Открытые уроки с использованием ИКТ и ЭОР.
компьютерная программа по русскому языку на тему
Конспекты уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_teme.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- Образовательные:
1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.
- Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
- Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Дата:
Оборудование урока: презентация Power Point, содержащая ссылки на ЭОР, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ПК с доступом в Интернет (для учеников + ПК учителя), проектор, экран,интерактивная доска.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.(Слайд 1)
- Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)
- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко
Ученики определяют тему – «Словосочетание».
- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.
- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
Проводится целеполагание.
- Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
На полях тетради напротив темы урока.
- Актуализация знаний.
- Понятие словосочетания. (Слайд4)
- Коллективная работа.
Прочитайте строки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
- Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)
- Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
Знать определение словосочетания.
Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
- Что не является словосочетанием?
- Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.
- Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.
- Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.
(По материалу предыдущих уроков.См. http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html)
Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
- Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
- При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания:
«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
Это интересно. Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад поhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm)
- Индивидуальные задания.
(Выполняются учащимися за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой. Ученики открывают ресурс по закладке. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html)
- Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?
- Словосочетания по главному слову.(Слайд 5)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
- Именное, глагольное, наречное.
Распределите словосочетания по главному слову (Слайд 6):
Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.
(Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) (Слайд 7)
- Изучение нового.
1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд8):
- согласование,
- управление,
- примыкание.
Познакомьтесь с типами словосочетаний (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи.(Слайд9)
Типы связей в словосочетании
| Главное слово | Зависимое слов | Примеры |
|
|
|
|
Групповая работа за компьютерами. ЭОР установлен на ПК.
1, 4 группы – согласование,
2, 5 группы – управление,
3, 6 группы – примыкание.
2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд10)
- Закрепление знаний
- Распределите словосочетания по таблице(Слайд11)
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания.
Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17)
Задание 1.
- Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
- Согласование
Задание 2.
- Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- управление
Задание 3.
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
- примыкание
Задание 4.
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- такая мама
Задание 5.
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Медленно опускаться на парашюте.
- медленно опускаться
Задание 6.
- Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
- Для России такой путь заказан.
- заказан для России
- Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)
Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.
Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация. Если в классе большое количество учащихся, можно сильной группе выполнять электронный тест, а слабой - задание в учебнике)
(http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml)
- Итог урока.
- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице. (Слайд19)
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)
- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?
- Домашнее задание . (Слайд20)
- Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
- Выполнить задание :
1- упражнение 67 [1]
Рефлексия. (Слайд 21)
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
На полях тетради напротив последней записи.
Список использованных источников:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Открытый урок в 6 классе
Тема урока : «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Форма урока: модульная ( 2 часа.)
Дата проведения: 2012г.
Цель урока: создать условия для формирования языковедческой компетенции, научить грамотно использовать числительные простые, сложные, составные в речи.
Задачи:
- обучающие: способствовать усвоению нового знания об имени числительном как части речи и употреблении в различных стилях речи;
- развивающие: развивать универсальные учебные действия по формированию понятийного аппарата по теме урока (имя числительное, числительные количественные и порядковые, простые, составные и сложные ) на основе различных видов речевой деятельности ( чтение текста, говорение, аудирование, письмо, работа с упражнениями); развивать ИКТ-компетенции при поиске информации в сети Интернет;
- воспитательные: воспитывать культуру речи с использованием числительных, также информационную культуру учащихся.
Формы работы : коллективная, в парах и индивидуальная.
Оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет, проектор, экран, ПК учителя.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Актуализация знаний.
|
| Доурочная подготовка. Индивидуальное задание ученика. Рассказывает о том, как появились слова для счёта – числительные. | 3 мин. | |
2. | Введение новой информации | Мультимедиа урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные» (ресурс 1)
| Демонстрирует ЭОР. Организует фронтальную работу учащихся в виртуальном классе. Предлагает отвечать на вопросы, задаваемые виртуальным учителем, оценивать ответы виртуальных учеников. Организует работу с учебником. Предлагает сравнить информацию, полученную на виртуальном уроке с информацией в § 60 Организует обсуждение. | Обучаются в виртуальном классе: отвечают на вопросы, выполняют задания. Оценка ответов виртуальных учеников. Я согласен…
Самостоятельно читают теоретический материал §60 Находят отличие в классификации числительных по составу. | 8 мин
5 мин.. |
3. | Организация работы с технологическими картами. |
| Организует работу учащихся с технологическими картами. |
| 1 мин. |
4. | Первичное закрепление материала | Обучающий тест «Общее понятие о числительном» (ресурс 2) | Помогает открыть ЭОР. Выступает в роли тьютора и консультанта. | Выполняют задание УЭ-1, задание 1. Работают у компьютера индивидуально В случае затруднения обращаются за помощью к тьютору. См. Приложение1 | 15 мин.
|
|
|
| Контролирует выполнение задания. Отвечает на вопросы. Выступает в роли консультанта. | Выполняют задание УЭ- 1, задание 2. Работают с учебником: упр. 347 СМ. Приложение1 | 5 мин. |
5. | Введение новой информации | Мультимедиа урок «Числительное в словосочетании и предложении» (ресурс 3) | Помогает объединиться в пары. Выступает в роли тьютора. Помогает запустить мультимедиа урок. Наблюдает за выполнением заданий. | Выполняют задание УЭ-2. Работают в парах. См. Приложение1 | 10 мин. |
| физкультминутка |
| См. Приложение 1 | См. Приложение 1 | 2 мин. |
6. | Первичное закрепление материала | Обучающий тест «Синтаксические функции имени числительного» (ресурс 4)
| Помогает открыть ЭОР. Контролирует выполнение задания. Выступает в роли тьютора | Выполняют задание УЭ-3 Работают на индивидуальном компьютере. | 10 мин. |
7. | Закрепление материала. Словарная работа. |
| Выполняет роль консультанта. Контролирует выполнение задания. Обсуждение затруднений при выполнении словарной работы. Тренинг по употреблению составных числительных. | Выполняют задание УЭ - 4 Самоконтроль. | 5 мин. |
8. | Применение полученных знаний |
| Выполняет роль консультанта. | Выполняют задание УЭ-5. См. Приложение 1. | 7 мин. |
9. | Диагностика процесса усвоения учебного материала |
| Организует подведение итогов: просматривает оценочные листы, выясняет трудности. | Рефлексия. Самооценка своих знаний : трудно было…; я уверен, что знаю…; смогу выполнить…. См. Приложение 1 | 6 мин. |
10. | Домашнее задание | Задание 1. Творческое задание. (ресурс 5) | Объясняет домашнее задание. См. Приложение 1.
| Записывают домашнее задание. | 3 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР | |||||
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | . Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные и составные | Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР (N 188110) | Мультимедийный урок | Http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f0e9e7e-e62d-448c-9441-855ff1ff4ebc/view/
| |
2 | Тест 1.1. Общее понятие о числительном | Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР (N 141083) | Обучающий тест |
| |
3 | Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР (N 188221) | Мультимедийный урок |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/393fbc9c-7ce5-44ad-b578-abe625c6853f/view/
| ||
4 | Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР (N 140938) | Обучающий тест
|
| ||
5 | Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР (N 188373) | Творческое задание. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bced9743-0947-45e4-adf9-3708e4c8c93a/view/ |
Приложение к плану-конспекту урока
«Имя числительное как часть речи.
Числительные простые, сложные, составные»
Технологическая карта
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Советы учителя | |
УЭ – 1
20 мин. | Цель: 1) научиться отличать имя числительное от других частей речи; 2) научиться различать количественные и порядковые числительные; 3) научить различать и находить в тексте простые, сложные, составные количественные и порядковые числительные, 4) научиться употреблять в речи числительные, которые изменяются так же, как и существительные. 1) Выполните Тест 1.1. Общее понятие о числительном. 2) Выполните упр. 347
| 1) Войдите в Интернет. Откройте ЭОР. Выполните обучающий тест. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оцените свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Внесите баллы в оценочный лист. 2) Выполненное задание сверьте с проверочным листом. Оцените работу: каждый правильно выбранный вариант – 1 балл. Внесите баллы в оценочный лист. | |
УЭ - 2 10 мин. | Цель: узнать о синтаксической функции имени числительного. Объединитесь в пары. Просмотрите мультимедийный урок Числительное в словосочетании и предложении После окончания виртуального урока можете закрепить полученные знания, просмотрев конспект, лекцию, справочные материалы. | 1) Войдите в Интернет. Откройте ЭОР. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оцените работу друг друга в виртуальном классе. Максимально - 5 баллов. Внесите баллы в оценочный лист. Включитесь в работу виртуального класса. Отвечайте на вопросы и выполняйте задания. | |
2 мин. | Физкультминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть. Какие это были числительные? | ||
УЭ - 3
10 мин. | Цель: 1) научиться определять главное и зависимое слово в словосочетании с количественными и порядковыми числительными; 2) научиться согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием количественного числительного и существительного; 3) научиться отличать синтаксически связанные словосочетания количественного числительного с существительным от свободных словосочетаний порядкового числительного с существительным. Выполните обучающий Тест 2.1. Синтаксические функции имени числительного
| 1) Войдите в Интернет. Откройте ЭОР. Выполните обучающий тест. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оцените свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Внесите баллы в оценочный лист.
| |
УЭ- - 4 5 мин. | Цель: 1) научиться писать словарные слова: миллион, миллиард; 2) закрепить умение определять разряд числительных по составу; 3) закрепить умение определять синтаксическую функцию числительных в предложении. Задание: выполнить упр.351
| Для проверки объединитесь в пары. Проверьте друг у друга задания и оцените их: Максимально – 5 баллов. | |
УЭ – 5 7 мин. | Цель: повторить стили речи, сделать вывод об употреблении числительных в текстах различных стилей; научиться употреблять числительные при написании текста в официально-деловом стиле, а именно, расписки. 1) Прочитайте тексты упражнений 347, 348 и 351. Определите стиль этих текстов. Сделайте вывод, в текстах каких стилей имена числительные употребляются наиболее часто. Вывод запишите. 2) Приведите примеры употребления числительных в текстах художественного стиля. Вспомните произведения фольклора (сказки, загадки), в которых встречаются числительные. Какие числительные чаще всего встречаются в этих произведениях. Примеры запишите. 3) Выполните упр. 348. Составьте и напишите расписку по данному образцу. | Для проверки объединитесь в пары. Проверьте друг у друга задания и оцените их: 1) – 2 балла; 2) – 5 баллов; 3) – 3 балла. | |
6 мин. | Рефлексия. Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд. 28 – 30 баллов – оценка «5» 22 – 27 баллов – оценка «4» 18 – 21 баллов – оценка «3»
| ||
3 мин. | Домашнее задание: 1) Для всех - §§ 59, 60 2) Если набрали более 28 баллов, выполните Творческое задание. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bced9743-0947-45e4-adf9-3708e4c8c93a/view/ (ресурс 5) 3) Если набрали меньше 28 баллов, выполните упр. 349 и 350. |
|
Список использованных источников:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
Урок изучения нового материала
«Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»
Баранов М.Т., Тростенцова Л.А, Т.А. Ладыженская. Русский язык.
6 класс.
Урок составила
Сапунова Татьяна Владимировна
учитель русского языка и
литературы,
первая категория
Самара, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Открытый урок с использованием ИКТ 7 класс
Данный урок является заключительным по теме «Австралия». Материал урока ссоответствуют учебной программе, отвечало принципам научности, доступности, наглядности. Все применяемые методы вед...
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...
Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».
В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление....
Открытый урок с использование интерактивной презентации
Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...
Разработка открытого урока с использованием средств ИКТ по теме “Extreme Sports”.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний....
Открытый урок с использованием ЭОР по теме "Влажность воздуха"
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся Задачи урока: дать понятие о влажности воздуха и способах ее измерения, интегриров...