Загрузить презентацию
Изучение орфоэпии в школе. План работы. - Проблемные вопросы при изучении орфоэпии в школе.
- Орфоэпические словарики учащихся.
- Орфоэпическая разминка на уроках.
- Система упражнений при изучении и повторении темы:
- Упражнения на готовом материале.
- Упражнения на усложненном материале.
- Упражнения на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.
- Упражнения на применение знаний на уровне творчества.
- Краткий план-конспект урока "Орфоэпические нормы языка", отражающий систему упражнений по теме.
- Фрагменты урока, отражающие использование упражнений разного типа.
- Повторение и систематизация теоретического материала.
- Важность и актуальность темы.
Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению. Л.В.Щерба. 1. В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в КИМы ЕГЭ. В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников. Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно. В процессе 30-летней работы сложилась определенная система используемых упражнений и при изучении орфоэпии, и при подготовке к ЕГЭ - задание №1 поля А. 2. Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик", куда записываются по алфавиту все слова, встречающиеся в учебниках и рабочем материале. К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. В начале 9-го класса составляется опорный конспект "Орфоэпические нормы языка", который помещается в этом же словарике. Словарик используется в 10, 11 классах при подготовке к ЕГЭ. Все записи проверяются во избежание ошибок. По желанию учащихся ведение словарика продолжается и последние два года. 3. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка. За учителем или диктором (диск) учащиеся повторяют слова. Обычно демонстрируется написание этих слов и дается дополнительное задание. Например: по какому признаку сгруппированы слова. Это может быть деление по частям речи, морфемам и т. д. Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез. 4. Для тренировки применяются различные упражнения. Их можно разделить на 4 группы в зависимости от назначения. Это упражнения на готовом материале, на усложненном материале, в нестандартных ситуациях и на уровне творчества. ***. Упражнения на готовом материале. - Разучивание слов с расставленными ударениями. - Разучивание слов с готовыми ударениями и распределение их на группы по какому-то признаку (ударение на первом слоге, на втором и т. п.). *** Тренировка на усложненном материале. - Расставить ударения в словах. - Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту. - Расставить ударения, используя орфоэпический словарь. - Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением. - Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова. - Распределить слова на группы в зависимости от ударения. - Работа с текстом. - Контрольные тесты. ***Применение ЗУН в нестандартных ситуациях. - Составление карточки-задания по теме. - Составление предложений и текста, включающих слова, вызывающие трудности в произношении. - Составление тестов по теме. - Использование упражнений учебников. ***Применение ЗУН на уровне творчества. - Подбор материалов для театра лингвистических миниатюр. - Лингвистическая сказка. - Кроссворд - Стихотворение с использованием поэтической звукописи. - Рецензия на стихотворение. - Материалы для словаря "Из истории слов". - Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея. Невыдуманные истории. 5. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (КРАТКИЙ ВАРИАНТ) 1.Вступление к уроку. | 1) Слово учителя о теме, целях и задачах урока. 2) Вступление к уроку. Диск. 3) Слово учителя - переход к теме. | 3 мин. | 2.Проверка домашнего задания. | 1) Выступления 3-х учащихся. Демонстрация плана на экране. 2) Обмен мнениями. 3) Беседа по обобщающим вопросам. | 6 мин. | 3.Орфоэпическая разминка. | Повторение за учителем с использованием записей на доске. | 3 мин. | 4.Упражнения для тренировки. | 1) Работа с учебником: чтение вполголоса слов на стр. 75. 2) Выполнение упражнений 97 - 99. 3) Работа по карточкам. Самопроверка - ответы на экране. | 15 мин. | 5.Работа с текстом. | 1).Хоровое чтение. 2).Фронтальное чтение. 3).Чтение с самопроверкой по диску. | 3 мин. | 6.Развитие речи. | Занимательное задание (составление предложений). | 3 мин. | 7.Контрольные тесты. | Выполнение 25 заданий поля А1. Проверка по диску. Запись ответов в "Лист самооценки". | 5 мин. | 8.Творческий отчет. | Выступления учащихся с подготовленными заранее творческими работами. | 5 мин. | 9.Домашнее задание. | Комментирование домашнего задания. Подведение итогов. | 2 мин. |
