Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямая речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19 КБ |
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Прямая речь»
Тип урока: урок изучения нового материала
ЦЕЛИ: формировать умение определять слова автора и прямую речь; научить строить, интонационно правильно произноситьи выразительно читать предложения с прямой речью;
расставлять пунктуационные знаки при прямой речи;
развивать навыки грамотного письма; прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие, готовность к уроку).
- Проверка домашнего задания (упр. 233)
- Выберите название, в котором отражена основная мысль текста. (Странная встреча в лесу).
- Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? (Шаркнул, прыгнул, задел).
Ученики читают текст по цепочке и объясняют вставленные буквы. Один ученик у доски выполняет задание:
Выполните синтаксический разбор предложения:
Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.
- Фронтальный опрос
- Из скольких частей состоит сложное предложение?
- Чем связаны между собой предложения, входящие в его состав?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Чем простые предложения в составе сложного разделяются между собой?
- Чем отличается прстое предложение от сложного?
- Словарная работа
Слово и его родственники | Происхождение слова | Значение слова |
Ноябрь Ноябрьский | Заимств. Из ст. – слав. яз. Восходит к греч. november От лат. novem - девятый (месяц по римскому календарю) | Одиннадцатый месяц календарного года |
- Работа с датой
Девятнадцатое ноября
Классная работа
- Скажите, в каком слове 6 букв и 6 звуков? (работа)
- Изучение нового материала
Запись на доске: «Русский язык – великий дар великому народу». (И.С. Тургенев)
- Прочитайте высказывание известного писателя. Теперь скажите эту фразу так, чтобы было понятно, чьи это слова.
Варианты записываются на доске (слайд 2):
Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Русский язык – великий дар великому народу».
Иван Сергеевич Тургенев говорил, что русский язык – это великий дар, который дан великому народу.
- Чем отличатся предложения? (В первом случае слова переданы более точно, так как взяты в кавычки).
- Если какая-то фраза берется в кавычки, значит, это цитата, прямая речь.
1) Запись темы урока (слайд 3)
2) Цель урока: познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.
3) Чтение правила на стр. 98 и запись его в теоретическую тетрадь (4,5 слайд).
4) Выполнение 236 упражнения (слайд 6).
5) Чтение правила на стр. 99 и запись его в теоретическую тетрадь (7-13 слайд).
6) Выполнение вместе с учителем задания 1. (слайд 14-16).
7) Задание 2. Ученики по цепочке выходят к доске. (слайд 17).
8) Задание 3. Ученики работают по цепочке письменно.(слайд 18 -19).
9) Задание 4. Работа по карточкам + тест (слайд 20,21)
- Итог урока
Один ученик делает обобщение по уроку, подводит итог. (Слайд 22)
- Домашнее задание (упр. 239). (Слайд 23)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Русский язык – великий дар великому народу». Иван Сергеевич Тургенев говорил, что русский язык – это великий дар, который дан великому народу.
Прямая речь
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени без изменения
В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь
Упражнение 236 Прочитайте, соблюдая паузы между прямой речью и словами автора. Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи?
Прямая речь может стоять до и после слов автора А, а «П» слова прямая автора речь ,,П”, - а. А: ,,П”.
И сказала скалка: «Мне Федору жалко». : „ ” . Слова автора Прямая речь А : «П» .
И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» : „ ” ? Слова автора Прямая речь А : «П?»
Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы
Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А: ,,П”. А: ,, П!” А: ,, П? ”
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора: ,, П ” , - а. ,, П!” – а. ,, П?” – а.
Находить прямую речь вам помогут слова-сигналы – глаголы говорения: спросить, сказать, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, говорить, писать, учить, желать, завещать, объяснить, возразить, прошептать, интересоваться, предложить и т.п.
Задание 1. Спишите предложения, подчеркните слова, с помощью которых прямая речь присоединяется к словам автора. 1 Максим Горький говорил: « Хорошая книга – праздник !» 2 А.С.Пушкин писал: « Что за прелесть эти сказки?» 3 Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»
Спросил ветер у дуба ( в чём твой секрет?) Спросил ветер у дуба : « В чём твой секрет?»
Мы попросили лесника (проводи нас, дедушка!) Мы попросили лесника : «Проводи нас, дедушка!»
Девочка бормотала виновато (я не нарочно!) Девочка бормотала виновато : «Я не нарочно!» (Готовьте лодку) приказал командир. «Готовьте лодку», - приказал командир.
Задание 3. Запишите высказывания известных людей как прямую речь. Вставьте глаголы, не повторяя их. Нарисуйте схемы.
Булат Окуджава говорил: « Давайте восклицать, друг другом восхищаться!». А: «П!».
Михаил Пришвин утверждал: «Единственное зло нашей жизни в том, что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку». А: «П».
Американский писатель Фенимор Купер писал : «Долг сильных состоит в том, чтобы защищать слабых». А: «П».
«Хочешь узнать человека – заговори с ним» , - учил древний мудрец Аристотель. «П», - а.
«Слово – это поступок!», - восклицал Лев Толстой. «П!», - а.
Дополните предложения прямой речью Мальчик весело крикнул: «__!». «__», - сказал учитель.
Составьте и запишите предложения по схемам «П!» - а. А: «П?»
Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам . А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем
Проверяю себя А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 5 1 2 3 4 1. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» 2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка. 3. «Неужели река замерзнет?» - думала Серая Шейка. 4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» - проговорил заяц. 5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
Домашнее задание Упражнение 239
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-278824-1375873609.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...
Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".
Материал для проведения урока в 5 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-775849-1459433369.jpg)
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-610101-1490611767.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578829-1422879969.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1360962-1636145773.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...