромная моль?
Число единственное множественное
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа : Очки, грабли, ворота, чернила, ножницы, плоскогубцы, дрожжи и др. Запомни! Они не относятся ни к мужскому, ни к среднему, ни к женскому роду.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа : Молодежь, молоко, железо, бензин, человечество, злоба и др. Запомни! Род у таких существительных определить можно.
Падеж Прямой падеж Именительный: кто? что? Косвенные падежи Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?
Склонение имен существительных 1 склонение: ж.р. – а / я; м.р. – а / я 2 склонение: м.р. – ; с.р. – о / е 3 склонение: ж.р. –
Чтобы правильно написать окончания существительных, их можно проверить следующим способом: Женский род – словом стена : В печк ? – в стен е = значит окончание -е-. Мужской род – словом стол : В журнал ? – в стол е = значит окончание -е-. Средний род – словом окно : На дерев ? – на окн е = значит окончание -е-. И женский род 3 склонения – словом рожь : В постел ? – во рж и = значит окончание -и-.
Другим способом пишутся существительные: падеж ж.р. на – ия м.р. на - ий с.р. на – ие Р.п. -ии Д.п. -ии Т.п. -ии П.п. -ии -ии Примеры: ж.р. Мар ия – Р.п. нет кого? чего? Мар ии . М.р. санатор ий – П.п. говорить о ком? о чем? О санатор ии . С.р. решен ие – П.п. говорить о ком? о чем? О решен ии .
Разносклоняемые существительные Домашнее задание 3-я группа – сочинение-рассуждение «Почему разносклоняемые существительные так называются?» 2-я группа – творческая командировка. Цель: написать статью для журнала «Вокруг света», используя как можно больше разносклоняемых существительных. 1-я группа- задание от детского журнала «Баламуты» написать небылицу, используя разносклоняемые существительные.
М_тро - П_льто - К_но - К_шне - К_нгуру - Ш_ссе – Ш_мпанзе - Д_мино - Ф_ртепиано - П_нсне - К_фе -
М е тро - П а льто - К и но - К а шне - К е нгуру - Ш о ссе – Ш и мпанзе - Д о мино - Ф о ртепиано - П е нсне - К о фе -
Задание: составить с паре с соседом диалог, употребив вместе со словом « пальто » глаголы « одеть »или « надеть ». Тренировочное задание пальто
М_тро - П_льто - К_но - К_шне - К_нгуру - Ш_ссе – Ш_мпанзе - Д_мино - Ф_ртепиано - П_нсне - К_фе -
К а шне ´ Ш о ссе ´ Ш и мпанзе ´ К а фе ´ Г а лифе ´ [ к а ш н э ] [ ш а с э ] [ ш ы м п а н з э ] [ к а ф э ] [ г а л и ф э ]
Неизменяемые существительные: Существительные иноязычного происхождения : кенгуру, какао, шимпанзе, метро, шоссе, жалюзи, радио, киви, ситро и др. ? Эти существительные не изменяются по падежам и родам и не меняют окончания, находясь в любой форме.
Домашнее задание 1. Всем : Прочитать § 97. Какие ещё существительные относятся к несклоняемым? Как определяется род несклоняемых существительных? 2. Дифференцированные задания (выбрать одно): - выписать из словаря как можно больше несклоняемых существительных, составить с ними словосочетания; - сочинение - рассуждение «Чем меня удивило имя существительное»? Или сочинение – миниатюру «Похвальное слово существительному»; - прочитать текст, написать сочинение – рассуждение «Почему вышло недоразумение?»
В словаре более 2000 нескло- няемых существительных и других неизменяемых слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе Это удивительное имя существительное
Урок русского языка в 6 классе...
Удивительное имя существительное
конспект открытого урока по русскому языку...
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Урок русского языка в 5 классе "Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!"
Конспект урока Приложение к уроку Презентация к уроку ...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"
Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Этот удивительный мир существительных"
Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 ле...