Урок русского языка в 5 классе "Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока
Приложение к уроку Презентация к урокуСкачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 29.84 КБ |
prilozheniya.docx | 46.37 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx | 990.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»
Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учить различать и правильно писать имена существительные собственные.
Задачи:
Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм, отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.
Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие воображения в процессе учебной деятельности, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи при ответе на вопросы, совершенствование процессов памяти при ответе на вопросы, развитие словарного запаса при подборе синонимов, развитие слухового восприятия при прослушивании материала.
Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, умения работать индивидуально и в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: плазменная панель, компьютер, сигнальные карточки
Ход урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1.Организационный Настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку. | Здравствуйте! (Е. Шевелёва) – Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. | Проверяют наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей СЛАЙД 1 | Личностные (самоконтроль) |
2. Актуализация опорных знаний. Повторить пройденный материал. Подготовить к восприятию нового материала | – Каждое утро, проснувшись, многие из вас обязательно делают зарядку. Известно, что она помогает человеку зарядиться энергией и силой на целый день. Предлагаю начать урок с зарядки, только не физической, а орфографической. Она поможет нам вспомнить пройденный материал. – У вас на столах лежат жёлтые листки с тестами. Возьмите их. Ваша задача: из предложенных 4-х вариантов ответов выбрать правильный, который необходимо обозначить аккуратным крестиком. Обратите внимание: чтобы получить «5», верно выполняем задания А1, А2, А3, А4, В1; «4» – А1, А2, А3; А4; «3» – А1, А2, А3. (Приложение 1) Определите возможную оценку за выполненную работу. – А теперь – блиц-турнир. У каждого на столах лежат сигнальные карточки двух цветов: красного – «нет», зелёного – «да». Если вы считаете, что нужно ответить «да», то поднимаете карточку зеленого цвета, если нет – карточку красного цвета. Итак, начали. Я утверждаю, что… – Имя существительное относится к служебным частям речи. – Имя существительное самостоятельная часть речи. – Имя существительное обозначает действие. – Имя существительное обозначает предмет. – Имя сущ. отвечает на вопросы где, куда, откуда, как. – Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что. – Всё ли вы знаете об имени существительном? – Вот это мы сейчас и выясним. | Находят листки, знакомятся с заданиями Самостоятельно выполняют задания СЛАЙД 2 Самооценка своей работы Сдают учителю Поднимают нужную карточку | Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Познавательные: умение анализировать, делать умозаключения Коммуникативные: развитие речи, обогащение словарного запаса Регулятивные: умение анализировать свою работу Коммуникативные: умение взаимодействовать, воспринимать задание на слух |
3. Формирование новых знаний. Физминутка . 4. Закрепление нового материала 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание на цветных листках. 6. Рефлексия | 1. Постановка проблемы. В рабочих листках (Приложение 2) найдите задание № 1, выполните его: подчеркните слова, написание которых, по-вашему мнению, чем-то отличается от написания других слов. Поменяйтесь работами и проверьте их друг у друга, можете использовать для взаимопроверки слайд Проверка (по слайду). Обобщает ответы детей. - А кто догадался, о каких именах существительных пойдет речь на нашем уроке? -Впишите пропущенные слова темы нашего урока в ваших рабочих листах. Обратите внимание на правильное написание этих слов. - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на слайде: – Углубить и расширить знания о … – Учиться правильно … (Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.) Узнать что-то новое и удивительное об этих именах существительных. Итак, вперед, на поиски нового! 2. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные. Сценка «Вызов к стоматологу» (Приложение 3) - Можем ли мы узнать, о ком идёт речь, если используем существительное «девочка»? -Какие существительные помогают нам в таких случаях избежать путаницы? Так чем же отличаются собственные имена существительные от нарицательных? Найдите ответ на этот вопрос, опираясь на материал учебника на с. 52 Пользуясь этим материалом, восстановите в парах часть схемы на бежевых листочках. (Приложение 4) - Обратимся к презентации. Попробуйте восстановить пропуски на слайде. Приведите примеры собственных существительных из задания 1 на рабочих листках. - Что вы знаете о правописании этих существительных? – Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Прописная буква. (Веселые стихи) Буква обычная выросла вдруг, – Какие важные дела у большой буквы? Какие ещё названия могут обозначать имена собственные? - Заполните в парах следующую часть схемы При затруднении обращайтесь к материалу учебника на с.56 А сейчас – рекламная пауза! Какую особенность написания имён собственных можно отметить, прочитав это объявление? Обведите в схеме которую вы восстанавливали в рабочих листах, те названия, которые пишутся в кавычках. В случае затруднения обращайтесь к слайду. Какие названия вы обвели? Расскажите, используя заполненную схему о собственных и нарицательных существительных. А теперь побываем на станции «Отдыхайка»! Кто заметил ошибку? Слушаем внимательно стихотворение, действиями показываем, что мы делаем, если в стихотворении встретится имя собственное, хлопаем в ладоши: РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ, ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ. А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ, ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ. В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ, В ВАЛЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ, В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ. ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ. ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ, ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ! Обратимся к заданию 2 в рабочих листах. Как вы можете озаглавить первый столбик слов? Второй? А можно ли, ничего не меняя, соединить эти слова друг с другом? Соедините по смыслу собственные и нарицательные имена существительные и запишите получившиеся сочетания слов, где необходимо, поставьте кавычки. Проверяем. – Составьте и запишите предложения с любыми из этих сочетаний слов. От простого – к сложному (Учитель акцентирует внимание на уровень сложности) – Каждый из вас имеет право выбрать задание по силам: составить а) простое предложение; б) простое предложение с однородными членами (можно добавлять свои имена собственные); в) сложное предложение. Проверка фронтально Обратимся ещё раз к теме нашего урока. Найдите слово с проверяемой безударной гласной в корне, обозначьте эту орфограмму, подберите к нему проверочное слово. А зачем это слово прозвучало в теме урока? А чем же нас с вами могут удивить собственные имена существительные? Оказывается, с некоторыми из них могут происходить чудесные превращения, о которых нам расскажет в своей презентации ваша одноклассница. 1. Вспоминаем, какие цели мы поставили перед собой в начале урока? А вот достигли мы их или нет, сейчас узнаем, проведя следующий тест. Используем сигнальные карточки, всё внимание на слайды. Если вы согласны с написанием имён собственных, поднимаем зеленую карточку, если нет – красную. (Тест на слайдах) 2. А теперь выберите начало одного из предложений на доске и закончите его, запишите полученное предложение в рабочий лист. Фронтальная проверка. 2) Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке? Поставьте ее в рабочий лист. Дома вы должны заполнить анкету на цветных листках. Ответы должны быть полными, с использованием имен собственных. (Приложение 5) Оцените свою работу на уроке: -поднятый большой палец – урок понравился, я все понял -поднятый указательный палец – в основном все понятно, но есть некоторые вопросы -схватились за голову – ничего не понял А я хочу оценить вашу работу на уроке и подарить вам лакомство, название которого когда-то давно было собственным существительным, а превратилось в нарицательное. Кто догадался, что это? Правильно! Пломбир!!! Спасибо за работу!!! | Подчёркивают, обосновывают свои ответы. взаимопроверка СЛАЙД 3 Сверяют записи с образцом на слайде, исправляют ошибки Дают ответ записывают СЛАЙД 4-5 формулируют цели и задачи урока. Учащиеся объясняют, что существительные, которые называют единичные предметы и являются именами собственными. Остальные существительные называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Работая в парах, восстанавливают схему на цветных листках. СЛАЙДЫ 6-7, 8-9 Приводят примеры Пишутся с заглавной буквы Один ученик выразительно читает стихотворение, учащиеся внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопрос. Заполняют в парах. СЛАЙД 10 Некоторые имена собственные пишутся в кавычках Работают в парах обводят названия на цветных листках. СЛАЙД 11 Рассказывают в парах. Рассказывают в парах, используя заполненную схему на рабочих листах или схему на СЛАЙДЕ 12 СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 Нет, здесь имена собственные не соответствуют именам нарицательным. Самопроверка по СЛАЙДУ 16 Составляют и записывают предложения в соответствии с выбранным уровнем сложности. СЛАЙД 17 УДИВИТЕЛЬНЫЙ - ДИВО Эти существительные нас могут чем-то удивить. Представление презентации «Чудесные превращения» Открываем доску Решение теста с использованием сигнальных карточек. СЛАЙДЫ 18-26 Записывают продолжение одного из предложений: Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило то, что… Мне захотелось узнать… Самооценка. Записывают в дневник домашнее задание СЛАЙД 27 Оценивание своей работы на уроке. СЛАЙД 28 | Познавательные, коммуникативные, регулятивные: анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Регулятивные |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фамилия, имя _____________________________________________________
Вариант 1
А1 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) ра..бег, и..чезнуть
- 2) бе..полезный, во..мущение
- 3) и..мениться, ..гореть
- 4) и..вергаться, в..молиться
А2 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) сл..жение, подр..сти
- 2) выр..щивать, прил..гательное
- 3) предл..жение, р..стительность
- 4) р..сток, предпол..гать
А3 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) расч..ска, щ..лкать
- 2) крыж..вник, ч..рный
- 3) щ..тка, ш..колад
- 4) ч..лка, ш..ссе
А4 В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
- 1) ц..ганский
- 2) крыж..вник, ч..рный
- 3) ц..тата
- 4) оц..нить
В1 Из данного предложения выпишите слова с приставками:__________________________________
Алёша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах.
Фамилия, имя _____________________________________________________
Вариант 2
А1 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) в..махнуть, ра..щелина
- 2) во..хищение, ра..мах
- 3) и..париться, ..бежать
- 4) в..плакнуть, бе..болезненный
А2 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) зар..сли, прил..гать
- 2) предпол..жение, водор..сли
- 3) подр..стать, изл..жение
- 4) отр..щивать, ул..жить
А3 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- 1) расч..ска, ш..рох
- 2) щ..лка, ш..в
- 3) ш..пот, ж..лтый
- 4) капюш..н, пч..лы
А4 В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
- 1) акац..я
- 2) ц..плёнок
- 3) куриц..н
- 4) ц..левой
В1 Из данного предложения выпишите слова с приставками:__________________________________
Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фамилия, имя__________________________________________________________
Четвёртое марта.
Классная работа.
Эти удивительные ________________________ и __________________________
имена существительные!
Задание 1: подчеркните слова, написание которых, по-вашему мнению чем-то отличается от написания других слов.
- ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.
- САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
- НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ.
- ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ.
- АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ.
- УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
- ГЕНА РОСТОВ ПОЕХАЛ В ГОРОД РОСТОВ.
Задание 2: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в рабочий лист, где необходимо поставьте кавычки.
город Анна __________________________________________________
озеро Сергеевна __________________________________________________
пес Николаева __________________________________________________
фамилия Северная Двина __________________________________________________
река Полкан __________________________________________________
отчество Вечерний Северодвинск_______________________________________________
имя Ярославль __________________________________________________
газета Байкал __________________________________________________
картина Бременские музыканты________________________________________________
мультфильм Февральская лазурь___________________________________________________
Задание 3: составьте с данными словами предложения, выбирая свой уровень сложности:
- Простое предложение
- Простое предложение с однородными членами (можно добавлять свои собственные существительные)
- Сложное предложение
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест:___________________________________________________________________________________
ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ИТОГ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за урок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценка «Вызов к стоматологу»
В кабинет заходит ученик и говорит:
- Девочку из вашего класса просят прийти в кабинет стоматолога!
- А какую девочку? – удивляется учитель. – У нас много девочек!
- По-моему, её зовут Даша…
- А у нас две Даши!
- Вспомнил! Дашу Романову!
- Ну, это другое дело, теперь всё понятно!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Домашнее задание
Выучи правило на стр. 56 учебника и заполни анкету (ответы должны быть полными):
Фамилия____________________________________________________________________________
Имя_________________________________________________________________________________
Отчество_____________________________________________________________________________
В каком городе ты родился (родилась?)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Твой любимый мультфильм? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Твои любимые книги?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие компьютерные игры ты предпочитаешь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие газеты и журналы читают в твоей семье? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Выучи правило на стр. 56 учебника и заполни анкету (ответы должны быть полными):
Фамилия____________________________________________________________________________
Имя_________________________________________________________________________________
Отчество_____________________________________________________________________________
В каком городе ты родился (родилась?)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Твой любимый мультфильм? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Твои любимые книги?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие компьютерные игры ты предпочитаешь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие газеты и журналы читают в твоей семье? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собственные и нарицательные имена существительные «5» - А1, А2, А3, А4, В1 «4» - А1, А2, А3, А4 «3» - А1, А2, А3 ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА
Собственные и нарицательные имена существительные ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ. ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ . АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ. УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ . ГЕНА РОСТОВ ПОЕХАЛ В ГОРОД РОСТОВ . ПРОВЕРКА
Эти удивительные со б стве нн ые и н а р и цательные имена существительные! Собственные и нарицательные имена существительные
Углубить и расширить знания о … Учиться правильно … Узнать … Слова-помощники
Это интересно ! ___________ от старосл . « _____ » – «свое», «личное» , «себе принадлежащее».
Это интересно ! собственные от старосл . « собьство » – «свое», «личное» , «себе принадлежащее».
Это интересно ! ____________ от старосл . «________» – называть.
Это интересно ! нарицательные от старосл . « нарицати » – называть.
Внимание-внимание! Только 1 4 марта и только в нашей школе состоится конкурс «Созвездие талантов »! Наш класс представляют Трофимович Юля, Танасевич Варя, Токарева Амина! Болеем за наших!!!
« » „ ” – этот знак называется к а в ы ч к и Тузик ирис Конфеты «Тузик» теремок Сказка «Теремок» 1.Марки машин 2.Названия , магазинов, конфет, духов… 3.Названия газет, журналов и литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей.
СТАНЦИЯ Отдыхайка
СТАНЦИЯ " Отдыхайка " Физминутка
ЗАДАНИЕ № 2 город Анна озеро Сергеевна пес Николаева фамилия Северная Двина река Полкан отчество Вечерний Северодвинск имя Ярославль картина Байкал мультфильм Февральская лазурь газета Бременские музыканты
САМОПРОВЕРКА город Ярославль озеро Байкал пес Полкан фамилия Николаева река Северная Двина отчество Сергеевна имя Анна картина «Февральская лазурь» мультфильм «Бременские музыканты» газета «Вечерний Северодвинск»
Эти удивительные со б стве нн ые и н а р и цательные имена существительные! Собственные и нарицательные имена существительные
«Здоровье» Мы читаем журнал…..
Улыбка Моя любимая песня….
дзержинского Наша школа находится на улице….
Ярославле Зимой мы с ребятами побывали в городе…
«Петька на даче» Я читал рассказ Л.Андреева ….
сирень Мы рассматривали картину П.П.Кончаловского ….
«Черном» На …. море часты бури и штормы.
Полкан Мою любимую собаку зовут….
Труд В газете …. была статья о конкурсе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучи правило на стр. 56 учебника и заполни анкету на листке ( ответы должны быть полными)
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"
Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....
Урок русского языка в 6 класс на тему: "Разносклоняемые имена существительные".
Конспект урока русского языка в 6 классе.В конспекте представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
Данная технологическая карта является приложением к презентации по теме "Несклоняемые имена существительные"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Несклоняемые имена существительные"
Урок направлен на формирование знаний о несклояемых именах существительных и на умение применять полученные знания и способы действий в практической деятельности....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные" с применением проблемной технологии
Урок построен по технологии проблемного обучения....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...
Урок русского языка в 5 классе. Собственные и нарицательные имена существительные
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....