Конспект урока русского языка в 6 классе "Глагол или прилагательное? Причастие!"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новой частью речи – причастием; найти сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом; определить грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы по теме урока; находить нужную часть речи в предложении по грамматическим признакам; развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно и в группах;
3) способствовать формированию интереса к урокам русского языка; развивать и воспитывать у учащихся понимание важности изучения родного языка.
Вид урока – урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_ili_prilagatelnoe_prichastie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Глагол или прилагательное? Причастие!»
Гончарова Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новой частью речи – причастием; найти сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом; определить грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы по теме урока; находить нужную часть речи в предложении по грамматическим признакам; развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно и в группах;
3) способствовать формированию интереса к урокам русского языка; развивать и воспитывать у учащихся понимание важности изучения родного языка.
Вид урока – урок изучения нового материала.
Оборудование
Учебник русского языка М.М. Разумовской «Русский язык, 6 класс», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки (см. приложение-1, приложение - 2), яркий воздушный шар.
Ход урока
- Организационный момент.
Запишем число и вид работы. Какова будет тема нашего урока? На этот вопрос мы ответим вместе, выполнив следующее задание. Оставим две строки для темы.
2. Создание проблемной ситуации
Спишите предложение, объясняя орфограммы.
Кружащиеся в волшебном танце снежинки бл_стят в лучах утре(н,нн)его солнца.
- К какому стилю относится это предложение? Докажите.
- Какой прием использован? (олицетворение).
- Что делают снежинки? (кружатся, блестят)
- Сколько глаголов употреблено в предложении? А прилагательных?
- К какой части речи отнесем слово «кружащиеся»?
Запишем первый вопрос урока в качестве темы:
Глагол или прилагательное? (Слайд1)
Оставим строку для ответа
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Исследуем данное слово.
- Перед вами карточки (см. приложение-1) с морфологическими признаками глагола и прилагательного. Работая в парах, выберите те, которые верно характеризуют это слово.
- Называем по одному признаку и доказываем наличие признака у слова «кружащиеся».
- Почему использованы карточки двух цветов? (на карточках красного цвета – признаки имени прилагательного, на карточках желтого цвета – признаки глагола)
- (Слайд2)К какому выводу мы пришли? (слово «кружащиеся» объединяет признаки глагола и прилагательного).
- Формулировка темы. Целеполагание.
Слайд 3 Владимир Иванович Даль так писал об этой части речи: …………….– это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
- Предположите, как может называться эта часть речи.
- Итак, глагол или прилагательное?
Слайд 4 Допишем название нашей темы:
Глагол или прилагательное?
Причастие!
Сегодня на уроке нам предстоит сформировать представление о причастии, т.е. познакомиться с новой частью речи. Что нам для этого нужно сделать? (формулируем задачи) Слайд 5
- Какую задачу уже решили? (определили морфологические признаки)
- Что обозначает причастие?
3. Эксперимент.
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент. (используем воздушный шар).
- Разделите страницу на две части.
- Запишите слова, которые характеризуют этот шар и отвечают на вопрос «Какой?» в первый столбик.
Шар начинает прыгать. Вновь как можно более точно опишите шар, записывая слова во второй столбик.
- Когда появились слова во втором столбике? (шар начал прыгать, действовать)
- Итак, что обозначает причастие? Обозначает ли признак? Какой признак? (признак предмета по действию) Слайд 6
4. Тематическая физминутка.
Сегодня у нас необычная физминутка. Как мы только что описывали этот воздушный шарик, так и я буду характеризовать вас по вашим действиям, а вы должны точно им соответствовать.
Для начала вы станете встающими, затем – потягивающимися, затем – поворачивающимися вправо, влево. Теперь – наклоняющимися вправо, влево. Теперь вы прыгающие, теперь – улыбающиеся, теперь – садящиеся.
- Закрепление.
Закрепим полученные знания о причастии, составляя автобиографию этой части речи (приложение – 2). Работая в парах, составьте автобиографию причастия из предложения. Пары с первого ряда работают с первым предложением, со второго ряда – со вторым, с третьего – с третьим. (Слайд7)
Автобиография причастия
Я, причастие ____________________________,
обозначаю ___________________________________________________,
происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:
Я отвечаю на вопрос ___________________, я причастие_______________времени, ____________________вида, ___________________ (возвратное или невозвратное?)
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос_____________________,
свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,
_________________________падежа, _______________________числа.
В предложении выполняю роль____________________________.
6. Выявление роли причастий в речи
- Нужны ли причастия в речи?
- Зачем, ведь у нас уже есть прилагательные и глаголы? (Слайд 8)
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. Замените каждое словосочетание причастием. (устно). (Слайд 9).
- Зачем нужны причастия в речи?
Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе
ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу. (М.В. Ломоносов) (Слайд 10)
Сократим предложение с помощью причастия.
Жемчужные снежинки, которые падают на мою ладонь, превращаются в блестящие капельки. (Слайд 11, 12)
- Может быть, не стоит сокращать фразы?
Сравним два текста. Какой из них является более выразительным? Почему?
Слайд 13,14
7. Формулировка определения причастия
- Вспомним цель и задачи урока. Слайд 15.
- Все ли задачи решили?
- С опорой на данную схему постройте определение причастия. Слайд 16.
Сравним наше определение с определением в учебнике (на стр. 164).
Итак, Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?, объединяет в себе свойства имени прилагательного
и глагола. Слайд 17
8. Домашнее задание.
Причастие – очень интересная часть речи! Ей посвящено множество лингвистических сказок, созданных детьми, вашими сверстниками.
Вот фрагмент одной из них.
В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Частиречи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательного родился сын! Принца назвали Причастие.
Как и всякий ребенок, Причастие было похоже и на маму, и на папу.
В этой сказке причастие – принц. Слайд 18.
Но детская фантазия безгранична.
В детских сказках причастие становилось спящей красавицей, чудесным гибридом и даже кентавром! Слайды 19,20, 21
Дома вам тоже предстоит побывать в роли сказочников и сочинить сказку о происхождении причастия. Если это задание кажется сложным, вы можете выбрать альтернативное – упр.386 (Слайд 22)
9. Рефлексия.
Итак, сегодня мы сделали открытие, познакомились с новой частью речи. Все ли вы поняли или что-то осталось неясным?
На этот вопрос мы ответим, выполнив небольшой тест. (Слайды 23,24,25,26)
Взаимопроверка. Обсуждение результатов.
Приложение -1. На красных карточках:
Изменяется по родам, числам, падежам (танцующий –танцующие – танцующую и т.д.)
Отвечает на вопрос какой?(какая? какое? и т.д.).
В предложении является определением
Обозначает признак предмета
Имеет окончание прилагательного (ий, ый, ые, ых, их, ую, юю и др.)
Изменяется по родам, числам, падежам (танцующий –танцующие – танцующую и т.д.)
Отвечает на вопрос какой?(какая? какое? и т.д.).
На желтых карточках:
Не изменяется по родам, числам и падежам.
Изменяется по временам: играющий ребенок (наст.вр.), игравший ребенок (прош.вр.)
Вид (совершенный и несовершенный) – бежавший ребенок (что делающий? - несов. вид), прибежавший ребенок (что сделавший? - сов. вид)
В предложении является сказуемым
Имеет окончания глагола (ет, ит, ешь, ишь, ите, ете и др.)
Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Отвечает на глагольные вопросы что делающий? что сделавший?
Обозначает действие
Имеет возвратную форму (суффикс –ся: смеющиеся)
Приложение-2 Автобиография причастия
Я, причастие ____________________________,
обозначаю ___________________________________________________,
происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:
Я отвечаю на вопрос ___________________, я причастие_______________времени, ____________________вида, ___________________ (возвратное или невозвратное?)
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос_____________________,
свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,
_________________________падежа, _______________________числа.
В предложении выполняю роль____________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....
Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....