Тема урока: «Словосочетание и предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Форма урока: урок-практикум
Цели:
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Словосочетание и предложение».
Форма урока: урок-практикум
Цели:
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
- Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
- Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
- Назовите виды словосочетаний.
- Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
- Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
- Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
- - Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
- Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)-
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
- А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
- Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте его.
- Вставить пропущенные буквы.
- Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
- Найдите в тексте нераспространенные предложения.
- Найдите сложные предложения.
- Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
- Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
- Правильно –Х, неправильно – О.
- Выплыло из-за туч солнышко.
- Оно разослало на землю свои лучи.
- Две капли тяжело шлепнулись на лист.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Стемнело.
- Утро сегодня прохладное.
- Потемнел лес.
- Листья плясали под его музыку.
- Замечательный день.
- Осень – волшебное время года.
3 Игра «Самый умный»
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Член предложения главные | На какие вопросы отвечает | Какой частью речи выражается |
второстепенные | ||
4. Сделать полный синтаксический разбор предложений. (три ученика к доске)
Облако закрыло солнце. Осень сменяет лето. Старый дуб закрыл молодой клен. Лед расколол ветер. Паровоз тянет электровоз. Платье задело весло. Уменье везде найдет примененье.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
- IV. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2.Выставление оценок за работу на уроке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Усвоили ли вы тему «Синтаксис и пунктуация», проверите ещё дома: из текстов художественной литературы выпишите: для 1 варианта – 5 предложений ПП, для 2 варианта – 5 предложений ССП, для 3 варианта – 5 предложений СПП.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
- А теперь снова возьмите один из колокольчиков, который больше выражает ваше состояние и настроение сейчас, в данный момент, после работы на уроке, прикрепите рядышком с первым.
- Я рада, что Ваше настроение улучшилось. Спасибо за работу на уроке.
Желаю Вам успеха! Урок окончен. До свидания.
Приложение
Тема урока повторения:
Желаю удачи!
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
- А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня».
4. Игра «Кто лучше?»
Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
ПРИМЕР: Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно п..ет из гр..бной лунки.
Задания по тексту
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте его.
- Вставить пропущенные буквы.
- Найдите сложные предложения.
- Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
- Найдите в тексте нераспространенные предложения.
- Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
- Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее».
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
- Правильно –Х, неправильно – О.
3 Игра «Самый умный».
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Член предложения главные | На какие вопросы отвечает | Какой частью речи выражается |
второстепенные | ||
4. Сделать полный синтаксический разбор предложений.
Облако закрыло солнце. Осень сменяет лето. Старый дуб закрыл молодой клен.
Лед расколол ветер. Паровоз тянет электровоз. Платье задело весло.
Уменье везде найдет примененье.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
- III. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Записать 7 пословиц об осени, подчеркнуть главные и второстепенные члены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС...
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...