Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Недавняя Валентина Владимировна

Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематических групп из данного произведения, которые учащиеся выполняли дома как опережающее задание.  В качестве материала для урока повесть взята не случайно. На уроках литературы шестиклассники будут знакомиться с похожими произведениями: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», В.Г. Распутин «Уроки французского»,  поэтому важно показать, что герой живет в социуме, который формирует личность всеми способами, и речью, которую герой слышит и использует.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  6

Дата    -_____

УМК: под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой  Русский язык, 6 класс.

Тема:                                          «Обобщение по теме «Лексика и фразеология»

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:                

                       Образовательная

.Систематизировать знания по лексике, определять понятия: диалектные слова, просторечия, фразеологические обороты. Уметь определять роль этих групп слов в художественном тексте, находить данные слова в предложенном тексте, знать значение данных слов. 

Развивающая

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (текст художественного произведения,  учебник, монологическая речь учителя, учащихся, словари, интернет, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: знать тематические группы слов раздела «Лексика»,  навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи,   анализ  тематических групп: просторечные слова, диалектизмы, фразеологизмы, заимствованные слова.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная

1. Формировать социокультурную компетентность: показать, что нравственные идеалы ценны и актуальны во все времена, воспитание чувства патриотизма на основе  прочитанного текста

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

 Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

 Владеть общим приёмом анализа литературного произведения, владеть навыками определения тематических групп слов

 Выполнять учебные действия в    речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего  действия.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Уметь работать с текстом: выразительно читать, анализировать    лексические группы слов; знать  понятия, изучаемые в теме «Лексика и фразеология»

 Строить монологический ответ на поставленный вопрос, уметь систематизировать полученные знания. Обобщать, делать выводы.

 Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

Оборудование:           

- мультимедийная презентация

- ЭОР  

- интерактивная доска

- маршрутный лист

-оценочный лист


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг.момент

Круг радости

1. «Мы говорим друг другу комплименты».  

Учащиеся и учитель встают в «Круг радости»  

Учащиеся встают в «Круг радости»  и говорят друг другу добрые пожелания.

личностные

I

Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Постановка учебной задачи. Учащиеся определяют тему урока, исходя из домашнего задания.   

Сформулируйте цель урока, исходя из того, какое опережающее задание вы выполняли дома

Используйте опорные слова:

  • Повторить
  • Обобщить
  • Систематизировать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу «Ребята,  сегодня мы проводим не обычный урок русского языка, а  урок построенный на материале литературного произведения ?  Каждая группа учащихся  получила опережающее домашнее задание на определенную тему. Исходя из исследования, которое вы проводили дома, возможно, с родителями, давайте определим, чем мы будем заниматься сегодня? Ребята определяют тему урока с помощью учителя.  Тема урока «  Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология»

Настраиваются на плодотворную работу.

1.Определяют тему урока путем наводящих вопросов:  

2.Определяют цели, исходя из опорных слов.

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний  

 « Минутка тишины». Просмотр буктрейлера    «За Кудыкины горы».   

 

Все вы прочитали повесть нашего земляка Николая Александровича Ивеншева, и у каждого она вызвала свои эмоции и переживания. Когда я первый раз прочитала эту повесть, у меня тоже были определенные эмоции, которые я попыталась передать в буктрейлере, который создан на основе этой повести. И сразу вопрос. Нацеливает учащихся на работу с текстом произведения вопросами:   «Какое слово вам показалось незнакомым?

 

Просматривают буктрейлер.

Познавательные,

коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Буктрейлер

Знаете ли вы, что обозначает это слово?К какой тематической группе слов , изучаемых в разделе «Лексика» его можно отнести ?

  Отвечают на вопросы, находят значение этого слова

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения...

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

 

Коммуникативные

Размышляем, беседуем

Работа в группах, организованных по выполнению домашнего задания

   Работа в группах

Для каждой группы предложено свое задание, учащиеся выполняют задание № 1

Организует беседу, консультирует учащихся.

  Представители групп рассказывают свою часть задания. Остальные ученики делают пометки в тетради

Регулятивные

 

Учащиеся каждой группы защищают свою часть задания

После того, как представители каждой группы расскажут классу свою часть задания, учитель задает вопрос всем.    Как вы думаете, какую роль играют эти тематические группы слов в повести?    

 Фронтально отвечают на вопрос  

Коммуникативные,   Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

IV.  Физминутка

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

Размышляем, беседуем

Работа в группе – анализ текста

Определение образов низшей славянской мифологии в повести

Вопрос к классу:  «Ребята, а как вы думаете, почему я использовала фрагмент мультфильма «Бездомные домовые»  в своем буктрейлере?»

 

 Высказывают свои предположения.

Коммуникативные

ритмов деятельности ;

– доказательство)

Регулятивные

( волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Работа в группах

Работа с ЭОР     

   Работа в группах

Для каждой группы предложено свое задание, учащиеся выполняют задание №2

Каждая группа по гиперссылке ищет ответ на свой вопрос в интернете.

С помощью презентации  проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий;

– самостоятельное создание алго

Размышляем, беседуем

Работа с презентацией ОЭР

 Защита группами своих заданий

Слушает варианты ответов учащихся

Размышляют предлагают свои варианты ответов.

V. Подведение итогов,

 рефлексия

   

 Ребята, сегодня мы работали с текстом повести Н. Ивеншева «За Кудыкины горы».

1.Какие тематические группы слов вам встретились?

2. Какую роль тематические группы слов играют в данном тексте?

3. Письменно продолжите   предложение  « Повесть «За Кудыки горы – это повесть о….»

Читают свои   предложения.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения,  

 

Личностные

 – следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

 1. Составить из повести  Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» на выбор:  словарик

1. фразеологизмов

2. просторечий

3. диалектных слов

Записывают домашнее задание

Комментирует домашнее задание


Рецензия

на   урок  русского языка

по теме: «Обобщение по теме «Лексика и фразеология»

Дата:                _ 2

Класс:         6

Учитель:         Недавняя В.В.

Данный урок   ««Обобщение по теме «Лексика и фразеология»»  является уроком комплексного применения УУД с использованием компетентностно ориентированных заданий и элементами проектно-исследовательской деятельности, что определяет его цели и задачи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной технологической карте урока) и в использовании учителем таких компетентностно- ориентированных заданий, как анализ текста, решение учебной задачи, составление связного текста.

При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учителем были учтены основные принципы:

-принцип преемственности (учащиеся уже знакомы с понятиями из раздела «Лексика»)

 -принцип доступности материала: предлагаемый на уроке  языковой материал соответствует возрасту учащихся (12-13 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся).

        Несмотря на интенсивность учебной деятельности ребят на уроке, учитель оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной в рамках фронтальной – каждый ученик получил хорошую оценку за работу.

Организации интересного урока способствовало и эффективное применение  технических средств – мультимедийного оборудования  с интерактивной доской.        

     В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным.

Цели и планируемые результаты данного урока достигнуты, задачи реализованы. Урок заслуживает высокой оценки.

Зам.директора по УВР                              Кустова С.Л.

_________________________________

_________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика».

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика»....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение по теме "Лексика"

Цели: Повторение  и обобщение знаний учащихся;Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.Задачи развивающ...

Обобщение по теме "Лексика и фразеология"

Упражнения, позволяющие повторить и обобщить материал по теме "Лексика и фразеология" 6 класс...

Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс

Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс...

Урок русского языка в 5 классе "Тест по теме "Лексика"

Тест рассчитан на закрепление знаний учащихся по теме "Лексика"...