Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2014г. « » сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «русский язык»
для учащихся 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района и составлена из расчета 6 ч. в неделю, 210 часов в год..
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цель обучения: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- Формы речи, основные их признаки;
- Признаки стилей речи (в рамках изученного);
- Признаки текста (целостность, связность, законченность);
- Лексические группы слов ( в рамках изученного);
- Определение и признаки простого предложения;
- Признаки однородных членов предложения;
- Роль в речи слов, грамматически не связанных с членами предложения (обращений, предлогов, союзов);
- Признаки словосочетания, виды словосочетания, виды словосочетаний по способу выделения главного слова и по способу связи слов;
- Изученные части речи и их грамматические признаки;
Уметь:
- узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
- использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
- находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
- отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
- совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
- производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
- совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
- уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
- анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
- подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
- самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
- Способы образования слов, правило единообразного написания морфем в родственных словах.
3. Учебно-тематический план
по русскому языку (6 ч в неделю, всего 210 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Основные сведения о языке и речи. Введение | 1 ч |
2. | Речь. Речевая деятельность. Речевое общение | 6 ч |
3. | Текст | 11 ч |
4. | Синтаксис и пунктуация | 29 ч |
5. | Фонетика. Орфоэпия | 22 ч |
6. | Графика. Орфография | 9 ч |
7. | Лексика | 18 ч |
8. | Морфемика. Словообразование. Орфография | 24 ч |
9. | Морфология. Морфология как раздел грамматики | 2 ч |
10. | Имя существительное | 29 ч |
11. | Имя прилагательное | 22 ч |
12. | Глагол | 28 ч |
13. | Повторение в конце года | 9 ч |
Всего: | 210 ч | |
Практическая часть | ||
Контрольные диктанты | 8 | |
Контрольные словарные диктанты | 9 | |
Контрольные изложения | 2 | |
Контрольные сочинения | 2 | |
Контрольный тест | 1 | |
Развитие речи | 34 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 1 | |
Количество исследовательских работ | 4 | |
Количество социальных/учебных практик |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик | Сроки реализации |
Информационно-исследовательский проект «Слово в словаре. Сопоставление толкования слов в «Толковом словаре…» В.И.Даля и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова» по теме «Лексика» (стр.224) | ||
Исследовательская работа «Способы выражения подлежащего» по теме «Синтаксис и пунктуация» (1группа) | ||
Исследовательская работа «Способы выражения сказуемого» по теме «Синтаксис и пунктуация» (2 группа) | ||
Исследовательская работа « Основные способы образования слов в русском языке» по теме «Морфемика. Словообразование» (1 группа) | ||
Исследовательская работа « Переносное значение слова в основе художественных тропов. Эпитет, метафора, олицетворение» по теме «Лексика» (2 группа) |
4. Календарно-тематический план
по русскому языку (6 ч в неделю, всего 210 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр. | |||
Введение. Основные сведения о языке и речи. | |||
Русский язык – национальный язык русского народа | |||
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение | |||
Язык и речь | |||
Речь и речевое общение | |||
Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная | |||
Речь диалогическая и монологическая | |||
Развитие речи. Речевой этикет | |||
Развитие речи. Подробное изложение | |||
Текст | |||
Текст как речевое произведение. | |||
Тема, структура, основная мысль текста. | |||
Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием | |||
Простой и сложный план текста | |||
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | |||
Сочетание разных типов речи в тексте | |||
Способы развития темы в тексте. | |||
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | |||
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение | |||
Развитие речи. Подготовка к контрольному подробному изложению по тексту А.Куприна (упр.75) | |||
Развитие речи. Написание контрольного подробного изложения. | |||
Синтаксис и пунктуация | |||
Анализ изложения. Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания | |||
Словосочетание, его признаки | |||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины Е. Широкова «Друзья» (упр.93) | |||
Предложение, его признаки | |||
Средства оформления предложения: интонация, ее функции. | |||
Логическое ударение. Контрольный словарный диктант | |||
Виды предложений по цели высказывания. | |||
Виды предложений по эмоциональной окраске | |||
Развитие речи. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (стр. 94-96) | |||
Грамматическая основа предложения. | |||
Главные члены предложения | |||
Тире между подлежащим и сказуемым. Тест | |||
Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения | |||
Определение. Способы его выражения. | |||
Дополнение. Способы его выражения | |||
Обстоятельство. Способы его выражения. | |||
Предложения с однородными членами | |||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тест | |||
Обобщающее слово при однородных членах предложения | |||
Обобщение по теме «Синтаксис. Пунктуация». Подготовка к контрольному диктанту.. | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | |||
Анализ контрольного диктанта. . Работа над ошибками | |||
Предложения с обращением | |||
Предложения с вводными конструкциями. | |||
Предложения с обращением и вводными конструкциями. Знаки препинания | |||
Предложения с прямой речью | |||
Синтаксический разбор простого предложения | |||
Развитие речи. Обучающее изложение «Санькина придумка» (стр.140-141) с заменой лица. | |||
Простое и сложное предложение. Контрольный словарный диктант | |||
Фонетика. Орфоэпия | |||
Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка. Тест | |||
Фонетическая транскрипция | |||
Развитие речи. Обучающее изложение от 3-го лица «Журавли» (стр. 149-150) | |||
Система гласных звуков | |||
Система согласных звуков | |||
Согласные звонкие и глухие | |||
Согласные твердые и мягкие | |||
Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. | |||
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | |||
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | |||
Позиционные чередования гласных и согласных звуков | |||
Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению от третьего лица по тексту И.Тургенева (стр.170-171) | |||
Развитие речи. Написание контрольного изложения | |||
Слог. Перенос слов по слогам | |||
Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения | |||
Орфоэпия как раздел лингвистики | |||
Основные нормы произношения гласных звуков | |||
Основные нормы произношения согласных звуков. Оглушение и озвончение. Тест | |||
Выразительные средства фонетики. Произношение сочетаний согласных звуков. Контрольный словарный диктант | |||
Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Подготовка к контрольному диктанту. | |||
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия» с грамматическим заданием | |||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |||
Графика. Орфография | |||
Графика – раздел науки о языке | |||
Состав русского алфавита. Название букв. | |||
Орфография – раздел правописания | |||
2 триместр | |||
Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением. | |||
Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением. | |||
Правописание согласных в корне слова | |||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Как прекрасен этот мир» (по упр. 305) | |||
Повторение по теме «Графика. Орфография.» | |||
Проверочная работа по теме «Графика. Орфография.» | |||
Лексика | |||
Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица языка. | |||
Лексическое и грамматическое значение слова | |||
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. | |||
Развитие речи. Сочинение «История своей фамилии (или семьи)» (стр.229) | |||
Однозначные и многозначные слова | |||
Прямое и переносное значение слов. Тест | |||
Омонимы | |||
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. | |||
Антонимы. Тест | |||
Развитие речи. Сжатое изложение «Царь-колокол» (стр.246-247) | |||
Обобщение по теме «Лексика». Подготовка к контрольному диктанту | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика» | |||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |||
Развитие речи. Комплексный анализ текста «Музыка» (по К. Булычёву) (стрю253-254) | |||
Словари синонимов, антонимов. Контрольный словарный диктант | |||
Переносное значение слова в основе художественных тропов. Эпитет, метафора, олицетворение | |||
Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины И.Шишкина «Перед грозой» (упр.380). | |||
Развитие речи. Написание сочинения. | |||
Морфемика. Словообразование. Орфография. | |||
Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. | |||
Основа слова. Окончание – формообразующая морфема | |||
Корень. Однокоренные слова. | |||
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. | |||
Чередование гласных е-и в корне | |||
Чередование гласных о-а в корне. | |||
Правописание корней с чередованием раст-ращ-рос | |||
Чередование звуков в морфемах. Тест | |||
Развитие речи. Подготовка к обучающему изложению «Если посмотреть вокруг…» (стр. 19-21) | |||
Развитие речи. Написание изложения. | |||
Приставка, суффикс – словообразующие морфемы | |||
Правописание приставок | |||
Приставки на –з(-с). Тест | |||
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Значения приставки ПРЕ- | |||
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Значения приставки ПРИ- | |||
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Обобщение материала. | |||
Развитие речи. Сочинение-описание «Изделия мастеров Хохломы» (упр.39) | |||
Буквы Ы и И после приставок в корне | |||
Словообразование – раздел языкознания. Морфемный и словообразовательный анализ слов. Контрольный словарный диктант | |||
Основные способы образования слов | |||
Морфемный разбор слова | |||
Основные выразительные словообразовательные средства языка. Подготовка к контрольному диктанту. | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография». | |||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |||
Морфология | |||
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. | |||
Самостоятельные и служебные части речи | |||
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение | |||
Правописание суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-, -ЧИЦ(А)- , -ЩИЦ(А)- | |||
Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-). | |||
Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины А.Пластова «Первый снег» (упр.118) | |||
Развитие речи. Написание контрольного сочинения | |||
Правописание НЕ с именем существительным. Слитное написание. | |||
Правописание НЕ с именем существительным. Раздельное написание. | |||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | |||
Развитие речи. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» (упр.142) | |||
Имена существительные нарицательные и собственные. Тест | |||
Род имён существительных | |||
Развитие речи. Сочинение-повествование «История одной фотографии» (стр.110-111) | |||
Имена существительные общего рода | |||
Род несклоняемых существительных | |||
Развитие речи. Описание помещения (интерьер комнаты) (стр.118-121) | |||
Склонение имён существительных. | |||
Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. | |||
Разносклоняемые имена существительные. Контрольный словарный диктант | |||
Развитие речи. Тип речи. Повествование. Рассказ о животном. (стр.126-128) | |||
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | |||
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Тест. | |||
Склонение имен существительных | |||
3 триместр | |||
145 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | ||
146 | Морфологический разбор имени существительного | ||
147 | Развитие речи. Сочинение-описание архитектурного памятника. (стр.144-146) | ||
148 | Обобщение по теме «Имя существительное». Тест | ||
149 | Обобщение по теме «Имя существительное». Подготовка к контрольному диктанту | ||
150 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | ||
151 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
152 | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение | ||
153 | Развитие речи. Сочинение «Рассказ о друге» (стр.159-161) | ||
154 | Разряды имен прилагательных по значению. | ||
155 | Прилагательные качественные, относительные, притяжательные | ||
156 | Смысловые и грамматические различия прилагательных разных разрядов | ||
157 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. Тест | ||
158 | Имена прилагательные полные и краткие | ||
159 | Особенности значения и изменения полных и кратких имен прилагательных. Тест | ||
160 | Степени сравнения качественных имён прилагательных. | ||
161 | Сравнительная степень имен прилагательных. Образование. Изменение | ||
162 | Превосходная степень имен прилагательных. Образование. Изменение | ||
163 | Словообразование и правописание имён прилагательных. | ||
164 | Правописание –Н-, -НН- в прилагательных. Повторение. Способы словообразования. | ||
165 | Правописание НЕ с прилагательными. Повторение. Правописание НЕ с существительными | ||
166 | Слитное и раздельное правописание НЕ с прилагательными. Контрольный словарный диктант | ||
167 | Правописание О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц. Повторение. Суффиксы существительных. | ||
168 | Правописание О и Е в окончаниях прилагательных после шипящих. Повторение. Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
169 | Развитие речи. Описание натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (упр.272) | ||
170 | Морфологический разбор имени прилагательного. Тест | ||
171 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту | ||
172 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | ||
173 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | ||
174 | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Повторение. Самостоятельные части речи. | ||
175 | Правописание НЕ с глаголами. Повторение. Слитное правописание НЕ с именами существительными и прилагательными. | ||
176 | Раздельное и слитное правописание НЕ с глаголами. Повторение. Раздельное правописание НЕ с именами существительными и прилагательными | ||
177 | Инфинитив (неопределённая форма глагола). Повторение. Основа. Окончание. Суффикс. | ||
178 | Правописание -ТСЯ и в глаголах. Повторение. Фонетика. | ||
179 | Правописание -ТЬСЯ в глаголах. Тест | ||
180 | Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению (стр.214-215) | ||
181 | Развитие речи. Написание контрольного сочинения-рассуждения | ||
182 | Виды глагола. Повторение. Основные способы словообразования. | ||
183 | Образование видовых пар. Повторение. Правописание чередующихся гласных в корне слова. | ||
184 | Переходные и непереходные глаголы. Повторение. Разделительные Ь и Ъ знаки. | ||
185 | Возвратные глаголы. Повторение. Морфологические нормы глагола | ||
186 | Наклонения глагола. Повторение. Правописание Ь после шипящих у имен существительных | ||
187 | Изъявительное, условное (сослагательное), повелительное наклонения глагола. Повторение. Предложения по цели высказывания. | ||
188 | Развитие речи. Подготовка к сочинению «Что было бы, если бы…» с использованием глаголов условного наклонения (упр.321) | ||
189 | Развитие речи. Написание сочинения «Что было бы, если бы…» | ||
190 | Времена глагола. Повторение. Род и число имени существительного | ||
191 | Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее Контрольный словарный диктант | ||
192 | Времена глагола. Значение и употребление в речи. Тест | ||
193 | Развитие речи. Изложение «Обыкновенный человек» (упр.339) | ||
194 | Спряжение глагола. Письмо по памяти (стр.243-244) по выбору учащихся. | ||
195 | Гласные Е-И в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Повторение. Падежные окончания имени существительного. | ||
196 | Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). Повторение. Сказуемое. Двусоставные предложения. | ||
197 | Морфологический разбор глагола. Тест | ||
198 | Развитие речи. Изложение «Белоствольное чудо» (стр.258-260) | ||
199 | Обобщение по теме «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту | ||
200 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | ||
201 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | ||
Повторение в конце года | |||
202 | Разделы науки о языке. Контрольный тест. | ||
203 | Синтаксис и пунктуация. Фонетика | ||
204 | Орфография. Контрольный словарный диктант | ||
205 | Лексика | ||
206 | Морфемика. Словообразование. Письмо по памяти (упр.374) | ||
207 | Развитие речи. Сжатое изложение от третьего лица «Мышка» | ||
208 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
209 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | ||
210 | Защита проектов. «Слово в словаре. Сопоставление толкования слов в «Толковом словаре…» В.И.Даля и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова» (стр.224) |
5. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012
Литература для учителя
1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012
2. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-7 классы). Саратов. «Лицей» 1998
3. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013
4. .Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 класс.
5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: «Дрофа» 2004
6. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
7. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002
9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012
10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012
11. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
12. Селезнева Е.В. КИМы. Русский язык. 5 класс. М.: Экзамен 2014
М.: «Просвещение» 2002
13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
14. Узорова О.В, Нефедова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. 5 класс. М.: АСТ «Премьера» 2001
Литература для обучающихся
1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык 1996
3 .Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык 1996
4. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
5. Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. М.: Русский язык 1996
6. Букчина Б.З. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) М.: Русский язык 1989
7. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
8. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.
9. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд. – М., 1994.
10. Журавлев А П. Звук и смысл. — М., 1991.
11. Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989
12. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
13. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
14. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
15. Люстрова 3. Н; Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
16. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
17. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М., 1993.
18. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
19. Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
20. Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.
21. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык 1987
22. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык 1996
24. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
25. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М.,1985.
26. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Саратов. Детская книга 1994
27. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
28. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
29. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение 1999
30. Ушакова С.А. Словарь трудностей русского языка. М.: РИПОЛ классик 2013
31. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М.,1996. Школьные словари русского языка
Адреса электронных ресурсов
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по русскому языку :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по русскому языку. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-375866-1389118434.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-409539-1511691715.jpg)
Рабочая программа по русскому языку,6 класс (Е.А. Быстрова)
Материал, представляет собой рабочую программу по учебнику "Русский язык. 6 класс. под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой", 2012 г. Рассчитана на 6 часов в неделю, включает все необходимые...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-888338-1486386846.jpg)
Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК Быстрова Е.А.)
Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК Быстрова Е.А.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/03/picture-929332-1496501355.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (учебник под ред. Е.А. Быстровой)
Программа курса составлена в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г.; • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/03/picture-929332-1496501355.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс(учебник под ред. Е.А. Быстровой)
Программа курса составлена в соответствии с: • Законом об образовании в Российской Федерации; • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (при...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 9 класс Быстрова 2017-2018
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов ...