Занимательные уроки этимологии
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Алашова Татьяна Владимировна

Часто ли мы задумываемся о том, как возникли слова, которые используются нами в повседневной речи? А ведь у некоторых из них довольно интересное происхождение. Зная этимологию слова, можно проверить и его написание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimologiya.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательные уроки этимологии http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

25.06.2014 2 http://aida.ucoz.ru Раздел языкознания, который изучает происхождение и историю развития слов. Этимология и орфография. Этимологические словари – «путеводные звезды орфографии». Это интересно! Проверь себя! Содержание:

Слайд 3

25.06.2014 3 Этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение и историю развития слов. Сведения о происхождении и истории развития слов могут во многих случаях превратить непроверяемые написания в проверяемые и упростить их запоминание. Этимологические словари – «путеводные звезды орфографии». Когда в учебнике нет правила, проясняющего правописание необходимого слова, можно найти тропинку для памяти по этимологическому словарю. Именно словари помогают восстановить забытые словообразовательные и смысловые связи между словами. Это позволяет во многих случаях сделать непроверяемые написания проверяемыми, а значит, и легко запоминаемыми.

Слайд 4

25.06.2014 4 гвозд ика гвозд и

Слайд 5

25.06.2014 5 вЕтеран вЕтхий дом вЕтчина – старое мясо лат. « вЕтус » - старый

Слайд 6

25.06.2014 6 коза кОзырек кожа кОза – козья шкура

Слайд 7

25.06.2014 7 кОп ейка воин с кОп ьём кОп ья

Слайд 8

25.06.2014 8 о - пен ок пен ь

Слайд 9

25.06.2014 9 Понедельник – день после воскресенья (недели) П О н Е дельник – пО сле нЕ делать

Слайд 10

25.06.2014 10 Основной принцип русской орфографии – морфологический. Значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, окончания) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Гласные пишутся так, как они произносятся под ударением ( врЕдить - врЕд ); а согласные – так, как они произносятся перед гласными. ( зу Б – зу Б ы ). Вот почему мы продолжаем писать одинаково буквы в словах, которые уже давно перестали быть родственными и однокоренными .

Слайд 11

25.06.2014 11 В И негрет – от фр. Vinaigre – « в И нный уксус» Т Е рритория , т Е рраса , т Е ррариум – от лат. TERR a «земля» Т ЕРР орист – от лат. TERR or «страх, ужас» РЕШ ётка – про РЕХ а Воз РАЗ ить , от РАЗ ить , по РАЗ ить , по РАЖ ение – раз (др.рус. сущ. – «одиночный удар» К О мпания друзей – от лат. прист. Com - значение совместимости+ корень panis «хлеб» (совместный хлеб) К А мпания (рекламная) –от лат. C A mpus «поле, место боевых действий».

Слайд 12

25.06.2014 12 ПОДУМАЙТЕ! Что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, портмоне, портфель, портативный, рапорт, транспортир, паспорт, портьера?

Слайд 13

25.06.2014 13 Port – лат. 1. «ворота, выход»; 2. «носить, возить».

Слайд 14

25.06.2014 14 Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, учитывая происхождение слова Л.. ловый Об.. яние Гл.. диолус К.. рнавал Ф.. нтан В..гон П.. рчатка М..як др.инд. « лИлак »-темно-синий русск. « обАяти »-околдовать словами греч. « глАдиус »- меч итал . « кАрно »- мясо, « вАле »- прощай лат. « фОнтис » - родник, источник нем. « вАген » ст.-слав . « пЕрст » - палец русск. « мАять , махать»

Слайд 15

25.06.2014 15 Снимите шапку- невидимку Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание? А) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла; Б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, затылок; В) Комбинация, компания, композитор, компот, компромисс; Г) Конвой, консервировать, консервы, конкурент; Д) Катакомбы, каталог, катапульта.

Слайд 16

25.06.2014 16 Подведем итоги Наука, изучающая происхождение и историю развития слов? Почему этимологические словари называют «путеводными звездами орфографии»? Назовите основной принцип русской орфографии.

Слайд 17

25.06.2014 17 Литература и Интернет-источники «Большая Советская энциклопедия» Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. 3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово 4. Соловьева Т.В. Словарик современного школьника. 5. http ://www.svetozar.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного урока по физической культуре:"Ритмическая гимнастика. «Прогулка по зоопарку»"

Тема урока: Ритмическая гимнастика.  «Прогулка по зоопарку» Цель урока:               Совершенствование двигательной активнос...

«В школе Занимательных уроков» Сценарий праздника в ШРР «Букварёнок», посвящённого Дню знаний

Цель: в ходе праздника  способствовать взаимодействию детей и родителей.Задачи:-создать атмосферу удивления, восторга, радости;-развивать коммуникативные способности; познавательный ин...

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель меро...

Урок "Этимология слов" (6 класс)

Урок «Этимология слова» ориентирован на учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока – познакомить школьников с понятием «этимология», со специфиче...

Конспект урока "Этимология слова" 6 класс

Урок призван познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистически...

Конспект урока "Этимология"

Конспект урока в 6 классе по русскому языку...