Урок по русскому языку 5 класс Текст-рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Эти материалы пригодятся для подготовки к уроку по темам: текст, что такое текст, типы текстов, текст-рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое текст?
Что такое тема текста?
Перечислите стили речи.
С какими типами речи вы уже знакомы?
Каковы особенности повествования?
Каковы особенности описания?
В каком типе речи используется прием фотографирования?
-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ.
-Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов?
Работа с текстами. Приложение1.
-У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов.
1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…
2-Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело, точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда».
«Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился:
-А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?
-Верно,- согласилась мать
-Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.
Целеполагание к деятельности
-Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение. -Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока.
-Чему вы сегодня на уроке научитесь? -Чем будете заниматься, чтобы освоить эту тему?(На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
-Что должно стать результатом нашего урока?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.
Научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом нашей работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.
Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока
Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске:
РАС_СУЖД_ЕНИ_Е.
(Примерный ход анализа: окочание - е, т. к. можно изменить по падежам: рассуждени-ю, рассуждени-ем и т. д. Корень - сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т. д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – то, что следует из сказанного выше.
Строят схему рассуждения
Игра «Лучший редактор» Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты. Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.
Определите, являются ли данные тексты рассуждением.
1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! (Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)
2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка. Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа).
3.-Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).
-Какие знания помогли нам при выполнении этого задания( схема построения текстов рассуждения)
2.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
3.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с типом текста – рассуждение;
- научить различать этот тип текста среди других;
- развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения
Ход урока
1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:
В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.
а) На доске записывается слово “рассуждение”.
б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).
в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).
г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.
На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.
Например,
Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.
2 этап. Осмысление.
а) Работа с определением.
Задание: отметьте, что вам знакомо в этом определении?
Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.
Схема полного рассуждения
Беседа с классом по вопросам:
- Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что вызвало сомнение?
- Какие вопросы у вас возникли?
б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются три текста
Задание 1. Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.
Лексическая тема: «В библиотеке»
Текст 1. Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен - книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.
Текст 2. В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
Смотрит в книгу мальчик справа –
Путешествует в Варшаву,
А девчонке у окна
Вся галактика видна,
Две девчонки-синеглазки
Перечитывают сказки,
И на розовом коне
Мчат при солнце и луне.
Все сидят в читальном зале,
Но мечтой умчались в дали.
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.
Текст 3. В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал.
Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.
Вы спросите – почему?
Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.
В читальном зале должно быть тихо.
Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте
Текст 4
Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей».
В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми.
Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему?
Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего.
Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!
Динамическая пауза. Зрительная гимнастика
Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.
Что может книга
Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Во-первых, книга
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге
Я хочу рассказать о книге _______________________________
Я выбрал ее потому, что _________________________________
_______________________________________________________Мне эта книга понравилась, так как _______________________
_______________________________________________________
Во-первых, в повести ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________-______
Во-вторых, ____________________________________________
___________________________________________________-___
_______________________________________________________
_______________________________________________________В-третьих, _____________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.
- Составление текста – рассуждения по модели
Представьте себе, что вам предложили закончить сказку «Курочка Ряба».
Задание: прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.
Курочка Ряба
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил - не разбил.
Баба била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!
Модель ответа:
Ещё громче заплакала баба: « _____________________________________». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________ ;
во-вторых, ____________________________ ;
в-третьих, ____________________________».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Домашнее задание. | Сочинение - рассуждение «Царевна – лягушка» - волшебная сказка |
Заполните пропуски.
Задача текста-рассуждения - ___________________________________.
Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: ____________________________________________________________________________.
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения - ___________________________________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.
Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...