РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 11 КЛАСС.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Планирование составлено на основе
«Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)»,
подготовленной Н. А. Николиной к учебнику
Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Оно скорректировано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_11_klass.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 605
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 28.08.2014 | ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга Протокол от 30.08.2014 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга ______Поломошнова Е.Б. Приказ от 30.08.2014 № |
Рабочая программа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс
Базовый уровень
( 68 часов)
Составитель:
Белякова Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Санкт-Петербург
2014-2015 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | стр. 3-13 | |
Поурочное планирование | стр. 14-21 | |
Перечень учебно-методических средств обучения | стр. 22-23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, Обязательного минимума содержания образования.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса (в календарном планировании преподавателей) и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Принципы построения
рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время компетентностном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах обучения с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы. Учитывается необходимость подготовки учащихся к сдаче обязательного ЕГЭ по предмету.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года
№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Рабочая программа выполняет основные функции:
Информационно-методическая - дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая - предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Планирование составлено на основе
«Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)», подготовленной Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012. Оно скорректировано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
В поурочное планирование внесены следующие изменения:
- контрольные и зачетные работы проводятся в формате ЕГЭ,
- темы изучаются тематическими блоками с последующими тренировками
- при помощи интерактивных тренажеров, тестов в формате ЕГЭ.
Вступительные и итоговые испытания (аттестация) по
русскому языку в формате ЕГЭ требуют от учителя разнообразия форм контроля за учебной деятельностью учащихся, а также разнообразия домашних заданий. В 10 –11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов, 2 часа в неделю. Освоение русского языка как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного.
Уровень изучения учебного материала - базовый
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
«Русский язык» обладает статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей курса
является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Основной целью изучения предмета в 10 классе является качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Достижение указанных целей осуществляется
в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами
русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Основные задачи курса русского языка
в старшем звене средней школы сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные учащимися за 10 лет обучения;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- способствовать развитию речи и мышления старшеклассников на межпредметной основе (русский язык и литература).
Задания ЕГЭ по русскому языку составлены с учетом проверки знаний, умений и навыков выпускников по основным разделам курса русского языка (части А и В), а также выявления уровня культуры речи и мышления экзаменуемых посредством комплексного анализа текста и сочинения (часть С). Для достижения поставленной цели необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать воедино разрозненные по годам обучения сведения (темы) и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место.
Используемый учебно-методический комплект
УЧЕБНИК: Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. Пособие для изучения русского языка в старших классах – М.: Просвещение, 2012.
КИМы ЕГЭ: И.Цыбулько. ЕГЭ 2014, 2015 . Русский язык : сборник экзаменационных материалов, ЭКСМО
Результаты изучения предмета «Русский язык. Базовый уровень»
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости
успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:»
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
- Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
- школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
- В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
- общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
тематическое планирование:
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1.ВВЕДЕНИЕ | 2 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - (41) 2.Словосочетание | 3 |
3. Простое предложение | 25 |
4. Сложное предложение | 10 |
5.Прямая и косвенная речь | 3 |
6. АНАЛИЗ ТЕКСТА | 11 |
7. Художественно-выразительные средства языка | 3 |
8. ПОВТОРЕНИЕ | 8 |
Всего: - 68 часов, в том числе:
повторение = 6 часов
синтаксис и пунктуация ( темы 1 - 7) = 43 часа,
анализ текста – 11 часов,
Художественно-выразительные средства языка – 3 часа
резерв – 7 часов
Тематическое поурочное планирование по русскому языку для 11 класса соответствует принципам научности, доступности, системности, перспективности и преемственности между всеми изучаемыми разделами лингвистики. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА. 11 КЛАСС.
Тема 1: « Введение» - 2
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка
Тема 2: «Словосочетание» - 3
Словосочетание: Строение, грамматическое значение. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Сложные случаи определения типа связи слов в словосочетании
Тема 3: «Простое предложение» - 25
Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по структуре. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Трудные случаи определения вида односоставных предложений в составе сложного. Главные члены предложения. /ЕГЭ: разбор заданий по теме. А-8 Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Трудные случаи. Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. / ЕГЭ: разбор задании по теме. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Однородные члены предложения. Трудные случаи пунктуации. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Сложные случаи пунктуации при обособленных и уточняющих членах предложения. / ЕГЭ: разбор заданий по теме. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Междометия и слова - предложения.
Тема 4: «Сложное предложение» - 10
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Трудные случаи пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи пунктуации в сложном предложении.
Тема 5: «Прямая и косвенная речь» - 3
Знаки препинания при прямой речи и цитировании. Трудности пунктуации при прямой речи и цитировании. Замена прямой речи косвенной. Предупреждение речевых ошибок.
Тема 6: «Анализ текста» - 11
(алгоритм работы: МОДЕЛЬ ТЕКСТА – САМОСТОЯТЕЛЬНО СОЗДАННЫЙ ТЕКСТ).
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Алгоритм анализа текстов разных стилей и жанров.Определение проблемы в исходном тексте. Определение авторской позиции в исходном тексте. Способы аргументации в сочинении по анализируемому исходному тексту. Анализ исходного текста по материалам ЕГЭ.
Обучение написанию сочинения по исходному тексту. ЕГЭ. Часть С. Конструирование сочинения в формате ЕГЭ по исходному тексту.
Раздел планирования – «АНАЛИЗ ТЕКСТА» - включен с целью подготовки учащихся к написанию творческих работ не только по русскому языку, но и по литературе, для совершенствования коммуникативных способностей и речевой грамотности старшеклассников. Однако главной задачей данного раздела все же становится непосредственная готовность выпускников к написанию сочинения на ЕГЭ по предложенному тексту, что предполагает комплексный анализ текста. Умение работать с текстом дает учащемуся навык самостоятельно составлять текст с учетом знания законов лингвистики
Тема 7: «Художественно-выразительные средства языка» - 3
Классификация художественно-выразительных средств языка. Практикум по теме.
Тема 8: «Повторение» - 8
1. Задания по орфографии в формате ЕГЭ. Правописание приставок. Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные и согласные в корне слов. О/Ё после шипящих и Ц. Н/НН в разных частях речи. НЕ/НИ с разными частями речи. Дефисное и слитное написание слов. Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Разделительные Ъ и Ь. Ь после шипящих в разных частях речи. Сложные случаи орфографии.
Раздел «Орфография» неразделим и с культурой речи, поэтому учитель должен обеспечить развитие письменной и устной речи в разных формах на каждом уроке. В современной методике русского языка речевая направленность является обязательным требованием для определения качества преподавания предмета, поэтому присутствие на уроке работы со связным текстом становится главным условием решения выдвинутых задач. Таким образом, тематический блок «ОРФОГРАФИЯ» подготавливает учащихся к комплексному анализу текста при доминировании работы над орфографической зоркостью. Разные виды лингвистических разборов играют важную роль в комплексном повторении пройденного материала за предыдущие годы и осуществляют принципы системности, перспективности и преемственности
2. Задания по морфологии в формате ЕГЭ.
3. Задания по морфемике и словообразованию в формате ЕГЭ.
4. Нормы русского литературного языка.
5.Синтаксис и пунктуация в формате ЕГЭ . Задания А19-А25.
Повторение изученного
обеспечивает прочность знаний, умений и навыков учащихся старшего звена школы по русскому языку. Темы, включенные в каждый из разделов, предполагают систематизацию знаний, умений и навыков учащихся при помощи алгоритмов по теории с последующими тренажами (например, «Правописание Н/НН в разных частях речи» - тематический блок, объединяющий многие темы, изученные в предыдущих классах). Такой подход к обучению русскому языку в старшем звене помогает учителю обеспечить практическую направленность уроков по данному предмету.
ФОРМЫ И СРОКИ КОНТРОЛЯ
Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Проверочные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Зачетные работы | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Диктанты | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Сочинения | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Тесты в формате ЕГЭ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итоговый контроль/ СтатГрад/ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
- Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный;
- Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический;
- Сочинение: эссе, миниатюра, по тексту в формате ЕГЭ;
- Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические;
- Теория: зачеты и письменные опросы;
- Контрольные работы: тематические в разных форматах.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ :
урок-консультация , урок-практикум , уроки «Погружения», уроки-деловые игры,
уроки-соревнования , уроки-консультации , компьютерные уроки , уроки с групповыми формами работы , уроки взаимообучения учащихся , уроки творчества , уроки-зачеты , уроки-конкурсы , уроки-общения , уроки-игры , уроки-диалоги , уроки-конференции , уроки-семинары , интегрированные уроки, уроки-мастерские, интерактивное тестирование, дистанционное обучение и др.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на
- различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на
- самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году | № урока по теме | Тема урока по данному планированию | Требования к уровню подготовки обучающихся ( ЗУН) | Вид контроля | План. сроки 11А |
Тема 1: «Введение» - 2 часа | |||||
1 | 1 | Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры | Понимать место русского языка в современном мире | Д/З | |
2 | 2 | Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка | Представлять язык как систему, знать его устройство и функционирование | Проверочная работа | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Тема 2: «Словосочетание» - 3 часа | |||||
3 | 1 | Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. . Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | Производить синтаксический разбор по данному алгоритму | Д/З | |
4 | 2 | Сложные случаи определения типа связи слов в словосочетании / Задания ЕГЭ по теме 2. задание В3 | Отличать словосочетания и предложения, определять типы словосочетаний самостоятельно | Д/З | |
5 | 3 | Проверочная работа в формате ЕГЭ | Производить синтаксический разбор по данному алгоритму, правильно определять тип словосочетаний | Проверочная работа | |
Тема 3: «Простое предложение» - 25 часов | |||||
6 | 1 | Классификация предложений. Виды предложений по структуре. Односоставные и двусоставные предложения | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | Д/З | |
7 | 2 | Виды односоставных предложений | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | Д/З | |
8 | 3 | Трудные случаи определения вида односоставных предложений в составе сложного. /ЕГЭ: разбор заданий по теме. | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | Д/З | |
9 | 4 | Проверочная работа в формате ЕГЭ | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | Проверочная работа | |
10 | 5 | Главные члены предложения. /ЕГЭ: разбор заданий по теме. А-8 | В ходе обобщения и повторение пройденного материала проверить свои знания , умения и навыки по повторенным темам | Д/З | |
11 | 6 | Способы выражения подлежащего | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | д/з | |
12 | 7 | Виды сказуемых. Трудные случаи. | Уметь применять алгоритм в определении видов сказуемых | д/з | |
13 | 8 | Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого / ЕГЭ: разбор заданий по теме | Использовать полученные навыки в самостоятельной работе | Проверочная работа | |
14 | 9 | Тире между подлежащим и сказуемым. / ЕГЭ: разбор задании по теме. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | Д/З | |
15 | 10 | Полные и неполные предложения | Уметь отличать полные и неполные предлоржения | диктант | |
16 | 11 | Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | тест | |
17 | 12 | Однородные члены предложения. Трудные случаи пунктуации | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | Провер. тест | |
18 | 13 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | тест | |
19 | 14 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | Продемонстрировать ЗУН по теме | д/з | |
20 | 15 | Обособленные и необособленные определения. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | тест | |
21 | 16 | Обособленные приложения | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | Проверочная работа | |
22 | 17 | Обособленные обстоятельства. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з | |
23 | 18 | Обособленные дополнения. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | диктант | |
24 | 19 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з | |
25 | 20 | Сложные случаи пунктуации при обособленных и уточняющих членах предложения. / ЕГЭ: разбор заданий по теме. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | тест | |
26 | 21 | Знаки препинания при обращениях. Междометия и слова предложения. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з | |
27 | 22 | Вводные слова и предложения | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | Диктант, тест | |
28 | 23 | Знаки препинания при сравнительном обороте | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з, тест | |
29 | 24 | Урок обобщения и повторения по теме | Обобщить и повторить пройденный материал с целью подготовки к контрольной работе по теме | диктант | |
30 | 25 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | Продемонстри-ровать ЗУН по теме | д/з | |
31 | 1 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Используя отработанные по темам алгоритмы , научится решать сложные лингвистические задачи. | д/з | |
32 | 2 | Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении. | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з | |
33 | 3 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Уметь применять алгоритм для правильной постановки знаков препинания | д/з | |
34 | 4 | Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | Используя отработанные по темам алгоритмы , научится решать сложные задачи. | Проверочная работа | |
35 | 5 | Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | Закрепить полученные знания, навыки и умения | д/з | |
36 | 6 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Закрепить полученные знания, навыки и умения | д/з | |
37 | 7 | Трудные случаи пунктуации в бессоюзном сложном предложении | Закрепить полученные по пунктуации знания, навыки и умения | д/з | |
38 | 8 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | Выявить уровень подготовки учащихся по данной теме. | Зачетная контрольная работа | |
39 | 9 | Трудные случаи пунктуации в сложном предложении. Практикум. Задания ЕГЭ В4,В6 | Провести анализ ошибок и закрепить полученные знания. умения и навыки по данной теме. Научиться осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки | Работа над ошибками | |
40 | 10 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | Закрепить полученные по пунктуации знания, навыки и умения и научиться их использовать в решении задач в формате ЕГЭ. | д/з | |
Тема 5: «Прямая и косвенная речь» - 3 часа | |||||
41 | 1 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. | Уметь правильно ставить ЗП при прямой, косвенной речи, уметь заменить прямую речь косвенной. | д/з | |
42 | 2 | Способы цитирования | Знать способы цитирования. | д/з | |
43 | 3 | Практикум: прямая и косвенная речь. | Научиться производить лингвистический анализ текста по предложенному алгоритму. | Проверочная работа | |
Тема 6: «АНАЛИЗ ТЕКСТА» - 11 часов | |||||
44 | 1 | Текст. Закономерности построения текста. | Научиться производить лингвистический анализ текста по предложенному алгоритму | д/з сочинение | |
45 | 2 | Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Научиться видеть грамматические признаки текста как словесного произведения | д/з | |
46 | 3 | Информационная переработка текста. | Знать особенности научно-популярных текстов и уметь работать с ними по предложенному алгоритму. | д/з сочинение | |
47 | 4 | Алгоритм анализа текстов разных стилей и жанров. | Научиться работать с текстами в соответствии с их жанровой спецификой | д/з | |
48 | 5 | Определение проблемы в исходном тексте. Практикум. | Уметь определять проблему текста | тест | |
49 | 6 | Определение авторской позиции в исходном тексте. Практикум | Уметь определять авторскую позицию текста | д/з , теория | |
50 | 7 | Способы аргументации в сочинении по анализируемому исходному тексту | Знать виды аргументов и уметь приводить аргументацию в сочинении | тест | |
51 | 8 | Практикум. Анализ исходного текста по материалам ЕГЭ. | научиться работать с ними по данному алгоритму | д/з сочинение | |
52 | 9 | Обучение написанию сочинения по исходному тексту. ЕГЭ. Часть С | Научиться работать с художественным текстом в соответствии с его спецификой. | д/з | |
53 | 10 | Конструирование сочинения в формате ЕГЭ по исходному тексту. | Уметь определять проблематику текста и выделять главную проблему с учетом конструирования сочинения по тексту | Сочинение по макету | |
54 | 11 | Контрольное сочинение в формате ЕГЭ по исходному тексту . | Уметь в соответствии с выделенной в тексте проблемы находить авторскую позицию | Сочинение по макету | |
Тема 7: «Художественно-выразительные средства языка» - 3 часа | |||||
