Урок русского языка в 8 классе "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в обучении, с применением приема самооценки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok8kl.-pryamaya_rech.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема: знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель:
1) обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания;
2) закрепить умения:
- выразительно читать предложения с прямой речью;
- определять место слов автора и прямой речи в предложении;
- правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор;
- составлять схемы предложений с прямой речью;
- строить устное высказывание на лингвистическую тему;
3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.
Повторение: однородные члены предложения, вводные слова, обращение, обособленные определения и обстоятельства, тире между подлежащим и сказуемым; сложное предложение; стиль и тип текста, тема и главная мысль.
Ход урока.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоят предложения с прямой речью?
- Какую функцию выполняют слова автора?
- Прокомментируйте схемы, записанные на доске: "П,"- а.
А:"П?"
"П,-а,- п".
"П,-а.- П?"
"П!-а.- П!"
2. Проверка домашнего задания.
На доске вперемешку записаны схемы предложений и пронумерованы.Ученик выразительно читает предложение в тетради, уточняет, где прямая речь и слова автора, а затем называет номер соответствующей схемы. Оценку за домашнее задание каждый ставит себе в тетрадь самостоятельно.
3. Вводный контроль. Схематический диктант с объяснением и самопроверкой (карточка № 1).
Предложения для диктанта напечатаны на карточке без знаков препинания. Карточки размножены и лежат на партах. Учитель читает предложения вслух. Ученики после каждого предложения пишут его схему прямо на карточке, расставляют
знаки препинания.
Проверка осуществляется последовательно от предложения к предложению через кодоскоп, проектор, либо учитель постепенно записывает схемы предложений на доске. В конце работы - самооценка (оценка ставится на карточке).
Дополнительное задание: подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
Карточка № 1. (Отдельные высказывания взяты из книги: Зубков В.Н. Афоризмы и мысли выдающихся людей.-"Астрель",М.,2007)
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил смутно пишут о том что смутно себе представляют. (Фед.)
2. Защити меня Боже от фальшивых друзей сказал однажды Александр Македонский. От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить.
3. Чайковский утверждал что для творчества необходимо не только вдохновение но и труд.
4. Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
5. Друзья важные дела в жизни нужно делать вовремя а не откладывать на потом.
6. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.
7. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.
4. Пунктуационный анализ предложений.
Предложения записаны на доске без знаков препинания и закрыты. Ученики воспринимают предложения на слух, записывают, самостоятельно расставляя знаки препинания; затем два человека у доски выполняют пунктуационный разбор, составляют схемы предложений. В конце работы - самооценка.
"Вы, безусловно, аристократ,"- гневно сказал один из рабочих писателю Дюма на митинге, выразив тем самым свое презрение к знатности и богатству. "Дорогой мой, руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм,- это руки рабочего,- ответил Дюма.- Не происхождение возвышает человека, а дело, которым он занимается".
Вопросы классу:
- Можно ли назвать эти два предложения текстом? Почему?
- Какая проблема поднимается в данном небольшом тексте?
- В каких словах заключена главная мысль?
- Если вы согласны с Дюма, какие аргументы могли бы привести в поддержку его позиции?
5. Самостоятельная работа с творческим заданием (предложения записаны на доске).
Задание: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора
разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения. (Задание и предложения взяты из книги: Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- "Просвещение", М., 1998 )
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе. ( Проверка осуществляется в устной форме)
1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3. Тише! Слышите, как заливается соловей? 4. Ну, барин, беда: буран! (П.)
Примерные ответы учеников:
1. "Копаясь в старых бумагах,- радостно сообщил друзьям молодой историк,- я нашел интереснейшие письма". 2. "Где начинается наша река?- задумчиво произнес отец.- Надо обязательно добраться до ее истоков". 3. "Тише! Слышите, как заливается соловей?"- восторженно и удивленно воскликнул наш друг Сашка. 4. Ямщик испуганно прокричал: "Ну, барин, беда: буран!"
6. Работа с текстом. (Текст взят из книги: Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку.- "Просвещение, М.,1995)
Рассказ читает учитель, ученики воспринимают содержание на слух.
Паганини
Я только что начал писать новую главу романа, как вдруг свет погас и в комнате стало темно. К счастью, мой сосед был электромонтер. Куском обыкновенной проволоки он вернул мне свет. И не только свет! Из телевизора полились чудесные звуки музыки. Монтер вернул мне Паганини!
Я спросил его:
- Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?
- Знаю,- ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили?
- Потому что теперь и простой монтер должен знать и любить искусство! Разве в этих звуках вы не слышите проблеск гения исполнителя?
- Это, извините, должен сказать кто-то другой, но не я.
"Ну этот еще не на высоте",- подумал я. И вслух спросил:
- Может быть, вы скажете, какой это инструмент?
- Скрипка.
- Отлично. А знаете, кто так прекрасно играет?
- Знаю... Я.
В это время диктор объявил: "Вы слушали концерт художественной самодеятельности"...
Монтер пожал мне на прощание руку и сказал:
- Не забудьте послушать завтра.
- Почему?
- Будут передавать Паганини. Сегодня был Моцарт.
(По В. Пицигою.)
Беседа по содержанию:
-Что объединяет данный рассказ и небольшой текст о писателе Дюма?
-Как вы поняли основную мысль этого рассказа?
-Назовите стиль речи и тип текста.
-Что придает сюжету динамику, эмоциональность, способствует легкости восприятия содержания? (Предложения с прямой речью и диалог)
7. Итоговый контроль (карточка № 2; обе карточки печатаются на одном листе бумаги индивидуально для каждого ученика).
Задание: расставить знаки препинания в предложениях на карточке, записать схемы (работа проверяется учителем).
Карточка № 2.
1. Я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно.
2. К счастью мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его между прочим вы знаете кто такой Паганини?
4. Знаю ответил он композитор. А почему вы об этом спросили?
5. Может быть вы скажете продолжал я какой это инструмент?
6. Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини сказал на прощание монтер. Сегодня был Моцарт.
8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему "Моя будущая профессия", включив в него предложения с прямой речью.
9. Итоги урока.
Все ученики в верхней части листа с карточками, который сдают учителю на проверку, записывают оценки, полученные ими на уроке: за домашнее задание, пунктуационный разбор предложений в тетради, за самостоятельную работу с творческим заданием; на этом же листе есть самооценка за вводный контроль. После того как учитель проверит и оценит итоговое задание, перепроверит правильность выполнения задания на карточке №1, интересно будет сравнить, насколько самооценка
учеников совпадает с оценкой учителя. Кроме того, два ученика получают оценки за работу у доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"
Данная презентация подходит для урока .посвященного изучению нового материала. Включает в себя основные моменты теории по теме, далее полученные знания закрепляются на примере блока разнообразных по т...
конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"
это подробный конспект урока для повторения в начале года...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямая речь"...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Прямая речь
Второй урок по теме...
Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Данный урок представлен в виде технологической карты. Это урок открытия новых знаний, на котором обучающиеся работают с различными видами тексов, учатся преобразовывать информацию ( текст в схем...
урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слов"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Прямое и перносное значение слов"...
11.06.2020 МЖКХ2 русский язык Знаки препинания при прямой речи
изучить материал, выполнить упражнение...