6. Фрагменты урока "Орфоэпические нормы языка" в 11 классе. ***ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. Повторение за учителем и по записям на доске. Задание: найти закономерность в распределении слов по группам. Торты | гербовый | мягок | право | звонит | нанял | начать | принят | Порты | сливовый | мягки | правы | позвонишь | начали | наняли | принята | Банты | мизерный | мягка | права | позвонит | наняла | начала | приняты |
***. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ. 1). Работа с учебником В.Ф.Грекова. Выполнение упражнения № 11 стр.75 - чтение вполголоса, попутная запись слов в словарик. 2). Выполнение упражнений 97 - 99 - устная фронтальная работа, попутная запись слов в словарик. 3). Работа по карточкам. Самопроверка - ответы демонстрируются на экране. По желанию - запись слов в словарик (незнакомых или тех, в которых допущены ошибки). ***По какому принципу сгруппированы слова? Прочитать вполголоса и указать ударение. Какие слова можно отметить дважды и почему? Карточка №1. | Карточка №2. | Карточка №3. | Карточка №4. | Баррель | плато | жалюзи | договоренность | Маркетинг | инсульт | духовник | определен | Сливовый | таможня | исповедание | хлопкопрядение | Кухонный | мениск | каталог | винокурение | Скаредный | оксюморон | осмысление | хлебопечение | Иконопись | дефис | амнезия | иконописец | Праотцы | депорт | апостроф | осведомление | Мученичество | агент | алфавит | изобретение | Древко | табу | обеспечение | ворожея | Иночество | пуловер | некролог | газопровод | Крашение | мытарство | договор | сосредоточение | Средства | ходатайство | поделенный | приобретение | Ухарство | намерение | верховенство | шизофрения | Оборотень | отзыв (депутата) | положил | разновременность | Свекла | танцовщик | индустрия | синонимия | Знамение | упрочение | принята | агрономия | Холодность | квартал | гофрированный | санитария | Знахарство | колосс | документ | христианин | Статус | статут | баловать | аристократия | Катарсис | партер | позвонит | легкоатлет | Ненависть | потуги | нарвала | асимметрия |
***Распределить слова на 3 группы в зависимости от ударения. Карточка №9 | Карточка №10 | Карточка №11 | Карточка №12 | Намерение | ненависть | дозвониться | сливовый | Шарфы | процент | завидно | алкоголь | Избалованный | столяр | издавна | шофер | Молящий | (вы) правы | документ | гербовый | Торты | средства | портфель | гусеница | Насорит | гусеница | статуя | простыня | Лубочный | алкоголь | партер | щавель | Аэропорты | варишь | груба | средства | Дефис | цыган | верба | комбайнер | Диспансер | кашне | баловать | дефис | Дозвонятся | груба | кашне | револьвер | Добыча | портфель | случай | правы | Кладовая | издавна | диспансер | партер | Знамение | форзац | звонит | цыган | Порты | догола | вальдшнеп | принят | Удальство | свекла | гофрированный | каталог | Ветла | звонит | бутик | процент | Исстари | квартал | банты | некролог | Гражданство | баловать | порты | курит | Крашение | километр | варишь | случай | Постриг(сущ.) | алфавит | бармен | столяр |
****РАБОТА С ТЕКСТОМ. Демонстрация текста на диске. Задания: 1) Прослушивание. 2) Чтение вполголоса. 3) Фронтальное чтение. 4) Придумывание продолжения (2-3 предложения). *** Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью "ДОГОВОРЫ", что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он сейчас кому-то ПОЗВОНИТ. А он сделал жест - ПЕТЛЮ рукой, захлопнул папку, сел и задумался. О чем он думал, будущий ученый? О русском АЛФАВИТЕ? Об АНАПЕСТЕ и АМФИБРАХИИ? Об ИЗОБРЕТЕНИЯХ и открытиях? Об ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки книгами? На самом деле он думал о том, как понесет ХОДАТАЙСТВО через два КВАРТАЛА, что, возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это УСУГУБИТ материальное положение его семьи: *** РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ***Задание: составить предложения в шуточной форме с использованием слов, вызывающих трудности при произношении. *Девочка испачкала гофрированные банты сливовым вареньем. *На простыне был красивейший рисунок - вальдшнеп сидит на дереве. *У столяра было хорошее намерение - сделать полочки для кладовой. *В ближайшем квартале находится онкологический диспансер - стоит только дозвониться и вам назовут адрес. *Моя туфля износилась. *Твой папа по профессии столяр, но работает шофером, а год назад он торговал в бутике: *** КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ (по тестам). ***В каком слове ударение поставлено неверно? Укажите номера этих слов. 1). 1. баловать | 2). 1. звонит | 3). 1. бухгалтеров | 4). 1. щавель | 2. жалюзи | 2. гнала | 2. закупорить | 2. лила | 3. простыня | 3. банты | 3. донизу | 3. обеспечение | 4. лыжня | 4. бутик | 4. лекторы | 4. прозорливый | 5) 1. некролог | 6). 1. партер | 7). 1.эксперт | 8). 1. центнер | 2. начавший | 2. положил | 2.щепа | 2. квартал | 3. торты | 3. премировать | 3.договор | 3. донельзя | 4. туфля | 4. ходатайствовать | 4.банты | 4. шарфы | 9). 1.местностей | 10) 1. сливовый | 11). 1. мизерный | 12).1.включен | 2. шоферы | 2. мозаичный | 2. менеджмент | 2.ломоть | 3. гербовый | 3. маркетинг | 3. бармен | 3.коклюш | 4. деяние | 4. наверх | 4. занята | 4.красивее | 13) 1. кухонный | 14). 1.нефтепровод | 15). 1.экскурс | 16). 1.эксперт | 2. затемно | 2.намерение | 2.свекла | 2.позвонишь | 3. вальдшнеп | 3.молящий | 3.сироты | 3.поняв | 4. верба | 4.звала | 4.окружит | 4.портфель | 17). 1.украинский | 18) 1.феномен | 19). 1.центнер | 20). 1.приданое | 2.созыв | 2.тождество | 2.черпать | 2.статуя | 3.тотчас | 3.христианин | 3.убыстрить | 3.семинария | 4.цемент | 4.пуловер | 4.шасси | 4.снадобье | 21) 1.револьвер | 22). 1.документ | 23) 1.озлобить |
| 2.опошлят | 2.вероисповедание | 2.начатый |
| 3.ненависть | 3.кровоточить | 3.отозвала |
| 4.корысть | 4.нарвала | 4.отключенный |
| 24). 1.отбыла | 25). 1.донельзя |
|
| 2.углубить | 2.завидно |
|
| 3.понявший | 3.вовремя |
|
| 4. прибыв | 4.засветло |
|
|
***. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (сделан заранее). *** Задача: "подать" материал как можно короче и как можно интереснее (разговор может быть продолжен на классном часе). ***Задание классу: отметить, сумел ли автор выдержать все требования к творческой работе. ***Творческая работа №3. Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея "Крестьянская изба". Невыдуманные истории. ***Курага и куряга. Когда мы собирали материал для школьного музея, одна женщина подарила нам корчагу - большой глиняный горшок емкостью десять литров. Он был старый, засаленный, пыльный. Мы его оттерли, отмыли и увидели надпись - 1865. Захотелось побольше узнать о корчаге. Отправились к хозяйке горшка. Она рассказала, что, возможно, 1865 - это не год его создания. Дату мог написать тот, кто ее "подновлял". Это нас разочаровало. На вопрос, что наливали в корчагу и с какой целью, бабушка ответила: "Обычно в ней парили курягу. А много, чтобы всей семье хватило". Мы решили узнать в словаре, что же такое куряга. Кто-то предположил, Что курага и куряга - одно и то же. Словарь рассказал нам, что курага - это сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. Но откуда тогда было взяться абрикосам в нашей глуши? Потом мы узнали, что в нашей местности слово "куряга" означало блюдо из свеклы. Красную свеклу парили в печи, заливая небольшим количеством воды. Затем коренья резали на дольки и раскладывали на противни для просушки. У кого было чем подсластить - сластили, т. е.посыпали сахаром. Получались своеобразные конфеты - и вкусные, и полезные. Курягу очень любила детвора. Вот так одна буква или один звук играют роль при различении лексического значения слова: КУРАГА - КУРЯГА *** Рядом с нами поселился новый сосед - уже в возрасте, в прошлом занимался спортом. Он и сейчас старается держать себя в форме. Конечно, это хорошо, но я никак не могу привыкнуть к его речи, ведь он "по утрам ДЕЛАТ зарядку, БЕГАТ два километра - ЗАКАЛЯТ организм, поэтому зимой НЕ КАШЛЯТ и НЕ ЧИХАТ". Вряд ли иностранец поймет такое диалектное произношение, когда из окончания выпадают целых два звука! ***Творческая работа №4. Презентация к работе. Как я пробовала писать стихи, используя звукопись. Кошка. Как-то раз сижу я у окошка, | ш |
| А в дверь ко мне скребется кошка! | ш |
