Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

Технология дифференцированного обучения.

План урока.

I. Организационный  момент.

II. Пунктуационный  диктант.

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса,  ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3)Вдруг полил дождь,(не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии

(не)прекращающегося страха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_diff._uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

                 «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

Технология дифференцированного обучения.

План урока.

I. Организационный  момент.

II. Пунктуационный  диктант.

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса,  ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3)Вдруг полил дождь,(не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии

(не)прекращающегося страха.

- Ученик выходит к доске, учитель ещё раз читает предложения. Ученик  объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему.

Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика.

Учитель выставляет оценку. Учащиеся получают распечатанный текст пунктуационного диктанта.

III. Беседа.

Вопросы учителя:

1)В словах какой части речи нужно было раскрыть скобки в пунктуационном диктанте?

2) Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

3)Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

IV. Работа в группах по изучению нового материала.

1группа

  1. Назовите условия, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.
  2. Сформулируйте правило.

С  моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила  несет наш домик, стоящий на высоком  берегу реки и ничем не защищенный  от ветров.

2 группа

  1. Перепишите таблицу в тетрадь.

                                     НЕ с причастиями пишется

                                    Слитно

               

             Раздельно

 

1.Словотне употребляется без  НЕ

1.Слово без  НЕ употребляется

2.Нет противопоставления с союзом «А»

2. Есть противопоставление с союзом «А»

3.Нет зависимого слова

3.Есть зависимое слово

  1. Заполните её примерами из упражнения.
  2. Подготовьте связный ответ о правилах правописания НЕ с причастиями.

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая  после дождя земля. Неизгладимое впечатление  оставила гроза  на море.

3 группа

  1) Запишите  слова  ненавистный, негодующий, нелепый,  неправильный,      ненавидящий,неуклюжий.

- Какое из этих слов лишнее и почему?

(Слово  НЕПРАВИЛЬНЫЙ лишнее,  так как может употребляться без НЕ. При затруднении можно ученикам задать вопрос: «Какие слова употребляются без НЕ, а какие нет?)

2) Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

3) Почему данные прилагательные написаны с НЕ слитно? Почему глаголы НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ  пишутся с  НЕ слитно? Сделайте вывод.   4)Прочитайте предложения, записанные на доске:

   Здесь протекала не глубокая, а мелкая река.  Он мне не друг, а враг.

- Почему  НЕ с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?

   5) Запишите примеры в тетрадь:

     Непрояснившийся  небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

     Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по   учебнику.

   6) Перепишите, раскрывая скобки:

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся  дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

V.  Проверка.

Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

1 группа дает связный ответ с примерами.

2 группа- образец рассуждения с примерами.

3 группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.

VI. Закрепление нового материала.

- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.

(Выполняется  одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем).

VII. Подведение итогов урока.

-Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали?

-Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным?

-Какими средствами это достигается? Почему?

-Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

-Для чего мы используем причастия в речи?

Внимательно посмотрите на свои записи  и попробуйте сделать вывод.

VIII. Домашнее задание.

Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.

Сильные ученики пишут сочинение-миниатюру о правописании НЕ с причастиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...