Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5–9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса сложного предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 9 классе будут:
- речевая деятельность:
1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста;
2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности;
3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста;
4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы;
5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя;
- синтаксис и пунктуация:
- различение различных видов простых предложений в составе сложного ;
- анализ и языковой разбор сложного предложения;
- использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительной речи;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
В 9 классе предусматривается на изучение курса русского языка 102 часов (3часа в неделю).
Тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта общего образования.,
на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,
М., Просвещение, 2008 год. В работе используется учебник русского языка для 9 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М., Просвещение, 2010 год
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Виды и формы контроля.
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
№п/п | Раздел программы. Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Вид самостоя- тельной работы. | Домашнее задание. | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Общие сведения о языке. Международное значение русского языка. | 1. | Урок усвоения новых знаний. | Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык — важнейшее средство общения. | Знать, почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества, понимать общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке. | Анализ текста упр.1. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста. | Упр.6, с.6-7. | ||
2. | Понятие о литературном языке. | 1. | Урок усвоения новых знаний. | Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы. | Знать отличия литературного языка от языка художественной литературы, понимать, что основой современного языка является литературный язык. | Записать высказывания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева о русском языке; устно проком- ментировать. | Выучить наизусть стихотворение в прозе И.С.Турге-нева «Русский язык», сформули-ровать собствен-ные ком- ментарии. | ||
3. | Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе. | 1. | Повтори-тельно-обобща-ющий урок. | Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, основные признаки стилей, признаки текста, типов речи, основные единицы языка, нормы русского литературного языка, речевого этикета. Уметь работать с текстом, писать изложения, сочинения, проводить анализ текста. | Записать основные положения, данные учителем под диктовку. | Ознако- миться с основными требовани-ями к выпускни-кам, принять к сведению, руковод-ствоваться ими. | |||
4. | Повторение пройденного в 5-8 классах. Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1. | Урок развития речи. | Разновидности речевого общения, их особенности. | Знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. | Упр.7, стр.8-9. Подготовить устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи». Упр.8. | $1,2. Подгото-вить моноло-гическое высказыва-ние на тему «Почему важен сегодня Интернет для рос- сийского образова- ния?» | ||
5. | Развитие речи. Стили речи. | 1. | Урок развития речи. | Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребле- ния стилей. | Знать названия стилей. Уметь различать стили, определять их жанры, тему, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразитель ные средства каждого стиля речи. | Вспомнить и записать названия известных вам стилей речи. С.12, задание под *. | |||
6. | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1. | Повторе-ние и обобщение изучен-ного. | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов-о/с, д/с. Виды одно-составных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | Знать определения простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н. Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему. | Зрительный диктант. Объяснительный диктант. Упр.30, стр.18. | $4. Упр.31. | ||
7. | Предложения с обособленными членами. | 1. | Повторе-ние и обобщение изучен-ного. | Обособленные второстепенные члены предложения. | Знать определения второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи. | Упр. 32, стр.19. Письменно ответить на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?» | $5. Упр.35. | ||
8. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | 1. | Повторе-ние и обобщение изучен-ного. | Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | Знать определения предложений с обращениями, с вводными конструкциями. Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания. | Упр.38, стр.31. | $6, упр.39. | ||
9-10. | Развитие речи. Изложение с продолжением. | 2. | Развитие речи. | Пересказать текст, а затем написать свой о том, как вы встречаете осень в вашей местности. Любите ли вы это время года? | Знать композиционные особенности форм сочинения. Уметь пересказывать текст, соблюдать нормы на письме. | Изложение с продолжением. | Дописать изложение. Упр.40, стр.22. | ||
11. | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения. | Знать классификацию сложных предложений, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы. | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений» | $7-10. Упр. 46,47. | ||
12. | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях. | Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения с заданной конструкцией. | Конструирование предложений по схемам. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений? Упр.52 (рабочий материал к сочинению) | $8, упр.51. Записать текст, вставляя пропущен-ные буквы. Найти сложные предложе-ния, подчерк-нуть в них граммати-ческие основы, указать вид сложного предложе-ния. | ||
13. | Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи. | 1. | Урок развития речи. | Запись впечатлений от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника «Я смотрю, размышляю, чувствую...» | Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства; эксрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.); свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. | Сочинение по картине. | $8, упр.50, составить сложные предложе-ния. | ||
14. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1. | Урок зак- репления изучен-ного. | Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания. | Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | $9,10, упр.59. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Написать о том, что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в родной местности. | ||
15. | Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | 1. | Урок усвоения материала. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам. | Подготовить устное сообщение на тему: «Смысловые отношения в сложносочинен-ном предложе- нии». | $11-12. Упр. 62, стр.37-38. | ||
16. | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем. | Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Работа в группах. I группа — упр.63; II — упр.65; III — упр.69. | $13-15. Упр. 69. | ||
17. | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. | 1. | Урок закрепле- ния изу- ченного. | Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем. | Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Упр. 66, 67 (само- стоятельно). | $13-15. Упр.68. | ||
18. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. | 1. | Урок закрепле- ния изу- ченного. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом. | Уметь опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения. | Разобрать предложения синтаксически, построить схемы, объяснить. | Составить 5 ССП с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы. $16 | ||
19. | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения | 1. | Повторе- ние и обощение изучен- ного. | План синтаксического разбора сложносочиненного предложения. План пунктуацион- ного разбора ССП. | Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами. | Работа по вариантам: I в — упр.75 IIв — упр. 76 (сог ласно заданию) | $17, упр.77, стр.47. | ||
20 | Повторение по теме «Сложносочиненные предложения» | 1. | Урок закрепле-ния изу- ченного. | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП. | Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | Упр.82. Выписать ССП, произвести разбор, объяснить правописа-ние орфо- грамм. | ||
21-22 | Контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками. | 2. | Контроль знаний. Работа над ошибками. | Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем. Комплексный анализ текста. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры. | Диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками. | Устно ответить на вопросы 1-5, стр.47. Упр.78. | ||
23-24 | Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | 2. | Урок развития речи. | Что такое рецензия? Структура сочинения-рецензии на прочитанное литературное произведение. | Знать композиционные особенности сочинения-рецензии. Уметь составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка. | Самостоятельная работа. | Дописать сочинение-рецензию. | ||
25-26 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей. | 2. | Урок усвоения нового материала. | Понятие о сложно- подчиненном пред- ложении. Строение СПП, средства связи его частей. | Знать структуру ССП, средства связи его частей. Уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания. | Работа по вариантам: Iв.-составить план $18, проил- люстрировать собственными примерами. II в.- составить план $19, проил- люстрировать собственными примерами. | $ 18-19, упр. 91. | ||
27. | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП. | Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП. | Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчинен-ных предложений. | $19. Упр.89. Прочитать текст о ху-дожниках, иллюстри-ровавших произведе-ния А.С. Пушкина. Согласны ли вы с ав-торской о-ценкой их творчестваПочему? Расставляя необходи-мые знаки препина-ния, выписать СПП, соответствующие схемам, данным в упражне-нии. | ||
28. | Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Союзы и союзные слова в сложноподчинен- ном предложении. | Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания. | Самостоятельная работа: упр.93,94,96 (по рядам). | $20, упр.97 | ||
29-30 | Роль указательных слов в сложно- подчиненном предложении. | 2. | Урок усвоения нового материала. Урок за- крепления нового материала. | Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания. | Взаимодиктант | $ 21, упр.100,106. | ||
31-32 | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 2. | Уроки развития речи. | Изложение с элементами сочи- нения. Текст, за- головок, тема, основная мысль. План, изобразитель но-выразительные средства. | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме. | Изложение с элементами сочинения. | Написать рецензию на прочитан-ное произведе-ние | ||
33-34 | Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 2. | Урок усвоения нового материала. Урок закре пления изучен- ного. | Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? | Знать определения понятий, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова. | Составить развёрнутый план $22, привести собственные примеры. Работа в группах: I гр.-упр. 107 II гр.- упр.108 III гр.- упр.110. | $22. Упр. 112. Индиви- дуальное задание: упр. 115. | ||
35-36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 2. | Урок усвоения нового материала. | Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения. | Знать определения придаточных изъяснительных. Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте. | Комментирован-ное письмо упр. 117. | $ 23. Упр.117. Упр.120. | ||
37-38 | Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 2. | Развитие речи. | Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности. | Знать основные элементы композиции текста. Уметь выделять интонационно придаточные предложения. | Сжатое изложение. Упр.123, стр.78. | $23, упр.119 (составить СПП изъясните-льные, присоеди-нив придаточ-ные с помощью союзов чтобы или что). | ||
39. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствен-ными. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. | Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания. | Конструирование предложений по схемам (работа в группах) | $24. Составить сложноподчиненные предложе-ния с придаточ-ными обстоятельственными разных групп. | ||
40. | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 1. | Урок усвоения нового материала. | СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия и отвечает на вопросы когда? Как долго, с каких пор? До каких пор? СПП с придаточными места указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы где? куда? откуда? | Знать определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места. | Списать предложения, поставить вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места. Конструирование предложений по схемам (работа по вариантам). | $25. Упр.128. | ||
41-42 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 2. | Урок усвоения нового материала. | СПП с придаточными причины, условия, уступки, чели, следствия имеют общее значение обусловленности. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельствен-ные с главным. | Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи. | Написать сочинение-миниатюру на грамматическую тему «Что я знаю о СПП с придаточными, имеющими общее значение обусловлен- ности». | $ 26. упр.133или 141; упр. 153 (прочитать и рассказать с какими целями ездили за границу известные русские филологи XIX века). | ||
43. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное. | Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания. | Конструирование предложений (работа в группах) | $27. Упр.163. Выучить стихотворение наизусть, упр. 165- письменно | ||
44-45 | Контрольный диктант и его анализ. | 2. | Контроль знаний. | СПП с разными придаточными предложениями. Знаки препинания в СПП. Синтаксический разбор СПП. | Знать определения придаточных, уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор ССП. | Диктант с грамматическим заданием. | Упр.166. Подготовиться к сочинению по картине В.П.Фельдмана «Родина» по началу. | ||
46-47 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине. | 2. | Уроки развития речи. | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине. | Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. | Сочинение | Упр. 162. Найти сравнения. | ||
48,49 50. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 3. | Уроки усвоения и закрепле- ния мате- риала. | СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными. | Составить план $ 28. | $28, упр. 172,173,174. | ||
51-52 | Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинен- ного предложения. | 2. | Повторительно-обобщающий урок. | Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных. | Знать определения ССП и СПП, уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать грамотно расставлять знаки препинания. | Работа с текстом упр. 175 | $ 29, упр. 182 (задание по учебнику). Готовиться к контроль ной работе по теме «СПП». $29-30. Повторить $18-28. | ||
53. | Контрольная работа по теме «Сложноподчинен-ные предложения» | 1. | Урок контроля. | Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП, | Знать определения ССП и СПП, уметь различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания. | Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации в СПП). | Упр. 183, составить схемы, упр. 184 — устно. | ||
54. | Развитие речи. Сочинение «Что такое подвиг?» | 1. | Развитие речи. | Способен ли современный человек на подвиг? Согласны ли вы, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов? | Понимать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения. Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение. | Сочинение-рассуждение. | Упр. 176- выписать СПП; упр.177- выписать словарные слова. | ||
55-56 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». | 2. | Развитие речи. Уроки контроля. | Тема, основная мысль. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций. | Знать структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме,поставлен ной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции. | Изложение с элементами сочинения. | Упр. 178, подготов-ить доклад на тему «Толковый словарь — картина мира». | ||
57. | Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1. | Усвоение нового материала | Понятие о БСП. Интонация в БСП. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП. | Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП, уметь опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении. | Составить развёрнутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам. | $31-32. Упр186, 190. | ||
58-59 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 2. | Урок усвоения нового материала. | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы. | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП. | Осложненное списывание. | $ 33, упр.194, 193,(продол- жить каждый данный пример, чтобы получи- лись предложе-ния следующих типов: а) простое предложе-ние с однородными членами (без союзов); б) БСП, между частями которого надо поставить запятые; в) БСП, между час- тями которого надо поставить точку с запятой | ||
60-61 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2. | Урок усвоения нового материала. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Знать условия постановки двоеточия в БСП, уметь конструировать предложения со значениями причины/. Пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП. | Объяснительный диктант. Прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.Пушкина от слов «Там чудеса...». Ответить на вопрос: «Почему после зачина строфы стоит двоеточие?» «Какую роль оно выполняет?» «На какое чтение последующих строк настраивает?» | $34. Упр.196. Готовиться к контрольному словар- ному диктанту. Упр.198 (закончить начатые предложения так, чтобы получи- лись БСП. Подчерк- нуть главные члены в записанных предложе-ниях. | ||
62-63 | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | 2. | Уроки развития речи. | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций. | Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов. | Изложение с элементами сочинения. | Упр. 192, отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». | ||
64-65 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать. | Комментирован-ное письмо. Зрительный диктант. Контрольный словарный диктант. | $35. Упр.200, повторить жанры сочинений: рассказ, отзыв; типы речи. | ||
66-67 | Развитие речи. Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелёвка». | 2. | Развитие речи. | Серия «Волга — русская река» написана в 1944 году. Неброская спокойная красота. Какое время года изображено на картине? Почему преобладают блеклые краски? | Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Уметь свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной картины. | Развитие речи. | Упр. 200, ответить на вопрос на стр. 135. | ||
68-69 | Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения. | 2. | Усвоение и закреп-ление нового материала. | Порядок синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения. | Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания. | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуацион-ный разборы БСП. | $36. Упр.203,204. Подгото-вить уст-ное сооб-щение о Пушкине А.С., его творчестве | ||
70-71 | Контрольная работа и её анализ. | 2. | Урок контроля. | Строение БСП, средства связи, знаки препинания в БСП. | Знать определения БСП, уметь опознавать БСП в тексте. | Диктант с грамматическим заданием. | $31-36, повторить, упр.207 («Советы начина-ющему лектору»). | ||
72,73 74,75. | Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 4 | Уроки усвоения нового материала. Закрепле-ние нового материала. Обобще-ние ранее изучен-ного материала. | Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи. | Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова. | Составление предложений по схемам. Работа в группах. Упр.209. | $37-38, упр.208, 216, 214, 215. | ||
76. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1. | Повторительно-обобщающий урок. | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи. | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию. | Предупредитель-ный диктант. | Подгото- вить сооб- щения по темам: «Все народы меняются словами», «Устаревшие слова как живые свидетели истории», «Русский язык может, как жизнь, обогаща ться ежеминут но». | ||
77-78 | Развитие речи. Подробное изложение текста. | 2. | Уроки развития речи. | Фрагмент легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Употребление сложных предложений с различными видами связи. Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка. | Уметь подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним. | Подробное изложение текста. | Упр. 218. | ||
79. | Публичная речь. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции. | Знать, что такое публичная речь, уметь отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи. | Анализ текстов. Работа в группах. | Подгото- вить публичное выступле-ние для родитель-ского собрания на тему «Взрослые и мы», упр.222. | ||
80-81 | Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи. | 2. | Развитие речи. Повторе-ние изучен-ного. | Особенности стилей. Сфера использования стилей речи. | Знать основные признаки стилей, уметь различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания в указанных стилях речи. | Написать объявление о начале под-готовительных занятий к экзаменам; заявление о поступлении в какое-либо учебное заведение; составить характеристику; написать автобиографию. (Работа в группах). | Подготовить доклад на тему «Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык» | ||
82-83 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. | 2. | Урок усвоения нового материала. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. | Знать основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Уметь грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | Конструирование предложений по схемам с разными способами передачи чужой речи. | Записать предложе-ния, определить способ передачи чужой речи. (Дидакти-ческий материал). | ||
84 | Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. | 1. | Урок усвоения нового материала. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме. | Работая над предложениями, сформулировать и записать правила цитирования. | Подобрать эпиграфы к сочине-ниям на темы «Пушкин — это наше всё», «Татьяна — милый идеал Пушкина», «Лирика любви Пушкина А.С.» | ||
85-86 | Контрольный диктант и его анализ. | 2. | Контроль знаний и умений учащихся. | Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения. | |||||
87-88 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические. | 2. | Повторительно-обобщаю-щие уроки. | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические. | Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности при подготовке к урокам. | Составить словарную статью для толкового словаря. Сопоставительный анализ словарей. Игра «Загадай слово» с использованием толкового словаря. | Упр.226. Подготовить устное сообщение на выбор: «В.И.Даль – известный русский лексикограф», «Д.Н.Ушаков – составитель толкового словаря». | ||
89-90 | Язык художественной литературы. | 2. | Повторительно-обобща- ющие уроки. | Язык художественной литературы: цели, функции. | Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать её от практических функций языковых стилей, анализировать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности). | В.Г.Белинский подметил, что ученый говорит, используя логические доводы, а поэт – образы и картины; «один доказывает, другой – показывает, и оба убеждают». Проанализировать научный текст и текст художествен- ной литературы, до- казывая слова критика примерами. | Проанализи-ровать текст любого про-изведения (стихотворе-ние, фраг-мент прозы), отметить средства создания образности, разностиле-вые слова и обороты речи русского языка, лингвистические группы. | ||
91,92, 93. | Контрольная работа. | 3. | Уроки контроля. | Изложение с элементами сочинения. | Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста; определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ней, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта | Изложение с элементами сочинения. | Написать сочинение к одному из текстов. | ||
94. | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 1. | Повторительно-обобща- ющий урок. | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. | Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. | Зачёт. | Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий, определить стиль текста. Свой выбор аргументировать. | ||
95. | Лексикология. | 1. | Повторительно-обоб-щающий урок. | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы. | Комплексный анализ текста. | Составить предложения с данными словами (из словаря). Стр. 162, упр.233. | ||
96. | Морфемика. | 1. | Повторительно-обоб-щающий урок. | Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | Уметь использовать морфемный анализ слов для правильного правописания. | Комплексный анализ текста. | Стр. 164, упр. 241 (разбить на абзацы). | ||
97. | Словообразование. | 1. | Повторительно-обоб-щающий урок. | Определение основных способов словообразования. | Уметь использовать словообразовательный анализ слов для правильного правописания. | Комплексный анализ текста. | Упр 245, стр.167. Выписать слова с корнем –дом- | ||
98-99. | Морфология. | 2. | Повторительно-обоб-щающие уроки. | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. | Объяснительный диктант. Тренировочные задания. | Упр. 247, Упр.251. | ||
100-101. | Синтаксис. | 2. | Повторительно-обоб-щающие уроки. | Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов. | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды предложений. | Комментированное письмо, объяснительный диктант. | Стр. 172-173, упр.257, 260. | ||
102. | Орфография. Пунктуация. | 1. | Повторительно-обоб-щающий урок. | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в пердложении. Функции знаков препинания. | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций , определяя функцию знаков препинания в предложении. | Устное сообщение «Что общего и в чём разница между простым и сложным предложением?» | $47. Повторить. |
Всего: 102 часа.
Учебник русского языка 9 класс.
Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Москва «Просвещение» 2010 год.
Литература.
- Тростенцова Л.А. Русский язык 9 кл. –М.: Просвещение, 2010.
- Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой 9 класс. Волгоград. автор Амбушева Т.М.
- Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. –М.: Дрофа, 2008.
- Голую И.Б. Основы культуры речи. –М.: Просвещение, 2006.
- Сенина Н.А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация. –Ростов на Дону: Легион, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...