Основы словесности 5 класс
элективный курс (5 класс) на тему

Дубовцова Ольга Николаевна

Элективный курс по русскому языку в 5 классе "Основы словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapiska_fakult5_kl.-1.docx20.09 КБ
Файл fakultativ_5-1ch.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива по русскому языку

«Основы русской словесности» 5 класс

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено в соответствии  с примерной  программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 5 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Количество часов:

В 5 классе предусматривается на изучение курса «Русская словесность» 34 часа (1 час в неделю).

Плановых контрольных уроков - 1

В системе школьного образования учебный предмет  «Русская словесность»   занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными  предметами  русский язык и литература.

Цель:

формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

1.        На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2.                На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.  

Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове  будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими  условиями   реализации   являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

Учебно-тематический план

№ п./ п.

Разделы программы

Количество часов

1

Словесность как словесное творчество

5  часов

2

Богатство лексики русского языка

7 часов

3

Текст

2 часа

4

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

3 часов

5

Устная народная словесность

3 часа

6

Литературное произведение

12  часов

7

Что вы узнали на уроках словесности

1 час

8

Важнейшие термины словесности

1 час

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы).

  Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, задания творческого характера.

Требования к уровню подготовки учащихся  5 класса

В результате изучения курса «Русская словесность»  ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие термины словесности
  • смысл понятий: разговорный и литературный язык; прямое и переносное значение слова;
  • основные признаки текста, идею произведения;
  • выражение точки зрения автора;

уметь

  • использовать средства художественной выразительности в собственных высказываниях;
  • понимать свойства произведений: эпических, лирических, драматических.
  • определять особенности языка  литературных произведений
  • видеть главное значение произведений русской словесности.

Учебно-методический комплект для 5 класса

1.        Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 5 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год

2.        Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

3.        Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год

4.        Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год

5.        С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год



Предварительный просмотр:

Дата

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Основное содержание

Виды деятельности

(учебные действия)

Слово как единица языка

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с этимологическим словарем.

Назначение языка. Значение языка для жизни общества.

1

Функция языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и сапопознания человека, нравственных устоев общества. Слово-заповедь.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом ю.                                                                                                  

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение тренировочных упражнений.

Словесность как словесное творчество.

1

Словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык.

Запись тезисов лекции. Работа с тестом.

Разговорный язык и литературный язык..

1

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.

Язык художественной словесности.

1

Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. Обогащение разговорного языка школьника. Формирование  умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

Запись тезисов лекции. Работа стекстом.

Работа по таблице.

Лексическое значение слова.

1

Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Выработка умения определять лексическое значение слова.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с толковыми словарями.

Слова-термины.

1

Слова-термины, способы определения понятия. Умение читать словарную статью.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с толковыми словарями.

Омонимы, синонимы, антонимы.

1

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, антонимы. Их роль в художественных произведениях. Умение находить в тексте художественного произведения омонимы, синонимы, антонимы, понимать их роль. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. Работа с таблицей.

Неологизмы. Устаревшие слова.

1

Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.  Умение находить в тексте художественного произведения неологизмы, архаизмы, историзмы, и передавать свое понимание в выразительном чтении.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста.

Фразеологизмы.

1

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Умение находить в тексте художественного произведения фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с таблицей.

 Прямое и переносное значение слова.

1

Понимание прямого и переносного значения слова. Употребление слов в переносном значении

Запись тезисов лекции. Работа с текстом.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

1

Эпитет. Сравнение. Аллегория. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Анализ текста. Выразительное чтение произведений.

Текст как результат употребления языка.

1

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Определение темы и основной мысли текста.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение.

Формы словесного выражения.

1

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Научный и художественный текст-рассуждение

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Создание собственного повествовательного текста, рассуждения, диалога, монолога. Выразительное чтение.

Стихотворная и прозаическая речь.

1

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Различение стихотворной и прозаической речи.

Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Интонация.

1

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Различение видов интонации в предложениях.

Работа с текстом. Анализ текста. Чтение предложений.

Особенности интонации в стихотворной речи.

1

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса.

Анализ текста. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность. Сказки.

1

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание сказки.

Виды народной словесности.

1

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Различение видов устной народной словесности.

Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание небылицы. Запись тезисов лекции. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок.

Языковые средства в произведениях устной народной словесности.

1

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. Работа с таблицей.

Литературное произведение.

1

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Общее понятие о различных видах произведений.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Эпическое произведение.

1

Эпическое произведение: произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Понимание того, что эпическое произведение – результат  творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение произведений.

Литературная сказка.

1

Литературная сказка. Её  сходство с народной сказкой и отличие от неё. Признаки литературной и народной сказки, их особенности.

Работа с текстом. Анализ текста. Работа с таблицей. Пересказ литературной сказки.

Басня.

1

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и настроения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение басни.

Рассказ и повесть.

1

Рассказ и повесть. Различение рассказа и повести, особенности их повествования.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Выразительное чтение.

Сюжет и эпизод эпического произведения.

1

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Нахождение  эпизода в произведении по заданной теме. Работа над сюжетом различных  эпических произведений.

Работа с текстом. Анализ текста. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Выразительное чтение эпизода.

Язык эпического произведения.

1

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции.

Выразительное чтение.

Лирическое произведение.

1

Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Особенности лирических произведений.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение стихотворений.

Стихотворная речь.

1

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения. Определение основного тона.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение стихотворений с соблюдением стиховых пауз, логических и стиховых ударений.

Драматическое произведение.

1

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Понимание роли авторских ремарок.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение пьесы  по ролям, правильное интонирование реплик.

Пьеса – сказка.

1

Особенности языка и повествования пьесы – сказки. Черты, характерные для пьесы – сказки. Отличие от пьесы. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение пьесы – сказки по ролям

Язык драматического произведения.

1

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

Работа с текстом. Анализ текста.

Выразительное чтение пьесы  по ролям, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки. Инсценировка.

Контроль знаний.

1

Контрольная работа по изученным темам.

Урок – игра «Путешествие в страну Словесность».

1

Систематизировать и закрепить изученное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основы словесности 6 класс

Элективный курс по русскому языку "Основы словесности" 6 класс...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс

Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....

Программа "Основы словесности"

Программа "Основы словесности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...

Рабочая программа Основы робототехники класс

Программа кружка «Основы робототехники» предназначена для учащихся 7-10 классов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного о...