рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс Л.М.Рыбченкова ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 73.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 92 г. Сочи
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29. 08 2014 года протокол № 1
Председатель __________ О.А.Мурзина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс) основное общее образование (5 класс)
Количество часов 170
Учитель Хакуринова Алена Шабановна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку. Русский язык . 5 – 9 классы. Москва, Просвещение, 2011
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требования к планируемым результатам).
2. Основной образовательной программы образовательного учреждения.
3. Примерной программы по русскому языку 5- 9 классы. Стандарты второго поколения, Просвещение, 2011 с учетом планируемого УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, включающего в себя авторскую рабочую программу ;
Учебник «Русский язык. 5 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына является частью учебно-методических комплектов новой линии по русскому языку для основной общеобразовательной школы, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Цели изучения учебного предмета
Основными целями изучения русского языка в 5 классе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;
• овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, некоторыми видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса;
• совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Филология».
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
• актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе;
• интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности;
• усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В основе концепции разработанного авторами курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции учителя.
В курсе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развертывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения. Предусматривается также овладение приемами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
В обобщенном виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие личности реализуется в направленности образовательного процесса на формирование и совершенствование умений понимать мысли других и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.
Содержание коммуникативной составляющей данного курса русского языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.
Центральной единицей обучения русскому языку и одновременно результатом изучения данного учебного предмета является текст. На основе текста формируются рецептивные виды речевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей и жанров с использованием при этом различных способов аудирования и чтения), а также умения извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл и т. д.
Каждое языковое явление представлено в единстве его формы, значения и употребления (функционирования).
Особое значение уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом.
Знакомство с русским языком в 5 классе начинается с введения. Затем обучающиеся изучают:
• фонетику, графику, орфографию;
• морфемику, словообразование, орфографию;
• лексикологию;
• морфологию (все части речи на уровне знакомства);
• синтаксис и пунктуацию.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Тематика учебных проектов в 5 классе
Название темы/раздела | Название проекта |
Морфология | Так на Руси одевались в старину |
Синтаксис | Один день на Красной площади |
Творческие учебные проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Такие проекты будут осуществляться в 5 классе на уроках по развитию речи, например:
Сочинение-описание | Певцы родной природы |
Мое любимое животное |
Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО реализуется средствами различных учебных предметов.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в 5 классе обеспечивается следующим образом:
1) использование электронных словарей, справочников на уроках;
2) создание презентаций;
3) поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;
4) использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку;
5) конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет.
Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» является основой учебного предмета «Русский язык». То есть планируемые результаты освоения данной междисциплинарной программы, которые формируются целым комплексом учебных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в содержание учебного предмета «Русский язык».
Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует реализации программы воспитания и социализации ООП ООО. На уроках русского языка осуществляется:
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культур. Реализация данных направлений осуществляется за счет использования на уроках русского языка текстов, содержащих ценности (красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способность оценить эстетические возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи (с историей, иностранным языком, географией, литературой, информатикой и др.), расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета
Кроме этого, на уроках русского языка в 5 классе воспитание и социализация обучающихся по заданным направлениям осуществляется через:
1) рассказы о выдающихся отечественных лингвистах;
2) подготовку индивидуальных сообщений на нравственные темы, предваряющих работу с определенным текстом;
3) подготовку учебных проектов, исследований;
4) участие в мероприятиях школьного (например, предметная неделя русского языка) муниципального и регионального уровней (например, олимпиады по русского языку);
5) межпредметные связи.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план основного общего образования средней общеобразовательной школы № 92 предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 170 часов (5 часов в неделю) из них отводится:
• на контрольные работы (диктанты, тестовые задания) – 8 часов;
• развитие речи – 45 часов;
• защиту проектов – 2 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учебному предмету «Русский язык».
в 5 классе
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и слышать друг друга;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
• представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;
• умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
• определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
• осуществление обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
• использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
• речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Регулятивные УУД:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.
Предметные:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
5. Содержание учебного предмета.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
- Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
1. Введение.Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
2. Фонетика, графика, орфография. Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика».
3. Морфемика, словообразование, орфография.Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
4. Лексикология. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Правописание букв о и ёпосле шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв е//и в корнях. Чередование букв а//о в корнях. Суффиксы –чик- и –щик-. Ииы после приставок на огласные. Особенности написания на з/с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексика».
5. Морфология.Морфология как раздел лингвистики. Части речи. Имя существительное как часть речи. Род существительных. Склонение существительных. Падеж. Число. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных. Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Правописание не с существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание не с именами прилагательными.
Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив – словарная форма глагола. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Правописание о(е)после шипящих в суффиксах наречий; ь после шипящих на конце наречий.
Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология».
6. Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию как они выражаются в предложении. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
6. Тематическое планирование.
Наименование раздела, темы. | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1. Введение. | Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста, микротема текста, ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Лингвистика как наука | Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получают представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности, об особенностях устной и письменной речи. Овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения. Овладевают понятием «текст», определяют основные признаки текста. Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определяют темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливают принадлежность текста к определенному типу текста. Делят текст на смысловые части(микротемы), осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создают текст в письменной форме (мини-сочинение). Овладевают приемами работы со схемой, в соответствии с коммуникативной задачей извлекают информацию из схемы, используют ее в монологическом высказывании на лингвистическую тему. На конкретном примере получают представление об истории русского речевого этикета. Овладевают сведениями о происхождении слов. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов. |
2. Фонетика, графика, орфография. | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как разделлингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.Орфоэпический словарь.Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости Правописание гласных Перенос слов. | Овладевают основными понятиями фонетики. Получают сведения о происхождении терминов, которыми овладевают при изучении фонетики. Осознают На практическом примере получают представление о реформе правописания 1917 г. Распознают гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости звуки. Классифицируют и группируют звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей пере носа слова с одной строки на другую. Проводят фонетический анализ слова. Получают представление об орфограмме. Создают устные высказывания учебно-научного стиля. На практическом уровне овладевают основными нормами литературного произношения и ударения: произношение безударных гласных звуков; мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетания Применяют в практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова. Используют орфографический словарь. Знакомятся с этимологией словарных слов. Овладевают сведениями об этимологии слов, трудных в орфографическом отношении. Решают лингвистические задачи. Выполняют задания тестового характера. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли. Создают текст в устной форме по заданному началу. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. |
3. Морфемика, словообразование, орфография. Морфемика и | Морфемика исловообразование как раздел лингвистики. Морфема какминимальная значимая единицаязыка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова. Чередование гласных Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка как словообразующая морфема.Суффикс как словообразующая морфема.Возможность исторических изменений в структуре слова. Сложные слова. Морфемный словарь | Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования. Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; понимают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивают основные выразительные средства морфемики, наблюдают за использованием выразительных средств морфемики в речи. Используют морфемный словарь. Применяют знания Решают лингвистические задачи. Анализируют текст с точки зрения его содержания, определяют функционально-смысловой тип текста. Создают устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля (в устной и письменной форме). Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания |
4. Лексикология | Лексикология как раздел лингвистики.Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как Разговорная, книжная Толковые словари русского языка. Однозначные и много-значные слова.Прямое и переносноезначение слова. Переносное значение слов как основа тропов. – Метафора; – олицетворение; – эпитет. Понятие о лексической Тематические группы слов. Синонимы. Словари синонимов русского языка. Антонимы. Словари антонимов русского языка. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Фразеологизмы. Крылатые слова | Овладевают основными понятиями лексикологии. *Получают сведения о происхождении некоторых терминов. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей чувств, эмоций; необходимость расширять свой лексикон; отличие слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Понимают общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объясняют лексическое значение слов различными способами. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Овладевают сведениями о разговорной, книжной *Расширяют представления об отличии устной речи от письменной. Получают представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Используют толковые словари Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Осваивают сведения об обозначении переносного значения слова в словарной статье. Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественных текстах. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний. Овладевают сведениями о лексической сочетаемости. Овладевают сведениями о тематических связях слов. Опознают, находят основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам. Группируют слова по тематическим группам. Овладевают сведениями о синонимических связях слов. Опознают синонимы; устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Используют синонимы в речи. Наблюдают за использованием синонимов учебно-научных и художественных текстах. Извлекают необходимую информацию из толкового словаря Осваивают сведения о происхождении слова синоним, расширяют знания о синонимических парах и синонимических рядах, возникновении синонимов. Овладевают сведениями об антонимических связях слов. Опознают антонимы, пользуются словарём антонимов, составляют антонимические пары слов. Наблю-дают за использованием антонимов в художественных текстах, определяют текстообразующую роль антонимов. Получают сведения об учёном-лингвисте Н. М. Шанском. Овладевают практическими умениями нормативного употребления глагольных форм (трудные случаи). На конкретных примерах получают элементарное представление об исторической стилистике. Овладевают сведениями о чередовании звуков (букв) в пределах одной морфемы (чередование букв е/и, а/о Получают сведения о происхождении слов с чередованием звуков, об истории слов с приставками. *Осваивают сведения об этимологии слов, трудных Знакомятся с элементарным историческим комментарием к изучаемому орфографическому правилу. Овладевают основными понятиями фразеологии. Получают сведения о фразеологизмах разных народов.Получают представление о происхождении крылатых слов. Опознают крылатые слова, уместно используют их в речи. Решают лингвистические задачи. Овладевают умениями смыслового и речеведческогоанализа текстов (выявляют основную мысль, ключевые слова, коммуникативную задачу, составляют план; определяют принадлежность текста к определенному функциональную стилю, типу речи), анализируют тексты с точки зрения взаимосвязи их содержания и языкового выражения. Приводят смысловой анализ поэтического текста, выразительно читают стихотворение. Создают устные высказывания на заданную тему, в том числе тексты-рассуждения учебно-научного стиля; корректируют собственную разговорную речь. Пересказывают текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Описывают в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста (используя синонимы, антонимы, омонимы). Создают монологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы. Выступают с небольшими сообщением на заданную тему. Создают тексты по данному началу в письменной форме (продолжение рассказа, сказки). Сочиняют сказку. Пишут сочинения по заданной в тексте проблеме; сжатое и подробное изложение, изложение с элементами сочинения. Передают информацию, представленную в схемах, Развивают умения изучающего чтения. На основе прочитанного текста получают представление об инструкции как речевом жанре, выявляют его языковые особенности. Овладевают практическими умениями поискового/просмотрового чтения. Получают сведения об этимологии слов для более точного понимания их значений. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текстов. Выполняют текстовые задания, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. |
5. Морфология. | Морфология как раздел лингвистики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного. Род именсуществительных. Склонение имен существительных. Падеж. Число. Имя прилагательное как часть речи.Общее грамматическоезначение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного. Краткие прилагательные. Имя числительное как часть речи.Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного. Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения. Глагол как часть речи Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. Служебные части речи. | Овладевают основными понятиями морфологии. Осознают (понимают) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознают самостоятельные (знаменательные) части речи Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознают существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевают сведениями о существительных общего рода и опознают их в разном контекстном окружении; об именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Группируют имена существительные по заданным признакам. Выполняют морфологический разбор имён существительных. Наблюдают за употреблением имён существительных в научно-популярных и художественных текстах. Правильно употребляют в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, существительные общего рода; имена существительные, имеющие варианты форм множественного числа. Создают устные высказывания в соответствии с заданной речевой ситуацией. Преобразуют информацию, представленную в виде схемы, в связный текст. Продуцируют высказывания учебно-научного стиля. Совершенствуют навыки изучающего чтения; анализируют содержание текста, передают его с помощью плана, определяют его тему и принадлежность к определённому функционально-смысловому типу, устно пересказывают текст. Овладевают умениями определять изобразительно-выразительные средства Определяют родовую принадлежность имён существительных (трудные случаи). Получают сведения о родовой принадлежности некоторых слов в древнерусском языке. Получают сведения о происхождении терминов падеж и склонение. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста. Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами. Осваивают содержание изучаемых орфографических правил Анализируют языковой материал, представленный Находят нарушения орфографических норм и исправляют ошибочные написания. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более Получают сведения о букве «ять». Анализируют языковой материал по изучаемой теме, Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы. Осваивают содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их использования. Применяют изученные орфографические правила в практике письма. Собирают материал к сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», анализируют информацию, представленную в параграфе. Пишут сочинение по картине. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Извлекают информацию об особенностях имён числительных разных разрядов из схемы, используют эту информацию в монологическом высказывании на лингвистическую тему. Отличают имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Выполняют морфологический разбор числительного. Читают текст, анализируют его содержание и языковое оформление. Правильно употребляют имена числительные в устной и письменной речи. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений. *Получают представление о роли местоимений в речи, о происхождении личного местоимения я. Выполняют морфологический разбор личных местоимений. Употребляют личные местоимения в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Наблюдают за употреблением глаголов в речи, сопоставляют тексты и определяют роль глаголов в повествовательных текстах. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определяют его синтаксическую функцию. Распознают инфинитив и личные формы глагола. Приводят соответствующие примеры. Наблюдают за употреблением инфинитива в составе составного глагольного сказуемого. Создают устное монологическое высказывание на заданную тему, употребляя инфинитив в составе сказуемого. Определяют время глагола. Группируют слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Определяют тип спряжения глаголов. Группируют глаголы по типу спряжения. *На конкретном примере получают представление Создают монологические высказывания учебно-научного стиля. Анализируют содержание фрагментов художественных и научно-популярных текстов, определяют тип речи текстов, делают выводы об особенностях употребления временных форм глагола в текстах различных функцио- нально-смысловых типов. Создают устные высказывания по сюжетным картинкам, ключевым словам и словосочетаниям, по заданному началу, правильно употребляя изучаемые формы глагола, пишут небольшое сочинение на заданную тему. Овладевают нормативным произношением глаголов в форме прошедшего времени. Получают сведения об истории употребления в русском речевом этикете местоимений ты и вы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию. Опознают наречия. Применяют на письме правила правописания о(е) после шипящих в суффиксах наречий, ь после шипящих Получают сведения о происхождении термина наречие, об истории написания без ь слов уж, замуж, невтерпёж. Различают предлоги и союзы. Правильно употребляют предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения. Анализируют предложения, классифицируют их в зависимости от того, что соединяют союзы Создают рассказ по заданному началу. Отбирают материал для написания сочинения по иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица». Изучают сведения о художнике И. Билибине. Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал. Получают сведения о происхождении слова предлог. Выполняют тестовые, а также другие практические задания по теме «Морфология». Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. Читают и анализируют содержание текста, передают его содержание в форме плана, определяют ключевые слова, пишут подробное изложение |
6. Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Что такое синтаксис. Словосочетание Виды связи всловосочетании. Предложение – основная единица речевого общения. Главные и второстепенные члены. Виды предложений Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы. Анализируют, сопоставляют словосочетания и слова с предлогами. Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании. Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находят нарушения норм со-четания слов в составе словосочетания; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, группируют и моделируют их по заданным признакам. Выявляют основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Овладевают краткими сведениями об истории письма. Соотносят схемы смысловых и грамматических связей слов в предложении и предложения, соответствующие этим схемам, в составе текста. Анализируют и характеризуют интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; сопоставляют их структурные и смысловые особенности. Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные), употребляют их в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью. Осваивают правила ведения разговора по телефону. Совершенствуют умения выразительного чтения. Овладевают сведениями об отличительных особенностях интонации повествовательного предложенияв русском и английском языках. Получают сведения *Овладевают сведениями об истории знаков препинания (тире). Сопоставляют распространённые и нераспространённые предложения. Овладевают сведениями о распространённых и нераспространённых предложениях. Определяют виды второстепенных членов предложенияи способы их выражения. Устанавливают и графически обозначают смысловые и грамматические связи второстепенных членов предложения. Распространяют предложения второстепенными членами. Находят определения, дополнения, обстоятельства в предложениях и выделяют их графически. Восстанавливают деформированный текст. Создают устные и письменные монологи- ческие высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, используя распространённые и нераспространённые предложения. Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознают (понимают) условия однородности членов предложения. Анализируют, характеризуют, моделируют и используют в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, с несколькими рядами однородных членов. Составляют схемы однородных членов предложения, соотносят схемы однородных членов и предложения с соответствующим расположением однородных членов. Соблюдают правила расстановки пунктуационных знаков при однородных членах в практике письма. Производят синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями. Анализируют и оценивают уместность той или иной формы обращения в различных ситуациях общения. Моделируют и употребляют в речи предложения *Получают сведения о выражении обращения в древности. Опознают основные способы передачи чужой речи. Анализируют и характеризуют синтаксические конструкции с прямой речью. Правильно интонируют предложения с прямой речью. Моделируют предложения с прямой речью и используют их в письменных высказываниях. Преобразуют сложные предложения в предложения с прямой речью. Правильно ставят знаки препинания Получают сведения об истории знаков препинания(кавычки). Опознают сложные предложения, правильно ставятзнаки препинания в них. Анализируют предложения, классифицируют их по структуре (простые, сложные). Анализируют рисунки и определяют, какими предложениями (простыми или сложными) их можно описать. Составляют предложения из данных фрагментов. Обнаруживают ошибки в строении сложных предложений Решают лингвистические задачи. Создают монологические и диалогические высказывания учебно-научного стиля. Продуцируют, используя Совершенствуют навыки изучающего чтения. Анализируют тексты, проводят их смысловой и речеведческий анализ, сравнивают по заданным параметрам синтаксические особенности учебно-научных и художественных текстов. Составляют план текстов, выписывают ключевые слова, устно пересказывают тексты. Восстанавливают пропущенные фрагменты в текстах, пишут изложения, изложения с элементами сочинения. Собирают материал к написанию сочинений по картине, используя навыки просмотрового и поискового чтения. Работают в паре и группе, предварительно определяют цели, последовательность действий в совместной деятельности, договариваются о распределении обязанностей. Овладевают фоновыми знаниями, имеющими важное значение для общекультурного развития и более точного понимания текстов. Выполняют тестовые, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. |
7. Описание материально –технического обеспечения образовательного процесса:
1. Русский язык. Рабочие программы. 5 – 9 классы. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.
2. Русский язык.5класс. В 2ч.авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
3. Русский язык. Рабочая тетрадь.5 класс. В 2ч. Авторы: Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик.
4. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. Авторы: Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина.
5. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012.
6. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
7.1С:Репетитор. Русский язык. Книга для учителя (5–11 классы). Методические рекомендации. Москва, Фирма 1С, 2003
8. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс. (CD). ООО «Нью Медиа ДженерейшнПаблишер», 2012
9.Русский язык 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2010
10. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11. Издательство «Учитель», 2008
11. Таблицы:
Падежные окончания существительных.
Безударные личные окончания глаголов.
Правописание о-е после шипящих и ц.
Буквы е-и в корнях с чередованием.
Мягкий знак после шипящих.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Омонимы, синонимы, антонимы.
Виды сказуемого.
12. Компьютер
13. Интерактивная доска.
14. Мультимедиа проектор.
8. Планируемые результаты учебного предмета, курса.
Личн6остными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- Владение разными видами чтения;
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);
3) коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- Владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- Владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезис, приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- Способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- Умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- Умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явленим окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- Умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществлять при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- Владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основных научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ________ _________________
гуманитарного цикла СОШ № 92 подпись Ф.И.О.
от_______ 20___года№ 1 _______________ 20____ года
______ ____________________
Подпись руководителя МО Ф.И.О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....