Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Бредихина Елена Константиновна

Программа разработана на основе авторской программы М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz._rabochaya_programma_5_klassa.rar44.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 

Рабочая программа  составлена с учётом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г. по русскому языку на основе программы общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (11-е издание.Москва. «Просвещение», 2009 г.)  

Концепция рабочей программы  5   класса

  • ориентирована на использование  базового учебника русского языка для 5 – го класса под редакцией академика РАО, доктора филологических наук Н. М.Шанского, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013-2014 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений:
  • организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
  • усиление практической направленности обучения русскому языку;
  • усвоение  теоретических сведений в практической деятельности    учащихся при исследовании лингвистических фактов языка;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков письма, правильного каллиграфического письма;
  • формирование умений, навыков у школьников  при анализе ошибок, допускаемых ими в классных, домашних, контрольных работах, работах по развитию речи;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности:  овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса речи,  развитие навыков  выразительного чтения;
  • формирование умений, навыков у  школьников самостоятельности, самоорганизации  в учебном труде;
  • приобщение учащихся к научно – популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом.

Программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о современном русском литературном языке. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса  и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
  • речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;
  • сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий  пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Особое внимание уделяется формированию прочных знаний, умений и навыков школьников, развитию межпредметных связей, работе над связной речью учащихся, формированию навыков работы со справочной  литературой.

Особенности рабочей программы для V класса обусловлены:

1) Возрастными возможностями учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению – в V, VI и IX классах. Увеличены часы на повторение пройденного в начальной школе и на повторение материала в конце года за счёт уменьшения часов при изучении темы « Глагол».

2) Перспективным изучением отдельных тем курса. Так, например, уже в V классе вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации, рассматриваются типы связи в словосочетании, виды сложных предложений.  Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить школьников к изучению систематического курса синтаксиса в VIII-IX классах.

3) Необходимостью решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном обучения. В V классе в разделе «Повторение пройденного в начальной школе» определено содержание этой работы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Кроме того, темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочности знаний и умений школьников.

4) Усилением речеведческого аспекта. В программе V класса увеличены часы на развитие связной речи (на 10  часов), это пятая часть от общего количества учебных часов. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Работа ведется в следующих направлениях:

  • овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, что обеспечивается систематической словарной работой и постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, что предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания и реализуется практически – при выполнении специальных упражнений, при подготовке к написанию изложений и сочинений. Обязательной составной частью в работе по развитию речи учащихся является работа по предупреждению и устранению различных языковых ошибок.

Кроме того, при составлении программы учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня. В связи с этим вводится ряд новых понятий. Так, учащимся объясняется связь между морфологией и синтаксисом, составляющими грамматики русского языка; вводится понятие видовой пары глаголов, что поможет школьникам в дальнейшем разграничивать разные способы словообразования глаголов, связанные с категорией вида; выявляется связь фонетики с графикой и орфографией и др.

 

                          Цели и задачи программы

Основными целями обучения в 5 классе являются:

1.Изучение системы русского языка и функционирования ее в речи.

2.Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

3.Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

4.Развитие логического мышления школьников; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

5.Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.

6.Патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка; воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • создавать условия для формирования общеучебных умений и навыков:        коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • создавать условия для формирования прочных орфографических  и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

             Программа реализована в УМК творческого коллектива 

Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 35-е изд. – М.: Просвещение, 2010.)

Данный учебник имеет лингвометодический характер, характеризуется систематичностью изложения теоретических сведений (в том числе и сведений, обеспечивающих работу по развитию речи), насыщенностью заданиями практической направленности, текстами для работы над развитием связной речи учащихся.

