Программа курса по выбору русский язык 9 класс" Основы речевой деятельности"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Радченко Ия Николаевна

Цели и задачи курса, учебно-тематический план, рассчитанный на 34 часа в год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Арбаж.

Рассмотрено

Протокол №

 от «  »            2013г

Руководитель РМО

   

Согласовано:

«     »              2013     г.

.

Заместитель директора по УВР

                                                               

 Утверждаю

  Директор школы                  

                       Е.В.Филатова

          Приказ №                  от

Программа курса по выбору:

русский язык в 9 классе

«Основы речевой деятельности»

 

Учитель: Радченко И. Н.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Цели курса - сформировать коммуникативную компетенцию: познакомить с основными речеведческими понятиями, развить все виды речевой деятельности, помочь овладеть основами культуры речи, а также навыками самостоятельной работы с книгой.

Задачи курса:

  • дать представление о нормированной русской литературной речи
  • познакомить с основными речеведческими понятиями
  • сформировать навыки работы с текстом
  • научить построению законченных высказываний
  • выработать умение сознательно отбирать языковые средства для выражения мыслей
  • сформировать навыки самостоятельной литературной и правописной правки текста

 

Учебно-тематический план. 9 класс (34 учебных часа)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды работ

Форма урока

1

Слушание лекции с опорой на предварительно составленный план

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания

Лекция учителя

2

Отражение своего отношения к прослушанному тексту

Этапы работы над изложением

Лекция учителя

3-4

Изложение с творческим заданием

Редактирование изложения

Слово учителя, работа с текстами изложения

5

Оформление записей в процессе слушания

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением

Лекция учителя

6

Стили речи

Типы тестовых заданий

Слово учителя, тестирование

7

Образ автора в тексте

Диагностический тест

Взаимоправка работ

8

Средства выражения авторской позиции

Разбор ошибок, допущенных в тесте

Работа с карточками редактирования

9

Стилизация как воспроизведение чужого стиля

Лексика. Лексические ошибки в работах. Задания В1

Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём

10

Тропы и фигуры речи

Изобразительно-выразительные средства. Задание А7

Беседа, работа с обобщающими таблицами

11

Комическое (сатира и юмор)

Текстовая часть теста.

Комплексный анализ текста

12

Пародия как воспроизведение чужого стиля с целью осмеяния

Орфограммы в корне

Работа с обобщающими таблицами

13

Самостоятельная работа с книгой

Орфограммы в корне

Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант

14

Различные виды чтения

Орфограммы в суффиксах

Работа с обобщающими таблицами

15

Общение, его виды

Н-нн в различных частях речи

Работа с обобщающими таблицами

16

Основные требования к речи

Н-нн в различных частях речи

Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант

17

Речевые жанры и их модели

Морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум, тестирование

18

Устная речь: все виды пересказа

Морфология, морфологические признаки частей речи

Письменный опрос, морфологический разбор

19

Рассказывание

Орфограммы в приставках

Письменный опрос, диктант

20

Лингвистический анализ текста

Разделительный, смягчающий и формообразующий Ь

Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос,

21

Составление художественно - биографического рассказа

Редактирование сочинения С 2 1.

Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимоправка, работа с карточками

22

Рецензия

Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Беседа, работа с таблицами, практикум, тестирование

23

Групповая характеристика персонажей с их социальной оценкой

Виды односоставных предложений

Работа с обобщающими таблицами, анализ предложений, проверочная работа, тестирование

24

Совершенствование написанного

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

25

Все виды редакторской правки

Характеристика предложений, синтаксический разбор

Синтаксический разбор

26

Компьютерное редактирование

Вводные слова и обращения

Тестирование, тренировочные упражнения

27

Оценка поступков героев литературных произведений

Обособленные определения и приложения

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

28

Высказывание своего мнения о героях, их поступках

Обособленные обстоятельства

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

29

Рассказ на свободную тему

Редактирование сочинения С2.2.

