Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сергеева Ольга Фаритовна

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_sintaksis_i_punktuatsiya_5_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)                

( мастер – класс для родителей 5 класса»)-23 ноября 2012 года

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют родители. Давайте покажем им чему мы научились на уроках русскогоязыка.

Сообщение темы и целей урока (Презентация)

Наш урок мы посвятим предложению. Повторим, что такое предложение. По каким признакам характиризуется предложение. Закрепим расстановку знаков препинания в простых и сложных предложениях.  

 Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока. Наша сегодняшняя тема «Ох, уж это предложение». - Дети записывают число,  тему урока в тетради.

Цели урока на презентации.

Учитель:

Работа с текстом.

- Ребята, давайте посмотрим на экран.  Здесь даны предложения. Прочитать.

Учитель выразительно читает текст.

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Да.

- Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).

- Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чем говорится в тексте, найти «ключевые» слова).

- Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (костры листопада, желтый цвет, пурпурные краски, золотой хлеб).

- Таким образом мы выходим на тему текста и назовем его «Золотая осень».

- В каком стиле написан данный текст? (в художественном)

- Что указываетнам на то, что данный текст написан в художественном стиле? (сам образ осени, в этом тексте есть выразительные средства, характеризующие данный стиль. Олицетворения и метафоры.)

Найти худ. приемы.

 - Ребята,  для начала давайте вспомним что такое предложение? Да, правильно. Предложение – это два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Но тоже самое мы можем сказать и о словосочетании.

 -Чем предложение отличается от словосочетания? Оно имеет законченную мысль и грамматическую основу.

- Что же такое грамматическая основа? Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

- Кроме главных членов предложения какие еще члены предложения мы знаем? Второстепенные.

- Назовите второстепенные члены предложения. Дополнение, определение, обстоятельство.

- Ребята, каими бывают предложения по наличию второстепенных членов? Распространенные и нераспространенные.

- Давайте постараемся определить, какие предложения в тексте распространенные, а какие нераспространенные. Выпишите в тетрадь номер распространенного предложения.

- Какими предложения бывают по количеству грамматических основ? Простые и сложные

Работа с текстом.

- Давайте найдем в тексте простые предложения. Выписать в тетрадь номер предложения.

- Выполнить на доске синтаксический разбор 4 предложения.

В тетрадях сделать синтаксический разбор сложного предложения. Сделать схему предложения.

- Дать определение однородным членам предложения. Есть ли в тексте еще предложения с однородными членами? Назвать их.

  1. Из последнего предложения выписываем все словосочетания и определяем главное и зависимое слово, определить вид словосочетания:

Убрала с полей, золотой хлеб, копны сена, в высокие стога, смела в лугах.

2.Выполним морфемный разбор слова осинок

4. Итог урока: (Презентация)

- По количеству грамматических основ предложения бывают…..(простые и сложные)

- По наличию второстепенных членов предложения бывают…(распространенные и нераспространенные)

- По цели высказывания предложения бывают…..(повествовательные, вопросительные, побудительные)

- По интонации предложения бывают……(восклицательные и невосклицательные)

- Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову называются….(однородными членами)

 Итак, домашнее задание:

Повторить все правила, знать все изученные орфограммы.

 Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

________________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

________________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

_____________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

___________________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

___________________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

____________________________________________________________________________

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

Кончается лето.  Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок покрылись пурпурной краской.  Отправилась она в леса, в поля, в луга.  Убрала с полей золотой  хлеб, а в лугах копны сена смела в высокие стога.

План синтаксического разбора: 
1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению
-  по цели высказывания;
-  по интонации;

-  по количеству основ;

-  грамматическая основа;

-  по наличию второстепенных членов;

-  чем осложнено.

План синтаксического разбора: 
1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению
-  по цели высказывания;
-  по интонации;

-  по количеству основ;

-  грамматическая основа;

-  по наличию второстепенных членов;

-  чем осложнено.

План синтаксического разбора: 
1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению
-  по цели высказывания;
-  по интонации;

-  по количеству основ;

-  грамматическая основа;

-  по наличию второстепенных членов;

-  чем осложнено.

План синтаксического разбора: 
1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению
-  по цели высказывания;
-  по интонации;

-  по количеству основ;

-  грамматическая основа;

-  по наличию второстепенных членов;

-  чем осложнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра

Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс

Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Обобщающий урок по теме "Знакомство" немецкий язык как второй по учебнику М.М. Аверина "Горизонты" 5 класс

Открытый урок по теме  "Знакомство"  в 5 классе, где изучают немецкий язык как второй иностранный. Дети должны уметь вести мини-диалоги знакомства, рассказать  о себе краткую ...

Методическая разработка по русскому языку. Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс.

Методическая разработка по русскому языку.Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс....

Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личнос...