Главные вкладки
Презентация по русскому язык "Изучение орфоэпии в школе"
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Изучение орфоэпии в школе
Цель: Формирование у учащихся потребности владения орфоэпическими нормами русского языка, расширение словарного запаса слов в соответствии с орфоэпической нормой.
Задачи: По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для всех обучающихся.
- В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников и даны в орфоэпическом словаре в конце учебника.
- Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно.
Система используемых упражнений
- Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик». К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. В нем же составляется опорный конспект "Орфоэпические нормы языка". Все записи проверяются во избежание ошибок. Ведение словарика продолжается и 10,11 классе.
Чтобы не заводить отдельную тетрадь рекомендую «Орфоэпический словарик» вести в конце тетради «Для правил», которую мы ведем с 5-го класса, и дети каждый день носят ее с собой.
- Один раз в неделю изучаем правило. Даем несколько слов для запоминания. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка (не более 5 минут). Учащиеся повторяют слова за учителем. Обычно демонстрируется написание этих слов и дается дополнительное задание. Например: по какому признаку сгруппированы слова. Это может быть деление по частям речи, морфемам и т. д.
- Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез.
- Для тренировки применяются различные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методический материал Изучение орфоэпии в школе" | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Формирование у учащихся потребности владения орфоэпическими нормами русского языка, расширение словарного запаса слов в соответствии с орфоэпической нормой.
Задачи: По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для всех обучающихся.
В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении. Слова , произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников и даны в орфоэпическом словаре в конце учебника. Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно.
Система используемых упражнений Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик». К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. Один раз в неделю изучаем правило. Даем несколько слов для запоминания. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка (не более 5 минут). Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез. Для тренировки применяются различные упражнения .
Памятка Особенности ударения в разных частях речи 1 . В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на ОСНОВУ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (но в аэропортУ ), бАнт - бАнты - с бАнтами , бухгАлтер - бухгАлтеров , Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны , лЕктор - лЕкторы - лЕкторов , мЕстность - мЕстностей , тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами , шАрф - шАрфы - нет шАрфа . 2 . В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на ОКОНЧАНИЕ А: бралА , бралАсь , взялА , взялАсъ , влилАсь , ворвалАсь , воспринялА , воссоздалА - исключение слова клАла , слАла , послАла , отослАла - исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила , вЫзвала ; 3 . В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ при спряжении ударение падает на ОКОНЧАНИЕ -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ: включить — включИшь , включИт , включИм , включИте , включАт ; вручить — вручИшь , вручИт , вручИм , вручИте , вручАт ; звонить — звонИшь , звонИт , звонИм , звонИте , звонЯт ; - исключение: опОшлить (= сделать пОшлым ) — они опОшлят ; 4 . В кратких прилагательных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на ОКОНЧАНИЕ А: слабА , сложнА , горькА,занятА , запертА , заселенА , налитА .
Теория: 1 . В заимствованных именах существительных чаще всего сохраняется то ударение, которое было в языке-оригинале. Так, в заимствованиях из английского языка ударение часто падает на первый слог. Пример: мАркетинг , лИзинг , мЕнеджер , бАрмен . А в заимствованиях из французского языка — на последний слог. Пример: партЕр , экспЕрт , жалюзИ , амплуА .
Ударение в кратких прилагательных Он прав – она прав А – они пр А вы Он весел – она весел А – они в Е селы Он глуп – она глуп А – они гл У пы Он глух – она глух А – они гл У хи Он горд – она горд А – они г О рды Он груб – она груб А – они гр У бы Он жив – она жив А – они ж И ва Он крепок – она крепк А – они кр Е пки Он занят – она занят А – они з А няты
Методы запоминания ударения в словах Рифмованные фразы Отбрось другие варианты, Ведь правильное слово — бАнты ! Вся в шелках и бриллиантах, Платье в кружеве и бАнтах . Не скрыть красавице талантов, Прекрасно все — от грации до бАнтов .
А у нашей Марфы есть в полоску шАрфы . Много ели тОрты , Н е налезли шорты . Лучше жить без тОртов , Чем гулять без шортов.
Нет, вы только посмотрите: На стене опять граффИти . Кто ни в чем не знает меры, Тот способен на афЕры Мы летали в Куршевель , В Альпах пошипать щавЕль .
« Запоминалки » Дого ВОР украл ВОР. Добрый доктор Айбол ИТ спрашивает: "Кто звон ИТ ?" Меняю кре МЕНЬ на ре МЕНЬ . " ТУ ча , похожая на ТУ флю " ТО лстый , потому, что любит ТО рты", В офис к нам прокрался вор и похитил догов О р. Кто на площади стоит , по мобильному звон И т? Быть куда крас И вее поможет платье синее . Чтобы много не тащ ит ь, нужно ношу облегч И ть . Прокисший сл И вовый компот быстро слили в огород.
Распределение ударений по группам Можно составлять такие группы самостоятельно или воспользоваться следующими : догов О р – пригов О р – разгов О р ; докум Е нт – инструм Е нт – медикам Е нт ; ср Е дства для д Е тства ; звон И т – говор И т ; катал О г – диал О г – монол О г – некрол О г ; облегч И ть – полеч И ть ; стол Я р – мал Я р – школ Я р ; шоф Ё р – монт Ё р ; цеп О чка для сын О чка ; м Е тр – килом Е тр – сантим Е тр – миллим Е тр ; водопров О д – газопров О д – нефтепров О д – мусоропров О д ; приз Ы в – поз Ы в – соз Ы в ; крас И ва – смазл И ва – прозорл И ва .
Карточки со словами Слова запишите с обеих сторон, только с одной стороны без ударения, а со второй, выделяя ударный слог большой гласной или ударную гласную другим цветом. Здесь помогут цветные маркеры, чтобы не было путаницы. На одной карточке записывайте слова на одно правило. После переходите к прочтению и заучиванию. Когда все слова будут выучены, отложите карточки. Спустя день снова вернитесь к ним и проверьте себя. Поверните карточки к себе той стороной, где ударения нет. Прочитайте слова, а потом скажите их вслух.
Лэпбук Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек. Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке , должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.
Рисунки
Упражнения по теме "Орфоэпия" Упражнение 1. Мама дала мне задание . Он весь вечер звонит по телефону . Нам всем нужно согласие в обществе. В кондитерской появились свежие торты . А этот цветок красивее ! Если включишь на кухне свет, то закрой занавески. Сливовый компот – моя слабость ! В расследовании причин аварии важно учесть все экспертные оценки. На праздник в детском саду моя сестра потребовала завязать красивые банты . Мама далА мне задание . Он весь вечер звонИт по телефону. Нам всем нУжно согласие в обществе. В кондитерской появились свежие тОрты . А этот цветок красИвее ! Если включ И шь на кухне свет, то закрой занавески. Сл И вовый компот – моя слабость! В расследовании причин аварии важно учесть все эксп Е ртные оценки . На праздник в детском саду моя сестра потребовала завязать красивые б А нты .
Упражнения по теме "Орфоэпия" Упражнение 2. Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Свекла , яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель . Упражнение 3. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила. Образец : брать — брали, брал, брало, брала. Взять, занять, начать, понять .
Упражнение 4 . Проанализируйте текст с точки зрения правил орфо эпии , т. е. найдите слова, которые надо произносить не так, как они написаны . Укажите соответствующее правило. После этого прочитайте текст вслух . Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед. Помните, что жизнь и наука все время идут вперед и отставать нельзя. В работе будьте точны, аккуратны и наблюдательны. Нужно организовать свой труд, создать систему в работе. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Но молодой специалист не может быть односторонним в своем развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт. Мне хочется пожелать молодежи, чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном, но и в физическом отношении. Каждый должен быть закален, уметь хорошо плавать, бегать, стрелять, знать основы радиотехники. (Акад. В. А. Обручев)
Тест по теме «Орфоэпия» 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1 ) Эксперт; 2) кухОнный ; 3) ходатАйство ; 4) закУпорить . 2 . В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1 ) Посадить ирИс ; 2) знамЕние ; 3) балОванный ; 4) звОнит . 3 . В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1 ) КвАртал ; 2) катАлог ; 3) укрАинский ; 4) премировАть . 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1 ) ОблЕгчить ; 2) кухОнный ; 3) икОнопись ; 4) кладовАя .
Задание для творческих детей Объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить произношение трудного для запоминания слова. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно.
На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной , постоянной . Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем . Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному занятию "Русский язык+" в национальной школе.
Презентация поможет провести занятие весело....
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Изучение орфоэпии в школе
В работе поднята важная проблема об изучении орфоэпии в школе. Подобран интересный тренировочный материал. Приводятся в пример фрагменты уроков и творческие работы учащихся....
Презентация "Правила по русскому языку для начальной школы"
Презентация "Правила по русскому языку для начальной школы"...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...
Презентация Подготовка к ЕГЭ .Орфоэпия.
Материал предназначен для обучающихся 11 классов....
Презентация "Подготовка к ЕГЭ (Орфоэпия. Орфография. Практика)"
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. (Орфоэпия. Орфография. Практика)" содержит материал для самостоятельной подготовки учащихся к тестовым заданиям ЕГЭ....