Программа элективного курса "Основы делового общения"
методическая разработка (9 класс) по теме

Гончар Татьяна Анатольевна

Предложенный курс  предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_osnovy_delovogo_obshcheniya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Основы делового общения» предназначена для учащихся 10-х классов и составлена в соответствии с программой  автора-составителя  В.Н.Пташкиной «Язык твой-друг твой».

Современная школа предъявляет новые требования к знаниям учащихся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только перечень знаний орфографии и пунктуации, которые должен усвоить учащийся, но также широкий круг умений, составляющих содержание коммуникативной компетенции.

Предложенный курс  предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности.

Программа рассчитана на 17 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.

Цель предложенных в рамках курса занятий - обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
  • познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данной группы;
  • способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;
  • помочь им выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, определить свое несоответствие выбранному типу профессий;
  • способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб;
  • способствовать формированию у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

 Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.

Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме выступления-устного высказывания и защиты проекта. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.

Тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение. Русский язык в жизни современного человека.

1

2.

Язык деловых бумаг.

8

3

Правила оформления деловых бумаг.

7

4

Защита проектов.

1

Итого:

17


Поурочное планирование

п/п

Тема

1

Русский язык в жизни современного человека

2-3

Язык деловых бумаг:от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России

4-5

Русский язык в мире

рекламы

6-7

Провожают по уму...

А как встречают? (Как создать о себе приятное впечатление?)

8-9

Словарный запас человека: резервы развития

10

Что может рассказать визитная карточка о ее

владельце?

11

Язык SMS: быть или

не быть?

12

Пишем электронные

письма

13-

14

Деловое письмо: создаем себе репутацию

15

Русский язык в теле-

фонном общении

16

Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить

тосты и составлять поздравления)

17

Заключительное занятие. Защита проектов

        

Содержание учебного материала

Введение. Русский язык в жизни современного человека.

Русский язык в жизни современного человека.  Значение русского языка в жизни современного человека.

Язык деловых бумаг.

Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.

Правила оформления деловых бумаг.

Требования к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки. 

Русский язык в мире рекламы. Законы рекламных текстов.  

Тексты рекламного характера.

Требования к составлению резюме.

Правила делового общения, позволяющие создать хорошее впечатление.

Словарный запас человека: резервы развития.

История развития визитной карточки.

Язык, созданный современными средствами связи (язык SMS).

История создания языка SMS и его отличительные признаки.

Правила переписки по электронной почте.

Различия обычных и электронных писем.

Правила написания делового письма.

Русский язык в телефонном общении.

Русский язык на торжественных мероприятиях (правила составления тостов и поздравлений).

Основные законы жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства.

Защита проектов.

Исследовательская работа и защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения данного курса учащийся должен:

 знать/понимать:

• роль языка в жизни современного успешного человека;

• основные признаки официально-делового стиля;

• требования к оформлению деловых бумаг;

• составляющие речевого портрета человека;

•  основные нормы русского литературного языка и нормы речевого этикета;

уметь:

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

•  уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;

•  корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, докладная и объяснительная записки);

• составлять тексты рекламного характера (резюме);

•   пользоваться современными средствами связи (телефон, сотовая связь, электронная почта) для осуществления делового общения;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• развивать речевую культуру; бережно и сознательно относиться к родному языку; сохранять чистоту родного языка в жизни человека и общества; расширять круг используемых грамматических средств;

•  увеличивать словарный запас;

• создавать благоприятный речевой портрет.

Критерии оценки проектных работ

1) Самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Экспертный лист для оценки проектов.

1.  Название проекта______________

2.  Авторы проекта (Ф.И.О)____________

3.   Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

1.  Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.

3.   Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4.  Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза проекта.

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы |

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её расширения знаний из разных областей науки и практики

3.  Полнота и содержательность представленного проекта

4.  Оригинальность решения проблемы

5.  Оформление проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1 .  Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрывать сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Список литературы для учащихся.

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.-М.: Новое знание, 2003г.

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-н.-Д: Феникс, 2006г.

3. Власов Л.В. Деловое общение.-Л.: Лениздат, 2006г.

4. Гольдин В.Е. Речь и этикет.-М.: 2006г.

5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Программа элективного курса "Деловое письмо"

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильн...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

Программа элективного курса "Деловое общение"

В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...

Программа метапредметного курса Деловое общение

Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систе­му понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...