Конспект урока с презентацией . Обобщение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект может быть использован на этап как обощения знаний учащихся, так и на этапе повторения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Учитель русского языка и литературы

                               МБОУ  Кудиновской сош №35

                               Ногинского района

                               Горина Светлана Ивановна

Предмет - русский язык, 5 класс. Программа «Русский язык. 5-9 классы» (Москва «Просвещение» 2007 год. Авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский). Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., ТростенцоваЛ.А. и др. «Русский язык. 5 класс» (М., «Просвещение», 2007 год).

Основополагающий вопрос: «Что такое имя существительное».

Цель проекта: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

           Задачи: закрепить умения учащихся определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении и использовать полученные знания для решения конкретных орфографических и грамматических задач.

           Критерии эффективности урока:

1. Благодаря  созданию презентации к уроку, удалось чётко и последовательно распределить учебный материал для организации повторения по теме «Имя существительное».

          2. Использование приёма «Анимация» при создании слайдов позволило быстро проверять правильность ответов учащихся на поставленные вопросы учителя и эффективно использовать время на уроке.

         3. Использование презентации на уроке способствовало привлечению внимания учащихся, повысило интерес к изучаемому предмету.

         4. В результате ответов на вопросы учителя, выполнения предложенных им заданий учащиеся смогли закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении.

          5.  Урок поставленной цели достиг.

Этап

урока

Продолжитель-

ность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

1. Организацион-

ный момент

2 минуты

Приветствие учащихся. Проверка учителем их готовности к уроку.

Приветствие учителя. Запись в тетради даты и вида работы.

2. Постановка

цели урока

1 минута

- На протяжении нескольких недель мы с вами изучали одну из самостоятельных частей речи. Какую?

- Сегодня мы будем подводить итоги нашей работы. Нам предстоит дать полный ответ на вопрос «Что такое имя существительное».

- Имя существительное.

Презентация.

1 слайд.

3. Обобщение и

систематизация

знаний по теме

«Имя существи-

тельное»

38 минут

- Конечно, у этого понятия есть научное определение, но сначала познакомьтесь с высказыванием Льва Успенского об этой части речи.

- Как вы его понимаете?

- …

Презентация.

2 слайд.

- Есть такая пословица: «Хлеб – всему голова». Действительно,  высказывание Льва Успенского очень точно определяет роль имени существительного в нашей речи, ведь в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Презентация.

3 слайд.

- Но нас интересует научное определение имени существительного, а не художественное.

- По скольким пунктам мы даём определение любой части речи?

- Начнём с первого пункта. Что из него должны узнать об имени существительном?

- Кто готов дать ответ?

- По трём.

- На какой вопрос отвечает и что обозначает имя существительное.

- …

Презентация.

4 слайд.

- Проверим правильность ответа.

-Но всегда ли имя существительное обозначает предмет? Что ещё могут обозначать слова этой части речи?

- Приведите примеры и запишите их в тетрадь.

- Признак как предмет, действие как предмет.

Учащиеся приводят примеры и записывают  по выбору по 2-3 в тетрадь.

Презентация.

5 слайд.

- Что ж, переходим ко 2 пункту. О чём должны сообщить здесь?

- О постоянных и изменяемых признаках имени существительного.

Презентация.

6 слайд.

- Сначала вспомните постоянные признаки.

- Проверим себя. (Просмотр слайда полностью.)

- О каких постоянных признаках вы в 5 классе узнали что-то новое?

Учащиеся перечисляют постоянные признаки имени существительного.

- О способах записи собственных имен существительных, о типах склонения.

Презентация.

7 слайд.

- Запишите предложение. «Мы поговорим о (Р,р)омане завтра»,- предложил учитель. (Учитель проходит по рядам и проверяет записи в тетради.)

- Обратите внимание на экран. У кого-то в тетради я видела первую запись, а у кого- то вторую, а кто-то одно из слов этого предложения вообще не записал. Как надо было написать? Объясните.

Учащиеся самостоятельно записывают предложение в тетрадь.

- …

Презентация.

8 слайд.

- Назовите непостоянные признаки имён существительных.

- Падеж, число.

Презентация.

9 слайд.

- Постоянные и непостоянные признаки тесно связаны друг с другом. Вспомните, почему в словаре рядом с существительным иногда указывается его окончание в родительном падеже единственного числа?

- По форме родительного падежа можно определить их род.

Презентация.

10 слайд.

 - Запишите существительные и по окончанию определите их род:

Нет рояля, нет туфли, нет мозоли, нет тюля.

- А теперь подберите устно к каждому существительному, поставив его сначала в начальную форму, подходящее по смыслу имя прилагательное. Назовите получившиеся словосочетания.

- Запишите по одному примеру с каждым словом в тетрадь.

Учащиеся записывают слова в тетради в столбик и указывают их род. Кто-то из учеников комментирует.

- …

Учащиеся записывают примеры словосочетаний.

- И вновь надо вспомнить о каком-то постоянном и каком–то непостоянном признаке имени существительного, чтобы правильно выбрать гласную в безударном окончании имени существительного. Какие это признаки?

- Примените свои знания и заполните пропуски.

- Склонение и падеж.

Один из учащихся комментирует, все пишут в тетрадь.

Презентация.

11 слайд.

- Вот подошли и к последнему пункту определения имени существительного. О чём надо сообщить здесь?

- О синтаксической роли имени существительного в предложении.

Презентация.

12 слайд.

- Какова синтаксическая роль имени существительного?

- Запишите предложения и выполните задание: укажите имена существительные и определите, какими членами предложения они являются?

- Имя существительное может быть любым членом предложения.

Один ученик комментирует, все работают вместе с ним.

Презентация.

13 слайд.

 - А теперь подведём итог и дадим полное определение имени существительного как части речи.

- …

Презентация.

14 слайд.

4. Подведение

итогов

2 минуты

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли нам это сделать?

- …

- …

5. Выставление

 оценок

1 минута

Учитель даёт комментарий работе учащихся и выставляет оценки.

6. Домашнее

задание

1 минута

- Откройте учебник на с. 223. Здесь даны контрольные вопросы, ответив на которые, вы ещё раз проверите свои знания по теме «Имя существительное». Письменно выполните упр. 562.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 5 класс» (М., «Просвещение», 2007 год).

Список литературы и Интернет-источников:

А.Ю. Купалова «Текст в занятиях родным языком» (М., «Наука», 1996г);

Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» (М., «Просвещение», 2002 год);

www.eraznaniy.ru ;

www.traktat.com;

www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Тема: «Имя существительное» (6 класс). Конспект урока и презентация.

повторительно-обобщающий. Данный проект предлагает один из способов изучения темы: «Имя существительное», используя выполнение практических заданий, тестирования, вопросов для самоконтроля, творч...

Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Конспект урока и презентация "Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных "

Конспект урока  и презентация  "Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных "...