основы словесности 6 класс
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку "Основы словесности" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapiska_fak-v_6_klass.doc | 46 КБ |
fak-v_6_klass.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива по русскому языку
«Основы русской словесности» 6 класс
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 6 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Количество часов:
В 6 классе предусматривается на изучение курса «Русская словесность» 34 часа (1 час в неделю).
Плановых контрольных уроков - 1
В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель:
формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.
Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Учебно-тематический план
№ п./ п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Употребление языковых средств | 5 часов |
2 | Средства художественной изобразительности | 6 часов |
3 | Юмор в произведениях словесности | 3 часа |
4 | Произведения устной народной словесности | 4 часов |
5 | Эпическое произведение, его особенности | 4 часа |
6 | Лирическое произведение, его особенности | 7 часов |
7 | Драматическое произведение, его особенности | 3 часа |
8 | Что вы узнали на уроках словесности | 1 час |
9 | Важнейшие термины словесности | 1 час |
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы).
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, задания творческого характера.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса «Русская словесность» ученик должен
знать/понимать
- важнейшие термины словесности
- смысл понятий: стилистическая окраска слов и выражений
- стилистические возможности лексики и грамматики в произведении;
- выражение точки зрения автора;
уметь
- использовать средства художественной выразительности в собственных высказываниях;
- понимать свойства произведений: эпических, лирических, драматических.
- определять особенности языка литературных произведений
- видеть главное значение произведений русской словесности.
Учебно-методический комплект для 6 класса
1. Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Предварительный просмотр:
Дата | № занятия | Тема занятия | Количество часов | Основное содержание | Виды деятельности (учебные действия) |
Стилистическая окраска слов и предложений. | 1 | Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. Различение слов по их стилистической окраске. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. | ||
Общеупотребительная лексика, диалектизмы. | 1 | Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли общеупотребительных слов, областных диалектизмов в произведениях словесности. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение тренировочных упражнений. | ||
Профессионализмы, заимствованные слова. | 1 | Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. | Запись тезисов лекции. Работа с тестом. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Работа со словарями. | ||
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола. | 1 | Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. | ||
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. | 1 | Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа по таблице. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. | ||
Средства художественной изобразительности. | 1 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. | ||
Метафора, олицетворение. | 1 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. | ||
Метонимия, синекдоха. | 1 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. | Работа с текстом. Работа с таблицей. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. | ||
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор. | 1 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях. | ||
Риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза. | 1 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с таблицей. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. | ||
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. | 1 | Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. | ||
Юмор в жизни и в произведениях словесности. | 1 | Юмор в жизни и в произведениях словесности. Развитие чувства юмора. | Анализ текста. Выразительное чтение юмористического произведения. | ||
Средства создания юмора. | 1 | Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. . Выразительное чтение юмористического произведения. | ||
Значение употребления средств создания юмора в произведении. | 1 | Значение употребления средств создания юмора в произведении. Устное и письменное изложение юмористического произведения. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нём средств создания комического. | ||
Былина как героический эпос русского народа. | 1 | Былина как героический эпос русского народа. Былине герои и сюжеты. | Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение былин. | ||
Былинный стих. | 1 | Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение былин. | ||
Легенда как создание народной фантазии. | 1 | Особенности словесного выражения содержания в легенде. Легенда как создание народной фантазии. | Анализ текста. Рассказывание легенды. | ||
Предание о реальных событиях. | 1 | Предание как произведение устной народной словесности. Особенности словесного выражения содержания в предании. Предание о реальных событиях. | Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание предания. | ||
Эпическое произведение. | 1 | Что такое эпическое произведение. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. | ||
Литературный герой. | 1 | Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. | Работа с текстом. Работа с таблицей. | ||
Герой произведения и автор произведения. | 1 | Понимание значения повествования в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений | ||
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. | 1 | Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. | Запись тезисов лекции. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. | ||
Лирическое произведение. | 1 | Что такое лирическое произведение. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение лирического произведения. | ||
Язык лирического произведения. | 1 | Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение лирического произведения. | ||
Двусложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 | Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Различение размеров стихов. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение. Определение размеров стихотворений. | ||
Рифма. | 1 | Рифма: её смысловое(выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. | Работа с текстом. Анализ текста. Работа с таблицей. Выразительное чтение лирического произведения | ||
Мужские, женские и дактилические рифмы. | 1 | Мужские, женские и дактилические рифмы. Понимание выразительного значения ритма и рифмы. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение. Нахождение в тексте различных видов рифм. | ||
Аллитерация. | 1 | Роль аллитерации в стихотворном тексте. Понимание выразительного значения аллитерации. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение стихотворений. | ||
Стиховая пауза. | 1 | Стиховая пауза. Понимание выразительного значения стиховой паузы. | Работа с текстом. Выразительное чтение стихотворений с соблюдением стиховых пауз, логических и стиховых ударений. | ||
Драматическое произведение. | 1 | Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение пьесы по ролям, правильное интонирование реплик. | ||
Изображение характеров в драматическом произведении. | 1 | Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение пьесы. | ||
Сюжет драматического произведения. | 1 | Сюжет драматического произведения. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. | Работа с текстом. Анализ текста. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нём повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. | ||
Контроль знаний. | 1 | Контрольная работа по изученным темам. | |||
Урок – игра «Путешествие в страну Словесность». | 1 | Систематизировать и закрепить изученное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы словесности 5 класс
Элективный курс по русскому языку в 5 классе "Основы словесности"...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Согласование, управление, примыкание, грамматическая основа. 8 класс
задание ГИА. 2 варианта...
презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс
Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....
Программа "Основы словесности"
Программа "Основы словесности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...
Рабочая программа Основы робототехники класс
Программа кружка «Основы робототехники» предназначена для учащихся 7-10 классов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного о...