основы словесности 6 класс
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему

Дубовцова Ольга Николаевна

Элективный курс по русскому языку "Основы словесности" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiska_fak-v_6_klass.doc46 КБ
Microsoft Office document icon fak-v_6_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива по русскому языку

«Основы русской словесности» 6 класс

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено в соответствии  с примерной  программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 6 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Количество часов:

В 6 классе предусматривается на изучение курса «Русская словесность» 34 часа (1 час в неделю).

Плановых контрольных уроков - 1

В системе школьного образования учебный предмет  «Русская словесность»   занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными  предметами  русский язык и литература.

Цель:

формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

1.        На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2.                На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.  

Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове  будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими  условиями   реализации   являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

Учебно-тематический план

№ п./ п.

Разделы программы

Количество часов

1

Употребление языковых средств

5  часов

2

Средства художественной изобразительности

6 часов

3

Юмор в произведениях словесности

3 часа

4

Произведения устной народной словесности

4 часов

5

Эпическое произведение, его особенности

4 часа

6

Лирическое произведение, его особенности

7 часов

7

Драматическое произведение, его особенности

3 часа

8

Что вы узнали на уроках словесности

1 час

9

Важнейшие термины словесности

1 час

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы).

  Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, задания творческого характера.

Требования к уровню подготовки учащихся  6 класса

В результате изучения курса «Русская словесность»  ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие термины словесности
  • смысл понятий: стилистическая окраска слов и выражений
  • стилистические возможности лексики и грамматики в произведении;
  • выражение точки зрения автора;

уметь

  • использовать средства художественной выразительности в собственных высказываниях;
  • понимать свойства произведений: эпических, лирических, драматических.
  • определять особенности языка  литературных произведений
  • видеть главное значение произведений русской словесности.

Учебно-методический комплект для 6 класса

1.        Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 6 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год

2.        Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

3.        Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год

4.        Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год

5.        С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год



Предварительный просмотр:

Дата

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Основное содержание

Виды деятельности

(учебные действия)

Стилистическая окраска слов и предложений.

1

Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. Различение слов по их стилистической окраске.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.

Общеупотребительная лексика, диалектизмы.

1

Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли общеупотребительных слов, областных диалектизмов в произведениях словесности.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.                                                                                                  

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение тренировочных упражнений.

Профессионализмы, заимствованные слова.

1

Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.

Запись тезисов лекции. Работа с тестом.

Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Работа со словарями.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

1

Стилистические возможности лексики. Обогащение словарного запаса. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в  художественных произведениях.

1

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в  художественных произведениях. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.

Работа по таблице. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.

Средства художественной изобразительности.

1

Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.

Метафора, олицетворение.

1

Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.

Метонимия, синекдоха.

1

Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Работа с текстом. Работа с таблицей. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор.

1

Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

1

Понятие о средствах художественной изобразительности. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с таблицей.

Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

1

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

1

Юмор в жизни и в произведениях словесности. Развитие чувства юмора.

Анализ текста. Выразительное чтение  юмористического произведения.

Средства создания юмора.

1

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста.

. Выразительное чтение  юмористического произведения.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

1

Значение употребления средств создания юмора в произведении. Устное и письменное изложение юмористического произведения.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нём средств создания комического.

Былина как героический эпос русского народа.

1

Былина как героический эпос русского народа. Былине герои и сюжеты.

Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение былин.

Былинный стих.

1

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение былин.

Легенда как создание народной фантазии.

1

Особенности словесного выражения содержания в легенде. Легенда как создание народной фантазии.

Анализ текста. Рассказывание легенды.

Предание о реальных событиях.

1

Предание как произведение устной народной словесности. Особенности словесного выражения содержания в предании. Предание о реальных событиях.

Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание предания.

Эпическое произведение.

1

Что такое эпическое произведение. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений.

Литературный герой.

1

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Работа с текстом. Работа с таблицей.

Герой произведения и автор произведения.

1

Понимание значения повествования в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Выразительное чтение и пересказ эпических произведений

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.

1

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою.

Запись тезисов лекции. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение.

1

Что такое лирическое произведение. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического.

Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение лирического произведения.

Язык лирического произведения.

1

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение

лирического произведения.

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Различение размеров стихов.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Выразительное чтение. Определение размеров стихотворений.

Рифма.

1

Рифма: её смысловое(выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения.

Работа с текстом. Анализ текста. Работа с таблицей.

Выразительное чтение

лирического произведения

Мужские, женские и дактилические рифмы.

1

Мужские, женские и дактилические рифмы. Понимание выразительного значения ритма и рифмы.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Выразительное чтение. Нахождение в тексте различных видов рифм.

Аллитерация.

1

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Понимание выразительного значения аллитерации.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение стихотворений.

Стиховая пауза.

1

Стиховая пауза. Понимание выразительного значения стиховой паузы.

Работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворений с соблюдением стиховых пауз, логических и стиховых ударений.

Драматическое произведение.

1

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение пьесы  по ролям, правильное интонирование реплик.

Изображение характеров в драматическом произведении.

1

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение пьесы.

Сюжет драматического произведения.

1

Сюжет драматического произведения. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев.

Работа с текстом. Анализ текста.

Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нём повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Контроль знаний.

1

Контрольная работа по изученным темам.

Урок – игра «Путешествие в страну Словесность».

1

Систематизировать и закрепить изученное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы словесности 5 класс

Элективный курс по русскому языку в 5 классе "Основы словесности"...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс

Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....

Программа "Основы словесности"

Программа "Основы словесности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...

Рабочая программа Основы робототехники класс

Программа кружка «Основы робототехники» предназначена для учащихся 7-10 классов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного о...