Программа факультатива по русскому языку "Речь. Речевая деятельность школьников"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Программа факультативного курса "Речь. Речевая деятельность школьников" может быть использована при работе по любому УМК по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_rech._rechevaya_deyatelnost.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

              «Рассмотрено»                           «Согласовано»                              «Утверждено»

Руководитель ШМО                Зам.директора по УВР                Директор школы                                              ______ /Зацепина Г.Н.           ______/Суворова Е.Н.                  _______/Рябова И.И.                          «__»___________2013 г.           «__»___________2013 г          «__»___________2013 г.        

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Даниловская средняя  общеобразовательная школа»

Факультативный  курс  по русскому языку

для учащихся 5 класса

«Речь. Речевая деятельность школьников»

Составил:

учитель русского языка

и литературы

Суворова Елена Николаевна

2013-2014г.

Пояснительная записка.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Программа факультатива составлена на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования  и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы»  - М.: Просвещение, 2011г.

Программа предназначена для учащихся 5 класса.

Количество часов – 34 (1 час в неделю).

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

   Именно в 5 классе закладывается основа для  комплексной работы с текстом, поэтому  центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

   Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

 

Цель курса: создание условий для формирования  речевых навыков и основанных на них  коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

  1. Совершенствование у детей  умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании,  письме и чтении.
  2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
  3. Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
  4. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
  5. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  6. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  7. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
  8. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Результаты изучения факультативного курса.

Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  • умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
  • умение самостоятельно добывать знания,  работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета,  пользоваться справочной литературой;
  • умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами  освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

  • различать устную и письменную, разговорную и книжную речь; 
  • вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);
  • находить  речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие  тексты;
  • различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль  текста;
  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  •  владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
  • выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:
  • пересказывать текст подробно, сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Структура факультативного курса:

Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности».  Изучение материала тем  в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений,
    помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями пятиклассников, в каждом разделе запланированы занятия –практикумы.

Завершается курс итоговой  контрольной работой.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ;
  • учебные дискуссии;
  • творческие задания;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • создание и редактирование текстов;
  • использование разных каналов поиска информации;

На развитие коммуникативно - речевых умений и навыков  учащихся направлена целая система специально подобранных упражнений.

Коммуникативные ситуации создаются при работе по методикам коллективных учебных занятий ( методика Ривина и методика взаимопередачи тем) ( приложение 1 )

          При работе по методике взаимопередачи тем ученик проходит через три типа ситуаций:

  1. самостоятельно изучить текст, прочитать его с пониманием;
  2. учить этому других, т.е. излагать материал устно, активно контактируя с товарищем;                                                              
  3. учиться у другого, т.е. слушать напарника с пониманием.      

          Методика Ривина и методика взаимопередачи тем органично дополняют    друг друга. Благодаря работе по методике взаимопередачи тем развивается умение учить другого и учиться у другого, а в методике Ривина – изучать что-то совместно с другим человеком, обсуждать, приходить к согласию.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.

Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических  и практических занятий.

Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы.

           Учитель отслеживает  продвижение каждого ученика в специально созданном листе  индивидуальных достижений.

Лист достижений

ученика (цы) 5 класса

Ф.И. Ученика--------------

Коммуникативно – речевые умения

Входной контроль

 Текущий контроль

Итоговый контроль

1.Определять тему текста. Озаглавливать текст

2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.

3.Ориентироваться в структуре текста

4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства

5. Составлять план (простой и сложный)

6.Определять:а) тип речи;

                         б) стиль речи

7. Самостоятельно строить высказывание ( на основе творческого пересказа)

8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

9. Извлекать нужную информацию из текста

10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

11.Выразительно читать

12. Пользоваться разными видами чтения

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

15.а) Понимать вопросы учителя;

     б) давать на них ответы;

      в) самим задавать вопросы

16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом

Условные обозначения: «-»- навык не сформирован;  «*»- сформирован частично; «+»- сформирован;  «++»- хорошо сформирован.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ_-ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

КОНТРОЛЬ

1. Вводное занятие

1

1

2. Речь и речевое общение

9

3

4

2

3. Функциональные разновидности языка. Стилистика

3

1

1

1

4. Виды речевой деятельности

9

2

4

3

5. Текст как продукт речевой деятельности

10

2

7

1

6. Итоговый контроль

2

2

Итого:

34

8

16

7

3

Содержание образования факультативного курса

Вводное занятие.   Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и  коммуникативно – речевых  умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения.

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность.  Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3.  Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III.  Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе.

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации,  включая СМИ и  ресурсы Интернет.

Практическая работа №  4.  Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные  бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа №  6. Учимся писать сжатое изложение.

РАЗДЕЛ  IV.     Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого  текста (зачин, средняя часть, концовка).  Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы.   Основная мысль текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.

План как вид информационной переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7.  Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых  умений пятиклассников.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата

Формы организации занятий

Характеристика деятельности учащихся

Пл.

Фак

1. Вводное занятие

1

Самостоятельнаяработа

Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами.

2.  Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека

1

Лекция

Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения;  осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека  

3. Речевая ситуация.

1

Беседа, работа в парах

Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей  и адресата речи

4. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи

1

Лекция

 Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь

5. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы)

6.Практикум. Учимся строить диалог и монолог

1

7. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность

1

Лекция

Знать основные свойства хорошей речи;  уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь

8 – 9. Речевые ошибки и недочёты

2

Лекция

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить  речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие  тексты

10. Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты

1

11. Стилистика. Разговорная и книжная речь

1

Лекция

Знать, что изучает «Стилистика»; называть основные признаки разговорной  и книжной речи;

различать разговорную и книжную речь

12. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая

1

Лекция

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы)

Различать  и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение

13. Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей  

1

14. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо

1

Лекция

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях;  грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

15. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации

16. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию

17. Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы

1

Лекция

Практическое занятие (групповая форма работы)

Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой

18. Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

1

19. Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый

1

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику;

передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; 

вести диалог на учебные и бытовые темы

20. Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

1

21. Письмо как вид речевой деятельности

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения,  плана;

составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление)

22. Практикум.

 Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое  изложение)

1

23. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста

1

Лекция

Знать признаки текста, композиционные элементы целого  текста (зачин, средняя часть, концовка);

 соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

выделять главную и второстепенную информацию

24. Что значит говорить и писать на тему?

 

1

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Определять тему текста;

различать широкие и узкие темы;

соотносить тексты и заголовки,  выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;

создавать текст на заданную тему.

25. Главное в тексте - идея, основная мысль

1

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Определять  основную мысль текста;

находить ключевые слова и выражения

26. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.

1

Сочетание коллективной и парной форм работы

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру  текста

27. План  как вид информационной переработки текста

1

Коллективная форма работы

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);

соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана

28. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

1

Лекция

 Знать признаки  функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения);

определять функционально-смысловой тип речи

29. Описание как тип речи. Виды описаний

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему описания;

называть виды описаний;

находить в текстах описания, аргументировать свой выбор.

30. Повествование. Повествовать – значит рассказывать

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему повествования;

находить в целом тексте фрагменты повествования;

различать повествование и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам

31. Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему рассуждения;

находить в целом тексте фрагменты рассуждения;

Различать рассуждение и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и  языковым характеристикам;

составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод.

32. Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

1

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Уметь производить элементарный комплексный анализ текста;

работать самостоятельно по заданному плану;

обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе

33-34. Итоговый контроль

2

Самостоятельная работа

Уметь определять тему, главную мысль текста;

 озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа  рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя,

      давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами

Литература для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы.  - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащих ся. — М., 1992.
  3. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
  5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
  6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
  7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
  8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
  9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
  10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

  1. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.
  2. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
  2. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

Литература для учащихся:

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993
  2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002.

  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

  1. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

Приложение 1.

Методика Ривина

( варианты алгоритмов работы в паре по методикам коллективных учебных занятий)

1.Работа с собственным абзацем.

а) Прочитай напарнику свой абзац.

Вместе с ним попытайтесь ответить на вопрос:

« О чём говорится в абзаце?»

б)  Перечитайте текст абзаца, объясняя

значение каждого слова, словосочетания,

предложения, отвечая на вопрос:

почему стоит именно это слово, а не

другое? Почему предложения выстроены

именно в таком порядке? Что хотел

подчеркнуть автор?

в) Попробуйте (если это необходимо)

привести примеры к абзацу.

г)  Обсудите, согласны ли вы с мыслями

автора. Если нет, то почему.

д)  Озаглавьте абзац, запишите заглавие в

тетрадь

2.     Помощь напарнику в работе над его

абзацем. Поменяйтесь ролями, помоги

напарнику озаглавить его абзац.

3. Смени напарника. В новой паре кратко

восстанови содержание предыдущих

абзацев.

4. Работайте над следующим абзацем с

напарником по пунктам а – в.

Помоги напарнику. Выслушай краткое

содержание предыдущих абзацев его

текста. Дальше работайте по пунктам

а – в раздела 1.

Методика

взаимопередачи тем.

1.Самостоятельное изучение темы учеником.

* Запиши название и номер темы у себя в тетради.

                        *Изучи первый абзац, озаглавь его, заглавие запиши

в тетрадь.

                    * Выполни задания первой группы, относящиеся

к этому абзацу.

                   * Изучи следующий абзац, озаглавь его, заглавие

                      запиши в тетрадь, выполни задания, относящиеся

к этому абзацу и т.д.

              *Выполни задания второй группы, которые

      направлены на понимание всей темы.

*Сдай тему учителю.                        

2. Работа в паре.                                          

         * Восстанови напарнику содержание и смысл

первого пункта своего плана.            

* Объясни напарнику сложные моменты

этого пункта.                                    

*Задай напарнику вопросы на понимание

содержания первого пункта.

         * Предложи выполнить задания первой группы

к этому пункту.

* Предложи напарнику записать в тетрадь

заглавие первого пункта.

* Расскажи напарнику содержание и смысл

второго пункта плана, объясняя сложные

места. Проверь, как понимает он задания

первой группы.

* Поменяйтесь ролями. Теперь напарник

учит тебя своей теме.

* Обменяйтесь заданиями второй группы.

Самостоятельно выполните их.

* Проверьте друг у друга правильность

выполнения заданий второй группы.

                       

Приложение 2.

Дидактические  и диагностические материалы к факультативу.

Занятие 1.  Задания к контрольной работе.

  Из прибрежных кустов высунулась толстая звериная башка, в лохматой шерсти блеснули зелёные глазки.

- Медведь! Медведь идёт! - закричали перепуганные ласточки- береговушки, стремительно проносясь над рекой  

Но они ошиблись: это был всего медвежонок. Ещё прошлым летом он

вприскочку бегал за матерью – медведицей, а этой весной стал жить сам по себе, своим умом: решил, что он уже большой.

    Но стоило ему только выйти из кустов – и всем стало видно, что большая у него только голова – настоящая толстая лохматая башка, а сам –  то он ещё маленький – с новорождённого телёнка, да смешной такой: на коротких косолапых лапах, хвостишко куцый.

    В этот знойный день в лесу было душно, парно. Он и вышел на бережок: так приятно тут обдувал свежий ветер.

    Мишка уселся на траве, сложил передние лапы на круглом брюшке. Человечком сидел и степенно поглядывал по сторонам.

     Но ненадолго у него хватило степенности: он увидел под собой весёлую, быструю речку, перекувырнулся через голову и на собственных салазках ловко съехал с крутого бережка, Там стал на четвереньки – и давай лакать прохладную воду. Напился всласть, - и вразвалочку, не спеша закосолапил вдоль берега. А зелёные глазёнки так и сверкают из шерсти: где бы чего напроказить?

                                                                              (В.В. Бианки «Мишка – башка»)

 

   Задания к тексту:

  1. Прочитайте внимательно текст, подготовьте его выразительное чтение, прочитайте текст соседу по парте, выслушайте его замечания.
  2. Выполните следующие задания:
  • О чём хотел рассказать автор? Как бы вы озаглавили этот тест?
  • Найдите в тесте предложение ( предложения), которое лучше всего помогает понять главную мысль текста.
  • Как относится автор к медвежонку? Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу мысль.
  • Расположите данные предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте:

В этот знойный  день в лесу было душно, парно.

Из прибрежных кустов высунулась толстая звериная башка...

Но они ошиблись: это был всего только медвежонок.

Мишка уселся на траве, сложил передние лапы на круглом брюшке

  • Можно ли слово башка заменить словом голова, а глагол закричали

( перепуганные ласточки) глаголом защебетали? Если нет, то почему?

  • Составьте план данного текста.
  • Перескажите текст от имени медвежонка ( устно или письменно).

Занятие 3.  «Речевая ситуация»

Задание 1.

Составьте высказывание, используя опорные слова "Речевая ситуация - это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать цель общения (общение, сообщение и воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения (официальная или неофициальная обстановка) и количество собеседников (коммуникантов) (два или более)".

Задание 2.

  1. Что такое речевая ситуация?
  2. О чём нужно рассказать, чтобы описать речевую ситуацию?
  3. С какой целью может происходить общение?
  4. Что включает в себя понятие "условия общения"?
  5. Какое место общения можно считать официальной обстановкой? А неофициальной обстановкой?
  6. Опишите речевую ситуацию, в которой используется разговорная речь.

Задание 3.

Познакомьтесь со словами – терминами, используемыми в научной речи, составьте с ними предложения.

  1. Коммуникант - тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.
  2. Коммуникативное намерение (задача, цель - конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, обозлить, вызвать сочувствие и. т. д.).
  3. Коммуникативный контакт- связь, согласованность в общении.

Задание 4. 

Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи.

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)

2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

 - Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

3) Морфология - это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

4) Пропала собака породы пудель. Шерсть чёрная, коротко стриженная, на конце хвоста кисточка. Собака отзывается на кличку Лапси. Знающих о местонахождении Лапси просим сообщить по телефону 938-77-53.

Занятие 5.     Диалог.

1. Речевые этюды:

Особый вид работы, основанный на ролевой игре. Они используются как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Например, могут быть использованы следующие темы:

"Читатель-библиотекарь"

Ученик обратился с просьбой к библиотекарю помочь найти нужную книгу, но данная книга уже взята другим читателем:

- "Классный руководитель - ученик"

Классный руководитель попросил ученика подготовить материал к классному часу на тему « Профессии моих родителей». Но ученик не выполнил задания:

 "Читающий пассажир и кондуктор"

Пассажир увлеченно читает книгу и не реагирует на неоднократное обращение кондуктора предъявить билет. Как привлечь внимание читающего?

2. Дополнение диалогов.

Это один из самых сложных видов диалога, поскольку он предполагает не только творческое, но и логическое мышление учащихся. От участников требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны. Кроме того, важно установить логическую связь между репликами участников диалога.

Фразы из предложенных диалогов убираются по усмотрению учителя. Для работы можно взять малые литературные жанры (например, анекдоты), т.к. они легко воспринимаются, являются актуальными и доступными для детей, а также требуют активизации творческого мышления. Учащимся необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение.

Встреча поэтов

Встречаются два поэта:

- Как твоя жизнь? Что нового?

Хорошо, вот новый сборник стихов издал.

- Продал уже что-то?

Да, дачу, машину, квартиру:

3. Восстановите диалог.

-Привет:

-Привет:

-Почему ты не:

-А потому что:

-А как же ты:

- Надеюсь:

Используя  методику взаимопередачи тем, выполните задания:

                                                               

   Диалог:

                           Отец пристыдил Андрюшу:

- Снова в твоём дневнике двойка?!

   Сын успокоил его:

- Ты, папа, напрасно беспокоишься и напрасно меня ругаешь...

   Вот у Бори и Наташи совсем оценок нет. Их даже спраши-

    вать не хотят.

                                                ( из журнала)

  Монолог:

                                      Люблю я вечер золотой,

                                      Лесов задумчивый покой

                                      И лёгкий рой румяных туч,

                                       Луны стыдливый, первый луч,

                                       И первый ропот соловья,

                                        И тишину полей...

                                                                        ( И. Тургенев)

                                   

 1. Вопросы и задания:

                           1.  Сколько человек участвует в разговоре в первом

                                тексте? Кто именно?

                           2. Сколько человек участвует в разговоре во втором

                                 тексте? Чем заняты остальные?

Если в разговоре участвуют оба собеседника ( например, один спрашивает, другой отвечает), то такая речь называется диалогической.

Если говорит один человек, а все остальные слушают, то такая речь называется монологической.

   Задание.      Определите, какой из данных текстов принадлежит к моноло-

                        гической речи, а какой – к диалогической?

                        Какие особенности в оформлении диалогической речи вы

                                                     заметили?

 2. Речь бывает устной и письменной. Устную речь передают при помощи звуков, а воспринимают слухом. Письменную речь передают при помощи букв, а воспринимают зрением.

      Задание.  Представьте себе, что вы только что посмотрели интересный фильм ( концерт). По дороге домой вы встречаете товарища и делитесь с ним своими впечатлениями. Скажите, почему вы начали разговор, о чём говорили и каким видом речи воспользовались. Перескажите ваш разговор и запишите  его.

Занятие 23.

  Задания: 1. Прочитайте рассказ. Определите, какие слова в нём пропущены:

                Пришла хмурая... . Пожелтели на ... листья. На... замёрзла капуста.

                Скоро... снег. Он заметёт в поле... .

    2.Составьте из слов каждой строчки предложения,которые затем    

        включите в рассказ «Как я провёл летние каникулы».

     Летний, каникулы, я, любить, больше, другой.

     За, три, месяц, можно, интересно, отдохнуть.

     При , хороший, погода, с, удовольствие, речка, бегать.

     Однако, тоже, дождь, не, помеха, для, отдых, полезный.

      Обычно, день, в, ненастный, читать, я.                                                                

     3.Прочитайте четыре части рассказа «Любители музыки».

       Определите, какая из них первая, какая – вторая, третья,            

          четвёртая.

 

       - На помощь пришёл ледокол. Он проложил путь в открытое море.

       - Тогда моряки включили музыку и дельфины поплыли за судном.

       - Дельфины зашли в залив. Внезапно ударил мороз. Льды закрыли

          дельфинам выход из пролива.

       - Но дельфины вначале не пошли за ледоколом. Они стали играть

           в заливе.

      4. Прочитайте рассказ. Найдите в нём лишние, не подходящие по смыслу предложения. Вычеркните их карандашом.

                                         Снег идёт!

        Осенью было холодно. Всё было некрасивое и чёрное: и деревья,

        и лес, и река. Тёплый дождь весело стучал в окно. А в доме было      

        уютно и тепло. Таня сидела дома, на улицу не ходила. Ей было

        холодно дома. Таня посмотрела на улицу: шёл снег. Он всё шёл

        и шёл. Уже через час всё было красивое и белое.

1.Прочитайте предложения.

Подумайте, являются

ли они текстом? Переставьте их так, чтобы

у вас получился текст. Озаглавьте его.

При создании текста следите за тем, чтобы в

рядом стоящих предложениях не повторялись

одни и те же слова.

   Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Её ветви свисали к самой воде.

 Занятие 24.

  Упражнения на осмысление темы:

        1.Прочитайте текст. Определите, на какую тему он написан.

       2. Какая из тем по смыслу шире, а какая – уже?

   ( темы: Зима. - Зима в школьном парке. Мой выходной день. - На катке в выходной день.)

      3.Прочитайте текст. Выберите из него предложение, которое может

           быть заголовком этого текста.

  1. Придумайте заголовок к тексту.
  2. Из данного перечня выберите заголовок, который более всего подходит по смыслу к данному тесту.

Задания к тексту: 1.Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

2.Из данного перечня выберите заголовок, который более  всего подходит по смыслу к данному тексту:

а) Народный праздник

б) Умный король и его красавица дочь

в) Северное королевство

Свой выбор подтвердите примерами из текста.