| Я подошла к двери, открыла этой кошке: | ш | ш | Она скорей сбирает с блюдца крошки. | ш |
| Я у нее спросила: "Что, Маришка, | ш | ш | Кошачьи как твои делишки?" | ш | ш | Она молчит, совсем не отвечает | ч |
| И только головою мне качает: | ч |
| И так мне жалко стало эту крошку! | ш |
| Хотелось чмокнуть в носик мою кошку: | ч | ш | Пусть люди обо всем своем забудут |
|
| И кошками немножечко побудут:. | ш |
|
***Творческая работа №5. Презентация к работе. Рецензия на стихотворение Тузовой Ксении. + + + | - - - | Поставлена актуальная тема. |
| Прослеживается главная мысль - животных нужно жалеть. |
| Представляется картина - обиженная кошка. |
| Обнаружена метафора - "кошачьи делишки". | Можно было использовать и другие тропы. | Из фигур речи найдена анафора и инверсия. | Можно было использовать и другие фигуры речи. | Определена смежная рифмовка, пятистопный ямб, точные мужские и женские рифмы. | Трудно определить их роль. Скорее всего, использован принцип "так получилось". | Присутствует звукопись. Кошка мягкая, пушистая, ласковая, но несчастная: |
|
А вообще - учись у великих! Вот как пишет звуками великий Ф.И.Тютчев, передавая и свое отношение к грозе: Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, | гр | з | Когда весенний первый гром, | р | гр | Как бы резвяся и играя | рз | гр | Грохочет в небе голубом, | гр | бом | Гремят раскаты молодые… | гр | р |
*** Творческая работа №6. Юмор из школьной жизни. (Для тетради "Школьные приколы"). ***Преставился врачом Приставился врачом (представился). *Коровы и овцы весь день склонялись по полю (слонялись). *Если казак убил человека, его хранили живым (хоронили). *Безнадежная груздь (грусть). *Предложение простое, двусуставное (двусоставное). *Водные слова (вводные слова). *Снежные углы (смежные углы). *Пищу правильно (пишу). Вот так один-два звука могут коренным образом изменить жизнь человека. ***Творческая работа №7. О лАптях или о лаптЯх? Мы живем в селе, которому более трехсот лет. У него богатая и интересная история. Есть сведения, что белозерцы славились плетением лаптей. Наверное, потому, что жили бедно и обувь эта была в ходу. Старожилы рассказывают о лаптях ( или о лаптях?) Оказывается, плетение лаптей - целое искусство. Нужно было грамотно заготовить липовое лыко, уметь ловко пользоваться кочедыком, ткать онучи и шить опоры. Благодаря этому промыслу белозерцы получили прозвище - лаптежники, лапотники. Это приобрело значение - простоватые, хотя и трудолюбивые. Сначала жители Белозерья обижались, а потом поняли, что "не лыком шиты" и "не лаптем щи хлебают", потому что о лаптях и о родном селе вспоминают и вспоминали наши великие земляки: Александр Андреевич Логачев - доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР (его имя носит институт Рудгеофизики в Петербурге), Римма Степановна Волкова - Заслуженная артистка РФ, прима Мариинского театра в Петербурге, Валерий Алексеевич Мишин - академик международной академии информатизации, доктор технических наук. Я люблю свою родину, ее людей, ее природу, ее напевную речь, с оканьем и другими диалектными недостатками: 7. Повторение и систематизация теоретического материала. ***Составление опорного конспекта по теме "Орфоэпические нормы языка" на основе нескольких источников. 8. Несмотря на то, что этой теме в программе уделено недостаточно внимания, она важна, так как является составной частью грамотности учащихся. А конечная цель обучения - выпустить грамотных учеников, владеющих и письменной, и устной речью. Использованная литература. - В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.
- В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.
- А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.
- С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.
- Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.
|