Слово учителя, работа с текстами изложения

30

Рассказ по аналогии

Сложносочинённое предложение

Работа с таблицами, тестирование, упражнения

31

Рассказ по данному началу

Сложноподчинённое предложение

Работа таблицами, тестирование, упражнения

32

Художественное рассказывание

Бессоюзное сложное предложение

Работа таблицами, тестирование, упражнения

33

Рассказ по пословице

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, параллельное и последовательное подчинение)

Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения

34

Словесное рисование

Тренировочные упражнения

Работа с текстом

Литература

1.Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. - М., 2001.

2.Воителева Т. М., Войлова К. А. И др. Большой справочник " Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы "  М.: Дрофа, 1998.

3.Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М., 1990.

4.ГИА – 2010: Экзамен в новой форме. Русский язык 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме; авт-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. М. АСТ Астрель 2010 (ФИПИ)

5. Семенюк А.А. Уроки углублённого изучения русского языка. 9 класс. М.Просвещение.1994/

6. Розенталь Д.Э., Голуб Н.Б. Орфография и пунктуация. - М., 1997.

7. Русский язык в школе 2008. №5

8. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004

9. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М., 2007

10. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой. - М., 2007

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Арбаж.

Рассмотрено

Протокол №

 от «  »            2012г

Руководитель РМО

   

Согласовано:

«     »              2012     г.

.

Заместитель директора по УВР

                                                               

 Утверждаю

  Директор школы                   Е.В.Филатова

Приказ №                  от

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе

«Культура речи»

Учитель: Радченко И. Н.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

"Кружок культуры речи" по русскому языку в 9 классе - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи  курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повысить общую языковую культуру;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 9 класса, так и все желающие.

На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.

Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

-  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

1.
2.

Что такое культура речи?

2

Понятие "культура речи".

2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского.

Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей.

3.
4.

Задача культуры речи.

2

4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.

5.
6.
7.

Типы речевой культуры.

3

10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала.

8.

Особенности устной публичной речи.

1

Термин "ораторская речь", "публичная речь". Беседа.

9.
10.

Оратор и его аудитория.

2

Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.

Навыки и умения оратора.

Работа со словарём. Коллективная работа в группах.

11.
12.

Ораторское искусство России

2

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Подбор материала.

13.
14.

Произносительные нормы русского языка.

2

Термин "орфоэпия".Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.

15.
16.

Требования к правильной речи.

2

Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.

17.
18.

Интонация.

2

Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.

19.
20.

Ударение.

2

Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.

21.
22.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

2

Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи.

Беседа по вопросам.

23.
24.

Правила художественной декламации.

2

Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.

25.
26.

Словарный состав русского языка.

2

Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов.

27.
28.
29.

Выразительность русской речи.

3

Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.

30.
31.

Благозвучие.

2

Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

32.
33.

Этикетные формулы русского языка.

2

Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания.

34.

Итоговое занятие в форме конференции учащихся.

1

Подведение итогов работы кружка.

Содержание программы

1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия: викторина.

2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Форма занятия: лекция.

3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .

Форма занятия: проект.

4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.

Форма занятия: беседа.

5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.

Форма занятия: турнир.

6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Форма занятия: устный журнал.

7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.

Форма занятия: игра.

8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.

Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".

9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.

Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.

10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.

Форма занятия: практическая.

11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.

Форма занятия: дискуссия.

12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации.

Форма занятия: беседа.

13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.

Форма занятия: семинар.

14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Форма занятия: лекция, тест.

15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.

Форма занятия: практикум.

16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Форма занятия: ролевая игра.

17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.

Список использованных источников и литературы

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999.

10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 1982.-160 с.

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Арбаж.

Рассмотрено

Протокол №

 от «  »            2012г

Руководитель РМО

   

Согласовано:

«     »              2012     г.

.

Заместитель директора по УВР

                                                               

 Утверждаю

  Директор школы                   Е.В.Филатова

Приказ №                  от

Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 классе

Учитель: Радченко И. Н.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Особенности контингента обучающихся 8 класса МБОУ «Плотниковская ООШ»:

В 8 классе 11 обучающихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками, в том числе 2 обучающихся – на «5», 3 – на «4». В то же время более 50% обучающихся успевают по предмету только на «3». Недостаточно отработаны практические навыки орфографического, морфемного, фонетического, синтаксического разборов. 20% обучающихся допускают ошибки в написании НЕ с различными частями речи, в написании Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий. 18 % учеников не различают слитное и раздельное написание наречий, затрудняются в дефисных написаниях. Групповые занятия позволят создать систему повторения материала, скорректировать знания, ликвидировать пробелы, отработать материал, изучаемый в 8 классе.

Цели обучения

Групповые занятия по русскому языку направлены на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке;
  • формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Групповые занятия в учебном плане представлены в школьном компоненте. Количество часов в год – 34, в неделю – 1.

Программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т. Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. М.: Просвещение, 2009 г.

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

 Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл», Москва, «Просвещение», 2011 – 2012 гг                       

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

            Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

Функции русского языка в современном мире

1

1

Русский язык в современном мире

1

 

Повторение изученного в V–VII классах

2

2

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

3

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий . Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

 

Синтаксис, пунктуация, культура речи

1

4

Основные единицы синтаксиса.

1

 

Словосочетание

1

5

Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

 

Простое предложение

1

6

Простое предложение.Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

 

Главные члены предложения

2

7

Подлежащее. Сказуемое

1

8

Составное глагольное и составное именное сказуемые

1

9

Тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

Второстепенные члены предложения

2

10

Дополнение. Определение. Приложение.

1

11

Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

 

Односоставные предложения

4

12

Назывные предложения

1

13

Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения

1

14

Безличные предложения . Неполные предложения.

1

15

Синтаксический разбор односоставного предложения. Р.р. Рассуждение

1

 

Осложненное предложение. Однородные члены предложения

4

16

Однородные и неоднородные определения

1

17

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

18

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

19

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

 

Обособленные члены предложения

6

20

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1

21

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

22

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1

23

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

24

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

25

Тест по теме «Обособленные члены предложения»

1

 

Обращение

1

26

Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

 

Вводные и вставные конструкции

2

27

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

28

Вставные слова, словосочетания и предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

 

Чужая речь

1

29

Чужая речь, синтаксический разбор предложения с чужой речью

1

 

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

2

30

Синтаксис и морфология.

1

31

Синтаксис и пунктуация

1

32

Синтаксис и культура речи.

1

33

Синтаксис и орфография

1

34

Тест за курс 8 класса

1

 

Итого

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  • рецензировать устный ответ обучающегося;
  • задавать вопросы по прослушанному тексту;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
  • при необходимости переходить на изучающее чтение;
  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  • вести репортаж о школьной жизни;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  • составлять инструкции по применению того или иного правила;
  • принимать участие в диалогах различных видов;
  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  • создавать сочинение – описание, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.).

Текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология:

  • распознавать части речи и их формы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография:

  • применять орфографические правила;
  • объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.

Синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
  • правильно строить предложения с обособленными членами;
  • проводить интонационный анализ простого предложения;
  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.     

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е изд.— М., 1999.
  3. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.—-2-е изд., дораб.—М., 1998.
  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.
  6. В.В. Иванова.—4-е изд., дораб, — М., 1999.
  7. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
  8. Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка.—2-е изд.—М., 1998.
  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.—2-е изд., перераб.—М., 1991.
  10. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
  11. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
  12. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 5-6 классов «Чэнчэ одул ажуу» («Занимательный юкагирский язык»)

Представляю вам программу  предмета по выбору по родному (юкагирскому) языку для учащихся 5-6 классов (для детей невладеющих родным языком)....

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 7-8 классов «Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк» («Сочинения на родном языке»)

Программа предмета по выбору по юкагирскому языку для учащихся 7-8 класса "Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк" ("Сочинения на родном языке")....

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») (подготовка к экзаменам)

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») предназначена для подготовки выпускников основной школы к экзамену по родному (юкагирскому) языку....

Программа факультатива по русскому языку "Речь. Речевая деятельность школьников"

Программа факультативного курса "Речь. Речевая деятельность школьников" может быть использована при работе по любому УМК по русскому языку в 5 классе....

Рабочая программа курса по выбору "Английский язык делового общения" / "Business English for Schools"

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 10 класса СОО...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....