Методическая разработка "Развитие речи на уроках швейного дела", 2022г.
методическая разработка
В данном материале указаны основные приемы развития речи на уроках швейного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_metodicheskaya_razrabotka_razvitie_rechi_na_urokah_shveynogo_dela.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА, 18.03.2022
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Своевременное целенаправленное устранение нарушения речи умственно отсталых детей (нарушениями интеллекта) способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает их более полной социализации.
Поэтому большое значение на уроках имеет развитие устной речи учащихся. Речь умственно отсталых учащихся характеризуется однословными предложениями, особенно на уроках трудового обучения. Если ученик не может рассказать о ходе выполнения предстоящей работы, это значит, он не осмыслил задание и самостоятельно не сможет выполнить все необходимые рабочие операции.
В ходе практического выполнения задания и на уроках учащиеся должны уметь давать отчет в полных предложениях о проделанной работе. Давать характеристику своей работе, и работе товарищей.
Основные приемы по развитию речи на уроках
1. В словаре по каждой теме даются необходимые слова и термины, которые используются впервые, при повторении и закреплении речевого материала - ранее изученные. Чтобы новые слова и термины лучше усваивались, они не только заучиваются устно, но и записываются в тетрадь. Также ведется работа по восприятию их на слух.
2. Следует внимательно относиться к задаваемым учениками вопросам, отвечать на них доброжелательно, спокойно, просто. Если тот или иной вопрос остается без ответа или вызывает резкое замечание со стороны взрослого, то в следующий раз не каждый ребенок решится о чем-либо спросить.
Важно поставить детей в условия необходимости общения, вызвать побуждение к обмену мыслями и впечатлениями на основе все большего усложнения различного рода выполняемой ими деятельности.
3. Развитию устной речи учащихся способствует устная проверка знаний. Наиболее широко в школе используется индивидуальный опрос.
По традиции учитель называет тему, по которой будет осуществляться проверка, затем, обращаясь к классу, задает вопрос, после чего вызывает кого-либо из учащихся. Это дает возможность всем собраться с мыслями и приготовиться к предстоящему ответу. Активность класса повышается, если учитель привлекает всех к дополнению неполных ответов и исправлению ошибок. Особенно увлекателен этап самоконтроля. Он заключается в том, что двое вызванных учащихся выступают в роли учителя и ученика. Тот, кто выступает в роли учителя, самостоятельно составляет и задает вопросы, другой отвечает на них. Учитель при этом следит за быстротой и логикой построения вопросов и за правильностью ответов. Затем учащиеся меняются ролями. Этот метод способствует развитию мышления, ориентировке их в учебном материале и находчивости.
3. Значительно развивается устная речь учащихся с применением карточек-заданий. Появляется больше возможностей проконтролировать деятельность учащихся, своевременно увидеть и исправить их ошибки в работе. Используя карточки-задания, учитель имеет больше возможностей индивидуально подходить к обучению школьников. Он может дать карточку для самостоятельного изучения отстающему или пропустившему занятия. Наконец, карточки позволяют в плавном порядку организовать повторение и систематизацию изученного материала и являются путеводителем школьников в самостоятельном познании процесса труда и в развитии устной речи учащихся.
4. Загадки развивают догадливость, сообразительность. В настоящее время я использую загадки на всех уроках. Они оживляют занятие, учат детей сравнивать предметы по цвету, величине, назначению. Такие упражнения расширяют кругозор воспитанников, уточняют и пополняют знания об окружающем мире. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству.
Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Можно провести игру «Я тебе не верю».
Цель: закреплять навыки речи - доказательства, учить детей отгадывать загадки. Ход игры: Класс делится на 2 команды, затем учитель поочередно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить четко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее ее объяснит.
5. Умение рассказывать закрепляется в играх. Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.
Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения. Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.
Развитая речь школьника – залог его успешного обучения. Успехи учащегося в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности, обеспечили и определили высокие результаты работы по всем предметам.
Целенаправленная систематическая работа по развитию речи учащихся способствует общему развитию школьников, формирует их личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи на уроках швейного дела
Речь является главным средством и формой мышления обучающихся.В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде....
Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией
Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."
Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...
Методическая разработка "Применение технологических карт на уроках швейного дела", 2021г.
В данном материале раскрывается необходимость применения технологических карт на уроках на уроках швейного дела....
Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.
Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида...