Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_dlya_podgotovki_k_ege.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
I.Упражнения, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности
- а)Прочитайте названия тем. Определите, широкой или узкой является каждая из них. Подумайте, какой тип речи- повествование, описание, рассуждение, - станет основным для каждой темы.
«Прекрасные мгновения жизни», «Памятный день моей жизни», «Вечерняя прогулка по городу», «Любимый уголок родного города», «Устарело ли понятие долга?», «Что меня радует, а что огорчает», «Современно ли милосердие? ».
б)Вам предложены широкие темы. Сузьте их и дайте возможные варианты формулировок.
«Времена года», «Моё Отечество», «Вечные ценности», «Размышления перед картиной».
2. Прочитайте текст. С каким настроением вы его читали?
Ночь на реке. Звёзды, ещё не созрев, были по-весеннему далёкими и мелкими. Зато луна, круглая и полная, висела над небом совсем ярко и празднично. В её серебристом свете всё вокруг лежало в блаженном оцепенении, и только река, в глубине которой отражалось ночное небо, сверху отсвечивала зелёным надменным сиянием.
С неба сорвалась звезда и, прочертив горящую линию, погасла. И тут же невесть с чего, как спросонья, коротко и жалобно хныкнул гудок теплохода. В отходящей к берегу волне, удлиняясь в свечки, играли звёзды. (В.Г.Распутин)
Задание
- Определите тему текста. Найдите в тексте её авторскую формулировку. Может ли она стать заголовком текста?
- Найдите в тексте подтемы , сформулируйте их.
- Какова основная мысль текста? Как связаны между собой замысел, основная мысль, тема и подтемы.
- Назовите способ образования слова по-весеннему.
- Найдите односоставное предложение и укажите вид.
- Разберите по составу слова прочертив, удлиняясь.
II.Упражнения, направленные на закрепление различных средств связи в тексте.
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте его.
Село просыпалось. Сухо звякали щеколды калиток,
оголтело кричали петухи, и, пронизанные заревом света, из трубы каждой хаты неспоро росли зелёные букеты дымов, похожие на кусты перекати-поля. Овраг ещё издали обдал Алёшу зябкой сыростью и нарастающим гомоном не поддававшегося морозу потока,- он бился в туманном сумраке дна оврага, заваленного крупитчатым покорёженным льдом. В бурых рваных потёках оставался южный склон оврага, испещрённый кружевом воробьиных следов. (К.Воробьёв)
Задания
- Проследите, как содержание первого предложения раскрывается последующими. Могло ли первое предложение быть последним?
- Каким способом связаны предложения (цепным или параллельным)?
- Назовите средства связи (лексические и морфологические) в тексте.
- Объясните смысл следующих выражений: село просыпалось; сухо звякали щеколды; оголтело кричали петухи; росли зелёные букеты дымов; в бурых рваных потёках ; кружевом следов. Что их объединяет? Для какого стиля речи характерны данные сочетания слов?
- Разберите по составу: просыпались, нарастающим, не поддавшегося.
- Найдите слова с-н- и –нн-. Объясните их правописание.
2). (1) Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
(2) Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивоти, стабильности.
(3) Нет, незыблемых норм не бывает.
(4) Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
Задания
- В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) 4,2,1,3;
Б)1,2,3,4;
В)2,3,1,4;
Г)2,4,3,1.(+)
- Определите тему и основную мысль теста.
- Установите, как связаны между собой предложения. Какую роль играют языковые сигналы «как известно», «нет», «но значит ли это…».
- Разберите по составу следующие слова: развивается,
изменяется, правильность.
- Найдите слова с приставкой не- . Объясните их правописание. Почему слова «постоянна» и «неизменна» пишутся с двумя буквами нн?
- В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
- Определите типы предложений по структуре (простое или сложное; двусоставное или односоставное; распространённое или нераспространённое).
3).Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Каждый о…дельный день в году подарен только одному человеку, самому счастливому; все остальные люди пользуются его днём, насл…ждаясь со…нцем или сердясь на дождь, но (ни)когда (не)зная, кому день принадлежит (по)праву, и это их (не)знание пр…ятно и смешно счастливцу. Человек (не)может пр…двидеть, какой именно день достанется ему, какую мелочь будет вспом…нать он вечно – св…товую ли рябь на стене вдоль воды или кружащ…йся лист, да и часто бывает так, что узнает он день свой только среди дней прошедших, только тогда, когда давно уже сорван ,и скомкан, и брошен под стол к…лендарный листок с забытой цифрой.(В.В.Набоков)
Задания
- Определите тему и основную мысль теста.
- Выделите «ключевые» слова.
- Согласны ли вы с позицией автора?
- Аргументируйте ответ, используя естественные, логические доказательства.
- Укажите средства связи предложений в тексте:
А) синонимы;
Б) антонимы;
В) повторы ;
Г) местоимения;
Д) союзы.
- Какой частью речи являются слова «сорван», «скомкан», «брошен»? Почему в этих словах пишется –н-?
- Разберите по составу слова «сердясь», «(НЕ)зная».
- Определите способ связи в словосочетании «его днём».
III.Упражнения , связанные с разноаспектным анализом текста.
1). (1)… (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5) Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6) … оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Задания
- Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте ?
- Что такое конвекция?
- Зачем садовод осенью при первых заморозках поджигают разложенные по саду кучи влажного мусора ?
- Когда наступают осенние заморозки?
- Осень – пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.
(ответ 2)
- Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в 6-ом предложении ?
- Именно
- Наоборот
- Кроме того
- Также
(ответ 1)
- Укажите грамматическую основу в 3-ем предложении.
(корни могут промёрзнуть)
- Укажите верную характеристику 3-его предложения.
- Сложноподчинённое
- Сложноподчинённое
- Сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
- Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
( ответ 3 )
- Какой частью речи является слово «укрыты»?
( краткое причастие )
- Выберите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.
- Планета
- Почва
- Суша
- Страна
( ответ 2)
- Прочитайте выразительно стихотворение А. Твардовского. Вся суть в одном - единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мёртвых,- знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому-
Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Задания
- Какова роль первой строки в поэтическом тексте?
- Объясните значение слова ЗАВЕТ. Что достигается благодаря использованию этого слова в первой строке?
( Завет,-а,м. ( высок.) Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. ( Толк. словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой. )
- Какие ключевые слова помогают понять авторскую позицию ?
- Какую проблему поднимает автор ?
( Ответственность каждого за общее дело, быть верным самому себе, не изменять законам нравственности, законам совести.)
- Какова роль местоимений?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует поэт?
- Антитеза
- Градация
- Многосоюзие
- Парцелляция
( ответ 4)
- Перепишите отрывок из статьи А.Битова « Пятьдесят лет без Платонова», вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
(1) …Я не знаю н…какого другого писателя , во все времена и эпохи, которому удавалось бы с такой силой передавать сочу…ствие жалость и любовь к живому.(2) Любовь вещь невыразимая , в этом большая часть её содержания… (3)Сокровенность сочу…ствие выраженные в платоновских текстах , сочу…ствие к человеку, живому существу, обречённому на страдание и смерть, выражают…ся с такой силой, что как бы сам начинаеш… страдать и умирать в той(же) мере, что страдают его герои, и это область сладостного воображения и сопережевания от любого другого чтения хорошей литературы, а нечто большее…
(4) Получает…ся что чтение любой страницы Платонова ещё являет…ся и очень сильным упражнением души.
Задания
- Какую проблему поднимает автор в этом отрывке?
- В каком предложении выражена авторская позиция?
- Какие средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
- Каково ваше отношение к поставленной проблеме? Какие аргументы вы приведёте?
- Назовите способ образования слова сопереживание. Какова стилистическая окраска этого слова?
- Выпишите из текста слова с приставкой со-. Каково значение этой приставки?
- Какой синоним к слову сочувствие используется в тексте?
- Замените в 3-ем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
- Соспоставьте слово живой в словоcочетаниях:
А) любовь к живому;
Б) живому существу.
Какой частью речи оно выступает в этих словосочетаниях? Что такое субстантивация?
- С каждым из существительных, приведённых в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными—паронимами.
Вечный—вековой (ценности, мерзлота, сосна); лирический—лиричный (стихотворение, тенор, настроение); доверительный—доверчивый (человек, интонация, просьба, разговор); командированный – командировочный (человек, удостоверение); нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).
- Сформулируйте тезис на основе данного утверждения.
Маргарет Тэтчер утверждала, что за всё время существования ядерного оружия мировая война не началась.
( Вариант ответа : ядерное оружие—гарантия мира.)
- Согласны ли вы с этим тезисом?
- Постройте вариант опровергающей аргументации.
Используемая литература:
1.«Русский язык .Грамматика. Текст. Стили речи» А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова(10-11) М. «Просвещение»2004
2. «Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку (9-11 классы)» Т.М.Пахнова М. «Вербум-М» АО «Московские учебники»2003.
3.ЕГЭ 2010. Русский язык .Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интелект-Центр,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Программа позволит качественно подготовить учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Рассчитанана 2 года (68часов) с учетом одного часа в неделю, на 34 ча...
Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....
Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....
Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...
Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....
Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...