Методическая разработка "Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ-технологии"
методическая разработка
Методическая разработка для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции "Педагогическое мастрество и педагогические технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_triz_25.06.20.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наше современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из главных задач воспитания и обучения в детских садах согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей , обладающих высоким творческим потенциалом . Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей- а в формировании творческих способностей , развитии нестандартного видения мира , нового мышления у всех детей, которые посещают детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь! П оэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им быть гибкими, изобретательными, непосредственными и непредсказуемыми , замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Одной из эффективных педагогических технологий является ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских З адач .
ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер . При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи , анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности , в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников. Главная цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ: • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления , умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи , видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; • формирование целостной картины мира ; • воспитание интереса к поисковой деятельности , стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; • развитие речи, памяти, творческого воображения .
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду: способствует развитию аналитических способностей, учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения, помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью, дает свободу слова и свободу проявления личности. Универсальность : справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни. Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов: 1.Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). 2.Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой). 3.Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает). 4.Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях). 5.Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.). 6.Неожиданные, смелые варианты решений.
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии 1 Мозговой штурм 2 Синектика 3 Метод каталога 4 Метод фокальных объектов 5 Системный анализ (системный оператор, кольца Луллия ) 6 Морфологический анализ 7 Данетка 8 «Золотая рыбка» 9 Моделирование маленькими человечками
1. Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации. 2. Синектика . Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. Развить творческие способности ребёнка помогут аналогии: Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов. Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире (счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или цветок и т. д.) 3. Метод каталога применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д. 4. Метод фокальных объектов ( логическим продолжением метода каталога) способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
5. Системный анализ (системный оператор) метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает « многоэкранное » мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют. Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы. К ольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит ит 2х до 4х вращающихся круговых зон. Помогают о владеть системным мышлением. 6. Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер)
7. Данетка . Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие. 8. «Золотая рыбка». Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий. 9. Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.
Развитие речи по ТРИЗ-технологии Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта: 1. Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке). 2. Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. 3. Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. 4. Составление рифмованных текстов- использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения. 5. Забавные творческие игры: «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную. «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову. «Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка- укрывалка , зонтик- потерялка и т. д.). 6. Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке
Применение элементов ТРИЗ могут стать эффективным средством развития речи, активного творческого мышления у дошкольников, оказывают влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение опыта ребёнка и организацию детской деятельности . Это позволяет обеспечить применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас . Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности . Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...
"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления
Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....
"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"
В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития ...
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам игры"
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.Тво...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Методические рекомендации для педагогов...
ПАСПОРТ проекта: "Формирование художественно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования "батик"
Проектная деятельность...
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие ...