Конспект урока русского языка 6 класс"Деловые бумаги"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
УМК Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013
УРОК 129. Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Тема: Текст. Деловые бумаги: заявление ( Гл. 6. §.8 )
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, учебные тексты, презентация (MimioStudio)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konspekta_uroka_zayavlenie.docx | 74.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОЛЬХОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы.
Русский язык и литература.
Разработка урока русского языка на тему " Деловые бумаги: заявление " для 6 класса.
Работу выполнила Красноруженко О.А.,
учитель русского языка
высшей квалификационной категории
контакты: почтовый адрес,403651
krasnoruzhenko.olga@yandex.ru,
т. 8-905-063-03-79
с. Ольховка-2014г
Сценарий конспекта урока
Предмет: русский язык Класс: 6
УМК Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013
УРОК 129. Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Тема: Текст. Деловые бумаги: заявление ( Гл. 6. §.8 )
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, учебные тексты, презентация (MimioStudio)
№ п/п | Этапы урока | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ВРЕМЯ | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
1. | Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Учитель: Я не назову вам тему нашего урока, не расскажу, чему вы должны научиться. Всё это вы мне скажете сами в процессе нашего урока. Итак, начнём. | ||
2. | Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений. | Учитель: В синонимических рядах слов, представленных на экране, определите, чем отличаются ?:
Обучающиеся делают вывод: что использование тех или иных слов зависит от речевой ситуации и стиля речи, который используется при данной ситуации. Учитель: Ребята, что вы можете сказать о теме нашего урока? Обучающиеся делают вывод: речь пойдёт о стилях речи. Учитель: Правильно, на нашем уроке мы снова будем говорить о стилях речи. И для начала вспомним всё, что уже известно нам по этой теме. Работа в группе: У вас на парте лежат карточки с текстами и заданием к этим текстам. Если возникнут трудности с заданием, у вас есть подсказки, которыми вы можете воспользоваться. ( тексты 4 стилей – научный, художественный, разговорный и публицистический). Задание: прочитайте тексты; определите тип и стиль речи. Карточка 1. (Научный стиль) В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом.(Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…») Карточка 2. (Публицистический стиль) Что значит найти себя? «В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность. (Фрагмент ученического сочинения для школьной газеты.) Карточка 3. (Художественный стиль) Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору – не далеко, а с колодкой трудно: шёл, шёл, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора – ещё круче, а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё гоы всё выше и выше поднимаются. А выше всех - белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат – всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, - думает, - это всё ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, - бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через неё ещё две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется, стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо. Карточка 4. (Разговорный стиль) Встреча подруг после летнего отдыха. – Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена. – Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя. – Как отдохнула? – поинтересовалась Лена. – Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как? – Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала! – И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя. – Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена. – Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки Ребята, прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, мне хотелось бы вам рассказать об одном случае. Учебный год подходил к концу. Очень хотелось в отпуск. Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, учитель пришла к директору с такой бумагой. Обучающиеся работают по карточкам, определяют стили речи, аргументируют свои ответы. Учитель: Все ли стили были представлены в нашей работе? Посмотрите на следующий слайд и скажите текста какого стиля не было в нашей работе? ( Слайд с рукой) С помощью пяти пальцев руки вспоминаем названия пяти стилей языка (одного разговорного и четырех книжных). Названия вытаскиваем из-за вопросов и располагаем по пальцам.
Учитель: Ребята, с текстам какого стиля мы сегодня с вами будем работать? Обучающиеся: С текстами официально-делового стиля. | Познавательные УУД -владеют приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные УУД - умеют вести диалог, координировать свои действия с партнёром; -умеют выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Регулятивные УУД - умеют самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Регулятивные УУД - осуществляют познавательную и личностную рефлексию. | |
3. | Постановка проблемы (основного вопроса урока). | Проблемная ситуация. ТЕСТ Учитель: Вспомним особенности официально делового стиля (заполняем таблицу сделать на отдельных слайдах каждую графу и уч-ся выбирают нужное, вставляют, в конце появляется вся таблица.) В каких случаях вам может понадобиться знание официально-делового стиля в школе или вне школы? Обучающиеся: написать заявление, объяснительную, объявление и т.д. Учитель: Молодцы, всё правильно. Но вы можете задать мне вопрос: какая же это новая тема, мы ведь совсем недавно изучили особенности официально-делового стиля. Мы действительно будем говорить об официально-деловом стиле, а о чё конкретно – вы догадаетесь, посмотрев отрывок из очень известного советского фильма Э.Рязанова «Служебный роман». Внимание на доску. Отрывок из фильма. Обучающиеся делают вывод: сегодня на уроке познакомимся с деловыми бумагами, а именно с заявлением и научимся правильно оформлять заявление.
| Познавательные УУД - умеют перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). Регулятивные УУД - умеют высказывать предположения на основе наблюдений. - умеют формулировать проблему урока. - находят пути решения проблемы. - осуществляют познавательную и личностную рефлексию. | |
4. | Открытие нового знания. | Учитель: На уроке вы узнаете о….., а также научитесь (Слайд с названием темы урока и цели). Учитель: Что же такое заявление? (обучающие высказывают свои предположения) Давайте проверим свои предположения. Откройте учебник стр.144. (Чтение определения). По какой схеме составляется заявление) ( стр.144). (слайд с образцом заявления, читаем схему и находим названную часть в образце – зачитываем). Учитель: В каких ситуациях и с какими просьбами вы можете обращаться к администрации нашей школы?
Обучающиеся делают вывод: обратиться к администрации нашей школы можно с просьбой освободить от занятий, разрешить перейти в другой класс, выдать справку и т.д. | Познавательные УУД - умеют перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). Коммуникативные УУД - умеют вести диалог, координировать свои действия с партнёром, - умеют выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. | |
5. | Развитие учебно языковых, правописных и речевых умений. | Учитель: мне хотелось бы вам рассказать об одном случае. Учебный год подходит к концу. Уже очень хочется в отпуск. Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, учитель пришла к директору с такой бумагой. (СЛАЙД) Дорогая Светлана Николаевна! Намаялась я на работе, устала до смерти. Пора в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу с новыми силами. Ваша Елена Дмитриевна. Прочитала Светлана Николаевна эту бумагу и подумала: «Действительно, пора в отпуск коллеге». Что же странного в этом документе и можно ли его таким назвать? (Здесь используются такие слова, какие уместны только в непринужденной устной беседе) Как называется такой стиль речи? (Разговорный)
( стилем официальных документов). Это очень точный и лаконичный стиль речи. Выполнение упражнений для первичного развития умений. Задание 1. - А теперь попробуйте исправить данное заявление в соответствии с нормами официально-делового стиля. ( у обучающихся раздатка, где они исправляют текс заявления). Проверка выполнения. СЛАЙД с правильным заявлением. Задание 2. У вас на партах лежат готовые типовые словосочетания для заявлений. Определите, в какой части заявления они используются. Найдите конструкции, которые используются для выражения просьбы; для аргументации; для подтверждения фактов. (упр.58 стр. 145) | Познавательные УУД - анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). - строить логические рассуждения. Коммуникативные УУД - умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, - умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. - умение производить анализ, синтез, сравнение. | |
6. | Контроль над знаниями, умениями, навыками. | Задание 3.Работа в паре. Послушайте диалоги, в которых обсуждаются ситуации, когда ученикам нужно освобождение от занятий. Помогите школьникам составить заявление. ( упр.58.2, стр. 145) Задание 4. Прочитайте шаблон официального письма-приглашения. Кому посылают такое письмо: знакомому вам лично или незнакомому человеку? На какие школьные мероприятия можно приглашать известных деятелей искусства? Политиков? Родителей? Как начинается это письмо? А как вы начнёте письмо, адресованное близкому человеку или родственнику, другу?
СЛАЙД стр.145. Работа в группе. Придумайте мероприятие, на которое вы могли бы пригласить гостей от имени класса. Составьте официальное письмо-приглашение, соблюдая:
вежливость, сдержанность тона. (Раздаю шаблоны, которые заполняются | ||
7. | Итог урока. Рефлексия. | Метод «Светофор» См в Копилочке. Задание 5. СЛАЙД Прочитайте шутливые тексты, которые тем не менее можно отнести к деловым бумагам.Как называется этот вид деловых бумаг? Что в них может содержаться? СЛАЙД упр.60 | ||
8. | Домашнее задание. | Проектное задание. На следующем уроке мы проведём конкурс шутливых объявлений на разные темы от лица персонажей литературных произведений, сказок, былин. Условия конкурса: объявление должно соответствовать требованиям официально-делового стиля, быть корректными и вежливыми, но смешными. | Познавательные УУД - свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях. |
Карточка 1
Задание: прочитайте выразительно текст; определите стиль речи.
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти суще-ствительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на ко-роткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно суще-ствительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и вы-деляем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом.(Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 2.
Задание: прочитайте выразительно текст; определите стиль речи.
Что значит найти себя?
«В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – эти-ми вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Ме-сто в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окру-жённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Суще-ствует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливать-ся на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизнен-ный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетво-рённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжитель-ным, иначе это уже не счастье, а обыденность. (Фрагмент ученического сочине-ния для школьной газеты.)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 3
Задание: прочитайте выразительно текст; определите стиль речи.
Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору – не далеко, а с колодкой труд-но: шёл, шёл, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора – ещё круче, а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё гоы всё выше и выше поднимаются. А выше всех - белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат – всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, - думает, - это всё ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, - бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через неё ещё две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется, стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо.
Карточка 4
Задание: прочитайте выразительно текст; определите стиль речи.
Встреча подруг после летнего отдыха.
– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.
– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.
– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.
– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?
– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!
– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.
– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.
– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки пошли.
Схема заявления.
1. Наименование адресата (должностного лица или учрежде-ния) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа.
2.Наименование заявителя пишется в форме родительного падежа под адресатом справа.
3.Слово Заявление пишется в середине листа с прописной буквы.
4.Текст заявления пишется с красной строки и, как правило, начинается словами Прошу + инфинитив (отпустить, предо-ставить).
Затем следует объяснение причин просьбы, которое вво-дится с помощью типовых конструкций: в виду того что..., в связи с ..., потому что... и тому подобных.
5. Личная подпись заявителя ставится под текстом заявле-ния справа.
6. Дата составления документа пишется ниже подписи слева.
Типовые словосочетания для заявлений
Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….
В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.
По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….
------------------------------------------------------------------------------
Типовые словосочетания для заявлений
Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….
В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.
По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….
--------------------------------------------------------------------------------------
Типовые словосочетания для заявлений
Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….
В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.
По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка по теме: "Деловые бумаги. Заявление."
Разработка урока относится к разделу: "Деловое и творческое письмо", предназначена для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья....
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".
Знакомство с запиской как видом делового письма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...
Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс
Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...
Конспект урока русского языка в 6 классе для слабослышащих обучающихся. Тема "Деловые бумаги. Объявления"
Конспект урока можно использовать на уроках развития речи в школе для глухих и слабослышащих учащихся....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...