Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Ошкина Людмила Николаевна

Материал представляет тестовые задания по всем разделам языка, в конце предлагается 4 варианта итогового контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ

Проверка элементарных знаний по русскому языку,

Проверка творческих умений учащихся;

Выявить уровень речевого этикета

Фонетика        1

  1. Укажите, какие буквы, из указанных, названы неверно:

1) б(бэ); 2) в (эв); 3) г (гэ); 4) л(эл); 5) с (сэ).

  1. После Ж, Ш, Ч, Щ пишутся буквы И, У, А, но не пишутся Ы, Ю, Я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:

1) сч..стье; 2) ш..нель; 3) ч..шка; 4) ч..ство; 5) брош..ра; 6) пощ..да; 7) ж..ри; 8) ж..леет; 9) параш..т; 10) рощ..  .

  1.  Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

1) рожь; 2) въезд; 3) яблоко; 4) соль; 5) лён; 6) съёмка; 7) семья; 8) лямка; 9) здесь; 10) известно; 11) юг; 12) ёлка.

  1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

1) слУчай; 2) столЯр; 3) пОртфель; 4) звонИт;

5) килОметр; 6) рЕмень; 7) партЕр; 8) красИвей.

  1. В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите примеры на каждый случай.
  2. Укажите, какие из данных согласных являются шипящими:

1) ч; 2) ж; 3) ф; 4) ш; 5) х.

  1. Укажите, какие из данных согласных являются сонорными:

1) л; 2) в; 3) з; 4) й; 5) р; 6) д; 7) м.

  1. Что такое орфоэпия?
  2. Выберите из данных согласных глухие:

1) ч; 2) ж; 3) т; 4) с; 5) к; 6) л.

10. Найдите «третье лишнее» слово:

А.1) что; 2) чтобы; 3) нечто;

Б. 1) конечно; 2) скворечник; 3) игрушечный;

В. 1) теннис; 2) тема; текст;

Г.1) чувство; 2) баловство; 3) здравствуйте.

Орфоэпия.       2

1.Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) звонишь;                           4) жалюзи;

2) газопровод;                       5) каталог;

3) задолго;                             6) облегчить.

2. Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) завидно;                            4) знамение;

2) балованный;                     5) издавна;

3) втридорога;                      6) портфель.

3. Укажите слова, в которых выделенные буквы произносятся как твёрдый звук:

1)ателье;                               4) пресса;

2)партер;                              5) патент;

3) тенор;                               6) фарватер.

4. Укажите слова, в которых выделенные буквы произносятся как мягкий звук:

1) свитер;                          4) шатен;

2) терапия;                        5) академия;

3) текст                              6) гипотеза

5. Что называют АЛЛИТЕРАЦИЕЙ?

6. АССОНАНС – это…

7. Что такое ОРФОЭПИЯ?

8. Нужны ли орфоэпические правила?

                   Орфография         3

1.А.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И:

1) в ине..                           4) пр..вилегия

2) переб..раться             5) застел..шь

3) закле..шь                     6) припом..нать

Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е:

1) земл..владение               4) заж..гать

2) (на) ветв..                     5) расскаж..т

3) раст..реть                   6) искр..нний

В. Укажите слова, в которых на местепропуска пишется буква А:

1) заг..рать                        4) предпол..гать

2) р..стение                       5) б..лансировать

3) ст..левар                       6) д..лина

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О:

1) обл..ка                    4) команд..вать

2) ук..ризненный       5) развед..вать

3) ш..пот                   6) испеч..шь

Д.Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (ярко)красный               4) (в)брод

2) (древне)русский            5) (по)медвежьи

3) (пол) торта                  6) (на) двое

Е. Укажите слова с двойными согласными:

1) ка(лл)играфия                4) те(рр)аса

2) иску(сс)ный                    5) и(лл)юстрация

3) а(лл)юминевый              6) масле(нн)ица

2. А. Укажите строчку, в которой во все слова надо вставить Е:

1) пр..градить, корабл..к, коч..вать

2) прикле..вать, пр..глушённый, экспедиц..я

3) зайч..к, пр..успевать, замоч..к

4) пр..неприятный, горшоч..к, вследстви..

5) отрях..вать, пр..задуматься, (на) мельниц..

Б. Укажите строку, в которой все слова пишутся через дефис:

1) (по) дружески, (по) дороге, (по) совести

2) (во) первых, (в) течении, (в) то же время

3) (пол) арбуза, (пол) Москвы, (пол) лимона

4) (вагоно) ремонтный, (по) медвежьи, (на)угад

5) (диван) кровать, (лётчик) испытатель, (снего) ход

В. Укажите строчку, в которой все слова пишутся с удвоенной Н:

1) покраше..ый забор, роман законче.., змеи..ая шкура

2) стекля..ая дверь, асфальтирова..ая улица, клюкве..ый морс

3) кожа..ая куртка, утре..яя роса, непрчеса..ые волосы

4) девочка умная и воспита..ая, серебря..ый слиток, безветре..ый день

5) потеря..ая книга, завяза..ый узлом шарф,ответ обдума..

Г. Укажите строчку, в которой во все слова необходимо вставить букву Ё:

1) ч..рный, зайч..нок, парч..вое платье

2) горяч.., ч..порный, пересч..т

3) убереж..т, пятач..к, расч..ска

4) девч..нка, оснащ..н, трущ..ба

5) приближ..нный, печ..шь, ш..пот

Д. Укажите строчку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:

1) (не)ряшливо, (не)выдуманный; (не)правда, а ложь

2) ещё (не)мытые овощи, (не) решили бы, (не)воля

3) (не)кричите, (не)годуя; (не)широкая,но быстрая река

4) (не)подготовлен; (не)близко, а далеко;(не)был

            Орфография и морфология.        4

  1. Укажите, в каких словах нужно  писать А:

1) гро..мадный                       11) ур..внение

2) насл..ждение                     12) прик..сновение

3) бл..годарность                 13) обм..нуть

4) Р..стов                              14) заг..реться

5) отр..сль                            15) з..ря

6) нав..ждение                     16) пл..вец

7) к..сить                             17) бахр..ма

8) пол..жить                       18) эск..латор

9) ск..чок                              19) н..вигатор

10) тв..рение                        20) к..равай

2. Укажите, в каких словах нужно писать И:

1) увл..каться                     11) приж..гать

2) потр..сенный                  12) нач..нать

3) проб..раться                   13) прин..мать

4) уб..речь                            14) вн..мать

5) расст..латься                 15) над..вать

6) уп..раться                       16) м..лькать

7) уд..рать                          17) усп..вать

8) ум..рать                          18) дел..гация

9) выч..тать                       19) ин..циатива

10) бл..стеть                      20) абон..мент

3. Укажите, в каких словах нужно писать Ё:

1) ш..рох              2) ж..сткий         3) пощ..чина

4) чеч..тка           5) трещ..тка      6) ч..каться

7) ш..в                  8) ш..лковый        9) прож..рливый

10) ш..ры             11) сильный ож..г   12) ш..мпол

13) щ..лочь          14) трущ..ба            15)сч..т

16) пч..лка          17) ноч..вка               18) туш..нка

19) волч..нок       20) ещ..                     21) языч..к

22) напряж..нно   23) хорош..      24) мощ..ный

25) копч..ный        26)плеч..          27) бить ключ..м

28) резать нож..м  29) вода теч..т 30) за багаж..м

4. Укажите слова с приставкой ПРИ-:

1) пр..возмогать боль          

2) пр..слушаться к гулу

3) пр..подавать в институте

4) непр..ходящая радость

5) пр..бывать в город

6) пр..бывать в состоянии страха

7) пр..ходить к выводу

8) пр..имущество команды

9) пр..высить скорость

10) непр..взойдённый игрок

11) пр..красный артист

12) пр..тормозить на обочине

13) пр..открыть глаза

14) пр..образовывать закон

15) бег с пр..пятсвиями

16) пр..одолеть все трудности

17) пр..волжский городок

18) пр..клоняться перед талантом

19) пр..скверный характер

20) пр..вязать верёвкой

5.Укажите слова, в которых пишется –нн-:

1) посаже..ый отец

2) кожа..ые куртки

3) броше..ый в угол мяч

4) гуси..ое перо

5) лебеди..ая песня

6) бракова..ый товар

7) овся..ая каша

8) деревя..ая мебель

9) назва..ый брат

10) варё..ая картошка

11) сваре..ое вкрутую яйцо

12) необдума..ый шаг

13) свяще..ый огонь

14) нежда..ый гость

15) кова..ый меч

16) сте..ой шкаф

17) всё реше..о

18) решё  ый директором вопрос

19) кручё..ая нитка

20) ветря..ая мельница

21) ветре..ая погода

22) некоше..ый луг

23) тренирова..ый спортсмен

24) кровать убра..а

25) ране..ый вернулся в строй

26) армия окруже..а противником

27) рыцарь, лишё..ый наследства

28) мыши..ый король

29) искусстве..ый интеллект

30) бесце..ый дар

31) безымя..ый герой

32) комиссио..ый магазин

33) бараба..ая дробь

34) сын, назва..ый в честь отца

35) исписа..ая тетрадь

6. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (чуть)чуть опоздал

2) (микро)флора

3) (теле0башня

4) сделать (кое)как

5) (полу)финал игры

6) прошагали (пол)земли

7) откусить (пол)яблока

8) книга в (супер)обложке

9) привыкнуть (мало)помалу

10) полюбить (на)всегда

11) это было (давным)давно

12) а (всё)таки она вертится

13) старый (кино)фильм

14) (в)первые на арене

15) говорить (по)английски

16) успевать (едва)едва

7. Укажите слова, которые пишутся раздельно:

1) съездить (в)пустую

2) выйти (за)муж

3) понять (в)миг

4) (на)силу подняться

5) надеяться (на)силу рук

6) выучить (на)зубок

7) сгрести (в)охапку

8) сдавать кровь (на)тощак

9) (с)начала поговорили об учёбе

10) ехать, (не)смотря на дорогу

11) (в)дали мелькали огоньки

12) (в)течение четырёх часов

13) приходить (во)время

14) мал, (за)то удал

15) ты читаешь (то)же, что и я

16) дорога, убегающая (в) даль

8. Определите, в каких случаях частица НЕ пишется раздельно со словами:

1) полный (не)вежда в живописи

2) (не)кому руку подать

3) (не) с кем поговорить

4) (не)лёгкий вопрос

5) (не)смолкаемые голоса

6) (не)высокий, а низкий голос

7) (не)зачем переживать

8) (не)настная погода

9) зимой солнце светит (не)ярко

10) на экзамене (не)льзя говорить громко

11) дверь (не)деревянная

12) юноша был крайне (не)вежлив

13) дело было далеко (не)лёгким

14) ничто (не)нарушало тишины

15) (не)распечатанное письмо

16) человек, (не)обладающий чувством такта

17) (не)победимая армия

18) стены (не)покрашены

19) говорить (не)спеша

20) на работе требовали (не) написанный, а отпечатанный текст

9. Определите, в каких случаях надо писать НИ:

1) н.. сна, н.. отдыха измученной душе

2) н.. помириться ли нам

3) он не получил н..какого ответа

4) н..кто и н..где меня не ждёт

5) ему н..зачем сюда ходить

6) н.. больше н.. меньше

7) мать н..мало поволновалась за нас

8) н.. раз я опаздывал

9) н..чего не попишешь

10) н.. у кого спросить

11) н.. во что верить

12) н.. во что не верить

13) не спрашивай н.. о чём

Стилистика и культура речи       5

  1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

1) за-нял                                3) э-пи-лог

2) вер-ба                                4) пре-стиж

  1. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:
  1. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
  2. Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
  3. Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
  4. Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготовку.
  1. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:
  1. Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

2) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

3) На почте упаковали посылки, отправляющиеся беженцам.

4) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом:

4. Нормы сочетаемости слов нарушены в. словосочетании:

1) взаимное сотрудничество

2) беспокоиться о доме

3) лирическое стихотворение

4) оплачивать проезд

5) понимать о необходимости встречи

5. К какому стилю речи относится данный текст?

    30-летие полёта человека на Луну НАСА решила отпраздновать очередным запуском многоразового корабля «Колумбия» с пятью астронавтами на борту. Командовать ими впервые будет женщина – полковник американских ВВС 42-летняя Эйлин Коллинс. Главная цель полёта – выпустить на орбиту уникальную обсерваторию «Чандра». Управляемый собственными ракетными двигателями телескоп будет регистрировать излучение Вселенной.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

  1. Смысловой тип текста, приведённого в задании 5, называется:
  1. повествованием
  2. описанием
  3. рассуждением

Лексика и фразеология         6

  1. Выберите слово, лексическое значение которого – признак:
  1. бесконечность
  2. усталость
  3. словесность
  1. Выберите слово, лексическое значение которого – действие, процесс:
  1. растение
  2. стремление
  1. Три слова в этом предложении называют…Что?

  Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звёздами. (М. Цветаева)

  1. действие
  2. признак
  3. состояние
  1. Если слова могут объединяться в тематические группы, называя круг близких явлений, предметов, действий, то какое слово «лишнее»?

1) коньки

2) сосульки

3) плавать

4) Снегурочка

5 Каким словом можно заменить выделенное слово?

     В накалённой Туркмении… археологи извлекли из праха множество глиняных ОСТРАКОНОВ. На их поверхности были обнаружены намазанные краской черты таинственных знаков. О чём говорят эти письмена?

1) дощечек

2) черепков

6. Одинаково ли лексическое значение слова ДОМ в следующих предложениях:

1) Мне жалко, что теперь зима и комаров не слышно в доме. (О. Мандельштам)

- Наши семьи дружат домами.

2) Вот моя деревня, вот мой дом родной (И. Суриков)

- …И вдруг перед собою с холма господский видит дом. (А. Пушкин)

1.Да

2.Нет

7. Укажите слово, имеющее прямое значение:

Сквозь волнистые туманы

                   Пробирается луна.

                   На печальные поляны

                   Льёт печально свет она.

                          А. Пушкин

1) луна

2) льёт

8. Определите слово, имеющее омоним:

1) стекло

2) нота

9. Отметьте синонимический ряд, в котором выражаются различные оттенки значения:

1) робкий, несмелый, боязливый

2) обманщик, плут, пройдоха

3) скорый, стремительный, проворный, быстрый

10) Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи:

1) блестеть, сиять, светить

2) печаль, кручина

3) давно, когда-то, некогда

11) Кто может «лаять, тявкать, скулить, зазывать»?

1) пёс

2) ветер

12) Сколько слов в предложении имеют переносное значение?

Перо его местию дышит… (А. Пушкин)

1) перо

2) перо, дышит

13. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются:

Противотанковая МИНА – насмешливая МИНА

  1. многозначные слова
  2. омонимы

14. Найдите книжное слово:

1) каморка

2) комнатка

3) обитель

15. Найдите разговорное слово:

1) скупиться

2) жадничать

16. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются:

 ПРЕСТУПИТЬ закон – ПРИСТУПИТЬ к делу

  1. антонимы
  2.  синонимы
  3. омонимы  

17. Допишите  пропущенный антоним.

Ты богат – я очень…

Ты прозаик – я поэт. (А. С. Пушкин)

1) важен

2) беден

18. Одинаковы ли антонимы у прилагательного БОГАТЫЙ в словосочетаниях:

Богатый дом, богатый урожай

1) да

2) нет

19. Определите антоним к прилагательному БЛЕДНЫЙ в значении «слабоокрашенный»:

1) яркий

2) румяный

3) выразительный

20. Какие слова использованы в предложении?

Это была не просто ТИШИНА, а БЕЗМОЛВИЕ окружающей природы.

1)синонимы

2) антонимы

21. Определите значение фразеологизма.

Через каждые полчаса на судах ОТБИВАЛИ СКЛЯНКИ, оглашая море разнотонным перезвоном колокола (А. Новиков-Прибой)

1) обозначить время (полчаса)

2) выбросить ненужные предметы

22.  Охарактеризуйте выделенные слова.

    В Архангельской области облака называют НЕБЕСЬЯ. Тень от нависших туч – БУХМАРЬ. (Г. Коновалов)

1) устаревшие слова

2) диалектизмы

23. Найдите ограниченные в употреблении слова.

1)Убранство церкви не ахтительное, напоминающее Воскресенскую церковь. (А. П. Чехов)

2) Сижу в осеннем пальто, но вместо мыслей из головы выдавливаются какие-то выморозки. (А. П. Чехов)

1)) ахтительное

2)) убранство

3)) ахти

4)) какое

5)) выморозки

24. Укажите авторский неологизм.

     Видится льдина, длинная…дышит, в чёрной воде колышится, льдисто края сияют… (И. Шмелёв)

1) дышит

2) льдисто

25. Сколько в предложении устаревших слов?

     В семидесятых годах 19 века в Москве не было ни конок, ни трамваев, ни пролёток – ездили на линейках и в кабриолетах.

1)  три

2) четыре    

Лексика. Словообразование.      7

1. Создатель первой научной грамматики русского языка:

1) Ф. И. Буслаев

2) М. В. Ломоносов

3) Л. Ф. Магницкий

4) М. Г. Смотрицкий

 2. Какое из перечисленных ниже исторических имён не связано с созданием славянского алфавита?

1) Кирилл

2) Константин

3) Мефодий

4) Епифаний

3. Кто впервые употребил в печатном тексте букву Ё?

1) Г. Р. Державин

2) В. А. Жуковский

3) Н. М. Карамзин

4) И. А. Крылов

4. Найдите лишнее:

1) бежать со всех ног

2) нестись вихрем

3) броситься куда глаза глядят

4) кинуться что было мочи

5. Отметьте ряд, в котором не все выражения синонимичны:

1) ума палата, семи пядей во лбу, голова на плечах, котелок варит

2) ни то ни сё, так себе, ни бе ни ме, не ахти какой, ни бельмеса

3) дни сочтены, дышать на ладан, не жилец, отдать концы

4) ни холодно ни жарко, хоть бы хны, до лампочки, ноль внимания

6. Какую букву мы пишем вместо буквы ЯТЬ после орфографической реформы 1918 г.?

1) я

2) е

3) твёрдый знак

4) мягкий знак

7. Выберите правильный вариант написания одной из петербургских улиц:

1) Малая Подъяческая

2) Малая Подьяческая

3) Малая Под,яческая

4) Малая Подяческая

8. Назовите автора следующего высказывания о русском слове:

     « Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то и пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света…»

1) А. С. Пушкин

2) Н. С. Лесков

3) Н. В. Гоголь

4) И. С. Шмелёв

9.Какое выражение связано с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях?

1) Во всю Ивановскую

2) вот тебе, бабушка, и Юрьев день

3) иерихонская труба

4) Вавилонское столпотворение

10. В каких словах не допускаются с точки зрения литературного языка два варианта ударения?

1) творог

2) кулинария

3) одновременно

4) квартал

11. Какое из научных понятий выпадает из данного ряда?

1) лексикография

2) палеография

3) номография

4) пиктография

12. Найдите в следующем списке цветообозначений слово, которым называют оттенок не коричневого, а голубого цвета:

1) пурпурный

2) терракотовый

3) электрик

4) маренго

13. Какой из перечисленных ниже синонимов употребляется в значении «тайное и недоброе намерение»:

1) прожект

2) умысел

3) замысел

4) задумка

14. Какое из этих слов лишнее?

1) панно

2) пари

3) пенальти

4) паспарту

15. Какое из перечисленных ниже слов выпадает из данного ряда?

1) кукла

2) игрушка

3) матрёшка

4) неваляшка

16. Выберите верный ответ:

      В городе Глупове жили:

1) глупцы

2) глупчане

3) глуповцы

4) глуповчане

17. Какое значение имело в русском языке слово ДЮЖИННЫЙ?

1) выдающийся, необыкновенный

2) состоящий из 12 единиц чего-либо

3) обычный

4) сильный

18. В восклицании Фамусова «Что за комиссия, Создатель…» слово КОМИССИЯ означает:

1) поручение, просьбу

2) поручение, связанное с куплей-продажей

3) трудное, хлопотливое дело

4) поручение, выполняемое за особое вознаграждение

19.  КРЕСТОВИНОЙ называли:

1) перекрёсток

2) основу, на которой крепили новогоднюю ёлку

3) большой крест

4) крёстную мать

20. Найдите лишнее слово:

1) капли

2) брызги

3) комья

4) клочья

21. Выберите верный вариант:

     Он был совсем худой, руки у него были тонкие…

1) костные

2) костлявые

3) костяные

4) костистые

22. Какое из этих прилагательных наиболее уместно употребить в следующем контексте:

     Художник принял во внимание замечания критиков по поводу некоторой белёсоватости его тонов и на этот раз пересолил в другую сторону: его картины стали…

1) цветовыми

2) цветистыми

3) цветастыми

4) цветными

23. Слово НЕДУГ является однородным со словом:

1) дуга

2) дюжий

3) дужка

4) душить

24. Отметьте, в каком предложении имеется речевая ошибка:

1) Каждый человек хоть один раз в жизни писал автобиографию

2) Нам ещё нужно успеть купить сувениры.

3) Суть разговора свелась к обсуждению повестки  дня.

4) Во время экзаменов дорога каждая минута времени.

25. В каком предложении употреблено слово в неверном значении?  

1) Кардинальные перемены в работе фирмы очевидны.

2) Два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников-авангардистов.

3) Достаточно вспомнить тех, кто стал жертвами репрессий.

4) Ожидается созыв очередного съезда.

Лексика. Словообразование. Морфология.         8

1.Калина в русских народных песнях – это популярный символ:

1) любви

2) юности

3) осени

4) ревности

2.Какой официально-деловой документ начинается с местоимения 1-го лица?

1) приказ

2) доверенность

3) трудовой договор

4) заявление

3.Какое из перечисленных качеств является положительным?

1) недоверчивый

2) неуживчивый

3) незаурядный

4) несдержанный

4. К какому слову этимологически восходит слово СОЛЯНКА?

1) соль

2) соленья

3) село

4) сало

5. Отметьте ряд, в котором все эпитеты подходят к слову УВАЖЕНИЕ:

1) огромное, необыкновенное, неизменное, мимолётное

2) томительное, искреннее, необычайное, наивное

3) бесконечное, красивое, горячее, внезапное

4) безграничное, всеобщее, громадное, заслуженное

6. В каком ряду все слова заимствованы?

1) оценка, кофе, опекун, наместник, морж

2) пальто, зима, орден, орава, монета

3) монстр, кочан, монашка, немец, кержак

4) табуретка, стул, зал, котлета, пельмень

7. Соотнесите иностранное слово МОНИТОРИНГ с подходящим русским эквивалентом:

1) преобразование

2) представление

3) описание

4) наблюдение

8. Какое слово можно употребить для обозначения отрицательных изменений личности?

1) девальвация

2) деградация

3) дезинтеграция

4) депортация

9. Отметьте то слово, которое написано правильно:

1) прецидент

2) инцидент

3) прецендент

4) инцедент

10. Отметьте неудачный выбор формы множественного числа имени существительного:

1) шофёры

2) ректоры

3) профессора

4) слесаря

11. Какой из приведённых глаголов может употребляться в 1-ом лице единственного числа?

1) дерзить

2) бороздить

3) шелестеть

4) блестеть

12.Выберите правильный вариант формы имени числительного.

    Председатель правления нашего садоводства был избран:

1) двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами

2) две тысячью пятьсот сорок семь голосов

3) две тысячами пятистами сорок семью голосами

4) двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов

13. Выберите грамматически верный вариант:

1) Строительство этого объекта запланировано на двух тысяч шестой год

2) К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года надо начинать готовиться уже сейчас.

3) В двухтысячном году мы ещё на что-то надеялись.

4) Двух тысяча пятый год запомнился нам разрушительными катастрофами.

14. В каком ряду все числительные употреблены правильно?

1) трое товарищей, двое сирот, четверо саней

2) четверо друзей, двое женщин, двое забияк

3) трое профессоров, четверо студентов, двое школьников

4) четверо парней, двое плакс, трое подруг

15. В каком варианте просьбы местоимение употреблено верно?

1) Закройте кто-то форточку, пожалуйста!

2) Ну закройте же кто-нибудь форточку!

3) Кто-либо, закройте форточку!

4) Кто-то из взрослых, закройте форточку!

16. В каком ряду все слова в форме множественного числа употреблены правильно?

1) векселЯ, образА, шАрфы, шаферА

2) векторА, мИчманы, шнИцели, Якори

3) блАга, щУпальцы, цыгАне, срЕдства

4) блюда, кренделЯ, хуторА. договОры

17. В каком из названий допущена ошибка в использовании прописной или строчной буквы?

1) Санкт-Петербургский государственный университет

2) Феодосийская государственная картинная галерея имени И. К. Айвазовского

3) Московский государственный Педагогический университет

4) Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

18. Выражение из Библии «Отрясти прах с ног своих» означает:

1) навсегда порвать с кем-то/чем-то

2) очиститься от грязной клеветы

3)освободиться от греха

4) расстаться с надеждой на лучшее

19. Какая фраза является наиболее подходящей для завершения программы «Радио России»?

1) Наша передача дошла до своего финиша.

2) Программа неуклонно приближается к своему завершению.

3) Наша передача подошла к концу.

4) Программа подошла к своему финальному завершению.

20. Отметьте то словосочетание, значение которого может быть выяснено только из контекста:

1) расписание занятий

2) ожидание чуда

3) ожидание ребёнка

4) обсуждение проблемы

21. Отметьте, в каком словосочетании содержится грамматическая ошибка:

1) воодушевлять к написанию гимна

2) вдохновлять на новые открытия

3) способствовать выздоровлению

4) привлечь к работе над проектом

22. Отметьте верный вариант:

1) Нас убеждали о том, что…

2) Доказательство о том, что…

3) Сообщалось о том, что…

4) Нам внушают о том, что…

23. Найдите предложение с ошибкой:

1) Туристы поражались высоте небоскрёба.

2) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.

3) Лаборанту был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов.

4) Ректор отметил юбиляра почётной грамотой.

24. Отметьте верное употребление деепричастного оборота:

1) Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу- тройку.                                          2) 2) Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей среде.

3) Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались  в эту прекрасную панораму.

4) Пресытившись жизнью, на него надает хандра.

25. Какое из предложений не является в стилистической правке?

1) Эти сорта пшеницы наиболее урожайные и интенсивные в росте.

2) Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной.

3) Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение стран Востока.

4) Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещения звёзд беспорядочные, хаотичные.

Причастие          9

1. Найдите словосочетание «причастие + существительное»:

1) могучий дуб

2) спелый виноград

3) соломенная шляпа

4) плывущий корабль

2. Найдите словосочетание « причастие + существительное»:

1) покрашенная скамейка

2) освещённый луной

3) блестящий оратор

4) потухший костёр

3.Укажите суффиксы действительных причастий:

1) -ящ-

2) – ем-

3) –енн-

4) –вш-

5)- ющ-

6) - учи

4. В каких случаях в причастиях следует писать суффикс –ущ-?

1) леч..ий врач

2) голубе..ий  простор

3) грохоч..ий гром

4) крас..ее вещество

5. В каких случаях в причастиях следует писать Е?

1) размеш..ный чай

2) та..вший снег

3) брош..нный платок

4) потер…нный билет

6. В каких случаях в причастиях и отглагольных прилагательных пишется –НН-?

1) вяза..ые перчатки

2) слома..ая ветка

3) жаре..ая картошка

4) распиле..ая доска

7. В каком словосочетании –НЕ- пишется раздельно?

1) (не) выполненная работа

2) (не) прекращающийся дождь

3) (не) исправленная вовремя ошибка

4) (не) решенная задача

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

1) ЛАЮЩИЙ пёс – имя прилагательное

2) КРАШЕНАЯ яхта – страдательное причастие прошедшего времени

3) ВИСЯЩИЙ замок – действительное причастие прошедшего времени

4) НАКРЫТЫЙ стол – страдательное причастие прошедшего времени

9. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Листва, убитая морозом текла, с неподвижных веток.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.

3) Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.

10. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

1) есть  2) слышать   3) бить   4) жевать

11. В каком предложении нарушена литературная норма?

1) туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

2) Ребята, сделавшие модели самолётов, были премированы.

3) Мы остановились около строящейся гостиницы.

12. Найдите словосочетание « причастие +существительное»:

1) дремучий лес                 3) опустевший сад

2) сильный мороз              4) тёмная ночь

13.Найдите словосочетание «причастие + существительное»:

1) текущий ручей               3) стёганая куртка

2) текущий счёт                  4) вымытое яблоко

14.Укажите суффиксы действительных причастий:

1) –им-                3) –ем-               5) – т-

2) – енн-              4) – вш-             6) – ущ-

15. В каких случаях в причастиях следует писать суффикс –ЮЩ-?

1) стро..ийся                            3) стел..ийся туман

2) люб..щие родители             4) кле..щаяся лента

16. В каких случаях в причастиях следует писать Е?

1) закле..нный дневник

2) сдерж…нный шёпот

3) завис..щий от обстоятельств

4) засе..нное поле

17. В каких случаях в причастиях и отглагольных прилагательных пишется –Н-?

1) застеклё..ая веранда    3) ошибка исправле..а

2) кваше..ая капуста        4) избалова..ый ребёнок

18. В каком словосочетании –НЕ- пишется слитно?

1) (не) прочитанная книга

2) собрание (не) закончено

3) (не) просохшее после дождя поле

4) ещё (не) вспаханная земля

19. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

1) ЗАРОСШИЙ пруд – имя прилагательное

2) НАПИСАННОЕ сочинение – действительное причастие прошедшего времени

3) ГОРЯЩИЕ угли – имя прилагательное

4) НЕСЖАТЫЕ колосья – страдательное причастие прошедшего времени

20. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) В чащах дрожали берёзы, обсыпанные сусальной позолотой.

2) Город растрёпанный бурей выглядел косматым, и тёмным.

3) Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце.

21. От какого глагола можно образовать страдательное причастие настоящего времени?

1) перечитать                        3) кричать

2) заполнить                          4) рассмотреть

22. В каком предложении нарушена литературная норма?

1) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

2) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

3) Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ    10

1.Деепричастие обозначает:

1) признак действия

2) добавочное действие

3) признак признака

2. Какие общие грамматические признаки имеются у причастий и деепричастий?

1) Они не изменяются

2) Изменяются по падежам

3) Бывают совершенного вида

3. Укажите деепричастия совершенного вида:

1) беспокоясь                    3) отдыхая

2) закончив                        4) продумывая

4. Какими суффиксами обладают деепричастия как особая форма глагола?

1) –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-

2) –а, -я, -вши, -ши, -в

3) –енн-, -нн-, -т-

5. В каком случае НЕ следует писать слитно?

1) (не)построив               3) (не)освещая

2) (не)навидя                   4) (не)вернувшись

6. В каких словах следует писать И?

1) зате..вши                  3) посе..в

2) увид..в                      4) замет..в

7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

1) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

2) Петров, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

8. Укажите предложение, в котором содержится деепричастный оборот:

1) Он смутился и сел, краснея, как девушка.

2) Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки.

9. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Собираясь в поход, приготовь всё заранее.

2) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

3) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

4) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.

10.Найдите в пословицах слова-антонимы и определите, какими частями речи являются эти слова:

1) Сделав худо, не жди добра.

2) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

11. Укажите деепричастие совершенного вида:

1) говоря                      3) переписывая

2) схватившись           4) разбирая

12. Какими суффиксами обладают деепричастия как особая форма глагола?

1) –енн-, -нн-, -т-

2) –ущ-, - ющ-, - ащ-, -ящ-

3) –а, -я, -вши-, -ши, -к-

13. В каком случае НЕ следует писать раздельно?

1) (не)задумываясь                   3) (не)доумевая

2) (не)годуя                               4) (не)взирая на лица

14. В каких словах следует писать И?

1) посе..в                       3) приблиз..в

2) услыш..в                   4) постро..вшись

15. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.

1) Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

2) Подъезжая к деревне, собаки  залаяли.

16. Укажите предложение, в котором содержится деепричастный оборот:

1) Потоптавшись на лужайке, коровы понуро уходят на пастбище.

2) Звезда полей горит, не угасая.

17. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

1) Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.

2) Тучи, постепенно темнея, поднимались выше, разливались шире.

3) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого цвета.

4) Где-то каркали вороны, перелетая с ели на сосну, и сбрасывали с ветвей снег.

18. Найдите фразеологизмы. Составьте с ними предложения:

1) распахнув ворота

2) спустя рукава

3) положив руки на стол

4) спеша на работу

5) сломя голову

6) повесив пальто

19. Найдите деепричастие:

1) некогда

2) взявшись

3) гуляющий

20. Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов:

1) –а

2) –в

3) –вш

21. Найдите деепричастие несовершенного вида:

1) журча

2) договорившись

3) приглядываясь

22. Найдите деепричастие совершенного вида:

1) простив

2) расположившись

3) приглядываясь

23. Найдите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не поставлены):

1) Извилистая тропинка вывела охотников на большую поляну поросшую бурьяном.

2) Высокий камыш стоял плотной стеной окружая поляну.

3) Фазан прогуливаясь утоляет голод ягодами и семенами.

24.В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Гудя и потрескивая, печь освещала дверь и половину горницы каким-то гостеприимным светом.

2) Камни сшибаются и дробятся искря и дымя.

3) Вертя головой медведь лез прямо на меня даже не подозревая об этом.

25. Найдите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка:

1) Гуси направляются на восток, в пустынную, недоступную часть тундры.

2) Я удостоверился, что заблудился, и, уже нисколько нестараясь узнавать окрестные места, пошёл себе прямо.

3) Отроду  не бывал я в таких местах: нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ                 11

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

              Протекали над книгой Глубинной

              Синие ночи царицы.

              А к царевне с вышки голубиной

              Прилетали белые птицы.

  1. один

2) два

3) три

4) четыре

2. Каким членом предложения является предлог?

1) обстоятельством

2) дополнением

3) не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом

3. Определите значения, передаче которых способствуют  предлоги:

1) из-за шторы, около сада, под елью

2) в течение дня, перед рассветом, через минуту

3) простудился от переохлаждения, вследствие дождей

                  4) жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего

А) причинное значение

Б) значение цели

В) значение пространства (места)

Г) временное значение

4.Укажите непроизводные предлоги:

  1. в, на, над, от, с
  2.  благодаря, в течение, несмотря на, согласно

5.Какой часть речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле ВДОЛЬ серых сложенных брёвен. (А. Ахматова).

  1. ВДОЛЬ – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
  2. ВДОЛЬ – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую

6.Проанализируйте написание производных предлогов:

1) (на)счёт, (в)место, (на)подобие

2) (в)целях, (по)причине, (в)продолжение

А) слитное написание

Б) раздельное написание

7. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой Е, производной от имён существительных:

1) в течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен… не был

2) в течен…часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления

8. С какими падежными формами употреблены предлоги?

1) Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб)

2) Отец сидит, упираясь ладонями в колени (А. Перегудов)

3) Сердце замерло, - застучало от боли быстро и сильно. (Ф. Сологуб)

4) Мама ещё на сенокосе, скоро придёт… (В. Белов)

5) С холодами перелёты птиц уменьшились. (А. Яковлев)

А) родительный падеж

Б) дательный

В) винительный

Г) творительный

Д) предложный

9. В каком предложении предлог В использован с предложным падежом?

1) И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский)

2) В лицо веял лёгкий морозный ветерок. (Ф. Сологуб)

3) В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф. Сологуб)

СОЮЗ

1.Сколько союзов в стихотворном отрывке?

          А если, а если к труду

          Ты рвёшься из далей бесплотных, -

          Дай руку, товарищ плотник!

          Тебя я на верфь приведу.

                                 П. Антокольский

1) один союз «а»

2) два союза: «а, если»

3) более двух союзов

2.Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются:

1) главное и зависимое слово в словосочетании

2) однородные члены предложения

3) части (простые предложения) в составе сложного предложения

3. Назовите тип союза и определите, что он связывает:

1) Лев Павлович на ходу расстёгивал шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру. (М. Козаков)

2) Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств. (П. Антокольский)

3) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. (К. Паустовский)

А) сочинительный союз, связывающий однородные члены

Б) сочинительный союз, связывающий части сложносочиненного предложения

В) подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения

4.К какому разряду относятся сочинительные союзы?

1) а, но, зато, однако

2) и да, тоже, также

3) или, либо, то…то

А) соединительные

Б) разделительные

В) противительные

5. К какому разряду относятся подчинительные союзы?

1) Иногда ему казалось, что он теряет сознание. (В. Катаев)

2) Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом… (Е. Водовозова)

3) Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною. (Е . Водовозова)

4) Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей. (Н. Кончаловская)

А) временные

Б) причинные

В) целевые

Г) уступительные

Д) изъяснительные

6. К какому разряду относятся подчинительные союзы в предложениях?

1) Орудия замолкали, пока не рассеивался дым. (А. Новиков-Прибой)

2) Цвет объясняется торфяным дном озера – чем старее торф, тем темнее вода. (К. Паустовский)

3) (Барыня)…сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием… (И. Тургенев)

4) Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап. (И. Тургенев)

А) сравнительные

Б) условные

В) следствия

Г) причинные

Д) временные

7.Определите тип союза по строению:

1) а, и, что, хотя, как, словно

2) как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока

А) простые союзы

Б) составные союзы

8. Укажите составной союз:

1)Даниил Андреев не только в стихах, но и в прозаической «Розе Мира» - поэт. (А. Андреев)

2) Уже смеркалось, как он вернулся. (И. Тургенев)

3) Звёзды видны, а месяц ещё не всходил.

(Л. Толстой)

9. Союзы ТОЖЕ и ТАКЖЕ пишутся слитно, их можно заменить синонимом – союзом И. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу ЖЕ от местоимения ТО и наречия ТАК:

1) на ней то(же) платье, что и вчера

2) так(же), как и много лет назад

3) друзья то(же) приехали

4) Луна скрылась, звёзды то(же) пропали.

А) слитное написание

Б) раздельное написание слов с частицей ЖЕ

10.Союз ЧТОБЫ пишется слитно в отличие от частицы БЫ при местоимении ЧТО. В каком примере он употреблён?

1) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

2) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

11. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1) На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2) Что(бы) о нём ни говорили, он всегда выполняет данное обещание.

3) Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) слитное написание союза

Б) раздельное написание частицы БЫ и местоимения ЧТО.

Частица

1.Укажите в тексте слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению.

Как кроток и отраден день лучистый… (К. Бальмонт)

1) первое слово

2) второе слово

3) третье слово

4) четвёртое слово

2. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения.

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов)

1) слово МОЯ – с указательным значением

2) слово ПУСТЬ – формирующее значение повелительного наклонения

3)слово НЕ - отрицание

3. Какие дополнительные оттенки вносят частицы?

1) Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?

2)Вот мой дом. Вот моя гора.

3) Что за аромат! Куда уж тебе!

А) оттенок указательности

Б) вопросительные

В)восклицательные: оттенок эмоциональности

4. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложение, их разряд.

1) Она просила исполнить ваши желания, и только. (Н. лесков)

2) Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением. (Е. Водовозова)

3) Он моря не боится. (И. Бунин)

4) Нет ни звезды. (И. Бунин)

А) отрицательная частица

Б) усилительная частица

5. Какие формы глагола образованы с помощью частиц?

1) Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает». (Е. Водовозова)

2) Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская)

А) форма повелительного наклонения

Б) форма сослагательного (условного) наклонения

6.В каком случае использована приставка НИ-, если  известно, что в местоимениях и местоимённых наречиях НЕ- - это ударный элемент?

1) Раньше с ним этого н..когда не бывало. (Е. Катаев)

2) О царе н..чего и говорить. Царь – это царь. (В. Катаев)

7. Какие из перечисленных частей речи пишутся с НЕ всегда раздельно?

1) имя существительное

2) имя числительное

3) глагол

4) союз

8. Раскройте скобки, указывая цепочки слов со слитным написанием НЕ:

1) (не) взгоды, (не) насытный, (не) навидеть, (не)годующий, (не)льзя

2) (не)верное, а лживое мнение; (не0тревожный, а спокойный

3) (не)видя, (не)смотря, (не)проговорив, (не)заболев

4) (не)смотри на снегопад, (не)взирая на проблемы

9. Определите написание НИ или НЕ.

Кем бы он н..  был – жив. (П. Антокольский)

1) Ни

2) не

10. Укажите примеры раздельного написания НЕ с причастиями:

1) (не) искавший себе выгоды

2) (не) дрожащий, а ровный свет

3) (не) открытые острова

4) (не) забитые на зиму досками окнао

Итоговая тестовая работа

Вариант 1.

1. Расшифруйте фонетическую транскрипцию слов и запишите их в соответствии с нормами орфографии. Поставьте в словах ударение:

пад на.ф,  ат.на..ф, зан..аф, дышат

2. Запишите фонетическую транскрипцию слов:

Сошьют, шестьсот, косьба, мороз, бантик

3. Определите ряд правильных слов с неправильным ударением:

1) баловАть, занятА, щавЕль, стАтуя

20 катАлог, начАл. ждАла, дОговор

4. В каком ряду все слова являются однокоренными?

1) запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий

2) краса, красивый, украшение, украсить

3) коса, косичка, косуля

5. Определите вид подчинительной связи:

А) согласование

Б) управление

В) примыкание

1) кленовые листья

2) шумели от ветра

3) приехал работать

4) шапка из шерсти

6. Какое предложение не имеет подлежащего?

1) И этот звон люблю я! (М. Лермонтов)

2) Люблю тебя, булатный мой кинжал,

    товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов)

7. Найдите предложение, в котором есть приложение:

1) Вот я снова в городе Кургане.

2) На теплоходе мы доехали до Астрахани.

3) Долго мы на берегу стояли.

8. Поставьте недостающие знаки препинания в предложении:

     Море, отражая огни фонарей, было усеяно массой жёлтых пятен и они красиво трепетали на его бархате.

9. Определите тип сказуемого в предложении:

1) простое глагольное

2) составное именное

3) составное глагольное

      Метель была страшной.

10. Определите тип предложения:

1) безличное

2) определённо-личное

3) неопределённо-личное

          Не цвести цветам поздней осенью.

11. Найдите назывное предложение:

1) Совсем тепло.

2) Апрель двадцать второго года.

3) В углах комнаты темно.

12. Найдите предложение с однородными членами:

1) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гаснет.

2) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

3) С утра шёл дождь, и небо было затянуто тучами.

13. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

1) Мне кажется, что скоро пойдёт дождь.

2) Кажется, скоро пойдёт дождь.

3) Он не такой, каким кажется.

14. Найдите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не поставлены):

1) Перевозчик грёб стоя.

2) За исключением командира все отдыхали.

3) Несмотря на поздний вечер было душно.

15. Какой схеме соответствует предложение? (Знаки препинания не поставлены).

    Нет сказал Ваня я не могу ехать сейчас.

  1. «П», - а.
  2. А: «П».
  3. «П, - а. – П».
  4.  «П –а, -П».

ВАРИАНТ 2

1. Измените данные слова так, чтобы звуки, обозначенные подчёркнутыми буквами, оглушались или озвончались:

Берёзка, косить, бечева, молотить, подвязать, просить, вырезать

2.Запишите фонетическую транскрипцию слов:

Съела, наелась, много, еды

3. В какой группе слов все слова однокоренные?

1) гора, горка, горный, загореть

2) ночной, ночь, ночевать, ночёвка, полуночник

4. Укажите словосочетания, в которых НЕ пишется раздельно:

1) (не)исправленная работа

2) (не)сказав ни слова

3) (не)приятное впечатление

4) (не)чего сказать

5. Определите вид подчинительной связи:

А) согласование

Б) управление

В) примыкание

1) отцовский пиджак

2) шумели тихонько

3) рисовать кистью

4) вода родника

6.  Каким членом предложения является выделенное слово?

     Два да три будет ПЯТЬ.

1) сказуемым

2) подлежащим

3) обстоятельством

4) дополнением

7. Найдите двусоставное предложение:

1) В садах окапывают деревья.

2) Не опаздывайте на занятия, ребята.

3) Мы с Павлом удивлённо подняли головы вверх.

8. Определите тип сказуемого в предложении:

1) составное именное

2) составное глагольное

3) простое глагольное

             Я буду рад помочь вам.

9. В каких случаях при приложении нужно поставить дефис?

1) Зима_волшебница

2) нитки_мулине

3) товарищ_пассажир

10. Определите тип предложения:

1) безличное

2) назывное

3) неопределённо-личное

4) определённо-личное

            Богато убранный кабинет.

11. Найдите назывное предложение:

1) Из открытых окон льётся песня.

2) Тихий зимний вечер.

3) По оврагу бежит ручей.

12. Найдите схему, в которой допущена ошибка:

1) (и.о, и о)

2) (о, о. и о)

3) (о, и о, и о)

13. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

1) Пожар в лесу, как говорят очевидцы, - страшное зрелище.

2) Пожар в лесу, по словам очевидцев, - страшное зрелище.

3) Очевидцы говорят, что пожар в лесу – страшное зрелище.

14. Найдите предложение с косвенной речью (знаки препинания не расставлены):

1) Охотник сказал я видел на озере лебедей.

2) я спросил товарища решил ли он эту  задачу.

15. Каким членом предложения являются деепричастные обороты:

1) обособленным определением

2) обособленным обстоятельством

3) обособленным дополнением

ВАРИАНТ 3

1. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1) средства

2) километр

3) красивее

4) мельком

2. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) благодаря обилию снега

2) наперекор обычая

3) написал красившее

4) пришёл со школы поздно

3. Найдите неверные утверждения:

1) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2) Предлоги выражают именные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения

3) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4) Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5) Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

4. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) КРИЧА друг другу – наречие

2) идти ВПЕРЕДИ колонны – предлог

3) сделать ПОБОЛЬШЕ – прилагательное в сравнительной степени

4) ЛЕТУЧИЙ газ – причастие

5) В ПРОДОЛЖЕНИЕ  лета – имя существительное

5. Найдите лишнее слово, строение которого соответствует схеме:

Приставка+ корень+суффикс+суффикс

1) безвозвратный

2) издавна

3) подчёркивая

4) распустил

6. Найдите слово, в котором не пишется Ь?

1) теч.. в лодке

2) нестись вскач…

3) много задач…

4) умчаться проч..

5) разжеч…костёр

7. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется Ё:

1) реч..нка

2) ещ..

3) круж..к

4) холщ..вый

5) луж..к

8. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-:

1) клее..щие коробку

2) стро..щийся дом

3) леч..щий врач

4) жал..щие осы

5) кол..щие дрова

9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по) другому пути

2) бывал (кое)где

3) скажи(кА) об этом

4) (по)осеннему хмурое небо

5) относиться (по)внимательнее

6) заметил (ли) он

10. Найдите слова, в которых пишется одна буква Н:

1) слушал сосредоточе…о

2) девочка умна и воспита…а

3) уставле…ая вазами

4) писан..ая красавица

5) игрушка слома..а малышом

6) маринова..ые огурцы

11. Найдите слова, которые пишутся раздельно:

10 (в) следствие сильных дождей

2) подняться (в)верх

3) повесил (на) конец мачты

4) мог рассказать (то)же самое

5) шёл, (не)смотря по сторонам

12. Укажите словосочетания, в которых НЕ пишется слитно:

1) никем (не)убран

2) (не)скошенная трава

3) (не) доспелые фрукты

4) (не)завершённая, а начатая работа

5) написано ничуть (не)аккуратно

6) (не)решённая задача по химии

13. В каком предложении на месте точек пишется НИ?

1) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

2) когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.

3) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.

4) Н.. раз выходил он победителем из боя.

14. Найдите словосочетания «прич. + сущ.) с главным словом причастием:

1) подписанная работа по математике

2) освещённый солнцем

3) брошенная сумка

4) дремлющий высокий камыш

5) готовящие выступление

6) пенящиеся морские волны

15. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул с моря и обдавал город запахом водорослей.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

4) Замедляя ход, к станции подошёл поезд.

Вариант 4.

1.Укажите, в каких словах нужно писать О:

1) предл..гать

2) отр..сль

3) пров..кация

4) уд..лить зуб

2. Укажите, в каких словах нужно писать Е:

1) Наде..вшийся

2) клее..щий

3) рожь колыш..тся

4) высме..нный

3. Укажите слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением:

1) ш..повник

2) безотл..гательно

3) з..ря

4) п..кет

4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на них сеяную водичку.

2) Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зёрна.

3) ВЫ, я думаю, привыкли к этой великолепной природе.

4) И вода, и берег, и туча – всё сливалось в непроницаемый мрак.

5. Найдите предложение, в котором НЕ пишется слитно:

1) (Не)распустившиеся ещё бутоны гвоздик качались на тонких ножках.

2)(Не) привычные к физическому труду люди не смогут стать фермерами.

3) Кладовщик, (не)колеблясь, согласился на наше предложение.

4) (Не)правда нужна была этим людям,а утешение.

6. Продолжите предложение:

       Работая над романом, …

1)  писателем были изучены сотни архивных документов;

2) писателю разрешили пользоваться архивными документами;

3) писателю пришлось долгие часы просиживать в архиве;

4) у писателя не было чёткого плана.

7. Найдите слово, в котором пишется одно Н:

1) купле..ый дом

2) преда..о смотрел

3) преда..ый слуга

4) билеты уже прода..ы

8.Найдите слово с суффиксом –ЧИВ-:

1) уклонч…вость

2) бич..вавший

3) поч..вать

4) выруч..в

9. Найдите слово с ударением на первом слоге:

1) приняв

2) клала

3) занята

4) звонит

10. Найдите предложение без грамматических и логических ошибок:

1) Пьеса ставилась не только в столичных театрах, а также и в провинциальных.

2) Любимой забавой было взятие снежной крепости или кататься на санях с ледяной горы.

3) Лиза – девушка тихая, но с характером.

4) Все дорожат и не хотят утратить свою свободу.

11.Найдите предложение, в котором запятая на месте скобок не ставится:

1) Мне () как старому москвичу ( ) дороги эти ветхие и неказистые домики.

2) В безветренную погоду озеро блестело ( ) как зеркало.

3) Спина Семёна согнулась ( ) точно тяжесть легла на неё.

4) Кучевые облака ( )как клубы дыма.

12. Найдите ошибку в объяснении написания слова:

1) НЕГЛАЖЕ..ОЕ БЕЛЬЁ – одно Н в суффиксе прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида

2) ПЕЧЁ..ОЕ НА УГЛЯХ МЯСО – НН в полном причастии (с зависимым словом)

3) НАЗР..ВАТЬ – Е в глагольном суффиксе –ЕВА-

4) ЗАКЛЕ..ННЫЙ – Е в суффиксе причастия –ЕНН-

13. Укажите, в каких словах пишется НЕ

   Сколько уже н(1) узнали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

1) 1,2

2) 3,4

3) 1,2,3,4

4) 2,3,4

14. Найдите ошибку в образовании грамматической формы:

1) все инженера

2) одну туфлю

3) полутораста домами

4) лягте

15. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Река вышла из берегов – прервалось сообщение с городом.

2) Вокруг стало светло: зажглись прожектора.

3) Вдруг я чувствую – кто-то берёт меня за плечо и толкает.

4) Большинство сходилось на одном : старые законы не годятся.

16. Что означает тире в предложении:

1) разделяет подлежащее и сказуемое

2) отделяет обобщающее слово от однородны членов

3) обозначает пропуск члена предложения

4) разделяет части сложного бессоюзного предложения

         Он просил оставить его дома – не оставили.

17. Укажите предложение, которое соответствует схеме ( ), и ( ). (знаки препинания в предложении не расставлены).

1) Гудок возник внезапно резко нарушив ночное безмолвие и постепенно заполнил собою ночь.

2) Дорогу замело снегом и нам посоветовали переночевать в деревне.

3) В лесу было прохладно и пахло ландышами.

4) Я смутно почувствовал что в жизни моей наступил какой-то перелом и может быть к худшему.

18. Какая часть речи определена неверно?

 Велика (ли) штука муравей, что (бы) разбираться настойчиво, куда и за (чем)он лезет  (на) верх по дереву?

1) ВЕЛИКА ЛИ – прилагательное и вопросительная частица

2) ЧТОБЫ – подчинительный союз

3) НА ВЕРХ – предлог и существительное

4) ЗАЧЕМ - наречие

19. Лексическое значение определено неверно:

1) невежда – невоспитанный, грубый человек

2) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах

3) кампания – мероприятия для осуществления какой-либо важной задачи

4) шокировать – приводить в смущение нарушением правил приличия

20. Пишется слитно:

1) (на) лету

2)(по)видимому

3) железо (бетонный)

4) (чёрно) бурый

21. Какие из выделенных слов пишутся раздельно?

1) (НЕ)СМОТРЯ на конец октября, солнце жгло невыносимо.

2)Эта задача (НА)ПОДОБИЕ предыдущей.

3) Кругом всё ТО(ЖЕ) поле, ТЕ(ЖЕ) холмы, ТО(ЖЕ) прекрасное небо.

4) ЧТО(БЫ) рыбку съесть, надо в воду влезть.

22. Необходимы запятые на месте цифр.

     Чаадаев без пространных рассуждений просто сравнивал (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясало больше всего.

1) 2, 3, 4, 5

2) 1, 3, 5

3) 2, 4, 5

4) 2, 3, 5

23. Найдите ошибку в анализе предложения.

     Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

1) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

2) состоит из трёх предложений

3) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа – безветрие  стояло (подлежащее + сказуемое)

4) последнее предложение односоставное безличное, грамматическая основа – бывает (сказуемое)

24. Найдите ошибку в определении признаков текста.

   О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определённое положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то говорят, что тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.

1) стиль речи – научный

2) тип речи – рассуждение

3) средства связи предложений – лексический повтор, однокоренные слова, вводные слова

4) способ связи между предложениями – параллельный

ТЕСТ ПО КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА

ТЕКСТ 1

Обведите кружком номер правильного ответа.

(1)Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, - у камня печального, хмурого.

(2) На тот бок его, который обращён к морю волны набросили тины, водорослей и обвеш..ный ими камень кажется привязанным  к узкой песчан..ой  полоске отделяющей море от гор. (3) Пламя нашего костра освещает его со стороны обращён..ой к горе, оно вздрагивает и по старому камню, изрезан..ому частой сетью глубоких трещин, бегают тени.

                                      (М. Горький)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

3. Укажите ошибку в характеристике текста:

1) стиль речи: художественный

2)тип речи: описание

3) все три предложения соединены параллельной связью

4) средства связи предложений местоимения

5) средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, особая ритмическая организация фраз, инверсия, повтор.

4. Укажите выражения, в которых выделенные слова употреблены в переносном (метафорическом ) значении:

1) у камня, ОДЕТОГО тенью

2) у камня, ПОРСШЕГО мхом

3) у камня ПЕЧАЛЬНОГО, ХМУРОГО

4) пламя нашего костра ОСВЕЩАЕТ его

5) оно ВЗДРАГИВАЕТ

6) по старому камню БЕГАЮТ тени

5. Укажите пример инверсии:

1) лежим на песке у громадного камня

2) у камня печального, хмурого

3) по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин

4) кажется привязанным к узкой песчаной полоске

6.Каким является второе предложение?

1) сложносочиненным

2) сложноподчиненным

3) сложным предложением с сочинением и подчинением

4) сложным предложением с союзной (подчинительной) и бессоюзной связью

5) сложным предложением с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью

7. Сколько в тексте обособленных определений, выраженных причастным оборотом?

1) три

2) четыре

3) пять

4) шесть

8. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

1) в первом

2) во втором

3) в третьем

9. Определите вид придаточного во втором предложении:

1) придаточные места

2) определительное

3) изъяснительное

4) образа действия

10) Какое из слов соответствует схеме

приставка + корень + суффикс + окончание?

  1. оторвавшегося
  2.  отделяющий
  3. поросшего
  4.  изрезанному

ТЕКСТ №2

Обведите кружком номер правильного ответа.

     (1) Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно (в)дали, облитой голубым сиянием луны. (2) Мягкое и серебристое, оно слилось там с син..м южн..м небом и крепко спит, отражая в себе прозрачн..ю ткань пер..стых обл..ков, (не)подвижных и (не)скрывающих собою золотых узоров звёзд. (3) кажется, что небо всё ниже    наклоняется над      морем, желая понять то, о чём шепч..т (не)угомонные волны, сонно всползая на берег…

     (4) А море ластит..ся к берегу и волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет..ся к костру.

                                                              (М. Горький)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

3. Найдите ошибку в характеристике текста:

1) тип речи: описание

2) способ связи всех предложений: параллельный

3) средства связи: местоимение, лексический повтор

4) языковые средства образной конкретизации, характерные для художественной речи: слова в переносном значении, обилие определительных и обстоятельственных (образа действия) конструкций, однородных членов предложения

5) речевые средства художественной выразительности: олицетворения. Эпитеты, инверсия, особая ритмическая организация фраз, придающая тексту музыкальность.

4. Укажите выражения, в которых выделенные слова употреблены в переносном (метафорическом) значении:

1) море (..) ЛЕНИВО ВЗДЫХАЮЩЕЕ у берега

2) море (..) НЕПОДВИЖНО (в) дали

3) (в)дали, ОБЛИТОЙ голубым СИЯНИЕМ

4) ОТРАЖАЯ В СЕБЕ ткань пер..стых обл..ков

5) ШЕПЧУТ (..) ВОЛНЫ, сонно всползая на берег

5.Какое из предложений соответствует схеме:

, и

                                     

  1. первое
  2. второе
  3. третье
  4. четвертое

6.Найдите ошибку в характеристике третьего предложения:

1) сложноподчиненное предложение с двумя придаточными

2) все придаточные изъяснительные

3) связь предложений – последовательное подчинение

4) главное предложение односоставное, неопределённо-личное

7. В каком предложении есть два обособленных нераспространённых определения?

1) в первом

2) во втором

3) в третьем

4) в четвёртом

8. В каком предложении есть авторская пунктуация?

1) в первом

2) во втором

3) в третьем

4) в четвёртом

9. Найдите ошибку в разборе первого предложения:

1) простое, двусоставное, распространённое

2) осложнено однородными членами и обособленными определениями, выраженными причастным оборотом

3) грамматическая основа: море (подлеж) уснуло(сказ.) и неподвижно(сказ.)

4) оба сказуемые простые глагольные

10) Какие правила регулируют написание употреблённых  в тексте слов с частицей НЕ?

1) правописание полных причастий с НЕ (во всех трёх случаях)

2) правописание прилагательных с НЕ ( во всех трёх случаях)

3) правописание полных причастий с НЕ (в двух случаях) и правописание прилагательных с НЕ ( в одном случае)

4) правописание полных причастий с Не (в одном случае) и правописание прилагательных с Не (в двух случаях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...