Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Повторим пунктуацию».

Вы знаете, что человеческая жизнь может зависеть от запятой.

Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить условие: «поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование:

  1. Поставить статую, золотую пику держащую.
  2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и недёшево обошлась бы им, но этот расход был в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, и это разозлило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману)

-Ребята, как вы думаете,  какова тема сегодняшнего урока?

( Мы должны повторить постановку знаков препинания).

-Да, верно.  А цели урока следующие:

  1. Повторить знаки препинания в сложных предложениях.

- Чем может быть осложнено предложение?

(Однородными членами, обособленными членами предложения).

  1. Повторить пунктуацию в предложениях, осложненных однородными членами и обособленными членами предложения.
  1. - Попробуйте сформулировать задание к записям на доске.

(Расставить знаки препинания в предложениях и доказать графически их постановку, составить схемы).

6 человек выходят к доске.

  1. Совреме…ые ру…кие люди активно используют (древне)славянские символы  даже (не) задумываясь о том глубоком смысловом значении…  которое вкладывали в с…мволику наши пре…ки.
  2. Древние славяне поклонялись множеству богов и духов  Даждьбогу  Перуну  Мокоши  Велесу  домовому  баннику  овиннику.
  3. Даждьбог был богом солнечного света  смены времён года  а его свяще…ым символом  солнечный крест.  (слайд).
  4. Велес  славянский бог земли  хранитель ее недр и тайн  от него зависел урожай.
  5. В изображениях богов Велесу соответствовал   змей или дракон. (слайд).
  6. (Не) которые ученые считают  что Землю славяне называли Мокошь. (слайд).

На доске появляются следующие схемы.

D:\Аннушка\Безымянный.png

2. Работа с классом.

- Укажите осложненные предложения. Чем они могут быть осложнены?

(Обособленными обстоятельствами и определениями, а также однородными членами)

- Каковы условия их обособления?

-Выпишите слово, соответствующее схеме: D:\Аннушка\Безымянный.png

(Поклонялись).

  1. Создание кластера.

  1. Презентация. (см. приложение).

-Прочитайте карточки и сформулируйте задания.

(Расставить знаки препинания в предложениях и доказать графически их постановку, составить схемы, а также вставить попущенные буквы и объяснить орфограммы).

Карточка №1

  1. Символом Даждьбога считалась утка  так как именно утки перевозили светило через мир мертвых.

[ = - ], (так как -  =). СПП

  1. Еще  одно животное Даждьбога конь  бог солнца  освещая землю сиянием священного щита пересекает небо на колеснице  которую несут четыре белоснежных коня с огненными гривами.

[ -  -  =]: [  - , |-.-|, =], (которые = -). ССК

Слайд.

  1. Подкову  широко распространенную в быту  приколачивают над входом в дом или крепят в автомобиле она хранится людьми для удачи и защиты от несчастий.D:\Аннушка\Безымянный.png

Карточка №2 . (Случаи с обособлениями членов предложения.)

  1. Изображая змея славянин мог просить у высших сил очень многого.
  2. Змей представле…ый почти во всех языческих религиях мира  связывался  с одной стороны  с плодородием  землей  мудростью  с женской плодородной силой водой дождем  а с другой  с подземным миром и смертью.
  3. Змея в геральдике  мудрость и дальновидность сходными качествами обладает и дракон  только дракон   это еще и сила  власть.

Проверка.

  1. Сложные предложения – теория.
  2. Карточка №1
  3. Обособление членов предложения и постановка тире – теория.
  4. Карточка №2

  1. Найдите допущенные в данной записи пунктуационные ошибки.

Какие задания можно сформулировать?

  1. Женщина с…дящая за прялкой всегда символизировала уют и покой.
  2. Вытягивая нить она размышляла о своей судьбе.
  3. Мокошь являясь великой богиней Земли в то же время была покровительницей пр…дения и ткачества.
  4. Выражения «связать свою судьбу» употребляемое нами в современной речи восходит к тем далеким временам.
  5. Прялка сопровождая женщину почти повсюду становилась ее молчаливой спутницей.
  6. Собираясь на посиделки девушки брали рук…делие с собой.
  7. Начать веселье не завершив работы считалось (не)мыслимым делом.
  8. (Не)легкий повседневный труд женщины трудящейся за прялкой был своего рода священн…действием.

I вариант выпишет номера предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

IIвариант выпишет номера предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

I вариант 2,3,5,6,7

II вариант 1,4,8

Написать слова с пропущенной буквой по формуле 2:2:2

  1. Сидящая (сидя), прядения (прялка)
  2. Рукоделие, священнодействие
  3. Немыслимый, нелегкий (= трудный)
  1. Из предложений с причастными оборотами сконструируйте предложения с деепричастными оборотами.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как проявляются символы древних славян в современности?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"

Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематически...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....