Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_russkiy.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»
Тип урока: урок – игра с элементами сказки
Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика», систематизировать знания учащихся, вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование:
мультимедийная установка, предметные картинки, сказочный дом – теремок, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы…, почтальон Печкин, толковые словари.
Организационный момент.
Поделить класс на группы:
- Однозначные и многозначные слова.
- Прямое и переносное значение слов
- Синонимы.
- Омонимы.
- Антонимы.
- Фразеологизмы.
(По одному человеку от группы выделить в Теремок.)
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите сказки?
Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные, сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:
- В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
- Правильно, сказочные персонажи.
Но не только они. Дети, может, мы найдем ответ на этот вопрос, если разгадаем загадку? Не мед, а ко всему липнут? (Ответ: слова)
А ну - ка, гости дорогие, выходите к нам.
- Какие же слова живут в теремке? (Это антонимы, синонимы…..) Из какого большого словесного царства – государства они прибыли? (Из лексики) Молодцы, правильно. Вот сегодня у нас урок повторения по теме «Лексика» в форме игры-сказки. (сообщается цель урока, записывается в тетради число и тема)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Дети, как и в любой сказке, так и в нашем путешествии по царству-государству «Лексика» встречаются разные преграды. Вот одна из них: в теремке находится сказочный гость, но до тех пор, пока мы не справимся с первым заданием, волшебная дверь не откроется.
Закрепление знаний о правописании гласных в корне слова:
Основная часть.
1) Устная работа (через мультимедиа на экране высвечивается текст):
В..зят в почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы з..мли:
(В) степи, (в) горы, (в) города.
Поч..ту в дальние рай..ны
Д..ставляют поч..тальоны
Задание: вставьте пропущенные буквы и докажите их правописание; определите лексическое значение слов «почта» и «почтальоны»
(Молодцы правильно)
2)Работа с учебником: упр. 41 (работа у доски)
(чтобы правильно написать безударную гласную в корне, надо правильно определить лексическое значение слова)
Прож..вать в городе, прож..вать пищу, св..ла гнёздышко, св..ла по ступенькам, сл..зать с крыши, сл..зать сметану, прим..рить врагов, прим..рять платье. (Ученику дополнительные вопросы задают учащиеся по теме «Лексика»)
Учитель: Дети, у нас в теремке живет сказочный герой. Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне разносит почту? (Почтальон Печкин) Давайте поможем ему разнести и разобрать корреспонденцию. Систематизация знаний по теме «Лексика»
I)Первое письмо предназначается для вручения словам, близким по лексическому значению. Кто это? (синонимы). Выходит один человек из группы синонимов и говорит: нас 5 братьев, я – смелый, отгадайте имена других братьев? (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)
Задание:
Помогите отредактировать текст, используя синонимы (текст высвечивается на экране)
После гибели МуМу Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел лугами, Полями. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там примерно работать.
Учитель:
II) Жильцов квартиры №2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: Один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий…(антонимы, второй пакет вручается антонимам) и говорят:
-Вскрыли мы конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от нашего дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно.
Задание:
Помогите нам прочитать письмо.
Дорогие внучата я не люблю людей трусливых жадных ленивых слабых глупых лживых невежливых безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми умными и честными.
III) Учитель:
Окна квартиры №3 распахнуты настежь. И оттуда слышатся звонкие голоса. О чем они говорят? Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
- Кто здесь живет? (Омонимы). Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».
Пользуясь словарем, определите его лексические значения. А теперь давайте заглянем в журнал «Мир», там много интересного.
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне 6 суток. Ему очень хотелось пить. То и дело мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему:
-О всемилостивый! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный.
Задание:
-Объясните, почему произошла ошибка.
IV) Учитель:
А в квартире №4 живет мальчик Петя. Попробуйте по его мимике, жестам определить, что это за слова?
Водить за нос
Сесть в голошу
Засучив рукава
Сердце разрывается
Конечно, это фразеологизмы! (Печкин вручает пакет с заданием)
Задание:
Помогите Пете вспомнить фразеологизмы обороты со словом «рука»?:
Не работать-
Легко сделать-
Наказать-
Неустанно работать-
Передать непосредственно-
Очень плохо-
Слова для справок: из рук в руки, валится из рук, из рук вон плохо, взять голыми руками, не покладая рук, дать по рукам.
V) Учитель:
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном,
он растит такую рожь-
с головой в нее уйдешь.
Ставит фильмы режиссер,
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
А если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Кто живет в квартире №5 . (Однозначные и многозначные слова) (Печкин вручает пакет с заданием)
Задание:
А теперь отгадайте загадки:
1.Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются - (Иголки)
2.В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою
В шеренгу вас построю.(Линейка)
3.Какой иглой не сошьешь рубахи?
4.Какой рукав нельзя пришить?
5.Из какого полотна нельзя сшить платья?
6.На каких полях не пашут и не сеют?
VI) Учитель:
В теремке над самой крышей находится мансарда.(Найдите значение этого слова в толковом словаре). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые вещие. Эти «слова» умеют плакать и смеяться, молить и заклинать, и, словно сердце кровью обливается, и равнодушно холодом дышать,- Я.Козловский. Что это за слова? (Слова в прямом и переносном значении) (Печкин вручает им пакет)
Задание:
Составьте словосочетания, используя слова в прямом и переносном значение: горький, холодный, дышит, злой, тяжелый.
Итог урока: подвожу в форме лексического диктанта:
- Все слова языка (лексика)
- Словарный запас одного человека (лексикон)
- Раздел лексики, лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
- Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию (омонимы)
- Слова одинаковые по лексическому значению, но разные по написанию и звучанию (синонимы)
Заключение и домашнее задание:
Опустел наш терем-теремок, загрустил почтальон Печкин, потому что опустела его сумка. Давайте ее снова наполним. Жители этого теремка, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Пришла волшебница-зима». Это ваше домашнее задание. Используйте при выполнении ДЗ лексические средства выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...