     

Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю) по базисному учебному плану школы с учётом 35 учебных недель в Белгородской области. Предполагается:

  • Контрольных диктантов – 6
  • Контрольных тестирований – 2
  • Контрольных изложений – 2
  • Контрольных сочинений – 2
  • Уроков развития речи –46

Формы организации  учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными  (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки - презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты  мини -  рефератов, метод проектов, презентаций, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые  игры, имитационное моделирование, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного и деятельностного подхода к обучению русскому языку

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Выполнять фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор.
  • По лексике. Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова. Различать омонимы и многозначные слова.
  • По орфоэпии. Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы в соответствии с изученными правилами; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
  • По морфологии. Различать изученные самостоятельные части речи по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи. Соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной речи.
  • По синтаксису. Составлять простые и сложные предложения изученных видов. Разграничивать простые предложения с однородными сказуемыми и сложные, части которых связаны союзом и.
  • По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и указывать их функцию, расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  • По связной речи. Строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи. Анализировать и создавать тексты изученных стилей. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте.
  • Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и     толковыми словарями.

 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата по плану

Дата  по  факту

Приме

чание

1

Язык – важнейшее средство общения.

1

 02.09

2

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

03.09

3

Р. р. Стили речи.

1

04.09

Повторение пройденного  в начальной школе

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

05.09

5

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

06.09

6-

7-

8

 Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

3

06.09

09.09

10.09

9-

10-11

Правописание проверяемых, непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.

3

11.09

12.09

13.09

12

Входной контроль. Буквы и, у, а после шипящих.

1

13.09

13

Разделительные ъ и .ь 

1

16.09

14

Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.

1

17.09

15

Р. р. Текст. Признаки текста.

1

18.09

16-17

Р. р.  Подготовка к написанию   обучающего подробного изложения с изменением лица «Хитрый заяц» (упр.66).

Р. р.  Написание   обучающего подробного изложения с изменением лица «Хитрый заяц» (упр.66).

2

19.09

20.09

18

 Самостоятельные и служебные части речи.

1

20.09

 19

  Анализ ошибок, допущенных в изложении «Хитрый заяц» (упр.66).  

23.09

20

 Глагол: лицо, время, число, род. Буква ь во 2-м лице ед. ч. глаголов.

1

24.09

21

Наречие (ознакомление). Р. р.  Сочинение-миниатюра «Загадка».

1

25.09

22

 Правописание -тся и -ться на конце глаголов

1

26.09

23

Р. р.  Тема текста. Широкая и узкая тема текста.

1

27.09

24-25

Правописание личных окончаний глаголов.

Не с глаголами.

2

27.09

30.09

26

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.

1

01.10

27

Правописание падежных окончаний существительных

1

02.10

28

Буква ь на конце существительных после шипящих. Словарный диктант.

1

03.10

29

Анализ словарного диктанта. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

04.10

30-31

Р. р.   Подготовка к написанию   сочинения по картине А.А. Пластова «Летом».

 

Р. р. Написание сочинения по картине А.А. Пластова «Летом»

2

2

04.10

07.10

32

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1

08.10

33

Р. р. Основная мысль текста. Сочинение по личным впечатлениям «Памятный день летних каникул».

1

09.10

34

35

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в начальной школе».

 Анализ ошибок, допущенных в  контрольном диктанте и сочинении.

2

 10.10

11.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

36

Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.

Знаки препинания, их функции.

1

11.10

37

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение словосочетаний.

1

14.10

38

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Типы связи в словосочетании.

1

15.10

39

 Разбор словосочетания.

1

16.10

40

Предложение.

 Грамматическая основа предложения

1

17.10

41

Виды предложений по цели высказывания.

1

18.10

42

43

Р. р.  Подготовка к написанию   сжатого изложения «Старый пень».

Р. р.  Написание сжатого изложения «Старый пень».

2

18.10

21.10

44

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения.

1

22.10

45

Члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое

1

23.10

46

Подлежащее.

1

24.10

47

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

25.10

48

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

25.10

49

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

05.11

50

Определение.

1

06.11

51

Обстоятельство.

1

07.11

52

53

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах. Тестирование.

1

1

08.11

08.11

54

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

11.11

55

Предложения с обращениями.

1

12.11

56

Р. р.   Письмо  как одна из разновидностей текста.

1

13.11

57

Предложения с вводными словами и словосочетаниями.

1

14.11

58

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

15.11

59

Р. р.  Функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

15.11

60

61

Р.Р.Подготовка к написанию сочинения по  картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Р. р. Написание сочинения по  картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

2

18.11

19.11

62

  Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Сложные предложения. Виды сложных предложений.

1

20.11

63

Сложное предложение с союзами. Запятая в сложносочинённом  предложении.

1

21.11

64

Запятая  в сложноподчинённом предложении.

1

22.11

65

Синтаксический разбор сложного предложения. Проверочная работа.

1

22.11

66-67

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

2

25.11

26.11

68

Прямая и косвенная речь

1

27.11

69

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

1

28.11

70

Р. р. Этикетные диалоги.

1

29.11

71

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».  

1

29.11

72

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

02.12

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

73

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.  Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Гласные звуки.

1

03.12

74

Согласные звуки.

1

04.12

75

Сильная и слабая позиция. Изменение звуков в потоке речи  

1

05.12

76

Согласные твердые и мягкие

1

06.12

77

Р.р. Повествование.

1

06.12

78

Согласные звонкие и глухие Сонорные согласные. Шипящие и  ц.

1

09.12

79

Графика Обозначение звуков речи на письме.

 Алфавит

1

10.12

80

Р.р. Описание как тип речи. Описание предмета. Сочинение-миниатюра.

1

11.12

81

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

12.12

82

Двойная роль букв е, ё, ю, я

2

13.12

83

Орфоэпия как раздел науки о языке. Слог. Ударение. Орфоэпические словари.

1

13.12

84

Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи

1

16.12

85

86

Р.р. Подготовка к написанию     контрольного изложения  «Шкатулка проснулась».

Р. р. Написание контрольного изложения  «Шкатулка проснулась».

2

17.12

18.12

87

  Повторение пройденного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

19.12

88

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»  

1

20.12

Лексика. Культура речи

89

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте и изложении.  Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Словари.

1

20.12

90

Однозначные и многозначные слова.

1

23.12

91

Прямое и переносное значение слов.

1

24.12

92

  Р. р. Средства художественной выразительности, основанные на переносном употреблении слов.

1

25.12

93

Омонимы.

1

26.12

94

Синонимы.  Р. р.  Сочинение-миниатюра.

1

27.12

95-96

Р. р.  Подготовка к написанию  контрольного сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Р. р.   Написание контрольного сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2

27.12

30.12

97

Антонимы. Паронимы.

1

13.01

98

Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении. Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

14.01

99

Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи».

1

15.01

100-101

Р. р. Подготовка к написанию подробного изложения «Первый снег».

Р. р.   Написание подробного изложения «Первый снег».

2

16.01

17.01

102

 Анализ ошибок, допущенных в  изложении и проверочной работе.

1

 17.01

Морфемика. Орфография. Культура речи

103

Морфемика  как раздел науки о языке. Морфема – значимая часть слова

1

20.01

104

Изменение и образование слов. Однокоренные слова и формы слова.

1

21.01

105

Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

1

22.01

106

Корень, его назначение в слове.

1

23.01

107

Р. р.    Рассуждение как тип речи. Рассуждение в повествовании.

1

24.01

108

Суффикс, его назначение в слове

1

24.01

109

Приставка, её назначение в слове.

1

27.01

110

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Морфемный словарь.

1

28.01

111

112

Р. р.    Подготовка к написанию выборочного изложения с изменением лица рассказчика.

 Р. р.    Написание выборочного изложения с изменением лица рассказчика.

2

29.01

30.01

113

Чередование звуков в морфемах.

1

31.01

114

Беглые гласные.

1

31.01

115

Варианты морфем.

1

03.02

116

Морфемный разбор слова.  

1

04.02

117

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

05.02

118-119

Буквы з-с на конце приставок.

2

06.02

07.02

120

Правописание корней с чередованием. Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож-.

1

07.02

121

Буквы о-а в корнях -раст-/-ращ-/-рос .

1

10.02

122

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

11.02

123

Правописание гласных после шипящих и ц. Буквы о-ё после шипящих в корне.

1

12.02

124

Буквы и-ы после ц.  

1

13.02

125

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1

14.02

126

127

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

2

14.02

17.02

128

Р. р. Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1

18.02

129

130

Р. р.  Подготовка к написанию   сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

Р. р.   Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

2

 19.02

20.02

Морфология. Орфография. Культура речи

131

Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные  и служебные части речи.  

1

 21.02

ИМЯ   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

132

133

Имя существительное как часть речи.

 Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

1

1

21.02

134

Р. р. Доказательства и объяснения  в рассуждении

1

24.02

135

Существительные

одушевленные и неодушевленные

1

25.02

136

Существительные собственные и нарицательные.

1

26.02

137

Правописание собственных имен существительных. Р. р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению по теме «Имя существительное».

1

27.02

138

Р. р. Написание контрольного сочинения-рассуждения по теме «Имя существительное».

1

28.02

139

Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении-рассуждении. Категория рода существительных

1

28.02

140

Категория числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.  

1

03.03

141

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

04.03

142

Три склонения существительных. Склонение существительных на -ия,  -ий, -ие.

1

05.03

143

144

Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами описания.

Р.р.   Написание подробного изложения с элементами описания.

2

06.03

07.03

145

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Морфологический разбор имени существительного.

1

 07.03

146

147

Категория падежа существительных.  Правописание букв е-и в падежных окончаниях существительных.

2

10.03

11.03

148

Правописание букв е-и в падежных окончаниях существительных.  

1

12.03

149                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Множественное число имен существительных

1

13.03

150-151

Правописание букв о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

2

14.03

14.03

152

Р. р.  Устное сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

17.03

153

154

Обобщение по теме «Имя существительное».

 Подготовка к контрольному тестированию.

2

18.03

19.03

155

Контрольное тестирование № 1.

1

20.03

156

Анализ результатов контрольного тестирования.  

1

21.03

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

157-158

Имя прилагательное как часть речи.

 Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

2

21.03

01.04

159-160

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

02.04

03.04

161

Р. р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности .

1

04.04

162-163

Прилагательные полные и краткие.

 Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

2

04.04

07.04

164

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

08.04

165

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

09.04

166

167

 Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное и имя существительное».

 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

2

10.04

11.04

168

169

Р. р. Подготовка к написанию выборочного изложения 

« Кошка Ю-Ю» (упр.587).

Р. р. Написание выборочного изложения 

« Кошка Ю-Ю» (упр.587).

2

11.04

14.04

ГЛАГОЛ

170

Анализ ошибок, допущенных в выборочном изложении. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

1

15.04

171

Правописание не с глаголами

1

16.04

172

Р. р. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля.

Устный рассказ по сюжетным картинкам.

1

17.04

173

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

18.04

174

Правописание -тся и -ться на конце глаголов.

1

18.04

175

Категория вида глагола.

1

21.04

176

Понятие о видовой паре глаголов.

1

22.04

177-178

Буквы е-и в корнях с чередованием в разрезе изучения категории вида глаголов.

2

23.04

24.04

179

Р. р. Сочинение . Невыдуманный рассказ (о себе).

1

25.04

180

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Категория времени глагола.

1

25.04

181

Прошедшее время.

1

28.04

182

Настоящее время.

1

29.04

183

Будущее время.

1

30.04

184-186

Спряжение глаголов. Правописание гласных в окончаниях глаголов. Самостоятельная работа  

3

05.05

06.05

07.05

187

188

Р.р. Подготовка к написанию  сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

Р.р.    Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

2

08.05

12.05

189

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Морфологический разбор глагола.

1

13.05

190

Правописание ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

14.05

191

Р.р.  Приемы сжатия текста. Р.р. Подготовка к  контрольному сжатому изложению «Шоколадный торт».

1

15.05

192

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения «Шоколадный торт».

1

16.05

193

Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении. Употребление времен.

1

16.05

194-195

Повторение изученного по теме «Глагол».

2

19.05

20.05

196

197

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

2

21.05

22.05

Повторение и систематизация пройденного  в 5 классе

198

Повторение. Разделы науки о языке

1

23.05

199-200

Повторение. Орфограммы в корнях и окончаниях слов

2

23.05

23.05

201

Повторение. Употребление ъ и ь знака.

1

26.05

202

Повторение. Орфограммы после шипящих и ц. 

1

26.05

203-204

Повторение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

27.05

27.05

205

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении.

