Пейзаж в литературном произведении.
материал (9 класс) по теме

Виды и функции пейзажа в литературном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_peyzazha_v_proizvedenii.odt41.19 КБ

Предварительный просмотр:

      Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.

В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)

 или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),

так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Типы пейзажа

Лирический пейзаж
(не связан напрямую с развитием сюжета)

Собственно лирический (выражение чувств автора)

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)

Метафоричность и гиперболизация.

Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.

Создает атмосферу, настроение.

Пейзаж, необходимый для развития действия

Сопровождает развитие внешних событий.

Играет роль в духовной жизни персонажей.

Описание

- героем

-автором

Пейзаж «самоценный»

Исследовательский подход «натуральной школы»

Экзотический пейзаж романтиков

Информативно-познавательная функция.

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Пейзаж-символ

Предельно обобщенный пейзаж

Поднятая целина в р-не М.Шолохова

Вымышленный (фантастический)

Создание вымышленного художественного мира.

Сны и иллюзии персонажей

Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский
Ф.М. Достоевский

Пейзаж (по объекту  изображения)

      1. природный

  1. городской

а) Необходимый для характеристики персонажа («Подросток» Достоевского)

б)необходим для развития действия

в) Лирический (Москва в «Евгении Онегине»)

г) Вымышленный(«История Одного города»Салтыкова-Щедрина

  1. деревенский

Пейзаж в литературном произведении

  1. 1)способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Пейзаж как средство создания характеристики

Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

Характеристика места и времени сюжетного действия,.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”

Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у

 читателя.  Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает

 проблематику.  Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной   России.

Психологическая функция пейзажа

Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Пейзаж как средство выражения авторской позиции

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

 Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.

В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.

7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль пейзажа в художественном произведении"

Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы " Роль пейзажа в художественном произведении"...

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Как правило, о роли пейзажа в худо­жественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во вре­мя изучения повести А.С.Пушкина «Дуб­ровский», затем, обращаясь к тургенев­ской «Асе», к п...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Методическая разработка. Развитие речи 6 класс. Пейзаж в литературном произведении

Создание сочинения-описания на основе  произведений разных видов искусств....

Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...

Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...