Методическая разработка. Развитие речи 6 класс. Пейзаж в литературном произведении
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Базунова Татьяна Николаевна

Создание сочинения-описания на основе  произведений разных видов искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_razvitiya_rechi.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект  урока  развития речи ( 6 класс).

Тема: Пейзаж в литературном произведении.

Цель: Создание пейзажа на основе наблюдений над произведениями живописи, музыки и литературы.

                                       Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа со словарной статьёй:

Пейзаж- 1 . Общий вид какой – нибудь местности.

                2 . Рисунок , картина, изображающая виды природы. А также описание природы в литературном произведении.

  • Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Ожегова. Составьте два предложения , чтобы в одном из них слово «пейзаж» имело значение «описание местности», а в другом – «вид живописи или описание природы в литературном произведении».
  • Проверка нескольких работ.

2.Сообщение цели урока.Работа с репродукциями осенних пейзажей художников 19 –20 веков (Шишкин,Грицай,Жуковский,Фёдоров):

      -    Какое время года изобразили художники?

  • Расположим репродукции в соответствии с изменениями ,происходящими в природе с наступлением осени. Докажите свою точку зрения.
  • Что ещё объединяет эти пейзажи?
  • Если художник создаёт пейзаж при помощи кисточки и красок, то в нашем распоряжении другие средства. Что нам поможет нарисовать яркую картину природы?
  • Перечислите прилагательные цвета и эпитеты, которые создают своеобразную палитру данных картин.

3.Создание собственного текста из трёх – четырёх предложений к любой из репродукций, главное условие – выделить отличительные черты  пейзажа, которые помогут узнать описанную картину среди других.

  • Проверка нескольких работ.
  • Для создания эмоционального, выразительного описания недостаточно использовать только слова – цвета. Что ещё для этого нужно?
  • Вспомните определения эпитета, сравнения, метафоры, приводите свои примеры.

4.Работа с текстами известных писателей : Сладкова, Горького, Тургенева, Паустовского.

  • Прочитайте , найдите выразительные средства языка ,определите их вид.
  • Опираясь на собранный материал, дополните свои сочинения. Используйте собственное воображение или материал  писателей . Проверка.

5.Теперь наполним наши пейзажи запахами и звуками. Вспомните, какие запахи можно почувствовать в осеннем берёзовом лесу? Что можно услышать?

6. Создавая свои осенние пейзажи нельзя забывать о том, что природа не бывает статичной, она всё время меняется, уловить эти перемены нам поможет отрывок из симфонии № 8  Людвига Ван Бетховена.

  • Послушайте музыку. Какое природное явление изобразил композитор в этом музыкальном фрагменте? Какое изменение удалось уловить Бетховену?
  •  Какая часть речи поможет придать движение вашему описанию?
  • Подберите глаголы, передающие жизнь природы.

6.Составление плана. Создание собственных сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"

В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....

Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям

Суть содержания предлагаемой разработки. Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность постр...

Методическая разработка : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )

Цель урокаразвивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения);Тип урокаурок развития речиПланируемые образовательные результатыПредметные - иметь общие представления о стиля...

Методическая разработка "Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ-технологии"

Методическая разработка для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции "Педагогическое мастрество и педагогические технологии"...

Методическая разработка "Развитие речи на уроках швейного дела", 2022г.

В данном материале указаны основные приемы развития речи на уроках швейного дела....

Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение

Сочинение-рецензия на литературное произведение...