Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Шабалова Анна Григорьевна

 

Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалова А. Г.                  МБОУ СОШ №2 г. Макарова

Урок русского языка в 6 классе «Употребление и образование деепричастий»

        

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 6 классе
по теме
«Употребление и образование деепричастий»

 (по учебнику С. И. Львовой)

Учитель: Шабалова А. Г.

Макаров

2013

Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие»

Цель урока:

Закрепление знаний о грамматических особенностях деепричастий, о месте и  роли деепричастий и деепричастных оборотов в предложении, выработка умения правильно употреблять деепричастия в речи.

Знать:

  1. морфологические и синтаксические признаки деепричастий;
  2. правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь:

  1. находить деепричастия в речи, образовывать деепричастия от глагола, определять вид деепричастия;
  2. правильно использовать деепричастия в речи;
  3. выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
  4. конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: презентация.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Ребята, вы закончили изучать деепричастие. Какие знания и умения вы приобрели? (Что узнали, чему научились.)

Фронтальный опрос:

  1. Что обозначает деепричастие;
  2. Образование деепричастий;
  3. Употребление деепричастий в речи;
  4. Обособление деепричастий;
  5. Правописание не с деепричастиями.

Как вы думаете, какова цель урока? (возможно: Вспомнить все, что я знаю о деепричастии;  Проверить себя; Все ли я знаю о деепричастии.)

Сформулируйте тему нашего урока (Повторение по теме «Деепричастие»). (Слайд № 1)

  1. Работа с текстом.

Прослушайте, я прочитаю текст, который вы видите на слайде (Слайд №2). Сформулируйте тему, основную мысль текста.

       Около полуночи холодный резкий ветер принес первые снежинки. Лес прислушивался затаив дыхание. И вот снег заплясал, закружился во тьме ложась на мерзлую землю. Ветер с  шумом проносясь над полями и лихо скатываясь по склонам холмов добежал наконец до деревни, засвистел в печных трубах… Метель бушевала всю ночь (не)умолкая.

 Задания по тексту:

  1. Найдите деепричастия. Докажите, что это деепричастие (устно).
  2. Определите вид деепричастия, выделите суффиксы (устно).
  3. Спишите текст, расставляя и объясняя пропущенные знаки препинания. Раскройте скобки. (4-ое предложение – пишет ученик на доске )
  4. Дайте характеристику 4-го предложения (ученик у доски).

Проверим, верно ли вы выполнили задания. Текст со знаками препинания вы видите на экране. (Слайд №3).

  1. Устная работа с текстом.

Теперь вспомним, какова роль глаголов и деепричастий в тексте.

Задания:

  1. Сначала прочитайте в каждом предложении подлежащее и сказуемые, выраженные глаголом. Какую роль выполняют глаголы в речи? (Глаголы придают описанию динамичность, образность.)
  2. Теперь прочитайте в каждом предложении подлежащее, сказуемое и деепричастный оборот. Какова роль деепричастий в речи? (Деепричастия «дописывают», «дорисовывают», дополняют главное действие; придают  речи точность, лаконичность, яркость; помогают передать множество действий, избегая однообразия синтаксических конструкции.)
  3. Определите, какой прием выразительности используется? (Олицетворение.)

  1. Конструирование предложений с синонимической заменой.

(Два ученика работают у доски.)

Прочитайте предложения (слайд №4)

  1. Разбушевавшаяся вьюга швыряла наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватывала их, закручивала белыми вихрями.
  2. Ветер метался над полями, бросался, как загнанный зверь, то в одну сторону, то в другую.

Задания:

  1. Спишите одно предложение (I вариант – 1-ое, II вариант – 2-ое), заменив один из глаголов в предложении деепричастием.
  2. Деепричастия какого вида использовали? Почему? Покажите способ образования.
  3. Проверьте себя. (Слад 5)

            - Сделаем вывод. При употреблении деепричастий в речи, необходимо учитывать:

  1. деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом;
  2. добавочное действие происходит последовательно или одновременно с основным;
  3. и основное, и добавочное действие должно относиться к одному субъекту действия (лицу).

Если об этом не помнить, то можно построить предложения следующего типа (Слайд №6):

1) То завывая, то глухо посвистывая, окна дрожали от бившейся в них вьюги.

2) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Задание.

Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастий. Напишите предложения в исправленном виде.

  1. Создание собственного текста.
  1. Напишите сочинение-миниатюру  (2-3 предложения) по данному началу:         «Начался сильный дождь…», 
    используя деепричастия и деепричастные обороты.
  2. Чтение творческих работ. Выставление оценок.
  1. Домашнее задание. 

     Найти пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых употребляются деепричастия.

  1. Рефлексия. Продолжить фразу:

Сегодня на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" 7 класс

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" помогает ответить на вопросы об изобразительных возможностях этой части речи в языке....