Удивительное имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Старикова Елена Юрьевна

конспект открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnoe_imya_sushchestvitelnoe.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Удивительное имя существительное».

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:  

 - воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

Тип урока -  обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, наглядная презентация учебного материала из 11 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft  Office  PowerPoint; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня у нас открытый урок. И я приглашаю всех присутствующих совершить необычное путешествие. На борт нашего корабля мы принимаем много гостей, поэтому от вас требуется максимум внимания и сосредоточенности.

И если вы готовы, мы начинаем. Работаем сегодня на листочках, они же бортовые журналы, запишите сегодняшнее число,  классную работу. Тему урока мы запишем чуть позже.

  1. Постановка темы и целей урока.

- Ребята, мы отправляемся в загадочную страну Морфологию, в гости к одной из её жительниц. Вот что могла бы она вам рассказать о себе:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Записываем тему.

- И вы, конечно, скажете: опять имя существительное? Мы ведь столько уроков посвятили этой теме, и чем нам заниматься сегодня? Ответить на этот вопрос поможет девиз нашего урока: “Повторенье – мать ученья” (читает Коля). Какова же цель нашего путешествия?

 

Да, верно, урок мы посвятим повторению, закреплению знаний об этой части речи.

  1. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, какой я должна задать первый вопрос на сегодняшнем уроке?

- Конечно, и мы не сможем попасть в страну Морфологию, не ответив  какая часть речи называется именем  существительным?    (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

Что ж, это правильные ответы и нас пропустили в волшебную страну, теперь здесь нам необходимо выполнить ряд заданий прежде, чем мы встретимся с именем существительным, посмотреть как вы дома подготовились к сегодняшнему путешествию и, конечно, в конце пути поделиться впечатлениями на экспресс-опросе.

  1. Работа по теме урока.

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?) Да, верно, молодцы. И вот с этим грамматическим признаком связано первое наше задание. В бортовых журналах у вас есть таблица №1. Вам необходимо заполнить ее примерами одушевленных и неодушевленных существительных, используя слова, которые расклеены на цветных листочках в нашем кабинете.

(Проверяем таблицу, читает Миша)

 -  Хорошо, плывем дальше. А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

-Хорошо, посмотрите, следующее задание предлагает вам совершить невероятное: существительные нарицательное превратить в собственные. Это возможно? Кто желает к доске?(Даша)

 -  Перед вами эти слова.

Спорт, орел, земля, лакомка.

- Плывем дальше, следующая остановка на архипелаге имени существительного, (что такое архипелаг?) состоящего из трех островов. На каждом острове живут имена существительные разных родов. Как вы думаете, как называются острова в архипелаге? (мужской, женский и средний род). Верно, но вот незадача, на острове женского рода бунт, они закрыли мост, соединяющий их с островом мужского рода, жители утверждают, что некоторые существительные женского рода возомнили себя существительными мужского рода и рвутся на историческую родину. Давайте посмотрим на этих чудаков:

  1. Умница
  2. Непоседа
  3. Копуша

- Что скажете? К какому роду относятся эти существительные?(Аня: существительные общего рода) Давайте составим словосочетания.

(Умница Маша, умница Вася, непоседа Маша, непоседа Вася, копуша Маша, копуша Вася)

- Что посоветуем жителям? Держать мост закрытым?

- Молодцы, ребята, мы продолжаем путешествие и попадаем на еще один загадочный остров. Здесь случилась беда. Пропали все жители – склонения имен существительных. Их сейчас разыскивают, но у полиции недостаточно сведений. Какое счастье, что мы с ними знакомы. Поможем перечислить признаки склонений?  Тогда заполним таблицу№2 в ваших бортовых журналах, (к доске пойдет Саша)

Что нам еще известно про склонение имени существительного? (существительные бывают разносклоняемыми и несклоняемыми)

- Верно. Вспомним сначала разносклоняемые существительные, внимание на экран:

В стародавнее древнее…                                       время

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                       племя

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя

Зачем на лошадь надевать седло и … -                стремя

Необразованное было это …  .                               племя

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                            бремя

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …  ,               знамя

Что кислород всегда поддерживает …                 пламя

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя

С утра до вечера они чесали…   .                             темя

- Молодцы! А кто мне скажет почему они называются разносклоняемыми?(в Р.п, Д.п., П.п. имеют окончание 3 скл.  –и, а в Т.п. – окончание 2 скл - ем )

- Теперь обратимся к бортовым журналам. Задание№5. Вам дано стихотворение, в котором нарочно просклоняли несклоняемые существительные. Ваша задача – исправить ошибки. (Рая)

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Спасибо, по таким приметам все существительные быстро найдутся, если конечно, не изменят внешность. Я шучу, разумеется, существительные не делают пластических операции, но зато изменяются по-другому. Кто скажет как? (по числам и по падежам)

Игра «Заказ».

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

-Экспресс – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и прошу ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица №3, состоит она из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете писать ответ. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

2. Определите род слова учитель.

3. По какому морфологическому признаку можно объединить слова сорока, яблоня, земля?

4. К какому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я ?

5. Какие окончания имеют разносклоняемые имена существительные в Р, Д и П падежах?

1

2

3

4

5

- Давайте проверим.

  1. Молодцы! Мы, наконец, приплыли в гости к самой удивительной части речи. Хотите посмотреть как выглядит этот остров? (Вета и Миша к доске) Вам необходимо собрать картинку из предложенных кусочков пазла.

  1. Домашнее задание.

- На самоподготовку я вам приготовила такое задание: каждый из вас получит карточку с текстом, ваша задача самостоятельно найти в нём пять имён существительных, выписать их и сделать морфологический разбор.

Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне оврага показались проталинки.

  1. Итог урока. Оценивание.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали письменно. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________.  Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.  

- Всем спасибо. Урок окончен.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ  ученика(цы) 6 класса _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема урока:________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

1.   Заполни таблицу                                                                                                   Таблица №1

Одушевленные

Неодушевленные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Преврати нарицательные существительные в собственные:

Спорт_________________________________________________, орел___________________________________________________, земля__________________________________________________,

лакомка________________________________________________.

3. Определи род имен существительных:

  1. Умница
  2. Непоседа
  3. Копуша

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи признаки склонений имен существительных:

Таблица №2

  1. Исправь ошибки:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

  1. Игра «Заказ»:

Таблица №3

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Ленивая туча над лесом скучает.

Усталое солнце по небу гуляет.

На сонной березе щебечут синицы.

  1. Экспресс-опрос:

Таблица №4

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Выполни морфологический разбор пяти имён существительных из данного текста:

Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне оврага показались проталинки.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Это удивительное имя существительное.

Конспект урока по теме "Неизменяемые существительные...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"

Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка  в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Этот удивительный мир существительных"

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 ле...