"Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Обучающие:
- дать понятие о союзе как служебной части речи,
- учить исследовать слово, в частности союз, как служебную часть речи, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций,
- выработать умение находить союз в текстах и отличать его от других частей речи,
научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения; - правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.
- Развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление
- использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности,
- Воспитательные:
- формирование интереса и уважения к родному языку,
- прививать любовь к творчеству русского народа,
- воспитывать дружеское отношение,
- организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Используемые технологии: технология развития критического мышления
Оборудование урока:
- Учебник «Русский язык 7 класс» под редакцией С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2012
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
ПЛАН УРОКА
- Оргмомент
- Актуализация знаний (вызов)
- Объяснение нового материала
- Работа с текстом
- Из истории союзов
- Этап первичного закрепления.
- Полминутки для шутки. Работа с шарадами
- Физкультминутка
- Закрепление материала (осмысление)
- Работа в парах с взаимопроверкой
- Составление предложений по заданному началу
- Работа с текстом
- Тест.
- Рефлексия
- Кластер
- Синквейн
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,
для которых не нашлось бы в нашем языке
точного выражения
К. Г.Паустовский
- Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности класса к уроку. Запись даты в тетрадь.
- Актуализация знаний. (вызов) (слайд№1)
- В этом году морфология богата сюрпризами. Какие подарки она нам уже преподнесла? (Познакомились с наречиями, узнали много нового о причастии, начали изучать служебные части речи).
- На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с частью речи, с которой часто сталкиваемся, но для вас она пока незнакомка.
Сначала запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока. А сначала необходимо размяться.
- Морфологическая разминка слайд№2.
Найдите «лишнее», объясните выбор
а) глагол, деепричастие, наречие, местоимение.
б) существительное, наречие, местоимение, числительное.
в) глагол, наречие, местоимение, союз.
- Почему так решили? (союз – служебная часть речи)
- Какие служебные части речи вам уже известны? (предлог)
- В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?
-В эпиграфе к нашему уроку какие служебные части речи присутствуют?
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
- Наш сегодняшний урок будет посвящён знакомству с союзом. Что обычно происходит при знакомстве? Какие цели, на ваш взгляд, стоят сегодня перед нами?
- Объяснение нового материала (слайд№3)
Воздушно лёгок, сочен, вкусен
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях прекрасен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, ты понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
- Какой союз нам встретился в этом стихотворении? Подчеркните его. (на доске). Какую роль он выполняет?
Давайте почитаем текст на странице 108. (Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены или части сложного предложения.
Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения)
Работа с текстом.
- Объясните, в чём сходство и различие предлогов и союзов.
- Приведите примеры предложений, в которых союзы и, а, но соединяют однородные члены предложения.
- Составьте несколько сложных предложений, части которого соединяются союзами и, а, чтобы, что.
(Два предложения записываются на доске, с графическим объяснением постановки знаков препинания)
Осмысление нового материала
- Как вы полагаете, насколько часто используется союз в речи?
Союзы, как и предлоги, относятся к служебным частям речи. Это древняя часть речи, заимствованная из греческого языка. Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия).
- А сейчас я предлагаю вам обратиться к истории данного термина.
- Какие ассоциации возникают при слове «союз»?
- Я предлагаю обратиться к словарям.
Из истории союзов.
Ученик (с опережающим заданием):
Под именем союз (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. В настоящее время под именем союз. conjuctio разумеются только такие частицы, которые служат для соединения двух или нескольких слов в предложении или для соединения предложений между собой.
«Съвузъ, связь, узы, съузъ, также соузъ» - путы, узы, союз, общество. Слово «союз» в русский язык пришло из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
(слайд №4) В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».
(слайд №5) В XX веке в «Толковом словаре русского языка» Ожегова и Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Учитель:
- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
- Чем объясняется, на ваш взгляд, такое различие? (наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях)
(слайд №7)
Этап первичного закрепления.
Работа по учебнику.
- А теперь поработаем с учебником (№724).
Первый вариант запишет номера простых предложений, а второй вариант - сложных. Обратите внимание, какие союзы вам встретились и какую роль они играют в предложениях.
Самопроверка
Ключ на слайде.(слайд №7) Кто справился с работой без ошибок? Молодцы.
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.
Вывод делают сами учащиеся:
Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения.
Полминутки для шутки. Работа с шарадами
ШАРАДЫ. (слайд№8)
1. Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (до-ми-но)
2. Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения.
(а-на-нас)
- Физкультминутка.
- Закрепление материала.
- Работа в парах (слайд№9)
- Ребята, работам в парах. (3 минуты)
- Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых входят союзы. (Один ум хорошо, а два лучше. Язык хлебом кормит и дело портит. Мал золотник, да дорог и.т.д.)
Взаимопроверка
- Составление предложений по заданному началу
Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой.
Первое предложение выполняется коллективно с записями и анализом у доски, остальные – самостоятельно.
С утра шел дождь и…
(слайд№10) 1 вариант
Избушку окружали высокие сосны и…
Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет и...
2 вариант
На пригретых солнцем пригорках показались проталины и…
Я выскочил из лодки на берег и…
Вывод о постановке знаков препинания в предложениях с союзом и.
- Работа с текстом (№726) (слайд№11)
Из текста выписать через запятую все союзы
Самопроверка. (слайд№12)
- Какие из этих союзов могут связывать и однородные члены предложения, и сложные предложения в составе сложного? Какие могут связывать только сложные предложения?
Как называются союзы, связывающие только простые предложения в составе сложного? (подчинительные)
Как называются союзы, связывающие и части сложного предложения, и однородные члены? (сочинительные)
- Работа с текстом (стр. 111 – 112) (слайд№13)
Что нового вы узнали о союзах из этого текста?
- Давайте составим план этого текста. Каким он у нас получится? (сложный план) Почему?
(выполнение в тетрадях и на доске, пересказ текста с опорой на составленный план)
- Тест. (раздаточный материал)
1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:
- и, да, но, однако, или;
- зато, если, так что, и, либо;
- тоже, хотя, что, или, и;
- не только… но и, как, да, зато, когда.
2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].
- Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.
- Художник взял карандаш и сделал первые наброски.
- Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.
- Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления.
3. В этом предложении есть разделительный союз:
- Не только тетради, но и учебники лежали на столе.
- Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
- Соревнования мы проведем в зале или на улице.
- Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.
4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.
- Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.
- Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.
- Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.
- Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.
5. В предложении употреблен сравнительный союз:
- Лес шумел, как океан в бурю.
- Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.
- Я не видел, как прошли соревнования.
- Пока я шел, край неба заалел.
Ключ к тесту: (слайд№14)
1 – а 2 – в 3 – в, г 4 – а, в, г 5 – а
Самопроверка
Давайте проверим результаты нашего миниатюрного теста. Кто справился с этой работой без ошибок? Молодцы.
Резервные задания
№ 727 (1)
- Рефлексия
Кластер. Групповая работа. (слайд№15)
Объединившись в группы, оформите полученную за время урока информацию в своих тетрадях в виде кластеров:
Составление синквейна.
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
- Подведение итогов урока.
- До конца урока осталось несколько минут. Давайте, вспомним, какую цель поставили перед собой в начале урока. Удалось нам достичь этой цели?
Как вы считаете, всё ли вы узнали о союзе?
На следующих уроках вы узнаете:
- какими бывают союзы по составу и о том, как пишутся составные союзы,
- чем отличаются союзы от союзных слов.
Выставление оценок.
- Мне особенно хочется отметить работу на сегодняшнем уроке …..(назвать учащихся, озвучить оценки)
8. Домашнее задание.
В рабочей тетради на печатной основе выполните №144, из учебника №727 (2,3)
Перескажите текст (стр.108-112)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Союз как часть речи"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...
Союз как часть речи
Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Союз как часть речи.
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...