Конспект урока "Этимология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект урока в 6 классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimologiya_6_kl.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Понятие об этимологии.

Цель: расширение представлений об этимологии, этимологическом анализе слова как возможности выявления изменений в лексическом значении, морфемном составе;
развитие умения работать со словарём.

Планируемые результаты:

После проведения занятия обучающиеся смогут:

- понимать смысл  понятия «этимология»;

- ориентироваться в этимологическом словаре;

-  объяснять языковые явления, владея навыками монологической речи;

-  работать в группах.

Ход урока:

I. Орфографический тренинг.

Дополнительно: записать слова в 2 столбика (в корне
а или о, графически объясняя условие выбора написания).

  1. Мотивация.

Играя в различные игры, ребята иногда произносят: « Чур не я» Откуда это выражение? В древнерусском языке еще до принятия христианства было слово Чур, которое обозначало языческого бога домашнего очага. Наши предки считали, что Чур защитит их, стоит только призвать его на помощь. Следовательно, в обращении « Чур меня» содержится обращение к языческим богам. Этот корень сохранился и в современном слове чересчур. Первоначально оно обозначало: « это сверх того, что разрешено». Есть еще глагол чураться  - « сторониться». Следовательно, досталось это слово потомкам от древних предков. Рассказывая о слове чур, мы употребили слова потомок и предок. Слово потомок образовалось от наречия потом и суффикса – ок ( то есть тот, кто остается жить потом), а предок – тот, кто жил до нас, наш предшественник. Это слово образовано от приставки пред- и суффикса лица – ок. Слова целый и целовать когда – то были однокоренными. Понятие « целый» характеризовало человека и обозначало состояние его здоровья, позднее оно стало употребляться для обозначения полноты.  Целоваться первоначально означало  « здороваться, желать здравствовать».

Как вы думаете, как мы можем  определить «историю » этих слов? Можно ли догадаться об этом?  Какой словарь нам поможет в этом?

  1. Развитие навыков классификации (классификационный признак — наличие/отсутствие в слове окончания).

Упражнение 56.

Работа со словообразовательной моделью слова — упражнение 57.

При выполнении упражнения можно обратить внимание
на значение суффиксов, возможность омонимии морфем:
так, слово
артистка не соответствует заданной модели,
так как
-ист- является частью корня, а вот слово арфист-
ка
 соответствует (арфа — арфист — арфистка); слово болотистый имеет в своём составе суффикс -ист-, однако не соответствует модели, да и значение суффикса иное.

Приведём для справки несколько слов, соответствующих заданным моделям: бедноватый, беловатый, густоватый, прибежище (от прибежать), убежище (от убежать),
побоище (от побить), бородища (от борода), бревнище (от бревно), карьеристка (от карьерист), пианистка (от пианист).

Расширение представлений об этимологии, этимологическом анализе слова.

Теоретический материал учебника, упражнения 58—60.

- Почему морское судно назвали словом КОРАБЛЬ? (Дети высказывают свои предположения).

 - Исконно-русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (ср. лат. Conium – «толстая кожа, шкура»), КОРОБ, КОРЫТО.

-Что общего у всех этих слов? (И корабль, и короб, и корыто первоначально представляли собой сделанную из коры посудину.)

 - Если слова КОРАБЛЬ и КОРА в давние времена были когда-то родственными, то как можно проверить орфограмму О в слове корабль?( Подбираются слова-подсказки, которые записываются в словарик)  Получается следующая запись: кОрабль, кОрыто, кОроб, кОра – этимологические родственники. КОрабль – кОрка, кОрочка

Как называется маленький корабль? (Кораблик). Как называют людей, строящих корабли? (Корабелы, кораблестроители).

-Найдем общий корень во всех этих словах, сделаем вывод.

-Итак, в древние времена слова КОРАБЛЬ, КОРКА, КОРЫТО, КОРОБ были родственниками, поскольку имеют единый исторический корень -кор-. Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. (Запись получается такой: корабль , кораблик , корабел,  кораблестроитель)

1) Об этимологическом фонетическом анализе слов. Можете ли себе представить, что бык и пчела - слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.

Глагол букать у древних славян означал "мычать, реветь", то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы - получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой -ъ (ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй "мычащий зверь" выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое - бджола, русский - второе - пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат. Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?

2) Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.

Почему новая строка в тексте называется красной?

Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.

В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.

В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.

3)Этимологический анализ помогает правильно написать слово.

Почему в слове аллея пишется ЛЛ?

Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника - allee - "проход, дорога", которое унаследовало ЛЛ от своего "родителя" - глагола aller - "идти, проходить".

Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).

Игра "Брейн-ринг". (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)

Вопросы к игре:

1) Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить".)

2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)

3) Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)

4) Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати - "стать". Первоначальное значение - "подстилка", затем - "стул" и, наконец, "стол".)

5) Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ - "юг, полдень". Первоначальное значение слова ужин - "полдник".)

6) Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)

7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)

8) Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении "отличить, заметить". Первоначальное значение - "отличительный знак, отметина".)

9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)

10) Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti - "печь". Первоначальное значение - "выжженный знак".)

11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)

12) Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути - "тратить". Трава - буквально "то, что тратится, потребляется, съедается.)

13) Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё - "трава, былинки". В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло - "заросло травой". В современном языке фразеологизм имеет значение "давно забыто".)

VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.

Ономастика (от гр. onomastikos - относящийся к имени) - раздел лексикологии, посвящённый изучению собственных имён.

Топонимика (от гр. topos - место, местность + onyma - имя.) - раздел лексикологии, посвященнрый изучению географических названий.

Домашнее задание: упражнение 61  или

1) Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского "Слово о словах. Ты и твоё имя", В.А. Никонова "Словарь русских фамилий", А.В. Сусловой, А.В. Суперанской "О русских именах".

2) Почему Волгу назвали Волгой? (В книге Н.М. Шанского "В мире слов".)

3) Подобрать один-два вопроса по этимологии для всего класса.

Развитие умений читать и пересказывать текст.

Текст для устного пересказа

Наука этимология занимается происхождением слов. Хорошим этимологом стать трудно. Но и люди, далёкие от науки, любят искать историю слова, правда, обычно их
интересуют связи семантические, смысловые. Под воздействием народной этимологии нередко сближаются далёкие друг от друга слова. Учёные знают, что предок слова
оплеуха — глагол плевать. Когда-то бойцы перед кулачным боем имели привычку плевать на руки. А может показаться, что оно связано со словом ухо. Такое толкование — народная этимология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...