Конспект урока русского языка по теме: "Деловые бумаги. Заявление."
план-конспект урока (11 класс) по теме

Разработка урока относится к разделу: "Деловое и творческое письмо", предназначена для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_delovyie_bumagi._zayavlenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Деловое письмо. Заявление.

Цели:

- продолжить знакомство с новым видом деловых бумаг – заявлением, учить различать виды заявлений по их содержанию, выделять структурные элементы; учить редактировать и составлять заявления;

- развивать связную речь учащихся, умение анализировать текст, стимулировать компенсаторные процессы развития учащихся;

- тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

Оборудование: тексты заявлений для редактирования, наборы для игры «Собери заявление», памятки, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

   - Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу «Деловое и творческое письмо».

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний

- Назовите виды деловых бумаг, из тех которые мы с вами уже изучили.

4. Вступительное слово учителя.

- Во взрослой самостоятельной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью написания заявлений.

- В каких ситуациях вы сталкивались с необходимостью написания заявления? (ответы детей: при приеме на работу, при приеме в учебное заведение, при приеме в школу…)

5. Объяснение нового материала.

(СЛАЙД 2)

- Что такое заявление? (Заявление – как официальный документ – это письменная просьба о чем – нибудь, адресованная организации, предприятию или должностному лицу)

(СЛАЙД 3)

- Заявление, как и любой документ, имеет свою структуру.

 а) Назовите структуру заявления.

 1. Наименование адресата, которому направляется заявление. – Пишется в правом верхнем углу листа в Д.п.

 2. Фамилия, имя, отчество, должность и другие координатные данные автора заявления. – Пишутся в Р.п. без предлога «от».

3. Наименование документа. – Пишется с маленькой буквы посередине листа, после слова «заявление» ставится точка.

4. Текст заявления. – Четкое и конкретное изложение просьбы, которое начинается со слова «прошу» и содержит обоснование этой просьбы.

5. Список прилагаемых к данному заявлению документов.

6. Дата подачи заявления. – Располагается внизу слева.

7. Личная подпись подающего заявления.- Располагается внизу справа).

- Какой стиль речи используется в заявлении? (Официально- деловой стиль)

(СЛАЙД 4)

  б) Редактирование заявления.

- В этом году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в 10 класс. Послушайте его.

                                                                           Дорогому товарищу директору
                                                                          КОУ «РШООВЗ»

                                                                           Солоп М.И.

                                                                           от низко кланяющегося Вам

                                                                           Рыбникова Ивана Петровича

                                           заявление.

      Убедительно прошу принять меня в КОУ «РШООВЗ» с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную Вам школу, так как очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Рыбников.

                                   

- Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)

- Всем понятно, что такого заявления быть не должно. Отредактируйте данное заявление. (Учитель раздает образцы данного заявления. Учащиеся, пользуясь красной пастой, редактируют текст.)

- Прочтите отредактированное заявление.

- А какие элементы структуры вообще отсутствуют в данном заявлении? Почему без данных элементов заявление не действительно? (Отсутствуют дата подачи заявления и личная подпись заявителя.)

- Надеюсь, что выполнение таких упражнений поможет вам в дальнейшем избегать аналогичных ошибок.

в). Игра «Собери заявление». (Работа в группе)

-Вы сейчас получите элементы содержащие структуру заявления. Ваша задача: правильно составить заявление. (Учащиеся приклеивают в соответствующем порядке элементы заявления на чистый лист.)

                                                                        Директору спортклуба «Русь»

                                                                        Тихонову В.М.

                                                                        ученика 10 класса ГБС(К)ОУ

                                                                        школы – интерната

                                                                        Иванова Максима Петровича,

                                                                        проживающего ул. Горького, 26

                                                                        Директору  «Руси»

                                                                        ученика 10 класса ГБС(К)ОУ

                                                                        школы – интерната

                                                                        Иванова Максима Петровича

                                                         Заявление.

                                                       

                                                         заявление.

                 Прошу принять меня в секцию «Дзюдо» с 1.09.11 года.

                 Очень хочу посещать Вашу секцию «Дзюдо». Занятия могу посещать с 1.09.11 года.

10.08.11.

Иванов

10.08.11.

                                                                                                                         Иванов

Физминутка

  1. Крепко зажмурились на пару секунд
  2. Быстро моргаем минутку
  3. Смотрим вверх, вниз, вправо, влево 2 раза
  4. Вращаем по кругу туда и обратно
  5. Закроем глаза. Темнота 3 секунды
  6. Откроем глаза и начнем заниматься

6.Практическая работа по написанию заявлений

а) о приеме на работу,

б) о приеме в учебное заведение.

- Осталось _176__ дней до того момента, когда вы окончите школу. Это будет радостный и одновременно грустный момент. Радостный от того, что вы по праву можете называть себя взрослыми, самостоятельными людьми. Грустный, потому что с этого момента не школа, не учителя и даже не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, вы сами должны разбираться и отвечать на вопросы, которые ставить перед вами жизнь.

- После окончания школы одни продолжат обучение в профессиональных училищах, другие – трудоустроятся и начнут свой трудовой путь.

- Кто из вас продолжит обучение? А кто после окончания школы начнет трудиться?

- каждому из вас при поступлении в училище и при поступлении на работу придется писать заявление.

- Какой вид заявлений будет писать каждый из вас? (О приеме в учебное заведение, о приеме на работу)

- Чем будут различаться ваши заявления? (Содержанием текста, наименованием адресата, фамилией, именем, отчеством заявителя)

- Задание:

1 группе – написать заявление о приеме в профессиональный колледж г. Нижневартовска

2 группе – написать заявление о приеме на работу в МУЗ ЦГБ на должность санитарки (дворника)

Чтение заявлений. Анализ допущенных ошибок.

7. Актуализация знаний

- какой вид деловой бумаги мы с вами изучили сегодня на уроке?

-назовите структуру документа

8. Выставление оценок

9. Д/з по карточкам

                     Написать заявление об увольнении.

___________________________________________________________

                     Написать заявление об уходе в отпуск.

___________________________________________________________

                   Написать заявление о материальной помощи.

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка 6 класс"Деловые бумаги"

УМК     Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013 УРОК  129. Официально-де...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 6 классе для слабослышащих обучающихся. Тема "Деловые бумаги. Объявления"

Конспект урока можно использовать на уроках развития речи в школе для глухих и слабослышащих учащихся....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление», 9 класс, 2020г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление»,  9 класс, 2020г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....