Орфограммы, изученные в начальной школе
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАММЫ, ИЗУЧЕННЫЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Буквы И, У, А после шипящих (Запомни и всегда пиши жи и ши, ча и ща, чу и щу: жить, машина, чаща, чудо, щука; искл.: жюри, брошюра, парашют)
- Ь не пишется перед двумя ЛЛ: аЛЛея, интеЛЛект; между согласными: НН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ, ЧН, ЧК, ЩН: реЧКа, няНЧить, камеНЩик, испоРЧенный, реЧНой
- Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии; клички животных, географические названия)
- Буква Ь для обозначения мягкости согласных на письме ( в конце слова: прорубЬ, сталЬ, дублЬ; в середине слова перед твердым согласным: молотЬБа, нянЬКа; для обозначения мягкости Л: сеЛЬдь, боЛЬной, пеЛЬмень)
- Разделительный Ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подЪезд, обЪединение, изЪявить, сЪехать, сЪёжиться; !!! Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: разОхаться, сЭкономить, сАгитировать, безОблачный, отЭкзаменовать, сУзить)
- Разделительный Ь (перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И в корнях, суффиксах и окончаниях: вЬЮга, лисЬИ, шерстЬЮ, интерЬЕр, терЬЕр; !!! Ь никогда не пишется после приставок)
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (холодать – хОлод, холОдный)
- Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова для запоминания: топор, винегрет, балкон, командир)
- Проверяемые согласные на конце (оглушение конечного согласного звука снеГ[k], столБ[п], саД[т], кроВ[ф]ь, стриЖ[ш], воЗ[c]) и в середине слова (роБ[п]кий, коГ[к]ти, глаД[т]кий; фуТ[д]бол, мяГ[х]кий)
- Удвоенные согласные в корне слова (класс, аллея, группа, суббота, терраса, касса, масса)
- Удвоенные согласные на стыке приставки и корня (ссора, рассчитать, рассказ, расстояние)
- Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые позДно – опозДать, серДце – серДечко, чесТный – чесТь; непроверяемые лесТница, чуВствовать)
- Безударные гласные в падежных окончаниях существительных (1 скл. луна, земля: Р.п. –ы, -и ; Д.п. –е, -е; Т.п. –ой, -ёй; П.п. –е, -е; 2 скл. конь, окно: Т.п. –ём, -ом; П.п. –е, -е; 3 скл. печь, степь: Р.п. –и, -и; Д.п. –и, -и; П.п. –и, -и
- Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных (Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном).
- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов (если окончание ударное, то пишем то, что слышим 1спр. –Е, 2 спр. –И; если окончание безударное, нужно поставить глагол в н.ф.
(что делать? что сделать?), если глагол будет на –ать, ять, еть, оть, уть, ють – это 1 спр и надо писать –Е; если глагол будет на –ить – это 2 спр. и надо писать -И
- Безударные гласные в приставках (Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково: поезд, пошёл; созван, созвать
- Разделительное написание предлогов со словами (Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать по дороге, увидеть у дома).
- Раздельное написание НЕ с глаголами (Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.)).
- Буква Ь после шипящих в неопределённой форме глагола (в неопределенной форме глаголов: береЧЬ, стриЧЬ)
- Буква Ь после шипящих у глаголов во 2-м лице ед.ч.( несёШЬ, возиШЬ, бросиШЬ, несёШЬся, бросиШЬся, возиШЬся)
- Буква Ь в сочетаниях –ТСЯ и –ТЬСЯ глаголов (что делает? купается; что делать? купаться)
- Буква Ь на конце существительных после шипящих (После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"
Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....
Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс
Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....
Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс
Презентация к уроку "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе". Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...
Повторение изученного в начальной школе
Цель: закрепить знания и умения, полученные учащимися на предыдущих уроках...
Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку») Презентация.
Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку»)...
5 класс. "Повторение изученного в начальной школе"контрольные диктанты
диктанты по теме "Повторение изученного в начальной школе"...
Презентация "Орфограммы. Повторение изученного в начальной школе"
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 1 четверти 5 класса при повторении орфограмм, изученных в начальной школе....