Основы словесности 5 класс
элективный курс (5 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку в 5 классе "Основы словесности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapiska_fakult5_kl.-1.docx | 20.09 КБ |
fakultativ_5-1ch.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива по русскому языку
«Основы русской словесности» 5 класс
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 5 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Количество часов:
В 5 классе предусматривается на изучение курса «Русская словесность» 34 часа (1 час в неделю).
Плановых контрольных уроков - 1
В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель:
формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.
Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Учебно-тематический план
№ п./ п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Словесность как словесное творчество | 5 часов |
2 | Богатство лексики русского языка | 7 часов |
3 | Текст | 2 часа |
4 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения | 3 часов |
5 | Устная народная словесность | 3 часа |
6 | Литературное произведение | 12 часов |
7 | Что вы узнали на уроках словесности | 1 час |
8 | Важнейшие термины словесности | 1 час |
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы).
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, задания творческого характера.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения курса «Русская словесность» ученик должен
знать/понимать
- важнейшие термины словесности
- смысл понятий: разговорный и литературный язык; прямое и переносное значение слова;
- основные признаки текста, идею произведения;
- выражение точки зрения автора;
уметь
- использовать средства художественной выразительности в собственных высказываниях;
- понимать свойства произведений: эпических, лирических, драматических.
- определять особенности языка литературных произведений
- видеть главное значение произведений русской словесности.
Учебно-методический комплект для 5 класса
1. Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Предварительный просмотр:
Дата | № занятия | Тема занятия | Количество часов | Основное содержание | Виды деятельности (учебные действия) |
Слово как единица языка | 1 | Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с этимологическим словарем. | ||
Назначение языка. Значение языка для жизни общества. | 1 | Функция языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и сапопознания человека, нравственных устоев общества. Слово-заповедь. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом ю. Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение тренировочных упражнений. | ||
Словесность как словесное творчество. | 1 | Словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. | Запись тезисов лекции. Работа с тестом. | ||
Разговорный язык и литературный язык.. | 1 | Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. | ||
Язык художественной словесности. | 1 | Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. Обогащение разговорного языка школьника. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение. | Запись тезисов лекции. Работа стекстом. Работа по таблице. | ||
Лексическое значение слова. | 1 | Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Выработка умения определять лексическое значение слова. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с толковыми словарями. | ||
Слова-термины. | 1 | Слова-термины, способы определения понятия. Умение читать словарную статью. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с толковыми словарями. | ||
Омонимы, синонимы, антонимы. | 1 | Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, антонимы. Их роль в художественных произведениях. Умение находить в тексте художественного произведения омонимы, синонимы, антонимы, понимать их роль. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. | Работа с текстом. Комплексный анализ текста. Работа с таблицей. | ||
Неологизмы. Устаревшие слова. | 1 | Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Умение находить в тексте художественного произведения неологизмы, архаизмы, историзмы, и передавать свое понимание в выразительном чтении. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. | ||
Фразеологизмы. | 1 | Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Умение находить в тексте художественного произведения фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Работа с таблицей. | ||
Прямое и переносное значение слова. | 1 | Понимание прямого и переносного значения слова. Употребление слов в переносном значении | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. | ||
Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 1 | Эпитет. Сравнение. Аллегория. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. | Анализ текста. Выразительное чтение произведений. | ||
Текст как результат употребления языка. | 1 | Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Определение темы и основной мысли текста. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение. | ||
Формы словесного выражения. | 1 | Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Научный и художественный текст-рассуждение | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Создание собственного повествовательного текста, рассуждения, диалога, монолога. Выразительное чтение. | ||
Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Различение стихотворной и прозаической речи. | Анализ текста. Запись тезисов лекции. | ||
Интонация. | 1 | Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Различение видов интонации в предложениях. | Работа с текстом. Анализ текста. Чтение предложений. | ||
Особенности интонации в стихотворной речи. | 1 | Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. | Анализ текста. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Подбор рифм к предложенным словам. | ||
Устная народная словесность. Сказки. | 1 | Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. | Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание сказки. | ||
Виды народной словесности. | 1 | Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Различение видов устной народной словесности. | Работа с текстом. Анализ текста. Рассказывание небылицы. Запись тезисов лекции. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. | ||
Языковые средства в произведениях устной народной словесности. | 1 | Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения. | Работа с текстом. Комплексный анализ текста. Работа с таблицей. | ||
Литературное произведение. | 1 | Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Общее понятие о различных видах произведений. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. | ||
Эпическое произведение. | 1 | Эпическое произведение: произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение произведений. | ||
Литературная сказка. | 1 | Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё. Признаки литературной и народной сказки, их особенности. | Работа с текстом. Анализ текста. Работа с таблицей. Пересказ литературной сказки. | ||
Басня. | 1 | Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и настроения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение басни. | ||
Рассказ и повесть. | 1 | Рассказ и повесть. Различение рассказа и повести, особенности их повествования. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение. | ||
Сюжет и эпизод эпического произведения. | 1 | Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Нахождение эпизода в произведении по заданной теме. Работа над сюжетом различных эпических произведений. | Работа с текстом. Анализ текста. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Выразительное чтение эпизода. | ||
Язык эпического произведения. | 1 | Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении. | Работа с текстом. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Выразительное чтение. | ||
Лирическое произведение. | 1 | Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Особенности лирических произведений. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение стихотворений. | ||
Стихотворная речь. | 1 | Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения. Определение основного тона. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение стихотворений с соблюдением стиховых пауз, логических и стиховых ударений. | ||
Драматическое произведение. | 1 | Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Понимание роли авторских ремарок. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение пьесы по ролям, правильное интонирование реплик. | ||
Пьеса – сказка. | 1 | Особенности языка и повествования пьесы – сказки. Черты, характерные для пьесы – сказки. Отличие от пьесы. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение пьесы – сказки по ролям | ||
Язык драматического произведения. | 1 | Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. | Работа с текстом. Анализ текста. Выразительное чтение пьесы по ролям, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки. Инсценировка. | ||
Контроль знаний. | 1 | Контрольная работа по изученным темам. | |||
Урок – игра «Путешествие в страну Словесность». | 1 | Систематизировать и закрепить изученное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основы словесности 6 класс
Элективный курс по русскому языку "Основы словесности" 6 класс...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Согласование, управление, примыкание, грамматическая основа. 8 класс
задание ГИА. 2 варианта...
презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс
Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....
Программа "Основы словесности"
Программа "Основы словесности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...
Рабочая программа Основы робототехники класс
Программа кружка «Основы робототехники» предназначена для учащихся 7-10 классов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного о...