Урок по русскому языку 5 класс Текст-рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Амосова Юлия Викторовна

Эти материалы пригодятся для подготовки к уроку по темам: текст, что такое текст, типы текстов, текст-рассуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Перечислите стили речи.

С какими типами речи вы уже знакомы?

Каковы особенности повествования?

Каковы особенности описания?

В каком типе речи используется прием фотографирования?

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ.

-Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов?

Работа с текстами. Приложение1.

-У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов.

1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

2-Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело, точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда».

«Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился:

-А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?

-Верно,- согласилась мать

-Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он? Какого он типа речи? Докажите.

-Какого типа речи второй текст? Докажите.

-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)

-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?

-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.

Целеполагание к деятельности

-Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?

Правильно, доказывать свое суждение. -Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока.

-Чему вы сегодня на уроке научитесь? -Чем будете заниматься, чтобы освоить эту тему?(На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).

-Что должно стать результатом нашего урока?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)

Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.

Научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом нашей работы.

Вы правильно определили для себя учебную задачу.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока

Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске:

РАС_СУЖД_ЕНИ_Е.

(Примерный ход анализа: окочание - е, т. к. можно изменить по падежам: рассуждени-ю, рассуждени-ем и т. д. Корень - сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т. д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Строят схему рассуждения

hello_html_m456fa0.jpg

Игра «Лучший редактор» Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты. Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.

Определите, являются ли данные тексты рассуждением.

1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! (Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)

2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка. Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа).

3.-Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).

-Какие знания помогли нам при выполнении этого задания( схема построения текстов рассуждения)

2.

– Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

– Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Для передачи описания используются прилагательные)

– Рассуждение имеет свои особенности.

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

3.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с типом текста – рассуждение;
  • научить различать этот тип текста среди других;
  • развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения

Ход урока

1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово “рассуждение”.

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Например,

http://festival.1september.ru/articles/311918/image1.jpg

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание: отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

http://festival.1september.ru/articles/311918/image2.jpg

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
  2. Какую новую информацию вы получили?
  3. Что вызвало сомнение?
  4. Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются три текста

Задание 1. Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Лексическая тема: «В библиотеке»

Текст 1. Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен - книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.


Текст 2. В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса, 
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
Смотрит в книгу мальчик справа –

Путешествует в Варшаву,
А девчонке у окна
Вся галактика видна,
Две девчонки-синеглазки
Перечитывают сказки,
И на розовом коне
Мчат при солнце и луне.
Все сидят в читальном зале,
Но мечтой умчались в дали.
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.

Текст 3. В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал.

Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему?

Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

В читальном зале должно быть тихо.



Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте

Текст 4

Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей».

В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми.

Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему?

Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего.

Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!


Динамическая пауза. Зрительная гимнастика


Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

 Что может книга

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них. 
Во-первых, книга

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что _________________________________

_______________________________________________________Мне эта книга понравилась, так как _______________________

_______________________________________________________

Во-первых, в повести ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________-______

Во-вторых, ____________________________________________

___________________________________________________-___

_______________________________________________________

_______________________________________________________В-третьих, _____________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________ Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

  1. Составление текста – рассуждения по модели

Представьте  себе, что  вам  предложили  закончить  сказку  «Курочка  Ряба».

Заданиепрочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

Курочка Ряба

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

Дед бил - не разбил.

Баба била - не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Модель  ответа:  

 Ещё  громче  заплакала  баба: « _____________________________________». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи. 

Во-первых,  _________________________  ;

во-вторых, ____________________________  ;

в-третьих, ____________________________».

   Значит, _____________________________.

  Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.

Подведение

итогов:

        Стратегия «Выбери утверждение»

Выбери утверждение:

всё понял, могу помочь другим;

всё понял;

могу, но нужна помощь;

ничего не понял;

Ощущал себя:

хорошо;

уверенно;

смело;

гордо;

комфортно;

глупо;

неуверенно;

испуганно;

сердито;

грустно.

Урок для меня:

интересный;

хороший;

отличный;

запомню надолго;

однообразный;

неинтересный;

скучный

Домашнее задание.

Сочинение - рассуждение «Царевна – лягушка» - волшебная сказка

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: ____________________________________________________________________________.

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________________________________.

Сначала мы выдвигаем какой-либо ______________. Чтобы доказать его, приводим _____________________. В конце текста делаем ___________________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...