Статья "Инновационные технологии на уроках русского языка, развития речи и литературы".
статья по русскому языку на тему
Данная статья посвящена вопросу использования инновационных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи. Какие методики и почему являются продуктивными при реализации Федерального государственного образовательного стандарта в среднем и старшем звене? Какова роль учителя и ученика на уроке? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на уроках русского языка,
развития речи и литературы.
При реализации Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе каждый учитель-предметник задумывается о способах передачи информации учащимся. Является ли передача информации учителем единственно возможным и результативным способом? Порассуждаем об этом и о том, какие способы, на мой взгляд, являются результативными.
Вступая в 21 век нельзя не думать о будущем. С одной стороны мы ещё находимся в историческом прошлом, своём собственном прошлом и осознаём это, но с другой стороны будущее диктует свои законы и правила. Мы порой боимся утратить привычное и обжитое, а боязнь будущего перемешивается с надеждой на лучшее. Возникает два вопроса: что оставляем, что не берём с собой, какой багаж нам не нужен? и что хотим приобрести, чего нам не хватает, куда путь держим?
В современной школе кое-что устаревает, постепенно теряет свою эффективность, утрачивает реальный педагогический смысл. Мы живём в веке информационном, а усваивать большой объём информации старыми методами невозможно. В наше время нельзя забывать о развитии культуры и нравственности, то есть необходимо создавать единую систему образовательно-воспитательной деятельности, подчинив её задаче - становлению человеческой личности и развитию богатой индивидуальности. Силовые методы в образовательной и воспитательной работе не эффективны в современном мире. Значительно расширяются и задачи педагога-предметника. Любая школьная дисциплина должна являться формой проявления культуры, фактором культурного, интеллектуального, умственного развития учащегося. Техническое обеспечение играет здесь немаловажную роль. Школа 21 века требует новых технологий преподавания в школе.
Современные дети требуют новых путей общения с ними. Поэтому инновационные технологии - один из способов обучения детей нового времени.
В основе технологии лежит коллективная организационная форма. Ребёнок, владея определёнными знаниями, стремится поделиться ими с другими, а другие излагают свои знания. Таким образом происходит обмен знаниями, что приводит к новому уровню усвоения информации. Учитель на подобных уроках является только регулятором, проводником, регулирующим взаимодействие детей между собой, методики коллективного способа обучения построены на механизме сменных пар. Двое, проработав определённую информацию по определённому алгоритму, меняют партнёров, появляется определённая окраска информации.
Основные методики, основанные на коллективных способах обучения:
Методика "Взаимообмен заданиями".
Чтобы приобрести информацию, сначала необходимо поработать в одной группе (доверие ко всем). Как организовать работу, чтобы информация была у каждого в голове - это задача учителя. Организуется алгоритм выплняемых задач и работа по образцу. По кругу учащиеся обмениваются заданиями и сами проверяют друг друга.
Методика "Взаимопередачи тем".
Цель: научить ребёнка пересказывать текст. Организация монологической речи ребёнка. Необходимо хорошо читать. уметь выделить главное и суметь это передать слущателю. Чтобы проверить, насколько слушающий усвоил информацию, необходимо продумать цепь вопросов на усвоение прослушанного или предусмотреть ряд заданий проверочного характера по алгоритму.
Методика "Сократовский диалог" ("Катехизисный диалог").
При общении двух учащихся работа организуется следующим образом. Тот, кто знает информацию, задаёт вопросы тому, кто не знает (аналог урока-беседы). Последовательность вопросов продумывается так, чтобы можно было на них ответить, тренируется умение задавать вопросы.
(Катехизисный диалог).
При общении двух учащихся один имеет информацию, но вопросы задаёт тот, кто не знает. От незнания легче задать вопросы, чем самому знающему.
Возможен вариант, когда оба не знают. Информация находится между ними. В основе постоянные пары. При этом каждая пара будет работать столько, сколько нужно. Чтобы познать окружающий мир, надо вести диалог двоих. Предусматриваются разные уровни сложности.
Методика обсуждения проблемы.
Работа с различными фразами. Философское обогащение других и расширение пространства осуществляется благодаря индивидуальной практике каждого. Существует несколько вариантов.
1.Обсуждение разных проблем на основе 1 текста.
2.обсуждение 1 проблемы на основе 1 текста.
3.Обсуждение 1 проблемы на основе разных текстов.
4.Обсуждение одной проблемы одного целого произведения.
5.Одна проблема обсуждается в разных жанрах.
6. Обсуждение нескольких проблем на основе разных частей 1 произведения.
7. На основе 1 текста формулируются несколько проблем.
8. Обсуждение альтернативных мнений.
Методика Ривина.
Для чтения научной литературы. Поабзацное членение текста - создание схемы. плана, картинки, карты. Обратная методика - по знакам, символам, картинкам необходимо создать текст.
Данные методики позволяют детям учиться самим. Главная задача учителя - создать условия для самостоятельного изучения. Нельзя никогда научиться, если сам не хочешь.
Данные методики лежат в основе создания мастерской.
При создании результата мастерской необходимо выйти на новый уровень понимания. Это позволяет создать новую мастерскую-продолжение. Уходя с урока, дети продолжают обсуждать изученное или созданное в результате мастерской. Значит, урок удался. Рефлексия позволяет выйти на уровень осознания и переосмысления себя и своего места в мире, в творчестве, в процессе. Это и открытие для учителя-мастера.
Таким образом, рассмотренные методики позволяют делать урок нетрадиционным, технологичным, интересным и для учителя, и для ученика. ФГОС вводится не только в программу начальной школы, но и в предметы среднего и старшего звена. Приведу примеры некоторых учебных тем по русскому языку, литературе и развитию речи.
- Что руководит любовью и счастьем человека? По повести Р.М. Карамзина «Бедная Лиза». (Урок-мастерская. Методика обсуждения одной проблемы). 9 класс.
- Литература как искусство слова. (Методика обсуждения проблем). 9 класс.
- Что такое свобода? Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Мастерская обсуждения одной проблемы на основе разных текстов). 9-10 классы.
- И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи» (Технология критического мышления). 9 класс.
- Философская лирика А.С. Пушкина. Можно ли определить, в чём смысл жизни человека? (Мастерская. Обсуждение одной проблемы на основе разных текстов). 9 класс.
- Любовная лирика А.С. Пушкина. 2 часа. (Литературная гостиная). 9 класс.
- В. Шекспир «Гамлет» на сцене и в кино. (Диспут). 9 класс.
- Виды придаточных предложений (определительные, дополнительные, подлежащие, сказуемые) 2 часа. (Методика взаимопередачи тем. Методика Ривина, практический материал по карточкам). 9 класс.
- Прямая и косвенная речь. (Методика работы в парах сменного состава, в группах). 5 класс.
- Стили речи. Лаборатория учёных. (Урок-мастерская). 5 класс.
- «Ошибка». Типология речевых и грамматических ошибок. (Урок-мастерская). 7,8,9,11 классы.
- Нравственность есть правда. По творчеству В. Шукшина. (Технология критического мышления). 5-6 класс.
- История и литература. Вводный урок. (Технология Сократовского диалога). 8 класс.
- Античная литература. (Технология Сократовского диалога). 7 класс.
- Язык и общество. (Методика взаимопередачи тем). 6 класс.
- Обстоятельственные придаточные предложения. Методика взаимообмен заданиями). 9 класс.
- Сочинение по картине. (Мастерская письма). 5-6 классы.
- Сочинение по личным впечатлениям. (Мастерская письма). 7 класс.
В заключение своей работы хочется отметить, что открытие на уроке делает не только ученик, но и учитель. Открывая новое, сотрудничая и взаимодействуя между собой, педагог и учащиеся познают окружающий мир и себя. И так всю жизнь создавать и открывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Развитие речи.
Познакомить учащихся с описанием внешности человека,литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре....
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...