3. Объясните значение слова чужестранцы, подберите к

нему синонимы.

4.   Перескажите текст своему напарнику, дополнив рассказом о своём любимом народном празднике.

      Далеко на севере на одиноком острове раскинулось королевство. Оно было погружено в холодные сумерки и тяжёлые туманы. Зима здесь была длинная, а лето короткое. Дикие скалы летом покрывались пушистыми мхами, а зимой их заносило сыпучим снегом.

      Люди королевства любили свою родину. Бледная зелень полей радовала их больше, чем роскошные цветники жителей юга.

      Когда наступала весна, солнце ласково согревало землю, король и его красавица дочь Изольда устраивали народный праздник. К нему начинали готовиться ещё с осени и ждали долгую зиму. Наконец посылали гонцов, созывали народ в столицу. Съезжались в гости и чужестранцы, потому что все любили короля за ум, а его дочь за милосердие и редкую доброту.

                                        (По сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»)

Занятие 26.

Задания:   1.Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.

Какие из известных вам лексических средств связи использованы

в данном тексте? Найдите их.

2.Повторение какого слова подчёркивает, что вся природа, всё

живое испытывают на себе влияние осени, всё находится в

движении, в переменах? Можно ли считать такое повторение

оправданным?

Осень.

Берёзы и клёны осень покрасила лимонным цветом, а листья осинок разру-

мянила. Листик за листиком  падает с деревьев. Какой листик летит

парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Ветерок подхватывает

их с земли, и летят они к реке вместе с перелётными птицами. И вот уже

под самыми облаками летят большие белые  птицы и шлют прощальный

привет родным местам. А ты стоишь на берегу и летишь душой вместе

с ними. И так грустно бывает и хорошо. И шепчешь тихонько: «Летите,

летите!»

                                                                                        ( По М. Пришвину)

Занятие 26 (по методике Ривина). 

Весна.

Над полями и лесом всё ярче, всё горячее светит солнышко. Потемнели дороги, растаял на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, собираются парами, торопятся поправлять свои гнёзда.

В глухом лесу медведица выводит маленьких медвежат на первую прогулку. Разыгрались медвежата на поляне у лесного ручья. Со страхом рассматривают они сбегающую с пригорка воду, взбираются на пни, на скользкие коряги.

Пригревает солнышко, расцветает весна. Вот распустились на веточках ивы шёлковые мягкие пуховички. Вырастает молодая травка.

 А над первыми подснежниками вспорхнула лёгкая бабочка. Всё радо прекрасной весне!

                                                            (По И. Соколову – Микитову)

Занятие 29.

Задания к тексту:

1.Прочитайте выразительно текст. Можно ли его отнести к типу речи описание?

2.По какому признаку листья деревьев названы китайскими

фонариками, оранжевыми звёздами, золотыми рыбками?

Найдите описание ёлочки. Как вы его понимаете? Почему

ветви ёлки названы лапками? Как бы вы описали своё

любимое дерево?

Осенняя ёлочка.

   Весной и летом ёлочки не было, а появилась она осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

   Много лет прошло с тех пор, но каждую осень деревья вспоминают о ёлочкином дне рождения и дарят ей подарки. Осина преподносит ей красные китайские фонарики, а клён роняет оранжевые звёзды. Ивушка засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

   И стоит ёлочка растерянная и счастливая. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уже некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.

                                                                                       ( По Н. Сладкову)

Занятие 31.

Задания к тексту: 1.Прочитайте сказку. Как вы поняли её смысл?

                                    2.Определите стиль и тип речи данного текста.                

                                    Свой ответ подтвердите примерами из текста.

                                 3.Найдите в тексте пять родственных слов, имеющих        

                                    корень – свет -.  Как вы думаете, почему так много            

                                    слов с этим корнем в таком небольшом тексте?              

                                  4.Напишите небольшое сочинение-рассуждение на              

                                      тему «Как бы я хотел прожить свою жизнь».

  Свечка.

    Горела свечка в старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла. Кончилась.

- Какая она недолговечная! - весело сказал таракан, выползая из щели. - Мало пожила свечка.

- Да, она мало пожила,- сказал, вздохнув, старый подсвечник. - Зато ярко горела. Многим от неё было светло и радостно.

Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель, потому что в подсвечник вставили новую свечу и зажгли. А таракан не любил света и боялся его.

                                                                                 ( Е. Пермяк)

Занятие32.

Проанализируйте текст по следующему плану:

  • Назвать  тип речи,стиль, тему, идею данного текста.
  • Показать, что начало и конец текста обладают типичными особенностями для данного типа речи и стиля.
  • «Белый гриб, или боровик, встречается часто...» Докажите на основе     данного текста, что белый гриб или боровик – синонимы.
  • Объясните на основе текста, за что этот гриб зовут белым.
  • Назовите композиционные части текста.

Белый гриб

(По В.И. Смирнову)

Белый гриб или боровик, встречается часто почти на всей территории нашей страны в берёзовых, еловых, сосновых и дубовых лесах. Растут белые грибы одиночно или группами, чаще по соседству с берёзами.

Гриб растёт с июня по октябрь, но больше всего боровиков бывает в середине июля и со второй половины августа до середины сентября.

Шляпка у боровика диаметром до 25 см, сначала полушаровидная, позже более плоская, сухая. Окраска шляпки может быть различной: в сосновых лесах она тёмно - коричневая, в еловых - коричневая с зеленоватым оттенком, в лиственных – более светлая. Трубчатый слой - белый, по мере роста гриба - жёлтый, зеленоватый.

Ножка длиной до 20 см, толщиной до 10 см, сначала клубневидная, позже почти цилиндрическая, беловатая, с сетчатым рисунком по всей ножке. Мякоть плотная, белая, на срезе цвета не меняет, без вкуса, но с приятным запахом.

        

Занятие 33-34 (итоговый контроль)

  Текст для анализа.

     Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?

     К примеру, сделал человек из глины самую первую свистульку. Понрави -

     лась свистулька другому, и он себе сделал, но где – то что – то чуть-

     чуть изменил – человек-то другой. Если изменение было на пользу, то

     третий уже сделал свою свистульку по образцу второго и тоже где-то

     что-то чуть-чуть менял. Получается так: сотни лет разные мастера

     над одной свистулькой трудятся. Хорошее всё добавляют, а плохое не

     пускают. Вот почему свистулька красива.

                                                                              ( А. Митяев «Свистулька» )

                                 

Задания к тексту:

1.Прочитайте текст, подготовьте его выразительное чтение.

2. Докажите, что это текст. Разбейте его на смысловые части, укажите средства связи, составьте план.

3. Назовите тему и идею текста. Озаглавьте текст и объясните, что отразилось в заглавии – тема или идея, или то и другое вместе.

4. Назовите тип речи, стиль. Покажите, что начало и конец текста обладают типичными особенностями для данного типа речи и стиля.

5. Что можно сказать о писателе ( современник или нет, тематика его произведений, нельзя ли угадать его имя( в случае затруднения – учитель сам называет имя автора).

6. Как вы объясните надобность использования прилагательных среднего рода – народное, хорошее, плохое?

Связано ли их употребление с типом речи текста?                

                             

7. Почему в предложении «Сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся» глагол-сказуемое употреблён в форме настоящего времени, а не прошедшего? И в последующем предложении – то же время.

Какую «мудрую» мысль помогает здесь выразить эта глагольная форма?

8. а)Выскажите своё мнение о данном тексте в виде небольшого монолога своему напарнику. Прослушайте его вариант.  Какая точка зрения вам понравилась больше? Объясните.

б) Напишите подробное изложение с элементами сочинения по данному тексту, ответив на вопрос: согласны ли вы с автором текста, что «народное всегда красиво». Постарайтесь связать свой ответ с местным промыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...

Методическая статья "РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ"

Методическая статья  "РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ"...

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....

Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"

В основу данной  Программы «Речевая деятельность школьников» заложен  основной аспект языка – речевая деятельность как  важная сторона его практической реализации в ра...