Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_14.doc19 КБ
Office presentation icon prez.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Прямая речь»

Тип урока: урок изучения нового материала

ЦЕЛИ: формировать умение определять слова автора и прямую речь; научить строить, интонационно правильно произноситьи выразительно читать предложения с прямой речью;

 расставлять пунктуационные знаки при прямой речи;

развивать навыки грамотного письма; прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, готовность к уроку).
  2. Проверка домашнего задания (упр. 233)

- Выберите название, в котором отражена основная мысль текста. (Странная встреча в лесу).

- Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? (Шаркнул, прыгнул, задел).

Ученики читают текст по цепочке и объясняют вставленные буквы. Один ученик у доски выполняет задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.

  1. Фронтальный опрос

- Из скольких частей состоит сложное предложение?

- Чем связаны между собой предложения, входящие в его состав?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Чем простые предложения в составе сложного разделяются между собой?

- Чем отличается прстое предложение от сложного?

  1. Словарная работа

Слово и его родственники

Происхождение слова

Значение слова

Ноябрь

Ноябрьский

Заимств. Из ст. – слав. яз. Восходит к греч. november

От лат. novem - девятый (месяц по римскому календарю)

Одиннадцатый месяц календарного года

  1. Работа с датой

Девятнадцатое ноября

Классная работа

- Скажите, в каком слове 6 букв и 6 звуков? (работа)

  1. Изучение нового материала

Запись на доске: «Русский язык – великий дар великому народу». (И.С. Тургенев)

- Прочитайте высказывание известного писателя. Теперь скажите эту фразу так, чтобы было понятно, чьи это слова.

Варианты записываются на доске (слайд 2):

Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Русский язык – великий дар великому народу».

Иван Сергеевич Тургенев говорил, что русский язык – это великий дар, который дан великому народу.

- Чем отличатся предложения? (В первом случае слова переданы более точно, так как взяты в кавычки).

- Если какая-то фраза берется в кавычки, значит, это цитата, прямая речь.

1) Запись темы урока (слайд 3)

2) Цель урока:  познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.

3) Чтение правила на стр. 98  и запись его в теоретическую тетрадь (4,5 слайд).

4) Выполнение 236 упражнения  (слайд 6).

5) Чтение правила на стр. 99 и запись его в теоретическую тетрадь (7-13 слайд).

6) Выполнение вместе с учителем задания 1. (слайд 14-16).

7) Задание 2. Ученики по цепочке выходят к доске. (слайд 17).

8) Задание 3. Ученики работают по цепочке письменно.(слайд 18 -19).

9) Задание 4. Работа по карточкам + тест (слайд 20,21)

  1. Итог урока

Один ученик делает обобщение по уроку, подводит итог. (Слайд 22)

  1. Домашнее задание (упр. 239). (Слайд 23)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Русский язык – великий дар великому народу». Иван Сергеевич Тургенев говорил, что русский язык – это великий дар, который дан великому народу.

Слайд 3

Прямая речь

Слайд 4

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени без изменения

Слайд 5

В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь

Слайд 6

Упражнение 236 Прочитайте, соблюдая паузы между прямой речью и словами автора. Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи?

Слайд 7

Прямая речь может стоять до и после слов автора А, а «П» слова прямая автора речь ,,П”, - а. А: ,,П”.

Слайд 8

И сказала скалка: «Мне Федору жалко». : „ ” . Слова автора Прямая речь А : «П» .

Слайд 9

И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» : „ ” ? Слова автора Прямая речь А : «П?»

Слайд 10

Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы

Слайд 11

Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора

Слайд 12

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А: ,,П”. А: ,, П!” А: ,, П? ”

Слайд 13

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора: ,, П ” , - а. ,, П!” – а. ,, П?” – а.

Слайд 14

Находить прямую речь вам помогут слова-сигналы – глаголы говорения: спросить, сказать, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, говорить, писать, учить, желать, завещать, объяснить, возразить, прошептать, интересоваться, предложить и т.п.

Слайд 15

Задание 1. Спишите предложения, подчеркните слова, с помощью которых прямая речь присоединяется к словам автора. 1 Максим Горький говорил: « Хорошая книга – праздник !» 2 А.С.Пушкин писал: « Что за прелесть эти сказки?» 3 Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»

Слайд 16

Спросил ветер у дуба ( в чём твой секрет?) Спросил ветер у дуба : « В чём твой секрет?»

Слайд 17

Мы попросили лесника (проводи нас, дедушка!) Мы попросили лесника : «Проводи нас, дедушка!»

Слайд 18

Девочка бормотала виновато (я не нарочно!) Девочка бормотала виновато : «Я не нарочно!» (Готовьте лодку) приказал командир. «Готовьте лодку», - приказал командир.

Слайд 19

Задание 3. Запишите высказывания известных людей как прямую речь. Вставьте глаголы, не повторяя их. Нарисуйте схемы.

Слайд 20

Булат Окуджава говорил: « Давайте восклицать, друг другом восхищаться!». А: «П!».

Слайд 21

Михаил Пришвин утверждал: «Единственное зло нашей жизни в том, что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку». А: «П».

Слайд 22

Американский писатель Фенимор Купер писал : «Долг сильных состоит в том, чтобы защищать слабых». А: «П».

Слайд 23

«Хочешь узнать человека – заговори с ним» , - учил древний мудрец Аристотель. «П», - а.

Слайд 24

«Слово – это поступок!», - восклицал Лев Толстой. «П!», - а.

Слайд 25

Дополните предложения прямой речью Мальчик весело крикнул: «__!». «__», - сказал учитель.

Слайд 26

Составьте и запишите предложения по схемам «П!» - а. А: «П?»

Слайд 27

Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам . А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем

Слайд 28

Проверяю себя А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 5 1 2 3 4 1. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» 2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка. 3. «Неужели река замерзнет?» - думала Серая Шейка. 4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» - проговорил заяц. 5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

Слайд 30

Домашнее задание Упражнение 239


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...