Конспект урока с презентацией . Обобщение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект может быть использован на этап как обощения знаний учащихся, так и на этапе повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.obobshchenie_znaniy_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.rar | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Кудиновской сош №35
Ногинского района
Горина Светлана Ивановна
Предмет - русский язык, 5 класс. Программа «Русский язык. 5-9 классы» (Москва «Просвещение» 2007 год. Авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский). Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., ТростенцоваЛ.А. и др. «Русский язык. 5 класс» (М., «Просвещение», 2007 год).
Основополагающий вопрос: «Что такое имя существительное».
Цель проекта: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».
Задачи: закрепить умения учащихся определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении и использовать полученные знания для решения конкретных орфографических и грамматических задач.
Критерии эффективности урока:
1. Благодаря созданию презентации к уроку, удалось чётко и последовательно распределить учебный материал для организации повторения по теме «Имя существительное».
2. Использование приёма «Анимация» при создании слайдов позволило быстро проверять правильность ответов учащихся на поставленные вопросы учителя и эффективно использовать время на уроке.
3. Использование презентации на уроке способствовало привлечению внимания учащихся, повысило интерес к изучаемому предмету.
4. В результате ответов на вопросы учителя, выполнения предложенных им заданий учащиеся смогли закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении.
5. Урок поставленной цели достиг.
Этап урока | Продолжитель- ность | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Средства обучения |
1. Организацион- ный момент | 2 минуты | Приветствие учащихся. Проверка учителем их готовности к уроку. | Приветствие учителя. Запись в тетради даты и вида работы. | |
2. Постановка цели урока | 1 минута | - На протяжении нескольких недель мы с вами изучали одну из самостоятельных частей речи. Какую? - Сегодня мы будем подводить итоги нашей работы. Нам предстоит дать полный ответ на вопрос «Что такое имя существительное». | - Имя существительное. | Презентация. 1 слайд. |
3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существи- тельное» | 38 минут | - Конечно, у этого понятия есть научное определение, но сначала познакомьтесь с высказыванием Льва Успенского об этой части речи. - Как вы его понимаете? | - … | Презентация. 2 слайд. |
- Есть такая пословица: «Хлеб – всему голова». Действительно, высказывание Льва Успенского очень точно определяет роль имени существительного в нашей речи, ведь в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. | Презентация. 3 слайд. | |||
- Но нас интересует научное определение имени существительного, а не художественное. - По скольким пунктам мы даём определение любой части речи? - Начнём с первого пункта. Что из него должны узнать об имени существительном? - Кто готов дать ответ? | - По трём. - На какой вопрос отвечает и что обозначает имя существительное. - … | Презентация. 4 слайд. | ||
- Проверим правильность ответа. -Но всегда ли имя существительное обозначает предмет? Что ещё могут обозначать слова этой части речи? - Приведите примеры и запишите их в тетрадь. | - Признак как предмет, действие как предмет. Учащиеся приводят примеры и записывают по выбору по 2-3 в тетрадь. | Презентация. 5 слайд. | ||
- Что ж, переходим ко 2 пункту. О чём должны сообщить здесь? | - О постоянных и изменяемых признаках имени существительного. | Презентация. 6 слайд. | ||
- Сначала вспомните постоянные признаки. - Проверим себя. (Просмотр слайда полностью.) - О каких постоянных признаках вы в 5 классе узнали что-то новое? | Учащиеся перечисляют постоянные признаки имени существительного. - О способах записи собственных имен существительных, о типах склонения. | Презентация. 7 слайд. | ||
- Запишите предложение. «Мы поговорим о (Р,р)омане завтра»,- предложил учитель. (Учитель проходит по рядам и проверяет записи в тетради.) - Обратите внимание на экран. У кого-то в тетради я видела первую запись, а у кого- то вторую, а кто-то одно из слов этого предложения вообще не записал. Как надо было написать? Объясните. | Учащиеся самостоятельно записывают предложение в тетрадь. - … | Презентация. 8 слайд. | ||
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. | - Падеж, число. | Презентация. 9 слайд. | ||
- Постоянные и непостоянные признаки тесно связаны друг с другом. Вспомните, почему в словаре рядом с существительным иногда указывается его окончание в родительном падеже единственного числа? | - По форме родительного падежа можно определить их род. | Презентация. 10 слайд. | ||
- Запишите существительные и по окончанию определите их род: Нет рояля, нет туфли, нет мозоли, нет тюля. - А теперь подберите устно к каждому существительному, поставив его сначала в начальную форму, подходящее по смыслу имя прилагательное. Назовите получившиеся словосочетания. - Запишите по одному примеру с каждым словом в тетрадь. | Учащиеся записывают слова в тетради в столбик и указывают их род. Кто-то из учеников комментирует. - … Учащиеся записывают примеры словосочетаний. | |||
- И вновь надо вспомнить о каком-то постоянном и каком–то непостоянном признаке имени существительного, чтобы правильно выбрать гласную в безударном окончании имени существительного. Какие это признаки? - Примените свои знания и заполните пропуски. | - Склонение и падеж. Один из учащихся комментирует, все пишут в тетрадь. | Презентация. 11 слайд. | ||
- Вот подошли и к последнему пункту определения имени существительного. О чём надо сообщить здесь? | - О синтаксической роли имени существительного в предложении. | Презентация. 12 слайд. | ||
- Какова синтаксическая роль имени существительного? - Запишите предложения и выполните задание: укажите имена существительные и определите, какими членами предложения они являются? | - Имя существительное может быть любым членом предложения. Один ученик комментирует, все работают вместе с ним. | Презентация. 13 слайд. | ||
- А теперь подведём итог и дадим полное определение имени существительного как части речи. | - … | Презентация. 14 слайд. | ||
4. Подведение итогов | 2 минуты | - Какова была цель сегодняшнего урока? - Удалось ли нам это сделать? | - … - … | |
5. Выставление оценок | 1 минута | Учитель даёт комментарий работе учащихся и выставляет оценки. | ||
6. Домашнее задание | 1 минута | - Откройте учебник на с. 223. Здесь даны контрольные вопросы, ответив на которые, вы ещё раз проверите свои знания по теме «Имя существительное». Письменно выполните упр. 562. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 5 класс» (М., «Просвещение», 2007 год). |
Список литературы и Интернет-источников:
А.Ю. Купалова «Текст в занятиях родным языком» (М., «Наука», 1996г);
Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» (М., «Просвещение», 2002 год);
www.eraznaniy.ru ;
www.traktat.com;
www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Тема: «Имя существительное» (6 класс). Конспект урока и презентация.
повторительно-обобщающий. Данный проект предлагает один из способов изучения темы: «Имя существительное», используя выполнение практических заданий, тестирования, вопросов для самоконтроля, творч...
Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».
Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....
Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...
Конспект урока и презентация "Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных "
Конспект урока и презентация "Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных "...