Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по подготовке учащихся 10-11 классов к единому государственному экзамену по русскому языку. Могут быть полезны учителю, который начинает работу в старших классах, или студентам педагогических ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii.docx | 29.22 КБ |
prilozhenie_1_elekt_kurs_ege.docx | 34.98 КБ |
prilozhenie_2_el.k._prakt_stilistika.docx | 39.06 КБ |
prilozhenie_3_internet-_resursy.doc | 741.5 КБ |
prilozhenie_4_blank.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивангородская средняя общеобразовательная школа
№ 1 имени Н.П.Наумова»
Методические рекомендации
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Нины Александровны
Куртышевой
по методической теме « Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку»
Ленинградская область
г. Ивангород
2013
Аннотация
Методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку» представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по подготовке учащихся 10-11 классов к единому государственному экзамену по русскому языку.
Данные методические рекомендации могут быть полезны учителю, который только начинает работу в старших классах, или студентам педагогических ВУЗов. В большом потоке различных пособий, сборников заданий, учебников по подготовке к ЕГЭ начинающему учителю сложно выбрать тот путь, который не только позволит каждому выпускнику перешагнуть минимальный порог, но и получить максимальное количество баллов.
Тридцатилетний опыт работы учителем русского языка и литературы, в основном, в старших классах, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором, опыт работы экспертом в областной предметной комиссии по проверке сочинений (часть С) позволяет автору дать рекомендации по планированию и организации работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ.
Куртышева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Н.П.Наумова» Кингисеппского района Ленинградской области, высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
В настоящее время в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» начинающий учитель должен знать, что разработка образовательной программы образовательного учреждения является компетенцией самого учреждения. Соответственно, учебный план с определением количества часов на учебные предметы также находится в компетенции этого учреждения.
Таким образом, получая учебную нагрузку на новый учебный год, необходимо четко представлять, программу какого уровня (базового или профильного) Вы будете реализовывать при изучении русского языка. От уровня программы зависит количество часов на изучаемый предмет. Для работы по программе базового уровня необходимо знать, что минимального количества часов (а это 1 час в неделю) будет недостаточно, поэтому необходимо продумать и заявить администрации о дополнительных часах в рамках элективных курсов (по выбору учащихся). Чтобы получить эти часы, необходимо разработать рабочую программу самому учителю или воспользоваться уже готовыми программами и настоятельно предложить их в дальнейшем ученикам 10-11 классов.
В связи с тем, что ЕГЭ по русскому языку стал не только обязательным выпускным экзаменом, но и обязательным при поступлении в ВУЗы, роль его возросла. И учителя, и выпускники, и их родители стремятся к тому, чтобы на ЕГЭ было набрано максимальное количество баллов. Целью данной системы работы является то, что необходимо не только освоить программы по русскому языку как обязательные, так и элективные курсы, но и использовать в работе наиболее эффективные технологии.
Рекомендую две программы элективных курсов для учащихся в зависимости от их уровня подготовки:
- для учащихся, имеющих средний уровень подготовки, это может быть программа элективного курса «Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку» (Приложение №1);
- для учащихся с высоким уровнем – это «Практическая стилистика русского языка» (Приложение №2).
Позволю себе заметить, что строго регламентировать распределение учащихся не стоит: выбор должен быть за учеником. По большому счету для достижения наибольшего эффекта необходимо, чтобы все ученики освоили обе программы, при этом в процессе освоения необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцировать задания.
В результате работы за 2 года обучения можно каждого ученика привести к успеху, а именно, выпускник школы:
- сможет повторить и обобщить учебный материал по русскому языку за курс основной школы и отработать навык решения тестовых заданий в структуре ЕГЭ;
- отработать навыки в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка;
- составлять тексты различных стилей и жанров;
- анализировать тексты художественного и публицистического стилей (понимать проблемы текста, определять позицию автора).
Следуя методическим рекомендациям в первые годы работы с учащимися старших классов, в дальнейшем можно проявлять творчество, вносить коррективы в систему работы с учетом способностей и потребностей обучающихся, а также с учетом личности самого учителя.
В заключение замечу, что методических рекомендаций (разработок) в различных источниках (электронно-цифровых и бумажных) существует огромное множество. Как это было в начале моей педагогической деятельности, да еще в эпоху жесткого дефицита, покупалось практически все, где было написано « русский язык и литература». Использовано в работе из того, что куплено, процентов на 50. Сегодня, в век информационных технологий, легче не стало. По прежнему, найти то, что близко, понятно, доступно будет и ученику, и начинающему учителю, очень сложно. В связи с этим позвольте дать совет, состоящий из нескольких шагов:
- выберите (узнайте у курирующего заместителя директора по УВР, заведующего школьной библиотекой) учебную программу по русскому языку, определите учебник, найдите соответствующие рекомендации к учебнику;
- используйте дополнительную литературу в форме справочников, таблиц-схем для повторения теоретического материала;
- имейте под руками сборник вариантов тестовых заданий в формате ЕГЭ (не менее 30), сборников контрольно-измерительных материалов по всем разделам программы русского языка;
- используйте в работе интернет-ресурсы (Приложение № 3).
Думаю, что эти советы помогут в работе начинающему учителю любой специальности, а не только учителю русского языка.
Методические рекомендации
Учитель, начинающий работать в старших классов, должен понимать, что основная цель обучения – это повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Постараюсь поэтапно спланировать действия учителя по достижению поставленной цели и привести каждого ученика к успеху и помочь ему получить максимальное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку.
Первый этап. Знакомство с уровнем владения русским языком учащимися, которые пришли к вам от других учителей, возможно, из другой школы. Для этого необходимо провести входную проверочную работу, лучше в формате ЕГЭ. Результаты этой работы, ее анализ позволят учителю скорректировать календарно-тематическое планирование рабочей программы по русскому языку.
Второй этап. Организация работы с учащимися по систематизации и углублению знаний в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Чаще всего, это как минимум три уровня владения навыками. Здесь необходимо корректно организовать работу в группах: задания на уроке каждый получает в соответствии со своим уровнем, причем учитель будет исполнять роль координатора, помощника, консультанта. Для организации такого урока- практикума необходимо наличие сборников с практическими тренировочными упражнениями. Одна из групп может работать с учителем. На каждый урок рекомендую готовить презентации, как для всего класса, так и для отдельных групп.
Третий этап. Организация работы по развитию речи учащихся. Прежде всего, это умение работать с текстами публицистического и художественного стилей, тем самым начать подготовку учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена по русскому языку. Для этого необходимо провести уроки-консультации с учащимися в первом полугодии 10 класса по требованиям к написанию сочинения-рассуждения, а также ознакомить десятиклассников с критериями оценки сочинения на ЕГЭ.
Четвертый этап. Организация системы контроля и учета знаний и практических навыков учеников. Предлагаю таблицу, которая заполняется учениками в процессе выполнения практических работ как отдельных заданий из КИМов, так и полных работ частей А и В. (Приложение №4) Данная таблица позволяет увидеть, какие темы у ученика западают, и учитель может внести корректировку в план индивидуальной работы с учеником.
Пятый этап. Организация учащихся на выполнение работ в Интернете в режиме он-лайн, а также на участие в тренировочных работах системы СтатГрад. Это может быть как на отдельных уроках, так и дома. Такая работа проводится, в основном, по желанию учащихся, но совместная работа учителя с родителями учеников позволяет и в этом вопросе добиться положительного результата.
Думаю, что предложенная система работы позволит каждому учителю добиться высоких результатов в подготовке выпускников школы к ЕГЭ по русскому языку. Хочу заметить, что успех во многом зависит еще и от того, как складываются отношения учителя и ученика. Непозволительно учителю проявлять равнодушие и формальность. На каждом этапе работы необходимо ответственно готовиться к уроку, планировать материал на каждого конкретного ученика, систематически проверять работы учащихся, анализировать полученные результаты и ставить новые задачи для достижения главной цели – успешная сдача единого государственного экзамена по русскому языку.
ВСЕМ УДАЧИ!
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2009.
- Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько. – 2-ое изд.,исправл. – М.: Национальное образование, 2012.
- С.А.Павлова. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (Части А,В,С). Москва, «Дрофа», 2010.
Литература для учителя.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
- И.Г. Добротина. Русский язык. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
- ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2011.
- Г.Т. Егораева. Русский язык. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. Задания части 3 (С). Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
- М.М.Казбек-Казиева.Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (ЧастьС) 10-11 классы, Москва, «ВАКО», 2012
- Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М., изд. «Экзамен», 2010.
- Практикум по подготовке к ЕГЭ. Под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011.
- Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ Авт.-сост. С.Г.Мамонова. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Мультимедийные пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 11 класс.
Русский язык. Тесты для учащихся. 10-11 классы.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
к методическим рекомендациям
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА к УТВЕРЖДЕНИЮ Педагогическим советом МОУ «Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П.Наумова» Протокол № 7 от 27.05.2011г. | УТВЕРЖДЕНА Директор школы __________________Куртышева Н. А. Приказ № 193 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа
Название учебного курса (предмета, дисциплины) элективного курса «Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку»
____________________________________________________________________________
(в соответствии с названием в учебном плане)
Ф.И.О педагога (педагогов) Нина Александровна Куртышева
Класс (параллель), в котором изучается 10-11
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК
Количество часов всего (за 2 года) - 69 , в неделю 1 час
Год составления рабочей программы 2011
- Пояснительная записка.
Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и учебника Баронова М.М. «Русский язык. ЕГЭ-учебник», рекомендованного для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Цель преподавания курса «Трудные вопросы ЕГЭ»: в связи с тем, что ЕГЭ по русскому языку стал не только обязательным выпускным экзаменом, но и обязательным при поступлении в ВУЗы, роль его возросла. И учителя, и выпускники, и их родители стремятся к тому, чтобы на ЕГЭ было набрано максимальное количество баллов. Целью данной программы является повторение учебного материала по русскому языку за курс основной школы и отработка навыка решения тестовых заданий в структуре ЕГЭ. Выполнение этих заданий помогает повторить материал основных разделов русского языка.
- Содержание курса «Трудные вопросы ЕГЭ».
В программе курса рассматриваются следующие разделы и темы русского языка:
ЛЕКСИКА (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, паронимы).
МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (части слова, основные способы образования слов в русском языке).
МОРФОЛОГИЯ (части речи и принципы их классификации, морфологические нормы).
СИНТАКСИС (словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях, грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения; синтаксические нормы; простые односоставные предложения; обособленные члены предложения; виды сложных предложений, способы связи предложений в тексте; стилистические фигуры).
ОРФОГРАФИЯ (Н и НН в различных частях речи; правописание корней; правописание приставок; правописание Е-И в глаголах и глагольных формах; правописание суффиксов глаголов; различение НЕ-НИ; слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи; слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи).
ПУНКТУАЦИЯ (союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами; знаки препинания при обособленных членах предложения, при вводных словах, при однородных членах предложения; знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, сложноподчиненных предложениях, предложениях с различными видами связи).
- Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения материала элективного курса по русскому языку ученик должен сформировать следующие умения и навыки:
- применять основные орфоэпические нормы;
- применять орфографические, пунктуационные знания на письме;
- оценивать речь с точки зрения основных грамматических норм;
- конструировать речь;
- определять главную мысль текста;
- определять утверждение, противоречащее или соответствующее содержанию текста;
- определять тип речи;
- определять и находить в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- конструировать текст в жанре эссе.
Основные направления работы на занятиях курса «Трудные вопросы ЕГЭ».
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку, практическое выполнение тестовых заданий разных вариантов.
Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Проводится работа по совершенствованию умения удачно подобрать вступление и заключение к сочинению-рассуждению по сформулированной проблеме прочитанного текста.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
______________Г.С.Подкопаева Директор школы Куртышева Н.А.
« 31 » августа 2011 г. ____________ Приказ №193 от 31.08.2011
Календарно-тематическое планирование
Предмет элективный курс «Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку»
Учебный год 2011-2012
Класс 10а
Учитель Н.А. Куртышева
Количество часов всего - 35, в неделю – 1.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла предметов
Протокол № ___ от «___» августа 2011 г.
Руководитель МО________ Л.А.Яковлева
Приложение к рабочей программе элективного курса «Трудные вопросы ЕГЭ
по русскому языку» 10 класс
№ и тема раздела № и тема урока (общее кол-во часов по разделу) | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | |||
Контроль-ные работы | Практические работы (практикум, развитие речи ) | по плану | по факту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1.Общие сведения о ЕГЭ [3 часа] | ||||||
1. Структура ЕГЭ (часть А) | 06.09. | |||||
2. Структура ЕГЭ (часть В ) | 13.09. | |||||
3. Сочинение по прочитанному тексту (часть С) | 20.09. | сочинение | ||||
2. ОРФОЭПИЯ (А1) [3 часа] | ||||||
| ||||||
4. Особенности ударения в русском языке. | Практикум | 27.09. | ||||
5. Стартовая тестовая работа (часть А, В) | К.Р. | 06.10. | ||||
6. Орфоэпические нормы. | зачет | 11.10. | ||||
3. ЛЕКСИКА (Задание А2, А11, А30) [ 2 часа ] | ||||||
7. Разграничение паронимов. | Практикум | 18.10. | ||||
8. Лексическое значение слова. | Практикум | 25.10. | Анализ текста | |||
4. МОРФОЛОГИЯ (Задание А3, А4, А5, А10) [4 часа] | ||||||
9. Морфологические нормы. | 08.11. | |||||
10. Классификация грамматических ошибок. | Практикум | 15.11. | ||||
11. Нарушение синтаксических норм. | 22.11. | |||||
12. Решение тестовых заданий. | зачет | 29.11. | тест | |||
5. ТЕКСТ и его ПРИЗНАКИ (Задание А6-А7, А27, А28, А29) [4 часа] | ||||||
13. Конструирование текста. | Развитие речи | 06.12. | ||||
14. Контрольная работа в формате ЕГЭ. | 13.12. | тест | ||||
15. Средства связи предложений в тексте. | Практикум | 20.12. | ||||
16.Типы речи. | 27.12. | |||||
6.Написание сочинения-рассуждения (Задание Части С ) [7 часов] | ||||||
17. Основные проблемы текста | 12.01. | |||||
18. Способы формулировки проблемы. | 19.01. | |||||
19.Умение сформулировать авторскую позицию. | 26.01. | |||||
20. Выражение собственного мнения, | 02.02. | |||||
21. Работа с текстом. Аргументы. | практикум | 09.02. | ||||
22.Критерии оценки сочинения. | 16.02. | Сочинение по прочитанному тексту | ||||
23. Написание сочинения. | 23.02. | |||||
7.ОРФОГРАФИЯ (Задание А12 –А18) [ 12часов ] | ||||||
24. Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий. | 01.03. | |||||
25. Н-НН в суффиксах причастий. | зачет | 15.03. | тест | |||
26. Правописание безударных гласных в корне слова. | 22.03. | |||||
27. Чередующиеся гласные в корне слова. | зачет | 05.04. | тест | |||
28. Правописание приставок. | 12.04. | |||||
29. Суффиксы глаголов и глагольных форм. | практикум | 19.04. | тест | |||
30.Правописание личных окончаний глаголов. | 26.04. | |||||
31. НЕ-НИ в разных частях речи | 03.05. | |||||
32. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 10.05. | тест | ||||
33. Слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи | 17.05. | |||||
34-35. Работа с тестами. | зачет | 24.05. 31.05. | Контрольная тестовая работа |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Г.С. Подкопаева «30» августа 2012 г.
| УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы № от 31.08.2012 . |
Календарно-тематическое планирование
Предмет Русский язык элективный курс
«Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку»
Учебный год 2012-2013
Класс 11а
Учитель Н.А. Куртышева
Количество часов всего - 34, в неделю – 1.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла предметов Протокол № от « » августа 2012 г.
Руководитель МО_______ Л.А.Яковлева
Приложение к рабочей программе элективного курса «Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку» 11 класс
№ и тема раздела № и тема урока (общее количество часов по разделу) | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | ||||
Контроль-ные работы | Практические работы (практикум, развитие речи и т.п.) | по плану | по факту | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1.Общие сведения о ЕГЭ [4 часа] | |||||||
1. Анализ ЕГЭ-2012. | 06.09. | ||||||
2. Изменения в ЕГЭ-2013. | 13.09. | ||||||
3. Стартовая тестовая работа | 20.09. | тест | |||||
4. Практикум «Морфологические нормы» | 27.09. | ||||||
2. Синтаксис и пунктуация простого предложения [8 часов] | |||||||
5. Синтаксические нормы. | Практикум | 04.10. | |||||
6. Виды подчинительной связи в словосочетании. | 11.10. | тест | |||||
7. Средства связи предложений в тексте. | 18.10. | ||||||
8. Полные и неполные предложения. | зачет | 25.10. | |||||
2-я четверть | |||||||
9. Простые осложненные предложения. | 08.11. | ||||||
10. Однородные и неоднородные определения. | Практикум | 15.11. | |||||
11. Необособленные распространенные определения. | 22.11. | тест | |||||
12. Пунктуация при обращениях. | 29.11. | ||||||
3. Текст и его признаки [5 часов] | |||||||
13. Стили речи. | Развитие речи | 06.12. | |||||
14. Тематика текстов части С. | Практикум «Работа с текстом» | 13.12. | |||||
15. Выразительные средства языка. Общая характеристика. | 20.12. | ||||||
16. Зачетная работа (часть В,С). | зачет | 27.12. | Тест, сочинение | ||||
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ | |||||||
17. Работа с текстом: умение определять средства выразительности языка. | 10.01. | ||||||
4. Синтаксис и пунктуация сложного предложения (6 часов ) | |||||||
18. Пунктуация в ССП. | 17.01. | ||||||
19. Анализ контрольной работы (Часть С). | 24.01. | ||||||
20. Пунктуация в СПП. | 31.01. | ||||||
21. Виды придаточных предложений. | Практикум | 07.02. | |||||
22. Знаки препинания в БСП. | 14.02. | ||||||
23. Работа с тестами. ( Часть В). | 21.02. | тест | |||||
5. Морфемика [ 4 часа ] | |||||||
24. Основные способы словообразования. | 28.02. | ||||||
25. Работа с тестами (В2) | 07.03. | ||||||
26. Написание сочинения. | зачет | 14.03. | сочинение | ||||
27. Анализ сочинений. | 21.03. | ||||||
6. Орфография [ 7 часов ] | |||||||
28. Правописание служебных частей речи. | 04.04. | ||||||
29. Правописание суффиксов различных частей речи. | 11.04. | ||||||
30-31. Пробный ЕГЭ. | зачет | 18.04. | Тест, сочинение | ||||
32. НЕ-НИ в разных частях речи. | 25.04. | ||||||
33. Основные проблемы текста. | Развитие речи | 16.05. | |||||
34. Слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи | 23.05. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2 к методическим рекомендациям
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА к УТВЕРЖДЕНИЮ Педагогическим советом МОУ «Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П.Наумова» Протокол № 1 от 31.08.2011 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор школы __________________Куртышева Н. А. Приказ № 193 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа
Название учебного курса (предмета, дисциплины) элективного курса
«Практическая стилистика русского языка»
____________________________________________________________________________
(в соответствии с названием в учебном плане)
Ф.И.О педагога (педагогов) Нина Александровна Куртышева
Класс (параллель), в котором изучается 10 -11
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК
Количество часов всего (за 2 года) - 68 , в неделю 1 час
Год составления рабочей программы 2011 год
г.Ивангород
- Пояснительная записка.
Программа курса «Практическая стилистика русского языка» предусматривает углублённую подготовку учащихся классов социального профиля в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.
Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.
Задачи программы:
- Ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;
- Расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
- Углубить знания школьников о функционально-стилистической дифференциации языка;
- Отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка.
В результате освоения программы учащиеся должны:
- знать назначение стилистики как учебной дисциплины, уяснить её самостоятельность и связь с другими дисциплинами;
- знать стилистическую синонимию разных уровней языка, уметь различать стилистическую окраску орфоэпических, лексико-фразеологических и грамматических синонимов;
- знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
- уметь определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
- владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств; уметь самим правильно выбирать и употреблять эти средства в соответствии с их эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или иным функциональным стилем;
- понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов речевых ошибок;
- уметь пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка;
- владеть жанрами, коммуникативно значимыми в учебной деятельности учащихся (конспект, реферат, запись лекции, рецензия, аннотация, сообщение, заявление).
На занятиях используется лекция как способ сообщения теоретических сведений, предусматривается активная самостоятельная деятельность учащихся (анализ текста, редактирование, работа с тестовыми заданиями), работа со словарями, разнообразные задания творческого характера (создание текста, моделирование).
Программа элективного курса реализуется в течение двух лет – в 10-11 классах. Она рассчитана на 68 часов.
Используемая литература
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2006.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи. М., 2005.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. Задания части 3 (С). Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________ Г.С. Подкопаева ________Н. А. Куртышева
«30» августа 2011 г. Приказ №193 от «31» августа 2011г.
Календарно-тематическое планирование
Предмет Русский язык
элективный курс «Практическая стилистика русского языка» Учебный год 2011-2012
Класс 10а,б
Учитель Куртышева Нина Александровна
Количество часов: всего - 34, в неделю – 1.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла предметов
Протокол № от «___» августа 2011 г.
Руководитель МО________ Л.А.Яковлева
Приложение к рабочей программе
элективного курса «Практическая стилистика русского языка»
№ и тема раздела № и тема урока (общее количество часов по разделу) | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | ||
Контроль-ные работы | Практические работы (практикум, развитие речи ) | по плану | по факту | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Общие сведения о тексте [9 часов] | |||||
| 01.09. | ||||
| 08.09. | ||||
3. Стили речи. | 15.09. | ||||
4.Публицистический и художественный стили. | 22.09. | ||||
5. Изобразительно-выразительные средства языка. | 29.09. | Анализ текста | |||
6. Анафора и эпифора. Параллелизм. | 06.10. | ||||
7. Антитеза и оксюморон, градация. | 13.10. | ||||
8. Инверсия, эллипс, умолчание. | 20.10 | ||||
9. Работа с текстом. | практикум | 27.10. | |||
| |||||
10. Особенности публицистического стиля. | 10.11. | ||||
11. Риторическое обращение, риторический вопрос. | 17.11. | ||||
12. Проблема текста. | 24.11. | ||||
13. Работа с текстом. | практикум | 01.12. | |||
14. Авторская позиция. | 08.12. | Анализ текста | |||
15. Многосоюзие и бессоюзие. | 15.12. | ||||
16. Работа с текстом. | практикум | 22.12. | |||
3. Официально-деловой стиль [4 часа ] | |||||
17. Особенности официально-делового стиля. | 12.01. | ||||
18. Оформление деловых бумаг. | 19.01. | ||||
19. Составление автобиографии. | Практикум | 26.01. | |||
20. Заявление. Расписка. | Практикум | 02.02. | |||
4. Изобразительно-выразительные средства языка на уровне лексики [7 часов] | |||||
21. Эпитет, сравнение, метафора. | 09.02. | ||||
22. Синекдоха, метонимия, олицетворение. | Практикум | 16.02. | |||
23. Гипербола и литота. | Практикум | 01.03. | |||
24. Ирония, аллегория, перифраза. | Практикум | 15.03. | |||
25. Работа с текстом. | зачет | 22.03. | |||
26. Лексическая стилистика. | 05.04. | ||||
27. Стилистические функции синонимов, антонимов. | 12.04. | Анализ текста | |||
5. Научный стиль [3 часа] | |||||
28. Особенности научного стиля. | 19.04. | ||||
29. Анализ текста научного стиля | 26.04. | ||||
30. Редактирование текста | 03.05. | ||||
6. Повторение и обобщение [4 часа] | |||||
31. Работа с текстом художественного стиля. | зачет | 10.05. | |||
32.Работа с текстом публицистического стиля. | зачет | 17.05. | |||
33. Анализ выполненных работ. | 24.05. | ||||
34.Подведение итогов года. | 31.05. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________ Г.С. Подкопаева ________Н. А. Куртышева
«30» августа 2012 г. Приказ № от «31» августа 2012г.
Календарно-тематическое планирование
Предмет Русский язык
элективный курс «Практическая стилистика русского языка» Учебный год 2012-2013
Класс 11а,б
Учитель Куртышева Нина Александровна
Количество часов: всего - 34, в неделю – 1.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла предметов
Протокол № от «___» августа 2012 г.
Руководитель МО________ Л.А.Яковлева
Приложение к рабочей программе
элективного курса «Практическая стилистика русского языка»
№ и тема раздела № и тема урока (общее количество часов по разделу) | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | |||
Контроль-ные работы | Практические работы (практикум, развитие речи) | по плану | по факту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1.Общие сведения о стилях речи [9 часов] | ||||||
1. Функциональные стили речи. | 04.09. | |||||
2. Стилистика форм существительных. | 11.09. | |||||
3. Практическая работа. | 18.09. | |||||
4. Стилистика числительных. | 25.09. | |||||
5.Стилистика местоимений. | 02.10. | |||||
6. Стилистика глаголов. | 09.10. | |||||
7. Анализ художественного текста. | 16.10. | |||||
8. Согласование подлежащего и сказуемого. | 23.10. | |||||
9.Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. | 30.10. | |||||
2. Официально-деловой стиль [7 часов] | ||||||
10.Официально- деловой стиль речи. | 13.11. | |||||
11.Своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста официально-делового стиля. | 20.11. | |||||
12. Практика составления деловых бумаг. | практикум | 27.11. | ||||
13. Анализ текстов. | 04.12. | |||||
14. Согласование определений. | 11.12. | |||||
15. Варианты форм, связанные с управлением. | 18.12. | |||||
16. Зачетная работа по составлению деловых бумаг. | практикум | 25.12. | ||||
3.Грамматическая стилистика (7 часов) | ||||||
17.Стилистические особенности предложений с однородными членами | 15.01. | |||||
18.Стилистическое использование обращений | 22.01. | |||||
19.Стилистическое использование вводных и вставных конструкций | 29.01. | |||||
20.Стилистика сложных предложений. | 05.02. | |||||
21. Стилистический анализ текста. | 12.02. | |||||
22. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи. | 19.02. | |||||
23. Редактирование текстов. | 26.02. | |||||
4. Подготовка к сочинению- рассуждению по прочитанному тексту [8 часов] | ||||||
24. Практикум. Выполнение заданий В8 (анализ языковых средств). | 05.03. | |||||
25. Критерии оценки части С. Взаимопроверка работ учащихся. | 12.03. | |||||
26. Как правильно понять исходный текст. | 19.03. | |||||
27.Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | 02.04. | |||||
28. Комментарий основной проблемы текста. | 09.04. | |||||
29. Позиция автора и способы ее выражения. | 16.04. | |||||
30.Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 23.04. | |||||
31. Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля. | 30.04. | |||||
5. Повторение и обобщение [3 часа] | ||||||
32. Работа с текстом художественного стиля. | 07.05. | |||||
33.Работа с текстом публицистического стиля. | 14.05. | |||||
34. Зачетная творческая работа. | зачет | 21.05. |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
к методическим рекомендациям
Интернет-ресурсы в помощь педагогу
1. ЕГЭ 2012: официальный информационный портал единого государственного экзамена / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2001-2012. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/.
Информация, опубликованная на официальном информационном портале единого государственного экзамена, поможет успешно подготовиться к ЕГЭ. Предоставляется возможность узнать правила проведения ЕГЭ, потренироваться в заполнении бланков, ознакомиться с демоверсиями заданий. Подготовлены консультации по предметам ЕГЭ, процедурам экзамена и правилам подачи апелляций.
2.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): сайт.- М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2006-2011. – Режим доступа: - http://school-db.informika.ru/.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федерального уровня создана с целью предоставления учителям и учащимся информационных и методических материалов, необходимых для организации учебного процесса. Система навигации и поиска предназначена для организации удобного и быстрого доступа к ресурсам, рекомендованным для изучения в определённом классе и/или предмете, имея в виду, что эти ресурсы систематизированы в рубрикаторах, представляющих тип учебного материала.
3. Издательство «Просвещение». - Официальный сайт. 2005 – 2011. Режим доступа:
http://www.prosv.ru/.
На этом сайте можно воспользоваться основными образовательными программами начального общего образования, каталогом учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; получить полезную информацию для учителей, методистов, администраторов, дилеров; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; просмотреть новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», а также периодические издания и Интернет-издания.
4. Издательский Дом «Первое сентября»: официальный сайт. – М.: 2012. – Режим доступа: http://1september.ru/.
Издательский дом «Первое сентября» основан в 1992 году. Включает в себя общероссийскую педагогическую газету «Первое сентября», 21 предметно-методический журнал для учреждений образования, Педагогический университет «Первое сентября», а так же интернет-портал.
5. Издательство «Ассоциация XXI век»: официальный сайт 2008-2011.– Режим доступа: http://www.ass21vek.ru/.
Школьные учебники и учебно-методические пособия для образовательных учреждений в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами.
6. Интернет-обучение: сайт методической поддержки учителей. – М. – Режим доступа: http://school.iot.ru/.
Специализированный проект - сайт методической поддержки учителей и всего педагогического сообщества в целом по вопросам создания и развития системы Интернет-обучения школьников рассматривается в качестве ключевой информационно-технологической и методической основы формирования корпоративной образовательной среды Интернет-обучения.
7. Министерство образования и науки Российской Федерации (обновленная версия): портал. – М.: Минобрнауки РФ, 2011. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.
8. Образовательная система «Школа 2100»: официальный сайт. - Издательство Баласс, 2012.- Режим доступа: http://www.school2100.ru/.
9. Общественно-государственная экспертиза учебников: Портал //2008-2012 ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» http://www.fsu-expert.ru/.
10. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: официальный сайт / НФПК. Национальный фонд подготовки кадров (сайт) // НФПК, 2008-2010. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/.
Проект «Открытый класс» создан в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования».
11. Педсовет. Всероссийский интернет-педсовет: сайт. – М.: Образ-Центр, 2010. – Режим доступа: http://pedsovet.org/.
12. Сеть творческих учителей: официальный сайт. – М. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/.
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
На портале размещены разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе.
13. Федеральная служба по надзору в сфере образования: официальный сайт. – М.: Рособрнадзор, 2012. - Режим доступа: http://www.obrnadzor.gov.ru/.
14. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. //Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-технический центр «Информрегистр», 2007-2012. Режим доступа: http://www.inforeg.ru/.
Сетевая версия каталога «Российские электронные издания» содержит описание обязательных экземпляров электронных изданий, зарегистрированных в НТЦ "Информрегистр". В каталог включены описание электронных изданий, поступивших на регистрацию с 2003 года. Ранее поступившие описания представлены в рубрике поступлений до 2003 года.
15. Федеральный Государственный образовательный стандарт: официальный сайт. // Издательство «Просвещение», 2008.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/.
16.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». //ИД «Первое сентября», 2012 - Режим доступа: http://festival.1september.ru/.
Публикуются работы участников фестиваля - разработки уроков.
17.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
к методическим рекомендациям
Контроль и учет знаний и практических навыков учащихся
______________________________________________________________________
(ФИО)
№ варианта/ дата | Часть А | отметка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 | А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | А28 | А29 | А30 | Общий балл за часть А | |||||||||
№ варианта | Часть В | итого | отметка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 1 | В 2 | В 3 | В 4 | В 5 | В 6 | В 7 | В 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....
«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»
Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...
Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку
В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...
Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффектив...