конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

это подробный конспект урока для повторения в начале года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech_8.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Г.М.

                                                                МБОУ «Староильдеряковская  СОШ»

Урок 23. Тема: Прямая речь.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Цели:

Обобщение и расширение  знаний  предложений  с прямой речью.

   Обучающие: систематизация и закрепление знаний о предложениях с прямой речью, о постановке знаков препинания, закрепление  навыков  построения схем предложения с прямой речью

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие  навыков составления устного высказывания, воображения, навыков работы в группах;
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Планируемые  результаты:        

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Умение определять  и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение  работать по коллективно составленному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Регулятивные УУД:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое прямая речь.

- уметь распознавать предложения с прямой речью

-уметь расставлять знаки в предложениях с прямой речью

-уметь составлять схему к предложениям с прямой речью.

Основные понятия:        

Прямая речь, знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложений с прямой речью.

Ход урока:

1.Мотивация к совершению учебной деятельности:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на уроке. Улыбнулись друг другу, и мы начнем наш урок.  Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

Ученик. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Учитель.  Для чего нам нужна пунктуация?

Ученик.  Пунктуация учит нас правильно ставить самые разные знаки препинания.

Учитель.  Какие знаки препинания вы знаете?

Ученик. Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки.

Учитель.  А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях?

Ученик. Нет, но вы видели в текстах некоторых упражнений.

Учитель.  А вам интересно узнать ответ на этот вопрос?

Ученик.  Да.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Прочитайте предложения. Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.(текст  записан на доске).

Учитель.  Чем отличаются эти предложения друг от друга?

Ученик.  В первом предложении слова переданы дословно, точно от имени писателя.

Учитель. Ребята, на сколько частей можно разделить первое предложение, и как они называются?

Ученик. На две части: но мы не знаем, как они называются.

Учитель. Прочитайте правило учебника, сделайте вывод. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Ученик. Из самой прямой речи и слов автора.

Учитель. Запишем в свои справочники опорный конспект.

                       «П,»- прямая речь, а- авторская речь.

Учитель. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

Ученик. Кавычки, тире, двоеточие, запятые.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель.  Спишите предложения , поставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.  Обратите внимание, где стоит прямая речь.  

Ученики  по очереди записывают схемы на доске в столбики, а остальные проверяют их.

 1. И сказала скалка Мне Федору жалко.

2. И заплакали блюдца  Не лучше ль вернуться.

3. И зарыдало корыто Увы, я разбито, разбито.

Образец для проверки:

1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко».

2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

Учитель. Ребята, кто записал неверно?

Ученик. Я записал неверно, но теперь понял, что если слова автора стоят впереди прямой речи, то после них ставится двоеточие, затем кавычки и прямую речь записываем с заглавной буквы, далее кавычки закрываем

Учитель. Спишите, поставьте знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.

1. Что с вами приключилось, малыши спросил Андрей.

2. Пойдемте со мной, ребятки предложил Андрей.

3. Вы у меня в гостях, ребята произнес Андрей.

Учитель. Теперь проведем взаимопроверку.

   Ученики проверяют друг у друга, сверяя свои ответы, записанные на слайде.

1. «Что с вами приключилось, малыши?»- спросил Андрей.

2. «Пойдемте со мной, ребятки!» - предложил Андрей.

3. «Вы у меня в гостях, ребята», - произнес Андрей.

Учитель. Посмотрите ваши ответы, если есть ошибки, исправьте их. Посмотрим, какие у вас возникли ошибки.

Учитель.  Ребята, посмотрите на схемы предложений, которые записаны на доске. Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?   Чем похожи схемы предложений в одном столбике?

Ученик. Слова автора и прямой речи могут стоять по-разному по отношению друг к другу.

Учитель.  Как оформлена прямая речь?  

Ученик. Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

 4.Физкультминутка.

Мы работали, играли
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед,
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вздох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире.
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.

 5.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Учитель.  Выполним упражнение 249.  Прочитайте задание. Что вы будете делать?

Ученик. Ставить знаки препинания в предложениях Учитель: Правильно. Работаем самостоятельно, затем проверим по парам.

Ученики комментируют знаки препинания в предложениях и составляют схемы предложений.

Учитель.  Если задание выполнили верно, без ошибок, не забудьте поставить «плюсы» в своих карточках, если же есть ошибки, то ставим «минус». Значит, вы не полностью поняли тему.  На какие правила вы опирались при выполнении задания?

Ученик. Использовали алгоритм постановки знаков препинания при прямой речи.

6.Применение знаний и способов действий.

Учитель.  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ученик.  О предложениях с прямой речью и знаках препинания в них.

Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Мал объем практического применения нового знания.

Учитель.  Тогда  работаем над следующим заданием. Сконструируйте предложение так, чтобы в предложениях прямая речь стояла впереди и после слов автора. Составьте схемы предложений.

Зима недаром злится:
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

«Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли. Почему так?” (А.Митяев)

«Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко» (Н.П. Матвеева)

Учитель:  Проверяем по цепочке, комментируем свои ответы, а схемы предложений ученики записывают на доске. Кто выполнил без ошибок (молодцы),

             - у кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

             - у кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или одноклассника, справившегося с заданием).  

 Учитель:  а теперь вы работаете по парам и составляете текст на свободную тему  с использованием как можно большего количества выражений с прямой речью. Затем учитель выслушивает несколько вариантов бесед, а класс оценивает, если будут ошибки, исправляет.

7.. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученик. Изучению предложений с прямой речью и постановке знаков препинания в них.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно ставим знаки препинания в предложениях с прямой речью

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

?

Научился находить  дополнение,   но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился находить  дополнение, но не уверен, что  не  допущу  ошибки  при  выполнении самостоятельной работы. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

!!!

Научился находить  дополнение и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 Учитель.  Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился правильно определять границы прямой речи и слов автора, ставить знаки препинания, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 247, 248 из  параграфа 48.

2. Научился правильно определять границы прямой речи и слов автора, ставить знаки препинания, напишите сочинение- миниатюру «Сабантуй» с использованием как можно большего количества выражений с прямой речью.

Учитель: Спасибо, я вами довольна.

Resource id #4132

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...