1

27.05

206

Повторение. Знаки препинания в прямой речи и диалоге.

1

28.05

207

Комплексное повторение. Подготовка к контрольному тестированию.

1

28.05

208

209

Контрольное тестирование за курс 5 класса.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании.

2

29.05

30.05

210

Повторение изученного в 5 классе.                          

1

30.05

        

Содержание программы  учебного курса

Язык и общение (2 ч + 1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (24 ч + 8 ч)

I. Части слова.  Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

            II. Текст. Тема текста. Стили речи.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (30 ч + 7 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания, знаки препинания при них.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 ч + 4 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Позиционная мена звуков. Транскрипция.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 ч + 6 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы (ознакомление). Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 ч + 6 ч). Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных в корнях -лож-/-лаг-, -рос-/-раст-/-ращ-. Гласные после шипящих и ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. (1)

Имя существительное (20 ч + 5 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (типа фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10 ч + 3 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Видовая пара глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир- и др. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

    ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ (13 ч)

                                     

  Формы и средства контроля

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Форма контроля

12

Входной контроль. Буквы и, у, а после шипящих.

13.09

Тест

34

 

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в начальной школе»

 10.10

 

Контрольный диктант

72

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация»

02.12

Контрольный диктант

86

 Р. р. Написание контрольного изложения  «Шкатулка проснулась».

 

18.12

Контрольное изложение

88

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»  

20.12

Контрольный диктант

 96

 Р. р.   Написание контрольного сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

 

30.12

Контрольное сочинение

126

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

14.02

 

Контрольный диктант

138

Р. р. Написание контрольного сочинения-рассуждения по теме «Имя существительное».

28.02

Контрольное сочинение-рассуждение

155

Контрольное тестирование № 1.

20.03

Тест

166

 

 Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное и имя существительное».

10.04

 

Контрольный диктант

192

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения «Шоколадный торт».

16.05

Контрольное изложение

196

 

Контрольный диктант по теме «Глагол».

21.05

 

Контрольный диктант

208

 

Контрольное тестирование за курс 5 класса.

 

29.05

 

Тест

 

                     Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Основная литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. / Сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Изд. 11-е. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 36-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

Для учителя

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г.А. Богданова. – СПб., 2007.
  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005.

См.: http://www.prosv.ru/ebooks/Bogdanova_Sb-diktantov_5-9kl/1.html 

  1. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным / Л.А. Введенская, Н. П. Колесников. – М., 1989.
  2. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л.А. Виноградова. – М., 1985.
  3. Гдалевич Л.А. Уроки русского языка в 5 классе / Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим. – М., 1991.
  4. Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В.Н. Горшкова. – М., 1983.
  5. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.
  6. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
  7. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М., 1994.
  8. Интерактивные проверочные работы. Русский язык. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 кл. – 3-е изд. – М., 2009.
  10. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. – М., 1991.
  11. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс. / Сост. Н.В. Егорова. – М.:ВАКО, 2010.
  12. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
  13. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1992.
  14. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
  15. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  16. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы / Сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.
  17. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное / Т.Г. Рик. – М.: Самовар, 1996.
  18. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! / Т.Г. Рик. – М.: Самовар, 1995.
  19. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное / Т.Г. Рик. – М.: Самовар, 1994.
  20. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка: 5 класс. – 2-е изд., дораб. / С.А. Романова. – М.: Школьная пресса, 2002.
  21. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка / Л.К. Скороход. – М., 1990.
  22. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя /Л.А.Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
  23. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е.К. Францмам. – М., 1996.
  24. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие / Н.В. Халикова, В.В. Леденева. – М.: Дрофа, 1996.
  25. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. - М.: Первое сентября, 2002.
  26. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Первое сентября, 2002.

Для учащихся

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т. Арсирий, под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах / В.И. Кодухов. – М., 1984.
  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л.Г.Ларионова. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 5 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Малюшкин АБ. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык:
    5 класс / А Б. Малюшкин. – М., 2006.
  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии / С.Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Шанский Н.М. В мире слов / Н.М. Шанский. – М., 1985.

Образовательные электронные ресурсы:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....