Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_rus.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2014г.

«        »  сентября    2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «русский язык»

для учащихся 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка


2. Пояснительная записка.

      Рабочая программа по русскому языку для 5  класса составлена на основе  Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. 

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5  класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района и составлена из расчета 6 ч. в неделю, 210 часов в год..

       Свободное владение родным русским языком  - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

        Цель обучения: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

 Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ;    исследовательские работы обучающихся.

         Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, тест-технологии, сотрудничество.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

Знать:

  • Формы речи, основные их признаки;
  • Признаки стилей речи (в рамках изученного);
  • Признаки текста (целостность, связность, законченность);
  • Лексические группы слов ( в рамках изученного);
  • Определение и признаки простого предложения;
  • Признаки однородных членов предложения;
  • Роль в речи слов, грамматически не связанных с членами предложения (обращений, предлогов, союзов);
  • Признаки словосочетания, виды словосочетания, виды словосочетаний по способу выделения главного слова и по способу связи слов;
  • Изученные части речи и их грамматические признаки;

Уметь:

  • узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
  • использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
  • находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
  • отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
  • совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
  • производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
  • осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
  • совершенствовать   текст,   устраняя   лексические ошибки и стилистические недочеты;
  • уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
  • анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
  • подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
  • самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
  • Способы образования слов, правило единообразного написания морфем в родственных словах.

3. Учебно-тематический план

по русскому языку (6 ч в неделю, всего 210 ч)

УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Основные сведения о языке и речи. Введение

1 ч

2.

 Речь. Речевая деятельность.  Речевое общение

6 ч

3.

Текст

11 ч

4.

Синтаксис и пунктуация

29 ч

5.

Фонетика. Орфоэпия

22 ч

6.

Графика. Орфография

9 ч

7.

Лексика

18 ч

8.

Морфемика. Словообразование. Орфография

24 ч

9.

Морфология. Морфология как раздел грамматики

2 ч

10.

Имя существительное

29 ч

11.

Имя прилагательное

22 ч

12.

Глагол

28 ч

13.

Повторение в конце года

9 ч

Всего:

210 ч

Практическая часть

Контрольные диктанты

8

Контрольные словарные диктанты

9

Контрольные изложения

2

Контрольные сочинения

2

Контрольный тест

1

Развитие речи

34

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

1

Количество исследовательских работ

4

Количество социальных/учебных практик

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных практик учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект «Слово в словаре. Сопоставление толкования слов в «Толковом словаре…» В.И.Даля и в «Словаре русского языка»  С.И.Ожегова» по  теме «Лексика» (стр.224)

Исследовательская работа «Способы выражения подлежащего» по  теме «Синтаксис и пунктуация» (1группа)

Исследовательская работа «Способы выражения сказуемого» по  теме «Синтаксис и пунктуация» (2 группа)

Исследовательская работа « Основные способы образования слов в русском языке» по теме «Морфемика. Словообразование» (1 группа)

Исследовательская работа « Переносное значение слова в основе художественных тропов. Эпитет, метафора, олицетворение» по теме «Лексика» (2 группа)


4. Календарно-тематический план

по русскому языку (6 ч в неделю, всего 210 ч)

УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр.

Введение. Основные сведения о языке и речи.

Русский язык – национальный язык русского народа

 Речь. Речевая деятельность. Речевое общение

Язык и речь

Речь и речевое общение

Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная

Речь диалогическая и монологическая

Развитие речи. Речевой этикет

Развитие речи. Подробное изложение

Текст

Текст как речевое произведение.

Тема,  структура, основная мысль текста.

Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием

Простой и сложный план текста

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Сочетание разных типов речи в тексте

Способы развития темы в тексте.

Последовательная  и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение

Развитие речи. Подготовка к контрольному подробному изложению по тексту А.Куприна (упр.75)

Развитие речи. Написание контрольного подробного изложения.

Синтаксис и пунктуация

Анализ изложения. Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания

Словосочетание, его признаки

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины

Е. Широкова «Друзья» (упр.93)

Предложение, его признаки

Средства оформления предложения: интонация, ее функции.

Логическое ударение. Контрольный словарный диктант

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по  эмоциональной окраске

Развитие речи. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (стр. 94-96)

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения

Тире между подлежащим и сказуемым. Тест

Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены  предложения

Определение. Способы его выражения.

Дополнение. Способы его выражения

Обстоятельство. Способы его выражения.

Предложения с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тест

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Обобщение по теме «Синтаксис. Пунктуация». Подготовка к контрольному диктанту..

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Синтаксис и пунктуация»

Анализ контрольного диктанта. . Работа над ошибками

Предложения с обращением

Предложения с вводными конструкциями.

Предложения с обращением и вводными конструкциями. Знаки препинания

Предложения с прямой речью

Синтаксический разбор простого предложения

Развитие речи. Обучающее изложение «Санькина придумка» (стр.140-141) с заменой лица.

Простое и сложное предложение. Контрольный словарный диктант

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка. Тест

Фонетическая транскрипция

Развитие речи. Обучающее изложение от 3-го лица «Журавли» (стр. 149-150)

Система гласных звуков

Система согласных звуков

Согласные звонкие и глухие

Согласные твердые и мягкие

Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению  от третьего лица по тексту И.Тургенева (стр.170-171)

Развитие речи. Написание контрольного изложения

Слог. Перенос слов по слогам

Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения

Орфоэпия как раздел лингвистики

Основные нормы произношения гласных звуков

Основные нормы произношения согласных звуков. Оглушение и озвончение. Тест

Выразительные средства фонетики. Произношение сочетаний согласных звуков. Контрольный словарный диктант

Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Подготовка к контрольному диктанту.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия» с грамматическим заданием  

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

 Графика. Орфография

Графика – раздел науки о языке

Состав русского алфавита. Название букв.

Орфография – раздел правописания

2 триместр

Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением.

Правописание согласных в корне слова

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Как прекрасен этот мир» (по упр. 305)

Повторение по теме «Графика. Орфография.»

Проверочная работа по теме «Графика. Орфография.»

 Лексика

Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица  языка.

Лексическое и грамматическое значение слова

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.

Развитие речи. Сочинение «История своей фамилии (или семьи)» (стр.229)

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слов. Тест

Омонимы

Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.

  Антонимы. Тест

Развитие речи. Сжатое изложение «Царь-колокол» (стр.246-247)

Обобщение по теме «Лексика». Подготовка к контрольному диктанту

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Лексика»

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Развитие речи. Комплексный анализ текста «Музыка»

(по К. Булычёву) (стрю253-254)

Словари синонимов, антонимов. Контрольный словарный диктант

Переносное значение слова в основе художественных тропов. Эпитет, метафора, олицетворение

 Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины И.Шишкина «Перед грозой» (упр.380).

Развитие речи. Написание сочинения.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфемика – раздел лингвистики.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Основа слова. Окончание – формообразующая морфема

Корень. Однокоренные слова.

Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

Чередование гласных е-и в корне

Чередование гласных о-а в корне.

Правописание корней с чередованием раст-ращ-рос

Чередование звуков в морфемах. Тест

Развитие речи. Подготовка к обучающему  изложению «Если посмотреть вокруг…» (стр. 19-21)

Развитие речи. Написание изложения.

Приставка, суффикс – словообразующие морфемы

Правописание приставок

Приставки на –з(-с). Тест

Приставки ПРЕ- и ПРИ- Значения приставки ПРЕ-

Приставки ПРЕ- и ПРИ- Значения приставки ПРИ-

Приставки ПРЕ- и ПРИ- Обобщение материала.

Развитие речи. Сочинение-описание «Изделия мастеров Хохломы» (упр.39)

Буквы Ы и И после приставок в корне

Словообразование – раздел языкознания. Морфемный и словообразовательный анализ слов. Контрольный словарный диктант

Основные способы образования слов

 Морфемный разбор слова  

Основные выразительные словообразовательные средства языка. Подготовка к контрольному диктанту.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение

 Правописание суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-, -ЧИЦ(А)- ,

-ЩИЦ(А)-

 Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-).

 Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению   по репродукции картины А.Пластова «Первый снег» (упр.118)

Развитие речи. Написание контрольного сочинения

Правописание НЕ с именем существительным. Слитное написание.

Правописание НЕ  с именем существительным. Раздельное написание.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Развитие речи. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» (упр.142)

Имена существительные нарицательные и собственные. Тест

Род имён существительных

Развитие речи. Сочинение-повествование «История одной фотографии» (стр.110-111)

Имена существительные общего рода

Род несклоняемых существительных

Развитие речи. Описание помещения (интерьер комнаты) (стр.118-121)

Склонение имён существительных.

Склонение имён существительных. Три основных типа склонения.

Разносклоняемые имена существительные. Контрольный словарный диктант

Развитие речи. Тип речи. Повествование. Рассказ о животном. (стр.126-128)

Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Тест.

Склонение имен существительных

3 триместр

145

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

146

Морфологический разбор имени существительного

147

Развитие речи. Сочинение-описание архитектурного памятника. (стр.144-146)

148

Обобщение по теме «Имя существительное». Тест

149

Обобщение по теме «Имя существительное». Подготовка к контрольному диктанту

150

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

151

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

152

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение

153

Развитие речи. Сочинение «Рассказ о друге» (стр.159-161)

154

Разряды имен прилагательных по значению.

155

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные

156

Смысловые и грамматические различия прилагательных разных разрядов

157

Согласование имени прилагательного с именем существительным. Тест

158

Имена прилагательные полные и краткие

159

Особенности значения и изменения полных и кратких имен прилагательных. Тест

160

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

161

Сравнительная степень имен прилагательных. Образование. Изменение

162

Превосходная степень имен прилагательных. Образование. Изменение

163

Словообразование и правописание имён прилагательных.

164

  Правописание –Н-, -НН- в прилагательных.  Повторение. Способы словообразования.

165

Правописание НЕ с прилагательными. Повторение. Правописание НЕ с существительными

166

Слитное и раздельное правописание НЕ с прилагательными. Контрольный словарный диктант

167

Правописание О и Е в суффиксах  прилагательных после шипящих и ц. Повторение. Суффиксы существительных.

168

Правописание О и Е в окончаниях прилагательных после шипящих. Повторение. Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

169

Развитие речи. Описание натюрморта по  репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (упр.272)

170

Морфологический разбор имени прилагательного. Тест

171

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

172

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

173

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

174

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Повторение. Самостоятельные части речи.

175

Правописание НЕ с глаголами. Повторение.  Слитное правописание НЕ с именами существительными и прилагательными.

176

Раздельное и слитное правописание НЕ с глаголами. Повторение. Раздельное правописание НЕ с именами существительными и прилагательными

177

Инфинитив (неопределённая форма глагола). Повторение. Основа. Окончание. Суффикс.

178

Правописание  -ТСЯ и в глаголах. Повторение. Фонетика.

179

Правописание  -ТЬСЯ в глаголах. Тест

180

Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению (стр.214-215)

181

Развитие речи. Написание контрольного сочинения-рассуждения

182

 Виды глагола. Повторение. Основные способы словообразования.

183

Образование видовых пар. Повторение. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

184

Переходные и непереходные глаголы. Повторение. Разделительные Ь и Ъ знаки.

185

Возвратные глаголы. Повторение. Морфологические нормы глагола

186

Наклонения глагола. Повторение. Правописание Ь после шипящих у имен существительных

187

Изъявительное, условное (сослагательное), повелительное наклонения глагола. Повторение. Предложения по цели высказывания.

188

Развитие речи.  Подготовка к сочинению «Что было бы, если бы…» с использованием глаголов условного наклонения (упр.321)

189

Развитие речи. Написание сочинения «Что было бы, если бы…»

190

Времена глагола. Повторение. Род и число имени существительного

191

Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее  Контрольный словарный диктант

192

Времена глагола. Значение и употребление в речи. Тест

193

Развитие речи. Изложение «Обыкновенный человек» (упр.339)

194

Спряжение глагола. Письмо по памяти (стр.243-244) по выбору учащихся.

195

Гласные Е-И в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Повторение. Падежные окончания имени существительного.

196

Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). Повторение. Сказуемое. Двусоставные предложения.

197

Морфологический разбор глагола. Тест

198

Развитие речи. Изложение «Белоствольное чудо» (стр.258-260)

199

Обобщение по теме «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

200

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

201

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Повторение в конце года

202

Разделы науки о языке. Контрольный тест.

203

Синтаксис и пунктуация. Фонетика

204

 Орфография. Контрольный словарный диктант

205

Лексика

206

Морфемика. Словообразование. Письмо по памяти (упр.374)

207

Развитие речи. Сжатое изложение от третьего лица «Мышка»

208

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

209

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

210

Защита проектов. «Слово в словаре. Сопоставление толкования слов в «Толковом словаре…» В.И.Даля и в «Словаре русского языка»  С.И.Ожегова»  (стр.224)

 5. Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК)

   Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012

Литература для учителя

1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012

2. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-7 классы). Саратов. «Лицей» 1998

3. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013

4. .Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 класс.

5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе:  поиски и находки. М.: «Дрофа» 2004

6. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

7. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002

9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в  5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012

10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012

11. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

12. Селезнева Е.В. КИМы. Русский язык. 5 класс. М.: Экзамен 2014  

М.: «Просвещение» 2002

13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014

14. Узорова О.В, Нефедова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. 5 класс. М.: АСТ «Премьера» 2001

Литература для обучающихся

1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.  

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык 1996

3 .Ахманова О.С.  Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык 1996

4. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

5. Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. М.: Русский язык 1996

6. Букчина Б.З. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) М.: Русский язык 1989

7. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

8. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

9. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд. –   М., 1994.

10. Журавлев А П. Звук и смысл. — М., 1991.

11. Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989

12. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

 13. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

 14. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.    

 15. Люстрова 3. Н; Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

 16. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

 17. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М., 1993.

 18. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

 19. Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

 20. Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

 21. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык 1987

 22. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.

 23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык 1996

 24. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

 25. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М.,1985.

 26. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Саратов. Детская книга 1994

 27. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

 28. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014

 29. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение 1999

 30. Ушакова С.А. Словарь трудностей русского языка. М.: РИПОЛ классик 2013

 31. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М.,1996. Школьные словари русского языка

       

       

Адреса электронных ресурсов

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по русскому языку :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по русскому языку.       http://ruslit.metodist.ru

 6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой

Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку,6 класс (Е.А. Быстрова)

Материал, представляет собой рабочую программу по учебнику  "Русский язык. 6 класс. под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой", 2012 г. Рассчитана на 6 часов в неделю, включает все необходимые...

Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК Быстрова Е.А.)

Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК Быстрова Е.А.)...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (учебник под ред. Е.А. Быстровой)

Программа курса составлена в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г.; • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс(учебник под ред. Е.А. Быстровой)

Программа курса составлена в соответствии с: • Законом об образовании в Российской Федерации; • Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (при...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс Быстрова 2017-2018

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса  составлена в соответствии с программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов ...