Конспект урока. "Что мы знаем о русском языке."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока
обучающие: объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения
- здоровьесбережение;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи:литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Проблемное объяснение нового знания.
- Первичное закрепление.
- Итог урока (рефлексия).
- Домашнее задание
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас солнышко, дорисуйте серединку, отразите свое настроение. Пожалуйста, поднимите. Как много улыбок засветилось. Спасибо! Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Поднимают солнышко и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.
|
II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | ||
Интрига Подытожим, для чего же человеку нужен язык?
Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф. Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста). |
Дают ответ
Самая большая ценность народа-его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д. С. Лихачев. .
| Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. |
III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. | ||
Интрига III. Беседа о русском языке. – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Работа с учебником Упражнение 6. Выводы. Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки. Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». -Как понимаете смысл высказывания? Работа с учебником. Упражнение 7 К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. IV. Решение проблемы происхождения языка. Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? – Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания». Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Обращаю внимание детей на эти вопросы: 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка? Подведем итог Физминутка. |
Слушают, работают с учебником. Сопоставляют примеры . Делают выводы.
Дают ответы
Делают вывод
Учащиеся дают ответы
Пословицы Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц.
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
|
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | ||
V. Работа по учебнику. 3. Выполнение упражнения ЗСП-3. 2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».
|
Объясняют значение слова.
Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков. Проверяют и оценивают.
Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу.
| Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Объясните, как вы понимаете фразу Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
| Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф..
Анализируют работу на уроке через самооценку.
| Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
VI. Комментирование домашнего задания. | ||
Дома: параграф 2. упражнение 8 (письменно); Подобрать высказывания о русском языке. Выучить наизусть то высказывание, которые понравилось. (На выбор одно из заданий). Подготовиться к словарному диктанту ЗСП-1,2,3. | Записывают домашнее задание. | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_russkom_yazyke.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 5
Тема урока: Что мы знаем о русском языке.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока
обучающие: объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения
- здоровьесбережение;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи:литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Проблемное объяснение нового знания.
- Первичное закрепление.
- Итог урока (рефлексия).
- Домашнее задание
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас солнышко, дорисуйте серединку, отразите свое настроение. Пожалуйста, поднимите. Как много улыбок засветилось. Спасибо! Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Поднимают солнышко и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала. |
II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | ||
Интрига Подытожим, для чего же человеку нужен язык?
Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф. Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста). | Дают ответ Самая большая ценность народа-его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д. С. Лихачев. . | Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. |
III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. | ||
Интрига III. Беседа о русском языке. – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Работа с учебником Упражнение 6. Выводы. Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки. Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». -Как понимаете смысл высказывания? Работа с учебником. Упражнение 7 К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. IV. Решение проблемы происхождения языка. Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? – Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания». Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Обращаю внимание детей на эти вопросы: 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка? Подведем итог Физминутка. | Слушают, работают с учебником. Сопоставляют примеры . Делают выводы. Дают ответы Делают вывод Учащиеся дают ответы Пословицы Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц. Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
|
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | ||
V. Работа по учебнику. 3. Выполнение упражнения ЗСП-3. 2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?». | Объясняют значение слова. Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков. Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу. | Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Объясните, как вы понимаете фразу Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке. | Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
VI. Комментирование домашнего задания. | ||
Дома: параграф 2. упражнение 8 (письменно); Подобрать высказывания о русском языке. Выучить наизусть то высказывание, которые понравилось. (На выбор одно из заданий). Подготовиться к словарному диктанту ЗСП-1,2,3. | Записывают домашнее задание. | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"
Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"
Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока - освоение новых знаний....
Что мы знаем о русском языке
Технологическая карта урока...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...