Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Синонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конструкт урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lugovskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx | 193.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Луговская средняя общеобразовательная школа №24
Учитель русского языка и литературы Медведева Т.Н. Класс 5 «Б»
Учебный комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Тема урока: Лексика. Синонимы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник для 5 класса/Русский язык/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, ЛЛ.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003; Словарь синонимов русского языка; Толковые словари русского языка/С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова (10 шт.); карточки с заданиями; иллюстрации к лингвистическому рассказу.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке; формировать умение находить синонимы к словам, отличать их от других лексических единиц, формировать функциональную грамотность, развивать УУД (учебные универсальные действия).
Задачи:
• Образовательные: формировать знания о синонимах и об их употреблении в речи, умение находить синонимы к словам, показать отличие синонимов от других лексических единиц.
• Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.
• Воспитательные: посредством игры развивать коммуникативные способности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
развитие речемыслительных способностей учащихся, формирование речевой культуры и воспитание человека, способного общаться с учетом речевой ситуации, в соответствии с морально-этическими нормами.
Метапредметные результаты: овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Предметные результаты: обогащение словарного запаса, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ход урока | Методы и приемы | Методическое обоснование | ||||||
I.Организационный момент. II.Проверка домашнего задания (2-3 мин.) | Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня хорошее, доброе, удивительное, замечательное, чудесное утро, и поэтому мы с вами отлично поработаем! Как справились с домашним заданием? Устная проверка упр.346 по цепочке. У кого возникли трудности с выполнением упражнения? Кто помнит, как называлась тема нашего прошлого урока? Так какие же слова называются омонимами? Приведите, пожалуйста, примеры. Ребята, как вы считаете, зачем надо знать, что такое омонимы? Ученик. Что бы правильно употреблять их в речи. | Цель: создать установку на успех; приучать учеников к ответу: что было задано, что сделал ученик, для чего? | ||||||
III. Интрига. Постановка учебной проблемы. (2 мин.) IV.Вербальная фиксация проблемы (2 мин.) | Слово учителя (вводное объяснение учителя) Учитель. Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса. – Анечка, каким тебе запомнился Герасим? Учитель. Понравились ли вам ответы Ани? Ученик. О словах, похожих друг на друга по смыслу. Учитель. Правильно, и эти слова называются синонимами. Итак, сегодняшний урок посвящен употреблению синонимов в нашей речи. Ребята, а кто назовет тему нашего урока? Ученик. Синонимы. Учитель. Молодец! Запишем тему и тезис нашего урока, то есть мысль, которую мы будем доказывать. Тема урока: Синонимы. Тезис: Синонимы – это точность, выразительность, богатство нашей речи. Учитель. Давайте подумаем вместе, чему мы должны научиться сегодня, что бы вы хотели узнать о синонимах? Какова будет цель нашего урока? Ученики. Нам надо узнать, что такое синонимы, для чего их употребляют в речи? | Цель: пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. Цель: постановка собственных целей обучения. | ||||||
V.Работа с учебником. Открытие нового знания. (3-4 мин.) VI.Тезисное повторение учителем основного содержания базовых понятий после объяснения нового перед первичным закреплением (2 мин.) | Сопровождающее объяснение учителя Учитель. Ребята, а как вы думаете, где мы сможем узнать, что такое синонимы? Ученик. В учебнике. Учитель. Правильно. Давайте откроем учебники на стр. 136 и прочитаем теоретический материал параграфа 67. Чтение материала учениками. Учитель. Что же мы узнали из учебника, кто скажет? Ученики. Мы узнали, что в русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Учитель. Замечательно! "Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает «соименный». Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Ребята, лексика очень хорошо показывает нам, что язык есть отношение. Все в языке либо синонимично, либо омонимично. А синонимы и омонимы – это ведь и есть отношения. Ну, например, вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец. Близнецы – это всегда двое, по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы – это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы. Так же и в лексике - раз синоним, значит, должно быть другое слово с тем же значением. Как вы считаете, можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный синоним? Ответы учеников. Учитель. Давайте поработаем. | Цели: развивать умение пользоваться теоретическим материалом учебника, осмысливать цель чтения, формировать навык самостоятельной работы с учебной книгой, Цель: помочь учащимся логически выстроить основные доказательства, освоить их не формально, а осознанно. | ||||||
VII.Первичное закрепление (3 мин.) VIII.Работа со словарем. (2 мин.) IX.Закрепление новых знаний. (3 мин.) | Инструктирующее и информирующее объяснение учителя. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях Задание 1. Ребята, составьте цепочку из прилагательных, которые вы видите на доске, по степени увеличения признаков. Слова на доске записаны в следующем порядке: огромный, колоссальный, большой, гигантский, громадный. Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный. Учитель. Это не просто цепочка – это синонимический ряд, ребята. Ученик. А что такое синонимический ряд? Информирующее объяснение учителя Учитель. Синонимический ряд – это группа из двух или более синонимов. В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое. Оно становится основным, стержневым, опорным, нередко называемым доминантой. А теперь под каждым прилагательным подпишите существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например, сад, дом, небоскреб, город, наводнение). Подумайте, а эти существительные являются синонимами между собой? - Нет. - А почему, как вы думаете? - Потому что у этих существительных разное лексическое значение. Учитель. А как вы думаете, ребята, в какой книге можно найти синонимы? Ученик. В словаре синонимов. Учитель. Правильно! Там же мы с вами сможем найти и синонимические ряды. Давайте посмотрим, что это за словарь. Инструктирующее объяснение учителя Учитель показывает словарь синонимов, объясняет, сколько в нем содержится слов-синонимов, как они расположены, какие особые пометы содержат. Учитель. Ребята, а теперь я вас попрошу поработать группами – 3 ряда – 3 группы. 1. Используя толковый словарь и словарь синонимов, определите лексическое значение слов: спасибо, благодарю, мерси. 2. Каково общее значение этих слов? 3. Какие из них употребляются в книжной речи? 4. Какое слово очень редко употребляется в речи? 5. Опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова. Фронтальный опрос | Цель: дать определение синонимического ряда, научить строить синонимический ряд. Цель: научить пользоваться словарем синонимов. Цель: развивать культуру речи, коммуникативные способности | ||||||
X.Релаксация. Физкультминутка (1 мин.) | Потрудились — отдохнём Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. | Цель: повысить интерес к предмету, сняв усталость, напряжение. | ||||||
XI.Лингвисти-ческая сказка. (2 мин.) | Информирующее объяснение учителя Слово учителя. Послушайте, ребята, одну историю. «Сидят слова, беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают, этого пришельца: “А вы, какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает: “Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели. Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его колотить: “Да что ты, самозванец такой, все-то обозначаешь, ты что, весь словарь, что ли?”» Учитель. Ответьте на такой вопрос: какое это было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это, или он, оно, она. Учитель. Значит, слово может многое обозначать, и могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам, – это местоимения. Что значит синонимы? Они заменяют все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она, оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте можешь, то и другое обозначать». | Цель: мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо размышлять и действовать | ||||||
XII. Закрепление новых знаний. (5 мин.) | Инструктирующее и информирующее объяснение учителя. Учитель. Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Задание 3. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Ребята, попробуйте объяснить, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог. Фронтальный опрос
Результат. Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово). Задание 4. Устраните речевые повторы. Работа по карточкам. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.) | Цели: поддержать активное восприятие новой информации; ее осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями; выведение знания на уровень понимания и применения. Цель: Научить выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | ||||||
XIII.Лингвистический рассказ на тему «Исторические синонимы». (2 мин.) | Информирующее объяснение учителя (У детей на партах лежат иллюстрации) Слово учителя. Устаревать слова могут не только потому, что исчезают предметы и явления, которые они обозначают. Люди далёкого прошлого иначе называли голову, глаза, руки. Сейчас мы не говорим ЧЕЛО, УСТА, ЛАНИТЫ, РАМЕНА, ДЛАНЬ, а только – ЛОБ, РОТ, ЩЁКИ, ПЛЕЧИ, РУКА. Приведу другой, не менее интересный пример – местоимения: старые местоимения означали то же самое, что и современные. Но мы не говорим сейчас СЕЙ, ОНЫЙ, КОЙ (хотя в некоторых деревнях последнее слово употребляется). А.С.Пушкин в повести «Дубровский» писал: «Кирилла Петрович гордился СИМ прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться ОНЫМ перед своими гостями, из КОИХ каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз». Сейчас вместо СЕЙ и ОНЫЙ мы употребляем местоимение ЭТОТ. Учитель. Если я не буду знать историю языка, не буду учиться владеть его богатствами, то не смогу говорить точно и выразительно. Ребята, а вы согласны с этим утверждением? Ответы детей. | Цель: заинтересовать ребят историей языка. | ||||||
XIV.Словарная работа (0,5 мин.) | Информирующее объяснение учителя Учитель. А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком? У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик. Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся | Цель: расширить словарный запас учеников. | ||||||
XV. Самостоятель-ная работа (3 мин.) | Задание 5. Работа по вариантам (инструктирующее объяснение учителя) Вариант 1. Сгруппируйте слова в четыре синонимических ряда. Доброта, здание, ссора, мягкосердечие, крик, конфликт, добродушие, строение, вопль, постройка, гвалт, размолвка, галдёж. Вариант 2. К каждому существительному подберите подходящее прилагательное-синоним. Ветер, климат, сок, день, взгляд: суровый, ледяной, холодный, студёный, морозный. Контроль – взаимопроверка (ребята обмениваются тетрадями, проверяют, выставляют оценки). | Цель: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, развивать навыки самостоятельной работы. | ||||||
XVI. Домашнее задание. Творческое задание. (1,5 мин.) | Расскажите о вашем любимом литературном произведении, используя данные синонимы: Замечательный – известный Изображать – показывать – описывать Автор – художник слова – писатель Герой – персонаж. Ученики записывают домашнее задание в дневники, а синонимы в тетрадь. | Цель: формировать способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательно-сть, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. | ||||||
XVII. Рефлексия. Подведение итогов. (2 мин.) | Обобщающее объяснение учителя Давайте вспомним, ребята, какова была цель нашего урока? Ученики. Нам надо было узнать, что такое синонимы, для чего их употребляют в речи? Учитель. А удалось ли нам достичь цели? Что вы узнали о синонимах? Можем ли мы утверждать, что Синонимы – это точность, выразительность, богатство нашей речи? Ответы детей. Ребята, перед вами таблицы, они называются «Разговор на бумаге». Заполните их, пожалуйста. Разговор на бумаге Заполни таблицу, используя смайлики ☺ • ☹
Учитель. Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Всем спасибо за работу! Урок окончен. До свидания. | Цель: выяснить, насколько учащиеся усвоили материал, достигнута ли цель урока. |
Приложения
Приложение 1. Карточки с заданием 3.
Приложение 2. Иллюстрации к лингвистическому рассказу на тему «Исторические синонимы»
Приложение 3. Таблицы «Разговор на бумаге»
Приложение 1.
Задание 3.
Устраните речевые повторы.
По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
(Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)
Приложение 2. Иллюстрации к лингвистическому рассказу на тему «Исторические синонимы»
Приложение 3.
Разговор на бумаге
Заполни таблицу, используя смайлики
☺ • ☹
"Я" (как чувствовал себя, с каким настроением работал) | |
"Мы" (комфортно ли было работать в группах) | |
"Дело" (достигли ли цели учения) |
Список литературы
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009
- ГОС основного общего образования 2004 г.
- Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – Арсирий А.Т. – М.: Просвещение. – 1995
- Примерные программы по учебным предметам Русский язык – М.: Просвещение. - 2010
- Словарь синонимов русского языка в двух томах/ Наука, Ленинград, 1971
- Толковый словарь русского языка. – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. – Москва. – 1999.
- Учебник для 5 класса/Русский язык/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003
- ФГОС основного общего образования/ Екатеринбург 19 октября 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...