55 | 1 | Классификация художественно-выразительных средств языка. | Определять художественно-выразительные средства в соответствии с их классификацией | Тест по КИМам | |
56 | 2 | Практикум по теме. Задание В8 | Выявить уровень подготовки учащихся по данной теме | Тест по КИМам | |
57 | 3 | Проверочная работа в формате ЕГЭ. | Выявить уровень подготовки учащихся по данной теме | д/з | |
Тема 8: «ПОВТОРЕНИЕ» - 6 часов / + 7 часов | |||||
58 | 1 | Практикум. Задания по орфографии в формате ЕГЭ. А12-А18 | Закрепить полученные по орфографии знания, навыки и умения и научиться их использовать в решении задач в формате ЕГЭ. | д/з | |
59 | 2 | Практикум. Задания по орфографии в формате ЕГЭ А12-А18 | Закрепить полученные по синтаксису и пунктуации знания, навыки и умения и научиться использовать их в решении задач в формате ЕГЭ | д/з | |
60 | 3 | Практикум. Задания по морфологии в формате ЕГЭ. Задание А-10, В2 | Использовать полученные знания, навыки и умения в решении задач в формате ЕГЭ | Тест по КИМам | |
61 | 4 | Практикум. Задания по морфемике и словообразованию в Формате ЕГЭ. .Задание В1 | Подытожить усвоение курса русского языка с целью готовности к сдаче ЕГЭ. | д/з | |
62 | 5 | Нормы русского литературного языка. Задания А-1. | Подытожить усвоение курса русского языка с целью готовности к сдаче ЕГЭ. | д/з | |
63 | 6 | Практикум по пунктуации. Задания А19-А25 | Подытожить усвоение курса русского языка с целью готовности к сдаче ЕГЭ.- | д/з | |
64 | 7 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | |||
65 | 8 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | |||
66 | 9 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | - | ||
67 | 10 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | - | ||
68 | 11 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | - | ||
69 | 12 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | |||
70 | 13 | Резервные уроки для комбинированного повторения тем | - |
Тематическое поурочное планирование по русскому языку для 10 класса соответствует принципам научности, доступности, системности, перспективности и преемственности между всеми изучаемыми разделами лингвистики.
Всего: - 68 часов, в том числе:
повторение = 6 часов
синтаксис и пунктуация ( темы 1 - 7) = 43 часа,
анализ текста – 11 часов,
Художественно-выразительные средства языка – 3 часа
резерв – 7 часов
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Учебники
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. | Русский язык. 10-11 классы / Пособие для изучения русского языка в старших классах | 2012 . | Просвещение |
2. Методические пособия для учителя
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. | Практикум по русскому языку. Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. 10 класс | 2011 | «Вербум-М» |
2. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. | Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10 – 11 классы». | 2011 | «Просвещение» |
3. | Т. В. Раман. | Тематическое и поурочное планирование по р. яз : 10 кл,/ к пособию для занятий по р.яз. в старших классах В.Грекова,С.Крючкова,. Л. Чешко | 2004 | Серия «Учебно-методический комплект», «Экзамен» |
4. | Г. В. Цветкова. | Русский язык. 10-11 классы : развернутое тематическое планирование по учебнику В.Грекова, С.Крючкова, Л. Чешко | 2011 | «Учитель» |
- Контрольно-измерительные материалы
1. | И.Цыбулько | ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов | 2013 | «Эксмо» |
2. | И.Цыбулько | ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов | 2014 | «Эксмо» |
- Пособия для учащихся
1. | Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова | Русский язык: анализ текста. | 2004 | «Сага» |
2. | Ю. Н. Гостева | Русский язык. Решение сложных задач | 2010 | Интеллект-Центр |
3. | Загоровская О.В. | Интернет-учебник. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С | 2010 | Интернет-ресурс |
- Электронные ресурсы подготовки к ЕГЭ
1. | Федеральный институт педагогических измерений - | http://www.fipi.ru | (на сайте представлены демо- материалы | ФИПИ |
2. | Официальный портал Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru/ | материалы для организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ) | ЕГЭ |
3. | Д.Гущин | РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/ | Типовые задания КИМы | - |
4. | Интернет- учебник. Синтаксис и пунктуация. | Теоретические материалы . Практические упражнения. | - | |
5. | Загоровская О.В. | Интернет-учебник. Готовимсяк ЕГЭ. Часть А. Часть В. Часть С. | Комплексы практических упражнений. Тестовые материалы | - |
4. | Про школу . Интернет- портал | Методические разработки: про-граммы, планы подготовки, конс-пекты уроков, лекции, тесты, упражнения | - |
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....