Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»
материал по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока:
1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.
Технология дифференцированного обучения.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Пунктуационный диктант.
1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Светлая полоса, ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.
3)Вдруг полил дождь,(не)прекращавшийся в течение целого часа.
4) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии
(не)прекращающегося страха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_diff._uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме
«Правописание НЕ с причастиями»
Цели урока:
1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.
Технология дифференцированного обучения.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Пунктуационный диктант.
1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Светлая полоса, ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.
3)Вдруг полил дождь,(не)прекращавшийся в течение целого часа.
4) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии
(не)прекращающегося страха.
- Ученик выходит к доске, учитель ещё раз читает предложения. Ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему.
Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика.
Учитель выставляет оценку. Учащиеся получают распечатанный текст пунктуационного диктанта.
III. Беседа.
Вопросы учителя:
1)В словах какой части речи нужно было раскрыть скобки в пунктуационном диктанте?
2) Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
3)Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?
IV. Работа в группах по изучению нового материала.
1группа
- Назовите условия, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.
- Сформулируйте правило.
С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.
2 группа
- Перепишите таблицу в тетрадь.
НЕ с причастиями пишется
Слитно |
Раздельно |
1.Словотне употребляется без НЕ | 1.Слово без НЕ употребляется |
2.Нет противопоставления с союзом «А» | 2. Есть противопоставление с союзом «А» |
3.Нет зависимого слова | 3.Есть зависимое слово |
- Заполните её примерами из упражнения.
- Подготовьте связный ответ о правилах правописания НЕ с причастиями.
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.
3 группа
1) Запишите слова ненавистный, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий,неуклюжий.
- Какое из этих слов лишнее и почему?
(Слово НЕПРАВИЛЬНЫЙ лишнее, так как может употребляться без НЕ. При затруднении можно ученикам задать вопрос: «Какие слова употребляются без НЕ, а какие нет?)
2) Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?
3) Почему данные прилагательные написаны с НЕ слитно? Почему глаголы НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ пишутся с НЕ слитно? Сделайте вывод. 4)Прочитайте предложения, записанные на доске:
Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.
- Почему НЕ с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?
5) Запишите примеры в тетрадь:
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
- В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.
6) Перепишите, раскрывая скобки:
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
V. Проверка.
Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.
1 группа дает связный ответ с примерами.
2 группа- образец рассуждения с примерами.
3 группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.
VI. Закрепление нового материала.
- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.
(Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем).
VII. Подведение итогов урока.
-Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали?
-Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным?
-Какими средствами это достигается? Почему?
-Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?
-Для чего мы используем причастия в речи?
Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод.
VIII. Домашнее задание.
Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.
Сильные ученики пишут сочинение-миниатюру о правописании НЕ с причастиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...