Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием).
Цели урока:
Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжить работу над умением составлять сложный план, систематизировать и закрепить знания по орфографии, словообразованию и пунктуации.
Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически и последовательно излагать содержание услышанного, отрабатывать умение пользоваться орфографическим словарем.
Воспитательные: формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, прививать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.zip | 329.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
8 класс
Урок развития речи – 2 ч.
Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием).
Цели урока:
Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжить работу над умением составлять сложный план, систематизировать и закрепить знания по орфографии, словообразованию и пунктуации.
Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически и последовательно излагать содержание услышанного, отрабатывать умение пользоваться орфографическим словарем.
Воспитательные: формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, прививать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: орфографические словари, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Предварительные упражнения а) слайд №1
б) слайд №2
3. Первичное чтение текста. ( Задание записано на доске: написать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значения для каждого человека)
Лес – источник жизни
Леса- это украшения земли, её великолепный и удивительный наряд. И это не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески. Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесных областях. Леса останавливают рост оврагов.
Но и это не всё. Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.
Многие болели за леса, писали о них, старались передать читателю свою любовь к нашим зеленым «океанам», к нашим лесным богатствам.
Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру около каких - нибудь лесных вод – темных и глубоких – человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.
Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей ,и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров.
(К. Паустовский)
Прим.: перед чтением текста – установка на определение стиля и типа текста. На каждой парте – орфографический словарь.
3. Вопросы после 1 – го прочтения текста.
- Стиль и тип текста? (публицистический, рассуждение).
- Как проявляются в содержании и языке текста особенности публицистического стиля?
- Почему автор – известный писатель К.Г. Паустовский – считает необходимым выступить в защиту «зеленого друга»?
- Как строится текст?(тезис – доказательство)
- Где находится тезис и как располагаются доказательства в рассуждениях автора?
- На какие части делится текс? (микротемы)
- Какими лексическими и грамматическими средствами связаны между собой его части и предложения внутри них?
Задание. – Озаглавить части текста, составить сложный план.( Работа с черновиком, опорные слова).
Примерный план.
1. Леса – это украшение земли:
а) лес – это не только источник сырья;
б) лес – это помощник в борьбе за урожай;
в) лес – величайший источник здоровья.
2. Многие болели за леса…
3. Человек в лесу:
а) человек после зноя входит в лес:
б) его тело охватывает прохладой;
в) великая сила жизни видна во всем;
г) человек садится у костра – садится тишина.
4. Ночь поднимается над лесами…
Средства связи:
1.Видовременные формы глагола (хранят, поддерживают); повторы (леса – это); местоимения (они хранят влагу, но и это не все). 2. Повторы (многие «болели» за леса, писали о них);местоимения (думая об этом).
2 – ой урок.
1. Прослушивание примерного плана, корректировка (по необходимости). Запись плана на доске – для слабоуспевающих.
2. Повторное чтение текста.
Работа с черновиком. Дополнения. Работа с орфографическим словарем. Творческое задание.
3. Написание изложения с элементами сочинения – рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"
Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании, как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с художественным стилем;- р...
Деятельностный подход на современном уроке по развитию речи у обучающихся с НОДА и УО
На протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения. На это есть ряд причин: передача знаний одним человеком всему классу; наличие помещения, специальных условий, материалов, посо...
Конспект урока по развитию речи Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися
Данный урок по теме " Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися" ориентирован на обучающихся 6 класса. Главной образовательной целью этого занятия явля...
Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе
Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложение)"...
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Методическая разработка : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )
Цель урокаразвивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения);Тип урокаурок развития речиПланируемые образовательные результатыПредметные - иметь общие представления о стиля...