Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематических групп из данного произведения, которые учащиеся выполняли дома как опережающее задание. В качестве материала для урока повесть взята не случайно. На уроках литературы шестиклассники будут знакомиться с похожими произведениями: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», В.Г. Распутин «Уроки французского», поэтому важно показать, что герой живет в социуме, который формирует личность всеми способами, и речью, которую герой слышит и использует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 6
Дата -_____
УМК: под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой Русский язык, 6 класс.
Тема: «Обобщение по теме «Лексика и фразеология»
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель:
Образовательная
.Систематизировать знания по лексике, определять понятия: диалектные слова, просторечия, фразеологические обороты. Уметь определять роль этих групп слов в художественном тексте, находить данные слова в предложенном тексте, знать значение данных слов.
Развивающая
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (текст художественного произведения, учебник, монологическая речь учителя, учащихся, словари, интернет, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: знать тематические группы слов раздела «Лексика», навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, анализ тематических групп: просторечные слова, диалектизмы, фразеологизмы, заимствованные слова.
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
6. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная
1. Формировать социокультурную компетентность: показать, что нравственные идеалы ценны и актуальны во все времена, воспитание чувства патриотизма на основе прочитанного текста
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. | Владеть общим приёмом анализа литературного произведения, владеть навыками определения тематических групп слов | Выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Уметь работать с текстом: выразительно читать, анализировать лексические группы слов; знать понятия, изучаемые в теме «Лексика и фразеология» | Строить монологический ответ на поставленный вопрос, уметь систематизировать полученные знания. Обобщать, делать выводы. | Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. |
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- ЭОР
- интерактивная доска
- маршрутный лист
-оценочный лист
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Орг.момент | Круг радости | 1. «Мы говорим друг другу комплименты». | Учащиеся и учитель встают в «Круг радости» | Учащиеся встают в «Круг радости» и говорят друг другу добрые пожелания. | личностные |
I Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Постановка учебной задачи. Учащиеся определяют тему урока, исходя из домашнего задания. | Сформулируйте цель урока, исходя из того, какое опережающее задание вы выполняли дома Используйте опорные слова:
| Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу «Ребята, сегодня мы проводим не обычный урок русского языка, а урок построенный на материале литературного произведения ? Каждая группа учащихся получила опережающее домашнее задание на определенную тему. Исходя из исследования, которое вы проводили дома, возможно, с родителями, давайте определим, чем мы будем заниматься сегодня? Ребята определяют тему урока с помощью учителя. Тема урока « Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» | Настраиваются на плодотворную работу. 1.Определяют тему урока путем наводящих вопросов: 2.Определяют цели, исходя из опорных слов. | Регулятивные |
II. Этап актуализации знаний | « Минутка тишины». Просмотр буктрейлера «За Кудыкины горы». |
| Все вы прочитали повесть нашего земляка Николая Александровича Ивеншева, и у каждого она вызвала свои эмоции и переживания. Когда я первый раз прочитала эту повесть, у меня тоже были определенные эмоции, которые я попыталась передать в буктрейлере, который создан на основе этой повести. И сразу вопрос. Нацеливает учащихся на работу с текстом произведения вопросами: «Какое слово вам показалось незнакомым? |
Просматривают буктрейлер. | Познавательные, коммуникативные |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Буктрейлер Знаете ли вы, что обозначает это слово?К какой тематической группе слов , изучаемых в разделе «Лексика» его можно отнести ? | Отвечают на вопросы, находят значение этого слова Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения... | Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации;
Коммуникативные | ||
Размышляем, беседуем | Работа в группах, организованных по выполнению домашнего задания | Работа в группах Для каждой группы предложено свое задание, учащиеся выполняют задание № 1 | Организует беседу, консультирует учащихся. | Представители групп рассказывают свою часть задания. Остальные ученики делают пометки в тетради | Регулятивные |
| Учащиеся каждой группы защищают свою часть задания | После того, как представители каждой группы расскажут классу свою часть задания, учитель задает вопрос всем. Как вы думаете, какую роль играют эти тематические группы слов в повести? | Фронтально отвечают на вопрос | Коммуникативные, Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям) | |
IV. Физминутка | Выполняют физминутку | Регулятивные Познавательные | |||
Размышляем, беседуем | Работа в группе – анализ текста | Определение образов низшей славянской мифологии в повести | Вопрос к классу: «Ребята, а как вы думаете, почему я использовала фрагмент мультфильма «Бездомные домовые» в своем буктрейлере?» |
Высказывают свои предположения. | Коммуникативные ритмов деятельности ; – доказательство) Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Работа в группах | Работа с ЭОР | Работа в группах Для каждой группы предложено свое задание, учащиеся выполняют задание №2 Каждая группа по гиперссылке ищет ответ на свой вопрос в интернете. | С помощью презентации проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения | Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание | Коммуникативные Познавательные Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий; – самостоятельное создание алго |
Размышляем, беседуем | Работа с презентацией ОЭР | Защита группами своих заданий | Слушает варианты ответов учащихся | Размышляют предлагают свои варианты ответов. | |
V. Подведение итогов, рефлексия |
| Ребята, сегодня мы работали с текстом повести Н. Ивеншева «За Кудыкины горы». 1.Какие тематические группы слов вам встретились? 2. Какую роль тематические группы слов играют в данном тексте? 3. Письменно продолжите предложение « Повесть «За Кудыки горы – это повесть о….» | Читают свои предложения. | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения,
Личностные – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |
VI. Домашнее задание | 1. Составить из повести Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» на выбор: словарик 1. фразеологизмов 2. просторечий 3. диалектных слов | Записывают домашнее задание | Комментирует домашнее задание |
Рецензия
на урок русского языка
по теме: «Обобщение по теме «Лексика и фразеология»
Дата: _ 2
Класс: 6
Учитель: Недавняя В.В.
Данный урок ««Обобщение по теме «Лексика и фразеология»» является уроком комплексного применения УУД с использованием компетентностно ориентированных заданий и элементами проектно-исследовательской деятельности, что определяет его цели и задачи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий.
Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной технологической карте урока) и в использовании учителем таких компетентностно- ориентированных заданий, как анализ текста, решение учебной задачи, составление связного текста.
При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учителем были учтены основные принципы:
-принцип преемственности (учащиеся уже знакомы с понятиями из раздела «Лексика»)
-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (12-13 лет) и их жизненному опыту;
- принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся).
Несмотря на интенсивность учебной деятельности ребят на уроке, учитель оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной в рамках фронтальной – каждый ученик получил хорошую оценку за работу.
Организации интересного урока способствовало и эффективное применение технических средств – мультимедийного оборудования с интерактивной доской.
В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным.
Цели и планируемые результаты данного урока достигнуты, задачи реализованы. Урок заслуживает высокой оценки.
Зам.директора по УВР Кустова С.Л.
_________________________________ _________________________________ __________________________________________________________________ | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка, позволяет разнообразить учебный пр...
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика».
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика»....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение по теме "Лексика"
Цели: Повторение и обобщение знаний учащихся;Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.Задачи развивающ...
Обобщение по теме "Лексика и фразеология"
Упражнения, позволяющие повторить и обобщить материал по теме "Лексика и фразеология" 6 класс...
Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс
Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс...
Урок русского языка в 5 классе "Тест по теме "Лексика"
Тест рассчитан на закрепление знаний учащихся по теме "Лексика"...