Методическая разработка : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Цель урока | развивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения); |
Тип урока | урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные - иметь общие представления о стилях ( художественный, научный, разговорный) и типах речи ( повествование, описание, рассуждение) , умение определять принадлежность текста к стилю и типу речи. Формулировать основную тему, основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное, умение выделять ключевые слова; составлять простой план ; писать изложение исходного текста с элементами описания. Метапредметные - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне ; воспроизводить прочитанный художественный текст письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста ; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Личностные- осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание ответственности за написанное; |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat.odt | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )
Цель урока | развивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения); |
Тип урока | урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные - иметь общие представления о стилях ( художественный, научный, разговорный) и типах речи ( повествование, описание, рассуждение) , умение определять принадлежность текста к стилю и типу речи. Формулировать основную тему, основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное, умение выделять ключевые слова; составлять простой план ; писать изложение исходного текста с элементами описания. Метапредметные - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне ; воспроизводить прочитанный художественный текст письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста ; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Личностные- осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание ответственности за написанное; |
Методы и формы обучения | деятельностно-практический метод, наблюдение над языком ; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер. |
Наглядно-демонстационный материал | мультимедийный ряд - презентация по теме урока. |
Основные понятия | типы и стили речи, тема и идея текста, средства выразительности речи, ключевые слова, план, микротема |
Организационная структура( сценарий ) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы орга- низации взаимо-действия | Формируемые умения ( универсаль-ные учебные действия) | Проме- жуточ- ный контроль |
1.Мотива-ция. Самоопре-деление к учебной деятель-ности | Эмоциональ ная , психологическая, мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Оценивание готовности к уроку. Оформление тетради к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте. Демонстрируют готовность у кроку. | фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности | |
2.Целепо-лагание, планирование учебной деятельнсти. | Воспроизве-дение ранее изученного. | 1 .Как вы считаете, что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Стараются пересказать текст, т.е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.)
Это умение, которое пригодится в жизни каждого человека ( умение пересказать книгу, фильм так, чтобы сохранить авторскую установку).
Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение. ( запись в тетради темы урока. Подготовка к изложению) | Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы. - | фрон-тальная. | Личностные: положительно относится к учению,познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствавать имеющиеся. Познаватель-ные :осознают учебно-познаватель-ную задачу. Регулятивные : планируют в сотрудничес-тво с учителем, с одноклассниками , или самостоятель-но необходимые действия. | Устные ответы, вопросы для уточне-ния информации. |
3..Актуали-зация и пробное учебное действие. | Беседа по материалам учебника, обсуждение выводов, их подтвержде-ние. Тема. | 1 Дома вам надо было прочитать текст упражнения 282 - О чем говорится в тексте , какова ТЕМА текста; - Давайте повторим, что такое ТЕМА?( то, о чем говорится в тексте) ; ( рассказ о музыкальной шкатулке) -где нашли шкатулку , -опишите, как выглядит шкатулка , Лексическая работа : музыкальная шкатулка , медные валики с тонкими шипами ( демонстрация слайда с изображением внутреннего механизма шкатулки, демонстрация « живой» музыкальной шкатулки) -почему шкатулка не играла, -чем закончилась история о шкатулке . Ребята, вам интересно узнать продолжение истории? | Слушают учителя, Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. | Фрон-тальная, ндивидуальная. | Познаватель-ные : выполнят учебно- познаватель-ные действия, в материализо-ванной и умственной форме ; осуществлют для решения учебных задач операции анализа, установление причинно- следственные связи. Регулятивные :принимают и сохранят учебную задачу. Коммуникативные : отвечают на вопосы, формулируют собтвенные мысли, высказывают и обосновыват свою точку зрения. | Устные ответы |
4. Работа с текстом изложения ( упр.283 ( чтение и анализ) | Первичное восприятие текста. Тема. Идея . Типы речи( повествование и опсание). Стили речи( худо-жественный) Средства художественной выразительности План текста. Ключевые слова, лексическая и словарная работа. | Сейчас мы прочитаем продолжение рассказа о шкатулке. Именно этот текст мы будем с вами письменно пересказывать. Работаем внимательно . 1)Прочитаем текст и попробуем сформулировать тему и идею текста. Учитель читает текст упражнения 283. -Какова тема текста ( о чем говорится в тексте)? ( о пробуждении музыкальной шкатулки, о чудесной мелодии ) -как можно озаглавить текст ( « Шкатулка проснулась», « Ожившая шкатулка» , « Чудесная шкатулка»)( записываем на доске) 2.Вопросы с целью понять, все ли поняли учащиеся при прочтении текста: -когда и где происходят события( осенью, поздней ночью, в старом гулком доме) Лексическая работа: старый гулкий дом ( запись на доске), объяснение учащимися значения слова « гулкий»(учащиеся заранее работали со словарем)( звук слышится издалека, распространяется по всему дому, здесь можно подобрать синоним - раскатистый ) -слушаем ответы. - Какие события происходят в начале текста ( вступление, завязка сюжета) -в старом доме раздался звон и полилась мелодия) Лексическая работа -звон, мелодия ( пишем на доске , слушаем ответы),учащиеся заранее работали со словарем). -Почему жители дома испугались( шкатулка заиграла неожиданно). -Почему это было неожиданно( потому что шкатулка была испорчена). -Как играла шкатулка ? - Чем закончилась история ? Для какого ТИПА речи характерна такая структура построения текста( завязка, развитие событий и развязка? ( повествование). Докажите.
Какие слова помогают уяснить последовательность событий( глаголы, называют их) -присутствуют ли в тексте элементы другого типа речи?( описание). -обоснуйте( докажите) ( назовите определения, которые относятся к слову ЗВОН) Ребята, а к какому стилю речи можно отнести текст? (Какие стили речи вы знаете?) -Художественный стиль. -докажите : -какие чувства и эмоции возникат у вас ? -при помощи чего достигается эмоциональное воздействие на читателя? Давайте найдем их в тексте* : Эпитеты ( красочные определения, признаки предмета)-стеклянный переливающийся звон,таинственный звон. Т.Обр писатель красочно изображает игру шкатулки. Олицетворения ( изображение неодушевленных предметов, как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ) : полилась мелодия, шкатулка неожиданно проснулась, шкатулка замолчала, ходики притихли от изумления. Сравнение -будто кто- то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. 5) Динамическая пауза. Ребята, в тексте автор упоминает про ходики ( ходики изумились). Что такое ходики( записываем на доске).Дети зачитывают определения. Учитель записывает слово на доске, показывает слайд, как выглядят ходики. Ребята изображают маятник в часах. ( Ходики-небольшие настенные часы, упрощенного устройства с гирями ) 6) Работа с планом текста. Зачем необходима работа по составлению плана?( составляя план, мы выделяем микротемы, поиск ключевых слов помогает нам определять тему и основную мысль микротемы и озаглавит его) 1. Читаем первый абзац. Записываем и зачитываем ключевые слова - поздней осенью, в старом гулком доме, стеклянный переливащийся звон, чудесный звон, возникла полилась мелодия. Как назовем первый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем Пр. :Чудесный звон. ( выписываем на доске слова : кто-то, будто) 2. Читаем второй абзац. Записываем и зачитываем ключевые слова — неожиданно проснулась,многолетний сон, заиграла шкатулка Как назовем второй пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.- Неожиданное пробуждение. 3. Читаем третий абзац. Записываем и зачитываем ключевые слова — играла долго, таинственный звон, ходики притихли от изумления. Как назовем третий пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.- таинственный звон, ) 4. Читаем четвертый абзац. Записываем и зачитываем ключевые слова — проиграла все песни, замолчала, заставить игать не смогли. Можно обсудить-( Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла свои песни. Ее заставляли играть снова, бились над ней, чтобы она играла.Не просили и налаживали, а завтавляли,чтобы ее песни снова преобразили жизнь в старом доме.) Как назовем четвертый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-Шкатулка замолчала навсегда) ( слайд « План и ключевые слова») Какова же идея текста — слушаем ответы учащихся ( испорченная музыкальная шкатулка неожиданно проснулась и чудесным образом заиграла. Ее мелодия чудесна, ее мелодия удивляет. Но чудо недолговечно. Старинный предмет могут хранить тайны и нужно оберегать и хранить эту красоту). 10 ) Пересказ текста по плану ,( пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова, пересказ всего текста, возможен пересказ в парах) 11)Пунктуационная работа. На следующем уроке мы еще раз прочитаем текст , приступим к написанию черновика нашего текста | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. Рассуждают. Доказыват. Повествование -это рассказ о событиях в их временой последовательности, в тексте можно выделить завязку ( вдруг раздалась мелодия), проследить развитие событий (полилась мелодия, неожиданно поснулась, дом наполнялся таинсвенным звоном), понять чем закончилась истоия, найти развязку ( проиграла песни и замолчала) . В тексте много глаголов, они позволяют уяснить последовательность событий. Описание -это изображение предмета или явления путем раскрытия его признаков . Для передачи описания используются прилагательные ( в тексте опписывается чудесный звон ( мелодия ) -стеклянный, переливающийся звон,таинственный звон, чудесный звон) Главная цель художественного стиля , это воздействие на читателя , передача эмоций и чувств. эмоциональное воздействие достигается путем использования средств художественной выразительности (языковые средства. ) Выполняют элементарные физические упражнения Воспринимают информацию, выделяют микротемы, озаглавливают микротемы. выполняют самостоятельно в тетради | Фронт-альная, групповая, индиви-дуальая. групповая, индивидуальная | Личностные: способность к самооценке своих действий, умение соотнести свои действия с планируемым результатом. Познавательные :поиск и выделение информации ; составление целого из частей ; выдвежение гипотез и их обоснование ;Ргулятивные : уметь слушать в соответствии с речевой ситуацией Личностная : понимают значение профилактики утомления для организма Познавательные :составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста. | Устные ответы.Проверка домашнего задания. Проверка записей в тетради. |
6.Рефлексия деятельности на уроке( итог урока) | Заключительная беседа по вопросам. | Вспомним цель урока- Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение. Как вы считаете, достигли ли мы цели? Готовы написать черновик изложения? Какую работы мы провели, чтобы написать изложние? Какие важные теоретические вопросы мы сегодня повторили? ( стиль и тип речи, умение составлять план, искать ключевые слова, искать средства выразительностиречи) На втором уроке : -вдумчивое чтение - написание изложение( черновик,затем в тетрадь) Домашнее задание на выбор учащихся:
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, фронтальня | Познавательная : устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и навыков и операционных, аналитических умений, как интегрированных сложных действий. Регулятивные : оценивают свою работу. Коммуникативные : строят небольшие монологические рассказы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...
Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"
Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....
Методическая разработка доклада Тема: «Народные этикетные традиции - элемент национальной культуры»
В «Концепции развития башкирского национального образования» (1999) определены основополагающие принципы башкирского национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего покол...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"
Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании, как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с художественным стилем;- р...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»
Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...
Урок развития речи. Повествование как тип речи. Рассказ
Урок развития речи. Повествование.Особенности композиции рассказа....