Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шарапская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевского муниципального района
Рабочая программа
по русскому языку
для 5 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы: Божко Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
2013
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №16. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 210 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в V классе с рассчетом на 238 часов (I –четверть 6 ч. в нед,;II,III и IV – 7 ч. в нед.)из которых 210 –обязательные, 28 часов даются из школьного компонента для повторения и углубленного изучения некоторых тем.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка V класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Язык и общение. | 5 | ||
Повторение изученного в начальных классах. | 29 | 2 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 45 | 3 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 20 | 2 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 13 | 2 | 2 |
Морфемика. Орфография.Культура речи. | 28 | 3 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | 85 28 16 41 | 3 1 3 | 5 3 5 |
Повторение и систематизация изученного. | 11 | ||
ИТОГО | 238 | 19 | 34 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
Язык и общение (5 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Повторение изученного в начальных классах (29ч)
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 45 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение.Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая реяь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (20 ч)
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Культура речи. (13 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (28 ч)
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (28 ч)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное (16 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (41 ч)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного (11 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
Раздел V. Формы и средства контроля.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
Раздел VI.Учебно-методические средства обучения.
Основная литература
1. Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2009.
2.
Дополнительная литература
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
2. Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
3. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.
4. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
Мультимедийные пособия.
1. Современная школа. Уроки русского языка V-VI классы. (Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Изд. ПЛАНЕТА, М.: 2010)
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Русский язык»
5 класс, базовый уровень. 2010-2011 учебный год.
Планирование составлено на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ для основного общего образования по русскому языку. УМК: 1)Русский язык. 5 класс. (под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян) – М., «Просвещение», 2009 год. 2) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,
Л.А.Тростенцовой / автор – составитель И.В.Карасева. – В., «Учитель», 2007 год.
В год 236 часов(I четверть – 6 раз в нед.; II,III,IV четверти – 7 раз в нед.)
Плановые контрольные работы: Принятые сокращения:
Диктанты – 8 ПК – персональный компьютер
Сочинения – 2 ММП – мультмедиапроектор
Изложения – 2 ЭУП – электронное учебное пособие
Словарные диктанты – 4 ИАД – интерактивная доска
Тестирования – 3 ФКомК – формирование коммуникативной компетенции
Развитие речи – 34 ФЯиЛК – формирование языковой и лингвистической компетенции
ФКК – формирование культуроведческой компетенции
№ урока | Тема/Тема урока | К-во час. | Тип урока | Стандарт/содержание | Оснаще ние | Тип и форма контроля | Дата |
1 ЧЕТВЕРТЬ (55) | |||||||
Язык и общение | 5 | ||||||
1 | Язык и человек | 1 | ФЯиЛК. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Рос-сийской Федерации и язык межнационального общения. | ||||
2 | Общение устное и письменное | 1 | ФКомК. Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. | ||||
3 | Читаем учебник | 1 | ФКомК. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), гово-рение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная и дополнительная, явная и скрытая информа-ция текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. | ||||
4 | Слушаем на уроке | 1 | ФКомК. Аудирование: (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное, детальное). приемы, повышающие эффективность слуша-ния устной монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Стратегии ознако-мительного, изучающего, просмотрового спо-собов (видов) чтения; приёмы работы с учеб-ной книгой и другими информационными ис-точниками, включая СМИ и ресурсы Интерне-та.Культура чтения и аудирования. | ||||
5 | Стили речи | 1 | ФКомК. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. | ||||
Повторение изученного в начальных классах | 29 | ||||||
6 | Звуки и буквы | 1 | ФЯиЛК. Распознование на слух звуков и букв. Произношение и правописание.Понятие о транскрипции. | ||||
7 | Орфограмма | 1 | ФЯиЛК. Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоение опознавательных признаков орфограмм. | ||||
8-10 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 3 | ФЯиЛК. Способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Уме-ние правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться орфографическим слова-рем; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | ||||
11-12 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 2 | ФЯиЛК. Способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Умение правильно писать слова с проверяемы-ми и непроверяемыми согласными в корне слова; пользоваться способами проверки сог-ласных в корне; графически обозначать усло-вия выбора правильных написаний; пользо-ваться орфографическим словарем. | ||||
13 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | ФЯиЛК. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; пользоваться способом проверки. | ||||
14 | Буквы и,у,а после шипящих | 1 | ФЯиЛК. Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения. Графи-ческое обозначение условия выбора правиль-ных написаний. | ||||
15 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | ФЯиЛК. Разграничение Ь разделительного и Ь как показателя мягкости предшествующего согласного. Разделительные Ь и Ъ знак на письме. | ||||
16 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ФЯиЛК. Орфограмма-пробел, орфограмма-дефис. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов со словами. | ||||
17 | Р.р. 1 Текст | 1 | ФКомК. Текст как речевое произведение. По-нятие текста, основные признаки текста. Смы-словая и композиционная цельность, связность текста. Композиционно-жанровое разнообра-зие текстов. | ||||
18-19 | Р.р.2-3 Обучающее изложение (упр.66) | 2 | ФЯиЛК. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Умение писать изложение. | ||||
20 | Части речи | 1 | ФЯиЛК. Части речи как лексико-граммати-ческие разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знамена-тельные) и служебные части речи. | ||||
21 | Глагол | 1 | ФЯиЛК. Глагол как часть речи, его общекате-гориальное значение, морфологические свой-ства, синтаксические функции. | ||||
22 | -Тся и -ться в глаголах | 1 | ФЯиЛК. Способы определения написания –тся и –ться в глаголах. | ||||
23 | Контрольное тестирование №1 | 1 | |||||
24 | Тема текста. Анализ теста | 1 | ФКомК. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | ||||
25 | Личные окончания глаголов | 1 | ФЯиЛК. Личные окончания глаголов. I и II спряжения глаголов. | ||||
26 | Не с глаголами | 1 | ФЯиЛК. Раздельное написание не с глаголами. | ||||
27-28 | Имя существительное | 2 | ФЯиЛК. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфоло-гические свойства, синтаксические функции. | ||||
29 | Имя прилагательное | 1 | ФЯиЛК. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфоло-гические свойства, синтаксические функции. | ||||
30 | Р.р. 4 Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» (упр.106) | 1 | ФКомК. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. | ||||
31 | Местоимение | 1 | ФЯиЛК. Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфоло-гические свойства, синтаксические функции. | ||||
32 | Р.р.5 Основная мысль текста (упр.114) | 1 | ФКомК. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. | ||||
33 | Контрольный диктант №1 | 1 | |||||
34 | Анализ диктанта | 1 | |||||
Синтаксис. Пунктуация. | 45 | ||||||
35 | Синтаксис | 1 | ФЯиЛК. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | ||||
36 | Пунктуация | 1 | ФЯиЛК. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. | ||||
37-39 | Словосочетание. | 3 | ФЯиЛК. Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Составление словосочетаний по образцу. | ||||
40 | Контрольный словарный диктант №1 | 1 | |||||
41 | Разбор словосочетания | 1 | ФЯиЛК. Порядок разбора словосочетания. | ||||
42-43 | Предложение. Грамматическая основа. Анализ словарного диктанта | 2 | ФЯиЛК. Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основ-ные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Грамматическая основа предложения. | ||||
44 | Р.р. 6 Сжатое изложение (упр.137) | 1 | ФЯиЛК. Способы сжатия текста. Основная мысль текста. Заглавие текста. | ||||
45-46 | Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения | 2 | ФЯиЛК. Виды предложений по цели высказы-вания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их инто-национные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Вопросительные предложения. | ||||
47 | Восклицательные предложения | 1 | ФЯиЛК. Пунктуационное оформление повествовательных и побудительных восклицательных предложений. | ||||
48-49 | Р.р. 7-8 Сочинение «Памятный день» Контрольное сочинение №1 (упр. 153) | 2 | ФЯиЛК. Тема сочинения(широкая и узкая). Стили сочинения(разговорный). Создание текста на определенную тему. | ||||
50 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | ФЯиЛК. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Способы выражения подлежащего(сущ., мест., сочетание слов). Смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого. | ||||
51 | Сказуемое. Анализ сочинения | 1 | ФЯиЛК.Способы выражения сказуемого(глаг., сущ., прилаг.) и способы нахождения. | ||||
52 | Тире между подле-жащим и сказуемым | 1 | ФЯиЛК. Употребление тире как знака разделения между главными членами предложения. | ||||
53 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | ФЯиЛК. Разграничение и сопоставление пред-ложений распространенных и нераспростра-ненных. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение , обстоятельство. | ||||
54 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | ФЯиЛК. Понятие «дополнение». Способы выражения. Графическое обозначение. Подлежащее и дополнение – трудные случаи. | ||||
55 | Резервный урок | 1 | ФКК. | ||||
2 ЧЕТВЕРТЬ (52) | |||||||
56 | Определение | 1 | ФЯиЛК. Понятие «определение». Способ выражения. Графическое обозначение. Роль определения в тексте. | ||||
57-58 | Обстоятельство. | 2 | ФЯиЛК. Понятие «обстоятельство». Способы выражения. Графическое обозначение. Второс-тепенные члены предложения и главные. | ||||
59 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ФЯиЛК. Предложения с однородными члена-ми. Условия однородности членов предложе-ния. Средства связи однородных членов пред-ложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | ||||
60 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | ФЯиЛК. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неодно-родные определения. Стилистические возмож-ности предложений с однородными членами. | ||||
61-62 | Предложения с обращениями | 2 | ФЯиЛК. Обращение (однословное и неоднос-ловное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. | ||||
63 | Р.р. 9 Письмо (упр.215) | 1 | ФКомК. Письма – деловые,дружеские, поздравительные, письма в газету. Стили речи. | ||||
64 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | ФЯиЛК. Порядок синтаксического разбора. Устный и письменный разбор. | ||||
65-66 | Р.р. 10-11 Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» (упр.218) | 2 | ФКомК. Основная мысль высказывания. Рассказ по картине – один из видов повествования. Понятие о замысле художника. Способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. | ||||
67 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | ФЯиЛК. Порядок разбора простого предложения. Разбор устный и письменный. | ||||
68-72 | Простые и сложные предложения. Анализ сочинений | 5 | ФЯиЛК. Структурные отличия простых и сложных предложений. Сложное предложе-ние. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: инто-нация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. | ||||
73 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | ФЯиЛК. Порядок разбора. | ||||
74-75 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 2 | ФЯиЛК. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Интонация, знаки препинания, прямая речь и слова автора. | ||||
76 | Диалог | 1 | ФЯиЛК. Диалог, реплика. Правила постановки знаков препинания. Схемы диалога. | ||||
77-78 | Закрепление изученного по теме | 2 | |||||
79 | Контрольный диктант №2 | 1 | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 20 | ||||||
80 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | ФЯиЛК.Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличитель-ная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. | ||||
81 | Согласные звуки. Анализ диктанта | 1 | ФЯиЛК. Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. | ||||
82 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | ФЯиЛК. Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Элементы фонетической транскрипции. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. | ||||
83 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 | ФЯиЛК. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердос-ти. Оглушение и озвончение согласных звуков. Элементы фонетической транскрипции. | ||||
84 | Р.р. 12 Повествование (упр.275) | 1 | ФКомК. Структура текста типа повествование. Роль описания в худ. повествовании. | ||||
85 | Согласные звонкие и глухие | 1 | ФЯиЛК. Участие голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных. Перечень согласных по глухости-звонкости, непарные согласные, смыслоразличительная роль. | ||||
86 | Графика. Алфавит | 1 | ФЯиЛК.Графика как раздел лингвистики. Эле-ментарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. | ||||
87 | Р.р. 13 Описание предмета (упр.295) | 1 | ФКомК. Понятие «описание». Особенности описания в научном и разговорном стиле. | ||||
88-89 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 2 | ФЯиЛК. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения Ь. | ||||
90-91 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. Контрольный словарный диктант №2 | 2 | ФЯиЛК. Звуковое значение букв е,ё,ю,я в разных фонетических позициях. Умение показывать это в транскрипции. | ||||
92 | Орфоэпия. Анализ словарного диктанта | 1 | ФЯиЛК. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных ( чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий. | ||||
93 | Фонетический разбор слова | 1 | ФЯиЛК. Порядок фонетического разбора. | ||||
94-96 | Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика» | 3 | |||||
97-98 | Р.р. 14-15 Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.317) | 2 | ФКомК. Натюрморт, композиция. Описание предмета изображенного на картине. | ||||
99 | Контрольный диктант №3 | 1 | |||||
Лексика | 13 | ||||||
100-101 | Слово и его лексическое значение | 2 | ФЯиЛК. Лексикология как раздел лингвисти-ки. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое и грамматическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). | ||||
102 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ФЯиЛК. Однозначные и многозначные слова. | ||||
103 | Прямое и переносное значение слова | 1 | ФЯиЛК. прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет). | ||||
104 | Контрольное тестирование №2 | 1 | |||||
105 | Омонимы | 1 | ФЯиЛК. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Использование омонимов в речи(омографы, омофоны и фмоформы). | ||||
106-107 | Синонимы. Анализ теста | 2 | ФЯиЛК. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. | ||||
3 ЧЕТВЕРТЬ (76) | |||||||
108 | Р.р. 16 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.358) | 1 | ФКомК.Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных. | ||||
109 | Антонимы | 1 | ФЯиЛК. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. | ||||
110 | Повторение изученного | 1 | ФКК. | ||||
111 | Р.р.17 Изложение «первый снег» (упр.367) | 1 | ФКомК.План текста. Сохранение в подробном перессказе художественного текста его типологической структуры. | ||||
112 | Контрольный диктант №4 | 1 | |||||
Морфемика. Орфография | 28 | ||||||
113 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | ФЯиЛК. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. | ||||
114-115 | Окончание | 2 | ФЯиЛК. Окончание как формообразующая морфема. Грамматическое значение окончаний разных частей речи. | ||||
116 | Основа слова | 1 | ФЯиЛК.Лексическое значение слова заключено в его основе. Выделение основ. | ||||
117 | Р.р.18 Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…» (упр.378) | 1 | ФКомК.Описание, повествование. | ||||
118-119 | Корень слова. Анализ сочинений | 2 | ФЯиЛК. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. | ||||
120 | Р.р.19 Рассуждение (упр.389) | 1 | ФКК. | ||||
121-123 | Суффикс | 3 | ФЯиЛК. Смысловое значение суффикса. Меха-низм образования слов с пмощью суффикса. | ||||
124 | Приставка | 1 | ФЯиЛК. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. | ||||
125 | Закрепление пройденного | 1 | |||||
126 | Р.р. 20 Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.407) Контрольное изложение №1 | 1 | ФЯиЛК.Характеристика выборочного изложения (изложение одной из подтем с изменением формы лица рассказчика). | ||||
127 | Чередование звуков. Анализ изложения | 1 | ФЯиЛК. Виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов. | ||||
128 | Беглые гласные | 1 | ФЯиЛК. Опознование слов с беглыми гласными О и Е в разных морфемах. | ||||
129 | Варианты морфем | 1 | ФЯиЛК. Варианты морфем(корней, приставок, суффиксов). Подбор слов с вриантами морфем. | ||||
130 | Морфемный разбор слова | 1 | ФЯиЛК. Порядок морфемного разбора слова | ||||
131 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | ФЯиЛК. Правило правописания гласных и согласных в приставках, способы проверки. | ||||
132-133 | Буквы з и с на конце приставок. Контрольный словарный диктант №3 | 2 | ФЯиЛК. Написание букв З и С на конце приставок, словарные слова. Использование орфографического словаря. | ||||
134 | Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-.Анализ диктанта | 1 | ФЯиЛК. Написание букв О-А. Графическое обозначение изученной орфограммы. | ||||
135 | Буквы о-а в корне -раст- - -рос- | 1 | ФЯиЛК. Написание букв О-А. Проверочным словом, при написании слов с чередованием гласных, пользоваться нельзя | ||||
136 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | ФЯиЛК. Ё-О после шипящих в корне, слова-исключения. Правильное выделение морфем. | ||||
137 | Буквы и-ы после ц | 1 | ФЯиЛК. Слова на –ЦИЯ, Ы-И после Ц в корнях, окончаниях, суффиксах. Слова-исключения. | ||||
138 | Повторение | 1 | |||||
139 | Р.р. 21 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень» (упр.457) | 1 | ФКомК. Роль деталей в художественном описании, понятие натюрморта. | ||||
140 | Контрольный диктант №5 | 1 | |||||
Морфология. Орфография. | 85 | ||||||
141 | Самостоятельные и служебные части речи. Анализ диктанта | 1 | ФЯиЛК. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. | ||||
Имя существительное | 28 | ||||||
142 | Имя существительное как часть речи | 2 | ФЯиЛК. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологи-ческие свойства, синтаксические функции. | ||||
143-144 | Р.р.22-23 Доказательства в рассуждении (упр.477) Контрольное сочинение №2 | 2 | Структура рассуждения, роль доказательства в рассуждении. | ||||
145 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения | 1 | ФЯиЛК. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||||
146 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | ФЯиЛК. Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
147 | Р.р.24 Сжатое изложение (упр. 496) | 1 | Элементы сжатия текста. | ||||
148 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | ФЯиЛК. Род, число, падеж имени существительного. Порядок разбора. | ||||
149 | Род имён существительных | 1 | ФЯиЛК. Грамматическая категория рода. Воз-можное нарушение норм литературного языка при определении рода уществительных. | ||||
150 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | ФЯиЛК. Грамматическая категория числа, реальное количество предметов. Лексическая группа существительных имеющих форму только множественного числа. | ||||
151 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | ФЯиЛК. Существительные, которые имеют форму только единственного числа. Лексические группы таких существительных. | ||||
152 | Три склонения имён существительных | 1 | ФЯиЛК. Склонение имен существительных. Основание деления их на три типа склонения. | ||||
153 | Падеж имён существительных | 1 | ФЯиЛК. Падежи русского языка, их значения. Вопросы и порядок следования. Смысловые вопросы. | ||||
154-156 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 3 | ФЯиЛК. Правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Порядок рассуждения. | ||||
157 | Р.р. 25 Изложение (упр.546). Контрольное изложение №2 | 1 | Возможности использования существитель-ных-синонимов для неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного вырвжения мыслей. | ||||
158-160 | Множественное число имён существительных. Анализ изложения | 3 | ФЯиЛК. Особенности склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах. | ||||
161 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | ФЯиЛК. Правописание О-Е после шипящих и Ц. | ||||
162 | Повторение пройденного | 1 | |||||
163 | Р.р.26 Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль.Подмосковье» (упр.564) | 1 | ФКомК. Элементы рассуждения в описании. | ||||
164-166 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». Анализ сочинений | 3 | |||||
167 | Контрольный диктант №6 | 1 | |||||
Имя прилагательное | 16 | ||||||
168-171 | Имя прилагательное как часть речи. Анализ диктанта | 4 | ФЯиЛК. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологи-ческие свойства, синтаксические функции. | ||||
172-174 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 3 | ФЯиЛК. Правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом. | ||||
175 | Окончания имён прилагательных после шипящих и ц | 1 | ФЯиЛК. Графическое выделение окончания. Правило написания окончаний имен прилагательных после шипящих и ц. | ||||
176 | Р.р.27 Описание животного (упр.587) | 1 | ФКомК.Общее в разных видах описания. Специфика описания животного. | ||||
177-178 | Прилагательные полные и краткие | 2 | ФЯиЛК. Грамматические особенности кратких имен прилагательных, их синтаксическая роль. Распознавать полные и краткие формы имен прилагательных. | ||||
179 | Р.р.28 Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.599) | 1 | ФКомК. Описание животного на основе изображенного в разговорном стиле. | ||||
180 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ФЯиЛК. Порядок морфологического разбора. | ||||
181 | Обобщение изученного по теме | 1 | ФКК. | ||||
182 | Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений ( упр.606) | 1 | ФКомК. Составление текста по указанному плану. Включение в повествовательный текст разговорного стиля элементов описания животного. | ||||
183 | Контрольный диктант№7 | 1 | |||||
4 ЧЕТВЕРТЬ (53) | |||||||
Глагол | 41 | ||||||
184 | Глагол как часть речи. Анализ диктанта | 1 | ФЯиЛК. Глагол как часть речи, его общекате-гориальное значение, морфологические свой-ства, синтаксические функции. Инфинитив. | ||||
185-186 | Не с глаголами | 2 | ФЯиЛК.Правило написания не с глаголами. Нормы правильного ударения. | ||||
187 | Р.р.30 Рассказ (упр.623) | 1 | Рассказ – один из видов повествования. | ||||
188-190 | Неопределённая форма глагола | 3 | ФЯиЛК. Начальная форма глагола, окончание неопределенной формы. Ь после Ч в неопределенной форме. | ||||
191-193 | Правописание –тся и –ться . Контрольный словарный диктант №4 | 2 | ФЯиЛК. Условия выбора написания –тся и -ться. Вопрос к данным глаголам. | ||||
194-195 | Виды глагола | 2 | ФЯиЛК. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||
196-197 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | 2 | ФЯиЛК. Перечень корней с чередованием. | ||||
198-199 | Р.р.31-32 Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.659) | 2 | ФКомК. Главное в рассказе – развертываю-щееся в определенной последовательности действие. | ||||
200 | Время глагола | 1 | ФЯиЛК. Три времени глагола. | ||||
201 | Прошедшее время | 1 | ФЯиЛК. Прошедшее время глагола, правило ударения, написание безударной гласной перед суффиксом –л-. | ||||
202 | Настоящее время | 1 | ФЯиЛК. Нстоящее время имеют глаголы только несовершенного вида, правильное ударение. | ||||
203 | Будущее время | 1 | ФЯиЛК. Формы будущего времени. | ||||
204-205 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 | ФЯиЛК. Спряжение глагола. Личные окончания I и II спряжения. Способ определения верного написания безударного личного окончания глагола. | ||||
206-209 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 4 | ФЯиЛК. Правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. | ||||
210 | Морфологический разбор глагола | 1 | ФЯиЛК. Порядок разбора. | ||||
211 | Повторение изученного | 1 | |||||
212 | Контрольное тестирование №3 | 1 | |||||
213-214 | Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа.Анализ тестов | 2 | ФЯиЛК. Правило употребления Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа. | ||||
215 | Употребление времён | 1 | ФЯиЛК. Употребелние времен глагола в устной и письменной речи. | ||||
216-217 | Закрепление изученного по теме | 2 | ФКК. | ||||
218-219 | Р.р.33-34 Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»(упр.713) | 2 | ФКомК. Рассказ на основе изображенного (по воображению). Композиция рассказа. | ||||
220-222 | Повторение изученного по теме | 3 | |||||
223 | Контрольный диктант №8 | 1 | |||||
224 | Резервный урок. | 1 | |||||
225 | Анализ диктанта | 1 | |||||
Повторение и систематизация изученного | 11 | ||||||
226 | Разделы науки о языке | 1 | |||||
227 | Сочинение (упр.729) | 1 | |||||
228 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | |||||
229-230 | Орфограммы в окончаниях слов | 2 | |||||
231-232 | Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания | 2 | |||||
233-234 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 2 | |||||
235 | Конторльная работа | 1 | |||||
236 | Повторение и систематизация изученного за учебный год | 1 |
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского (родного) языка.
Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Исходя их из этого, главной целью использования материально-технических средств обучения становится поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.
Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по русскому (родному) языку является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности, разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы, интерактивные школьные доски и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) и т.п. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой. В этой связи в перечне материально-технических средств обучения должны быть представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды, диафильмы и т.п.), аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка), с помощью которых повышается эффективность работы.
В номенклатуру средств обучения должны войти и другие традиционные учебные средства, в частности, соответствующая книгопечатная продукция: нормативные документы, определяющие место школьного курса в системе образования, содержание и структуру курса, систему его целеполагания в современной школе; рабочие программы по русскому языку, учебники и учебные пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, практикумы, научно-популярная литература по предмету, словари различных типов, справочники, методическая литература для учителя, способствующая повышению эффективности учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...