Программа элективного курса "Основы делового общения"
методическая разработка (9 класс) по теме
Предложенный курс предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_osnovy_delovogo_obshcheniya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы делового общения» предназначена для учащихся 10-х классов и составлена в соответствии с программой автора-составителя В.Н.Пташкиной «Язык твой-друг твой».
Современная школа предъявляет новые требования к знаниям учащихся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только перечень знаний орфографии и пунктуации, которые должен усвоить учащийся, но также широкий круг умений, составляющих содержание коммуникативной компетенции.
Предложенный курс предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности.
Программа рассчитана на 17 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.
Цель предложенных в рамках курса занятий - обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
- познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данной группы;
- способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;
- помочь им выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, определить свое несоответствие выбранному типу профессий;
- способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб;
- способствовать формированию у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.
Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме выступления-устного высказывания и защиты проекта. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Русский язык в жизни современного человека. | 1 |
2. | Язык деловых бумаг. | 8 |
3 | Правила оформления деловых бумаг. | 7 |
4 | Защита проектов. | 1 |
Итого: | 17 |
Поурочное планирование
п/п | Тема |
1 | Русский язык в жизни современного человека |
2-3 | Язык деловых бумаг:от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России |
4-5 | Русский язык в мире рекламы |
6-7 | Провожают по уму... А как встречают? (Как создать о себе приятное впечатление?) |
8-9 | Словарный запас человека: резервы развития |
10 | Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? |
11 | Язык SMS: быть или не быть? |
12 | Пишем электронные письма |
13- 14 | Деловое письмо: создаем себе репутацию |
15 | Русский язык в теле- фонном общении |
16 | Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить тосты и составлять поздравления) |
17 | Заключительное занятие. Защита проектов |
Содержание учебного материала
Введение. Русский язык в жизни современного человека.
Русский язык в жизни современного человека. Значение русского языка в жизни современного человека.
Язык деловых бумаг.
Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.
Правила оформления деловых бумаг.
Требования к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки.
Русский язык в мире рекламы. Законы рекламных текстов.
Тексты рекламного характера.
Требования к составлению резюме.
Правила делового общения, позволяющие создать хорошее впечатление.
Словарный запас человека: резервы развития.
История развития визитной карточки.
Язык, созданный современными средствами связи (язык SMS).
История создания языка SMS и его отличительные признаки.
Правила переписки по электронной почте.
Различия обычных и электронных писем.
Правила написания делового письма.
Русский язык в телефонном общении.
Русский язык на торжественных мероприятиях (правила составления тостов и поздравлений).
Основные законы жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства.
Защита проектов.
Исследовательская работа и защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащийся должен:
знать/понимать:
• роль языка в жизни современного успешного человека;
• основные признаки официально-делового стиля;
• требования к оформлению деловых бумаг;
• составляющие речевого портрета человека;
• основные нормы русского литературного языка и нормы речевого этикета;
уметь:
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;
• корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, докладная и объяснительная записки);
• составлять тексты рекламного характера (резюме);
• пользоваться современными средствами связи (телефон, сотовая связь, электронная почта) для осуществления делового общения;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• развивать речевую культуру; бережно и сознательно относиться к родному языку; сохранять чистоту родного языка в жизни человека и общества; расширять круг используемых грамматических средств;
• увеличивать словарный запас;
• создавать благоприятный речевой портрет.
Критерии оценки проектных работ
1) Самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы.
Экспертный лист для оценки проектов.
1. Название проекта______________
2. Авторы проекта (Ф.И.О)____________
3. Система оценки.
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:
1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.
2. Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.
3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.
4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза проекта.
Критерии оценки разработанного проекта | Баллы | |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы | |
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её расширения знаний из разных областей науки и практики | |
3. Полнота и содержательность представленного проекта | |
4. Оригинальность решения проблемы | |
5. Оформление проекта | |
Общая сумма баллов |
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации | Баллы |
1 . Соответствие реализации задуманному проекту | |
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта | |
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации | |
4. Активность каждого автора проекта | |
Общая сумма баллов |
Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта | Баллы |
1. Умение раскрывать сущность реализованного проекта и его основные результаты | |
2. Форма представления проекта | |
3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность | |
Общая сумма баллов |
Список литературы для учащихся.
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.-М.: Новое знание, 2003г.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-н.-Д: Феникс, 2006г.
3. Власов Л.В. Деловое общение.-Л.: Лениздат, 2006г.
4. Гольдин В.Е. Речь и этикет.-М.: 2006г.
5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Программа элективного курса "Деловое письмо"
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильн...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...
Программа элективного курса "Деловое общение"
В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...
Программа метапредметного курса Деловое общение
Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...
Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...